рабочая программа по обществознанию 9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

рабочая программа по обществознанию 9 класс создан на основе учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9obshchestvo.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство образования и науки РС(Я)

Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я)

                Руководитель МО учителей                              Зам директора по УР                                          Директор школы

              /________/__________                        /________/__________                         /________/__________

              «__»__________20___г.                        «__»__________20___г.                            «__»__________20___г.         

                                                                                   

Рабочая программа учебного курса

по обществознанию в 9 классе

учителя истории, обществознания, ОРКСЭ

Тихоновой Туяры Дмитриевны.

(I категория)

2012-2013 учебный год

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе:

Обязательного минимума содержания исторического образования,  на основе Программы общеобразовательных учреждений, в соответствие с ФГОС;  Федерального базисного учебного плана; Учебного плана МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я) на 2012-2013 уч.г.; Примерной программы основного общего образования по обществознанию  5-11 классов для образовательных учреждений. Учебника: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2008. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по  темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Повторение

Контрольные работы

1 четверть

 Политическая сфера

7

1

1

2 четверть

 Политическая сфера. Человек и его права

6

1

1

3 четверть

  Человек и его права. Духовная сфера

7

3

1

4 четверть

  Духовная сфера

6

1

Всего:

35

26

5

4

         

           Содержание курса

Политическая сфера

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек и его права

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Духовная сфера

           Религия: многоплановость понятия. Виды религий. Архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России.

           Понятие культурной нормы. Виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор. Санкции в обществе.

          Образование – важнейший институт общества. История образования. Образование в современной России: а) структура современного образования; б) права и обязанности участников учебного процесса.

          Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки. Классификация наук. Особенности современной науки. Ее структура.

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения обществознания  ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учителя

  1. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 9 кл.— М., 1997.
  2. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
  3. Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000.
  4. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2000.
  6. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
  7. Гуревич П. С. Обществознанне: 9 кл.— М., 2000.
  8. Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл. — М., 1998.
  9. Ресурсы сети Интернет
  10. Электронные средства обучения (БИЦ Лицея)

Литература для учащихся

  1. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание»: 9 кл.— М., 2002.
  2. Жильцова Е. И., Лазебникова А. Ю., Матвеев А. И. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 9 кл.— М., 2002.
  3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
  4. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
  5. Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
  6. Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
  7. Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»:
    9 кл.— М., 1998.
  8. Ресурсы сети Интернет
  9. Электронные средства обучения (БИЦ Лицея)

Данные об авторе программы:

Учитель: Тихонова Туяра Дмитриевна

Место работы и должность: учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.

Адрес работы и телефон: с. Крестях, 841135-26-194

E-mail: tihonova.tuyara@mail.ru

Краткая аннотация курса:

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», а также авторской  программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 8-9 классов основной школы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа.

Курс обществознания в 9 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является логическим продолжением курса 8 класса.

Рабочая программа содержит 26 темы. Остающиеся 9 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:

Цели курса:

  1. формировать представления о сферах общества;
  2. формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
  3. формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
  4. формировать гражданский патриотизм.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Основными задачами курса являются:

  1. закрепление понятий «общество», «сфера общества»;
  2. почувствовать себя частью общества и его будущим;
  3. научить выявлять отличительные черты характера;
  4. использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
  5. прививать любовь к  Родине;
  6. дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.

Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

На изучение обществознания  в 9 классе учебным планом предусматривается 35 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.

учебно-тематический план:

Раздел

Всего часов

1

 Политическая сфера

7

2

 Политическая сфера. Человек и его права

6

3

  Человек и его права. Духовная сфера

7

4

  Духовная сфера

6

5

  Повторение

5

6

  Контрольная работа

4

Всего:

35

26

Программно-тематическое планирование
курса «Обществознание. 9 класс» (35
 часа)


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнительного содержания образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Политическая сфера

Власть

1

Тематическая лекция

Влияние: понятие, формы, способы.

Власть:

а) понятие, история возникновения и развития;

б) формы и методы.

Политическая власть:

а) пирамида легитимности;

б) разделение властей.

Понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство,

гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей

§ 1 (25) написать сочинение «я и власть»















2

Государство

1

Комбинированный урок

Государство – элемент политической системы общества.

Причины возникновения государства.

Признаки и функции государства. Суверенитет.

Понятия: взаимодействие, взаимовлияние общества

и государства: общество делегирует часть прав государству;

Термины: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства

Знать причины зарождения государства, его

функции (уметь их анализировать), основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).

Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства

§ 2 (26), мини-сочинение на тему «Мое понимание идеального государства»

3

Национально-государственное устройство

1

Комбинированный урок

Две тенденции

в межнациональных отношениях.

Централизованное государство.

Общенациональное государство. Причины распада национальных государств.

Понятия: многовариативность государственного строительства;

– повторение понятия «межнациональные отношения»;

– новые понятия

и термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь:

– объяснять процесс создания централизованных государств;

– объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя

§ 3 (27), таблица «Формы государственного устройства».

4

Формы
правления

1

Тематическая лекция

Форма правления: понятие и виды.

Монархия и республика – различные формы правления.

Демократия, ее основные признаки.

Понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности;

Термины: монархия, республика,

демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Уметь:

– сравнивать две формы правления: республику и монархию;

– разъяснять сущность демократической формы правления;

– анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: монархия, республика, демократия,

аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

§ 4 (28),

называть формы правления от Древней Руси до XX в.

5

Политические режимы

1

Комбинированный урок

Политический режим: понятие, типы и формы политических режимов.

Демократическиеи недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации.

Понятия: статус личности как субъекта или объекта политики определяется политическим режимом

(вариант: демократический режим максимально благоприятствует развитию личности и общества);

Термины: политический режим; демократический, недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

Развитие демократии в современном мире

Уметь объяснять особенности политических режимов

(аргументировать фактами

из всеобщей истории и истории России).

Знать понятия: политический режим, демократический

и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

Тест

§ 5 (29), с. 38 практикум






















6

Гражданское общество
и правовое
государство

1

Комбинированный урок

Понятие гражданского общества. Пути становления гражданского общества.

Институт гражданства (вариант: гражданин и гражданство).

Правовое государство и его основные признаки.

Понятия: многовариативность взаимосвязей общества и государства (вариант: гражданское общество – основа для правового демократического государства, верховенство права);
– гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Уметь:

– объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);

– формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Разработка проекта «Я – гражданин РФ»

§ 6 (30),.

:написать предложение, заявление или жалобу.

7

Голосование, выборы,
референдум

1

Тематическая лекция

Основные формы участия граждан

в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов.

Референдум в общественной жизни страны.

Понятия: реализация права граждан на участие в политической жизни страны – важная составляющая гражданской политической культуры (вариант: участие каждого гражданина в политической жизни страны – основа народовластия);

– активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум;

– собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление,

жалоба, голосование, свободные выборы

Уметь:

– объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

– высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

§ 7 (31), в. Вопросы и задания с. 60

8

Глава «Политическая сфера»

1

Повторительно-обобщающий урок

Основное содержание главы «Политическая сфера»

Знать основные понятия

Уметь: 

– отвечать на вопросы, анализировать данные факты.

Устный опрос

Подготовится к контрольной работе

9

Политическая сфера

1

Контрольная работа

Основное содержание главы «Политическая сфера»

Знать основные понятия и термины

Тест

10

Политические партии

1

Семинар

Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе.

Функции политических партий.

Особенности содержания программ. Классификация политических партий.

Понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии; – политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

– партии: парламентские и массовые, правящие

и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные

и консервативные; левые, правые и центристские партии; многопартийность

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе

Уметь: 

– сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

– формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов

(партий)). Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа;

– партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые, правые

и центристские партии; многопартийность

Выступления на семинаре

§ 8 (32), Создать на примере партию, назвать, составить программу

11

Политическая жизнь современной России

1

Повторительно-обобщающий урок

Политическая система современной России.

Внутриполитические проблемы России и пути их решения:

а) властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть;

б) национальные отношения в России. Проблема сепаратизма;

в) политическая культура (объективный и субъективный смысл).

Понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ

Знать термины: политическая система, демократия. Уметь:

– называть формы правления, формы национально-государственного устройства;

– объяснять роль политики

в жизни общества;

– характеризовать государство;

– приводить примеры участия граждан

в политической жизни;

– высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае.

Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ

Тест

Сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны.

12

Человек

и его права

Право

1

Вводная лекция

Право в системе социальных норм.

Права и обязанности.

Нормы права. Отрасли права. Правовая культура.

Понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция,

юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт; международное гуманитарное право

Принципы права, субъекты права

Уметь:

– объяснять особый статус права в системе социальных норм;

 – сравнивать нормы морали

и нормы права.

Знать понятия: социальные нормы, норма права,

отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право

§ 9 (33), составить схему «Органы власти и управления»

13

Закон и власть

1

Лекция

с элементами беседы

Власть и закон: история отношений.

Система высших органов государственной власти Российской Федерации.

Принципы разделения властей.

Понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат

(адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

Правовая информация

Уметь:

– давать оценку изученных политико-правовых явлений;

– формулировать и отстаивать свою позицию по поводу  необходимости разделения властей;

– объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума,

Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт

Синквейн «Закон и власть»

Для всех учащихся: § 10 (34), изобразить схему иерархии высших органов государственной власти.

14

Конституция

1

Комбинированный урок

Конституция:

а) понятие, структура;

б) первые конституции и их значение.

Правовой статус человека и гражданина России.

Проблема прав человека в России.

Понятия: Конституция РФ – правовая основа политической и правовой системы России; гражданин РФ умеет защитить свои права и обязанности

Уметь:

– объяснять особенности правового статуса гражданина России;

– соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: Конституция РФ, статус

гражданина

Для всех учащихся: основные понятия

§ 11 (35), вопросы и задания с. 96













15–16

Право и
имущественные отношения.
Потребитель
и его права

2

Тематическая лекция

Правовая регуляция имущественных отношений:

а) субъекты и объекты гражданского права;

б) институт права собственности;

в) сделки и договоры.

Права потребителя в Российской Федерации.

Понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель,

изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

Уметь:

– называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения;

– характеризовать институт права собственности;

– приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка,

договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

Для всех учащихся: основные понятия;
§ 12 (36), вопросы и задания с. 101; § 13

(37), вопросы и задания с. 105

17

Человек и его права

1

Контрольная работа

Основное содержание главы «Человек и его права»

Знать основные понятия и факты

Тест

18

Труд и право

1

Комбинированный урок

Предмет трудового права.

Трудовой договор

(контракт): заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области.

Труд несовершеннолетних, охрана труда несовершеннолетних.

Понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск

Уметь:

– характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт;

– характеризовать правовой статус несовершеннолетних

в трудовых отношениях;

– называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск


§ 14 (38).

 составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия;

19

Право, семья, ребенок

1

Деловая игра

Семейное право – отрасль, регулирующая брачно-семейные отношения.

Семья, жизненный цикл семьи. Заключение и расторжение брака.

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права. Права и обязанности подростка

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

– приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство

о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права

Деловая игра

§ 15 (39): написать

 права и обязанности супругов;  права ребенка.

20

Преступления

1

Комбинированный урок

Преступление и его состав. Признаки, формы вины.

Основные виды юридической ответственности.

Уголовная ответственность. Особенности наказания несовершеннолетних.

Правоохранительные органы области.

Понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор

Презумпция невиновности. Пределы допустимой самообороны

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь:

– анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

– давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности; знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказание несовершеннолетних, приговор

§ 16 (40), таблица «Виды правонарушений».

21

Правовая

и социальная защита несовершеннолетних в РФ

1

Повторительно-обобщающий урок

Правовая база

по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой

и социальной защиты детства в крае.

Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе.

Понятия: особая необходимость

в социальной и правовой защите детства в стране и области

Уметь:

– называть основные документы по защите прав детства;

– характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка
в крае;

– приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних

в области.

Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области

Тест

Разработать алгоритм защиты прав ребенка в случае их нарушения.

22

Человек
и его права

1

Повторительно-обобщающий урок

Правовая система.

Право в современной России.

Понятия: конституция, закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

Уметь: 

обобщать

и систематизировать изученный материал

по теме;

– вести дискуссию, отстаивать свою позицию;

– сопоставлять федеральные

и региональные законы;

 реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы.

Знать понятия: конституция,

закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности

Тест

Составить таблицу прав и обязанностей граждан РФ.

23

Глава «Человек и его права»

1

Повторительно-обобщающий урок

Основное содержание главы «Человек и его права»

Знать основные понятия

Уметь: 

– отвечать на вопросы, анализировать данные факты.

Устный опрос

Выучить основные понятия

24

-

25

Духовная сфера

Культура

2

Вводная лекция

Культура: многозначность понятия.

Что такое культурный комплекс?

Культурное наследие.

Понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

Уметь:

– характеризовать духовную жизнь человека и общества;

– разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета и то, как они могут проявляться.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии

§ 17 (41), указать тенденции развития этикета

с древних времен до наших дней

26

Культурные нормы

1

Лекция

Понятие культурной нормы.

Виды культурных норм.

Мораль, ее основные ценности, моральный выбор.

Санкции в обществе. Понятия: культурные нормы, манеры,

обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от

традиций, обычаев;

– разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

– разъяснять понятие «мораль общества».

Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе.

Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции

§18 (42), написать мини-сочинение «Культура моей семьи: традиции и нормы»

27

Формы
культуры

1

Тематическая лекция

Элитарная, народная, массовая культура; их взаимосвязь и взаимопроникновение.

Субкультура. Молодежная культура.

Контркультура.

Понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей.

Знать особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения

о ценностях разных видов и форм культуры).

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

§ 19 (43), таблица «Музыкальные предпочтения людей».

28

Духовная сфера

1

Контрольная работа

Основное содержание главы «Духовная сфера»

Знать основные понятия и факты

Тест

29

-

30

Религия

2

Комбинированный урок

Религия: многоплановость понятия. Виды религий.

Архаичные и мировые религии.

Свобода совести

и вероисповедания в России.

Понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм,

анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм

Религиозная толерантность

Знать что такое религия;

– иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Знать некоторые особенности мировых

религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм

§ 20 (44); нравственные ценности мировых религий.

написать сочинение-рассуждение на тему: «Религиозная терпимость – необходимое условие жизни современного общества»

31

-

32

Искусство

2

Комбинированный урок

Что такое искусство? Объекты

и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства.

Влияние искусства на современное общество.

Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Знать, что такое искусство

и как оно соотносится с художественной культурой;

Уметь:

– пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

– анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Реферат

§ 21 (45),

составить развернутый план ответа на вопрос: «Функции искусства в современной России».

Определить свои критерии красоты, добра, истины

33

Образование

1

Комбинированный урок

Образование – важнейший институт общества.

История образования.

Образование в современной России:

а) структура современного образования;

б) права и обязанности участников учебного процесса.

Понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование – составная часть общечеловеческой культуры).

Уметь разъяснять:

– эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

– особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее

образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы

Разработка проекта

§ 22 (46), разработать проект: «Образование будущего»

34

Наука

1

Комбинированный урок

Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности.

Функции науки. Классификация

наук.

Особенности современной науки. Ее структура.

Понятия: наука, Российская Академия наук, наука

как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

Знать, что такое наука, каковы ее функции

в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды

научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт

§ 23 (47), сообщение

по теме «Духовная жизнь края»

35

Итоговое занятие

Взаимосвязь права, политики и культуры

1

Итоговый урок по курсу

Роль политики в нашей жизни. Правовая организация политического процесса:

а) правовая и политическая культура человека в России;

б) защита прав.

Духовная культура общества. Влияние духовной культуры на личность, ее социализацию.

Понятия: основные спорные понятия по темам курса

Знать высшие органы власти, правовые основы организации власти.

Уметь: объяснять взаимосвязь права

и политики;

соотносить духовную культуру с правовой

и политической

Годовая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...