урок обществознания по теме: "Конституция РФ"
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме

урок обществознания в 9 классе по теме: "Конституция РФ" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.9 МБ
Microsoft Office document icon urok_po_teme_konstitutsiya_rf.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обществознания по теме «Конституция Российской Федерации» Подготовила учитель обществознания Филиала МБОУ «НСОШ» Белянская ООШ Лисицина С ветлана Владимировна

Слайд 2

Закон – это выражение любви к своему народу. Литературное наследие Китая

Слайд 3

1 з а к о н 2 с и м в о л 3 с и н и й 4 г о с у д а р с т в о 5 п а т р и о т 6 г и м н 7 о т е ч е с т в о 8 у с т а в 9 ф е д е р а ц и я 10 р о д и н а 11 р о с с и я

Слайд 4

План урока: Из истории Конституции Я – гражданин России. Правовой статус человека. Основные права и обязанности человека и гражданина.

Слайд 5

17 октября 1905 г.- Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», заложил основы конституционного правления

Слайд 6

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов

Слайд 7

Конституция РСФСР 1918 г. Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Конституция 1918 г. закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.

Слайд 8

Конституция СССР 1924 г. В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов .

Слайд 9

Конституция СССР 1936 г. Неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.

Слайд 10

Конституция СССР 1977 г. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».

Слайд 11

12 декабря 1993 года Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации . С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днём. День Конституции причислен к памятным датам России.

Слайд 12

Спасибо за урок! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Урок обществознания по теме: «Конституция Российской Федерации»

Учитель первой категории: Лисицина Светлана Владимировна

Филиал  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская Средняя  

Общеобразовательная Школа»  Белянская основная общеобразовательная школа

Константиновский район Ростовская область

Цели урока: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Оборудование: учебник обществознание А.И.Кравченко, Е.А. Певцова Москва «Русское слово» 2013г, Рабочая тетрадь по обществознании. И.С.Хросова Москва «Русское слово» 2013 г,  презентация,  тесты для каждого обучающегося, атрибуты костюмов Буратино, папы Карло, полицейских, азбука Буратины

№ п/п

Ход урока

время

Виды деятельности учителя и обучающихся

Методические аспекты решения педагогических задач

1

                 Организационный момент.                        Слайд 1

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня на  урок я предлагаю взять следующий эпиграф из литературного наследия Китая:                                 Слайд 2

«Закон – это выражение любви к народу»

К концу урока вы должны определить смысл данного эпиграфа

2 мин

2

Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть.».

Проверка домашнего задания проводится в форме теста по основным понятиям предыдущего урока.

   1.  Основным признаком правового государства является


верховенство исполнительной власти


верховенство законодательной власти


разделение властей


верховенство судебной власти

 
2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:


Президент РФ


Председатель Правительства РФ


Председатель Совета Федерации РФ


Председатель Государственной думы РФ

  
3. Главной функцией исполнительной ветви власти является


контроль над ходом политического процесса


принятие политических программ и целевых установок


реализация принятых решений, управление общественными делами


нормотворческая деятельность

  
4. Разделение властей это


метод подавления оппозиции


способ укрепления власти


форма существования власти


принцип организации власти

 

5.  Законодательная ветвь власти занимается


выполнение международных обязательств


исполнением принятых решений


контролем за ходом политических процессов


нормотворческой деятельностью

  
6. Основная функция судебной власти заключается в


контроле за соблюдением Конституции и законодательства


осуществлении надзора за политическими партиями и общественными организациями


исполнение законов и предписаний


законотворческая деятельность

  
7. Основными ветвями власти являются


законодательная, исполнительная, судебная


административная, финансовая, экономическая


федеральная, региональная, местная


консервативная, либеральная, социалистическая

5-7 мин

у: обобщение материала предыдущего параграфа

 

Проверка знаний обучающихся

3

Изучение нового материала.


У:  Чтобы сформулировать тему  урока, давайте разгадаем кроссворд.






1













2

















3











4



















5
















6















7
















8









9

















10














11















1. Правило, обязательное для всех?

2. Отличительный знак страны - герб, флаг - это государственный ... ?

3. Цвет средней полосы российского флага?

4. Современная организация власти в стране?

(«Тридевятое царство, тридесятое...»)

5. Человек, который любит свое Отечество?

6. Торжественная песня в честь страны?

7. Родина, «страна отцов»? («Славься, ... наше свободное!»)

8. Главный закон школы?

9. Полное название нашей страны - Российская ... ?

10. Место рождения, родимая земля?

11. Краткое название нашей страны?

Какое ключевое слово получилось?

у: Конституция.

Сегодняшний наш урок будет посвящен Конституции РФ. Сформулируйте  цели урока.                                                              Слайд 3 

План изучения нового материала      

1.Из истории Конституции                        слайд 4

2. Я – гражданин России. Правовой статус человека.

3. Основные права и обязанности человека и гражданина.


1. Из истории Конституции         Слайды 5


  Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.  

  Слайд 6. Затем последовали принятия следующих конституций. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой были приняты еще три  Конституции СССР – 1924 г., 1936 г., 1977 г.

В августе 1991 года произошел путч, после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России.  

Слайд 7. Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Конституция 1918 г. закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.

Слайд 8. Конституция СССР 31 января 1924 г.

В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.

Слайд 9. Конституция СССР 5 декабря 1936 г.

Неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.

Слайд 10 Конституция СССР 7 октября 1977 г.

Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».

Слайд 11 При каком президенте была принята Конституция РФ в 1993 г.?

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.


2. Я – гражданин России. Правовой статус человека.

У: Ребята, как вы думаете, что значит быть гражданином России сегодня?

Обучающиеся высказывают свои мнения. Например:

- быть гражданином России очень почетно и гордо, потому что Россия великая страна с героическим прошлым.

- получать от государства гарантии соблюдения прав;

- иметь права, установленные юридическими нормами;

- быть государству в чем-то обязанными и т.п.

У: А как мы стали гражданами России?

у: Мы граждане России потому, что родились в этой стране и наши родители тоже являются гражданами России.

У: Верно. Но в гражданство могут и принять. Такое решение выносит Президент РФ, если человек ходатайствует о принятии в гражданство в специальном заявлении. Это право есть у любого человека, достигшего 18 лет. Однако при этом важным условием является постоянное проживание на

Территории России в течении 5 лет. Также по собственному желанию любой гражданин России может выйти из гражданства.

Как вы думаете, какой документ

Подтверждает, что человек является гражданином страны?

у: Паспорт

У: Совершенно верно. Документом, подтверждающим, что человек является гражданином страны, еще с 30-х годов двадцатого века стал паспорт. До его получения у граждан есть свидетельство о рождении.

Итак, если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности.

3. Основные права и обязанности человека и гражданина.

Итак: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические  /свобода слова, совести, мысли/,  гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование,  чистую окружающую среду/  и культурные  /национальная культура, язык/.

Откройте учебники на странице 93, прочтите о правах человека и приготовьтесь ответить на шуточные вопросы.

Обучающиеся читают текст учебника на страницах 93-95 и кратко записывают в тетрадь.

У: Итак, я предлагаю вернуться в детство, немного отдохнуть и вспомнить сказочных героев.

  1. Какое право нарушал Карабас Барабас, удерживая кукол в рабстве?

у: Право на свободу и свободный труд.

  1. Какое право нарушали герои сказки «Колобок» по отношению к колобку?

у: Попытка посягательства на его жизнь

  1. Какое право использовала Баба Яга свободно летая на метле?

у: право свободного перемещения.

  1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?

у: Право на защиту от безработицы.

У: Молодцы, ребята. А сейчас вам предлагается показать свое актерское мастерство.  Но вначале надо поделиться на две команды. (Класс делится на две команды)

Необходимо инсценировать ситуацию, а какую вы выберите сами, выбрав тот цвет, который соответствует вашему сегодняшнему настроению на уроке. Одна команда инсценирует ситуацию, а вторая должна угадать какое право нарушено в данной ситуации.

На экране два цвета: зеленый и розовый. За цветами записаны следующие задания:

1)Показать фрагмент сказки, когда полицейские ворвались в коморку папы Карло.

2) Показать фрагмент сказки, когда Буратино продает свою азбуку.

Ответы: 1) право на неприкосновенность жилища

2) право на бесплатное образование

У: Ребята, приведите примеры из литературы, которые бы говорили о нарушении чьих либо прав.

Обучающиеся приводят свои примеры.

-В  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старуха использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству.

- Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу, воспользовалась правом  на свободу передвижения.

У: Какой вывод можно сделать из сказок?


У: Молодцы, ребята, права вы знаете хорошо. А как вы думаете кроме прав, что еще закреплено в Конституции?

у: Кроме прав, в Конституции государства закреплены и обязанности граждан.

У: Верно. О них прочитай те на странице 95 учебника.

Обучающиеся читают текст и кратко записывают обязанности граждан в тетрадь.

У: К сожалению, в жизни нередки случаи, когда права граждан нарушаются. Что же делать в таких случаях?

у: можно подать жалобу в вышестоящий орган или суд.

У: Правильно. В Конституции зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения их прав и свобод.

Гарантом Конституции страны является Президент. Он должен доказать ее необходимость тем, кто не доверяет государственным институтам, и превратить Конституцию в неотъемлемую часть государственной жизни, обеспечить на ее основе авторитет законных органов власти как в центре, так и на местах.

30 мин






































у: развитие речевой деятельности









Презентация обучающегося подготовлена заранее.



Поисковая деятельность











































































































Самостоятельное изучение параграфа













































Воспитание патриотизма, чувства гордости за историю своей страны.

Пробуждение познавательного интереса обучающихся.


Активизация знаний об основных исторических этапах развития конституционного строя России.






























































Воспитание патриотизма, чувства гордости























































Развитие творческих способностей






































4

Закрепление изученного.

1.А сейчас давайте вернемся к следующий эпиграфу из литературного наследия Китая:

«Закон – это выражение любви к народу»

Объясните как вы понимаете данное высказывание.

Обучающиеся дают свое объяснение.

2. Откройте рабочие тетради на странице 42, задание 4. Ответьте самостоятельно на вопрос задания: «Какие конституционные нормы иллюстрируют фотографии?» Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы.

Сделайте выводы по уроку.

2-3 мин







Самостоятельная работа обучающихся, взаимопроверка

5

Домашнее задание.

Параграф 11 читать, пересказывать, основные понятия выучить. В рабочей тетради письменно сделать №2 и №3

6

Релаксация

Выберете смайлик, который более всего выражает ваше настроение.

2-3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания на тему: "Конституция РФ"

Методическая разработка и презентация урока обществознания на тему: "Конституция России" для учащихся 7 класса....

разработка к уроку обществознания по теме "Конституция РФ"

План урока и дополнительный материал  ( Конституции разных стран мира)...

разработка к уроку обществознания по теме "Конституция РФ"

План урока и дополнительный материал  ( Конституции разных стран мира)...

разработка к уроку обществознания по теме "Конституция РФ"

План урока и дополнительный материал  ( Конституции разных стран мира)...

Презентация к уроку обществознания по теме "Конституция России"

Презентация к уроку обществознания для 6 класса...

Урок обществознания по теме "Конституция РФ"

Урок обществознания в 9 классе по теме "Конституция РФ"...

План-конспект урока обществознания по теме "Конституция Российской Федерации" 6 класс.

Задача учителя расширить знания обучающихся об основном законе нашей страны, о государственных символах. Привлечь внимание обучающихся к Конституции РФ....