Урок по теме: "Моя гражданская инициатива"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Хахилева Светлана Ивановна

«Моя гражданская инициатива»

Основная школа (6-8 классы)

Цель:

Создание условий для осознания учениками значимости активной гражданской позиции в Российской Федерации.

Задачи:

  • способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся;
  • актуализировать знания учащихся по теме урока через игровые формы работы;
  • развивать основы коммуникативной компетенции через работу в группах.

Форма проведения урока:

Интеллектуальная игра «Моя гражданская инициатива»

 

 Обеспечение:

Мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация интеллектуальной игры, плакат – афиша «Парламентский урок», канцелярские принадлежности для работы в группах (листы бумаги для письменных ответов группы, ручки, таблички с названием команд), призы участникам и победителям.

Предварительная подготовка:

Для формирования мотивации учащихся к участию в интеллектуальной игре рекомендуется провести предварительную подготовку:

  • создать в школе условия соревнования между классами для выявления лучших знатоков парламентской деятельности;
  • сформировать в классах команды участников общешкольной интеллектуальной игры;
  • подготовить таблички на столы с названием команд;
  • учителю предложить командам домашнее задание на тему: «Я – гражданин России»  (Выявление проблем края, района, села, школы).
  • критерии оценки домашнего задания: умение доказать, раскрыть и аргументировать проблему, умение найти эффективные пути решения представленной проблемы, умение оппонировать другой группе.

 

План урока:

  1. Мотивационная часть, объяснение ученикам смысла и

правил интеллектуальной игры.

  1. Проведение I раунда интеллектуальной игры «Государственная власть».
  2. Проведение II раунда интеллектуальной игры «Выборы и политические партии».
  3. Разминка с болельщиками.
  4. Проведение III раунда интеллектуальной игры «Закон и законодатели».
  5. Проведение IV раунда интеллектуальной игры «Государственные символы».
  6. Разминка с болельщиками.
  7. Проведение V раунда интеллектуальной игры «История российской государственности.
  8. Разминка с болельщиками.
  9. Презентация команд домашнего задания на тему: «Я – гражданин России» (до пяти минут).
  10. Подведение итогов интеллектуальной игры и всего урока. Итоговая рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_idu_na_urok_obshchestvoznaniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ключевская СОШ» - Базовая школа

Суксунского района Пермского края

Методическая разработка

Парламентского урока

«Моя гражданская инициатива»

                       Работу выполнила Хахилева С.И.,

учитель истории и обществознания.

Ключи – 2013

«Моя гражданская инициатива»

Основная школа (6-8 классы)

Цель:

Создание условий для осознания учениками значимости активной гражданской позиции в Российской Федерации.

Задачи:

  • способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся;
  • актуализировать знания учащихся по теме урока через игровые формы работы;
  • развивать основы коммуникативной компетенции через работу в группах.

Форма проведения урока:

Интеллектуальная игра «Моя гражданская инициатива»

 

 Обеспечение:

Мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация интеллектуальной игры, плакат – афиша «Парламентский урок», канцелярские принадлежности для работы в группах (листы бумаги для письменных ответов группы, ручки, таблички с названием команд), призы участникам и победителям.

Предварительная подготовка:

Для формирования мотивации учащихся к участию в интеллектуальной игре рекомендуется провести предварительную подготовку:

  • создать в школе условия соревнования между классами для выявления лучших знатоков парламентской деятельности;
  • сформировать в классах команды участников общешкольной интеллектуальной игры;
  • подготовить таблички на столы с названием команд;
  • учителю предложить командам домашнее задание на тему: «Я – гражданин России»  (Выявление проблем края, района, села, школы).
  • критерии оценки домашнего задания: умение доказать, раскрыть и аргументировать проблему, умение найти эффективные пути решения представленной проблемы, умение оппонировать другой группе.

План урока:

  1. Мотивационная часть, объяснение ученикам смысла и

правил интеллектуальной игры.

  1. Проведение I раунда интеллектуальной игры «Государственная власть».
  2. Проведение II раунда интеллектуальной игры «Выборы и политические партии».
  3. Разминка с болельщиками.
  4. Проведение III раунда интеллектуальной игры «Закон и законодатели».
  5. Проведение IV раунда интеллектуальной игры «Государственные символы».
  6. Разминка с болельщиками.
  7. Проведение V раунда интеллектуальной игры «История российской государственности.
  8. Разминка с болельщиками.
  9. Презентация команд домашнего задания на тему: «Я – гражданин России» (до пяти минут).
  10. Подведение итогов интеллектуальной игры и всего урока. Итоговая рефлексия.

Ход урока:

  1. Мотивационная часть.

- Что мы знаем о таком понятии, как гражданин? Каждый из нас может привести несколько примеров проявления гражданских качеств человека из истории, жизни (собственного опыта). А чтобы уметь отстаивать гражданскую позицию, выполнять свои обязанности, сегодня на традиционном Парламентском уроке мы предлагаем вам в формате интеллектуальной игры познакомиться с важнейшими законами нашей страны, деятельностью органов законодательной власти, государственной символикой и проявить свою гражданскую инициативу, выступив с домашним заданием по теме: «Я – гражданин России».

Основные правила интеллектуальной игры «Моя гражданская инициатива»

  1. Игра проходит в пять раундов. (Смотри приложение)
  2. Между раундами проводится разминка с болельщиками.
  3. Игру ведёт модератор (учитель), жюри подсчитывают набранные группами баллы, в том числе командам плюсуются набранные баллы их болельщиков.
  4. В каждом раунде разыгрывается пять вопросов и оценивается по уровню сложности от 10 до 50 баллов.
  5. Задание комментирует с помощью слайдов модератор (смотри приложение). Время на выполнение задания – 30 секунд.
  6. После каждого раунда листы с ответами команды сдают жюри.
  7. Модератор комментирует правильные ответы.
  8. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы, количество которых зависит от уровня сложности вопроса. В случае неправильного ответа баллы вычитаются из общего счёта команды.
  9. За домашнее задание команда может получить дополнительно 5 баллов.
  10. Побеждает команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов.

  1. Проведение I раунда интеллектуальной игры «Государственная власть».

10 баллов.  12 декабря в России отмечается государственный праздник – День Конституции, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, а какой праздник отмечается 4 ноября? (День народного единства).

20 баллов. К какой ветви  власти относится Государственная Дума? (Законодательная).

30 баллов. При какой форме правления правитель мог сказать следующую фразу: «Государство – это я!» (Монархия).

40 баллов. Что государство собирает с граждан для содержания государственного аппарата, армии, милиции, выплате пенсии? (Налоги).

50 баллов. Пермский край  входит в Приволжский федеральный округ, а сколько всего в РФ округов? (8 федеральных округов).

  1. Проведение II раунда интеллектуальной игры «Выборы и политические партии».

10 баллов. С какого возраста граждане РФ имеют право голосовать? (18 лет).

20 баллов. Любой избирательный процесс от выборов Президента РФ до выборов главы поселения заканчивается вступлением в должность, а с чего начинается? (С агитации).

30 баллов. Избирательная комиссия выдает бюллетень для голосования при предъявлении паспорта. А ещё, какой документ действителен? (Военный билет).

40 баллов. В 18 лет вы можете быть избранными в Законодательное Собрание Пермского края, в 21 год- в Государственную думу РФ, с какого возраста вы можете выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ? ( с 35 лет).

50 баллов. Как называются политические партии, имеющие своих представителей – депутатов в Государственной Думе РФ? (парламентские).

4.Разминка с болельщиками

Продолжи фразу:

  • «нет такого закона, который бы всех…..» (устраивал, удовлетворял).
  • «Кто для других законы составлял, пусть те законы первым…..» (исполняют).
  • «Ничто так плохо не знаем, как то, что должен знать каждый:…» (закон).

5.Проведение III раунда интеллектуальной игры «Закон и законодатели».

10 баллов. Какова должность Дмитрия Анатольевича Медведева? (Председатель правительства РФ).

20 баллов. Как называется главный закон РФ, устанавливающий основы государственного устройства? (Конституция).

30 баллов. Как называют человека, защищающего ваши права и интересы в суде? (адвокат).

40 баллов. Какой орган государственной власти разрабатывает и принимает законы Пермского края? (Законодательное собрание Пермского края).

50 баллов. На заседание какого органа государственной власти я должна ходить, если принимаю участие в утверждении бюджета РФ? (Государственная Дума РФ).

  1. Проведение IV раунда интеллектуальной игры «Государственные символы».

10баллов. Историю государственных символов изучает особая наука     геральдика. На флаге РФ 3 цвета. Посередине синий, а какой цвет нижний? (красный).

20 баллов. У каждого цвета на флаге РФ своё значение: белый – мир, чистота, совершенство, синий – вера, вечность, постоянство, а что символизирует красный цвет?  (энергия, сила, жертва за Отечество).

30 баллов. На российском гербе изображен двуглавый орел. В левой лапе он сжимает державу (шар с крестом), а что сжимает орел в правой лапе? (скипетр).

40 баллов. На гербе Пермского края изображен медведь. Что несет медведь на спине? (Евангелие).

50 баллов. Вновь избранный Президент РФ произносит слова присяги, положив правую руку на книгу. Какую? (Конституция РФ).

  1. Разминка с болельщиками.

В стране N есть король, который не принимает реальных политических решений, но является символом нации. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам выборов. Какая форма правления сложилась в городе N? (парламентская монархия).

  1. Проведение V раунда интеллектуальной игры «История российской государственности.

10 баллов. С именем какого князя связана победа русских на Куликовом поле в 1380 году? (Дмитрий Донской).

        20 баллов. В 1988 году отмечалось тысячелетие этого важнейшего события в истории России? (принятие христианства).

        30 баллов. Событиям этой войны М.Ю. Лермонтов посвятил строки стихотворения:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана? (Отечественная война 1812 года).

        40 баллов. Представители этой царской династии вошли на престол Российской империи в XVII веке после событий Смутного времени и правили до революции 1917 года. Назовите эту династию? (Романовы)

        50 баллов. Какой святой изображен в центре Российского государственного герба? (Георгий Победоносец).

  1. Разминка с болельщиками.
  • Согласно народной пословице, чего не избежать вору? ( «Сколько вору не воровать, а наказания не избежать»).
  • Что должны, по словам Цицерона, делать законы с пороками? («Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели»).

  1. Презентация командами домашнего задания на тему: «Я – гражданин России» (до пяти минут).

Критерии оценивания презентаций команд по теме: «Я – гражданин России»:

  • умение доказать, раскрыть и аргументировать проблему (до 2-х баллов)
  • умение найти эффективные пути решения представленной проблемы (до 2-х баллов)
  • умение оппонировать другой команде (1 балл).

  1. Подведение итогов интеллектуальной игры и всего урока. Итоговая рефлексия.

Жюри подсчитывают баллы по итогам пяти раундов и домашнего задания, награждает участников и победителей (по традиции команда победителей и классный руководитель награждаются абонементом на посещение бассейна в ЗАО «Курорт Ключи»).

Депутат представительных органов власти в качестве председателя жюри подводит итоги Парламентского урока, даёт экспертную оценку работы учеников.

        

\

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Проект Районной Федерации детско-юношеских объединений "Гражданская инициатива"

Проект Федерации "Гражданская инициатива" разработан для школьников 5-11 классов на территории Шушенского района....

Сценарий открытия XI районного сбора лидеров детского движения РФДЮО "Гражданская инициатива"

Торжественное открытие районного сбора лидеров Районной федерации детско-юношеских объединений "Гражданская инициатива". 17 мая 2015 года......

Орг.проект Совета детской федерации "Гражданская инициатива"

План работы совета РФДЮО "Гражданская инициатива", декабрь, 2014...

«Моя гражданская инициатива» парламентский урок в коррекционной школе

Учащиеся коррекционной школы  испытывают большую трудность при вхождении в современный социум, так как не достаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, занижен уровень критичности восприяти...

Материалы для урока по теме "Альтернативная гражданская служба"

Данный материал поможет разобраться, что такое альтернативная гражданская служба кому она необходима, и кто может на неё пойти....

Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс

Конспект урока по литературе  11 класс .     Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...