Семья как социальный институт.
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (11 класс) по теме

Генкина Татьяна Борисовна

Интегрированный урок Обществознания и МХК,11 класс, социально-гуманитарный профиль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_v_otkrytyy_urok_semya_kak_sotsialnyy_institut.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания, 11 класс (профильный уровень)

Семья как социальный институт.

Учитель обществознания Генкина Т.Б.,учитель МХК Кириллова А.А.

Интегрированный урок обществознания и МХК.

Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Есть ли перспективы у семьи как  социального института?»

Задачи урока:

Обобщить  знания обучающихся о семье как малой группе и важнейшем социальном институте  в современном обществе.

Сформировать тенденции современных семейных отношений, выявить проблемы  российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.

Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

Воспитывать  правильное отношение к общечеловеческим ценностям семья,брак.

Оборудование урока: компьютер и проектор; электронная доска, раздаточный материал; учебники: обществознание ( под редакцией Л.Н.Боголюбова)

Достижение поставленных целей предполагается через:

фактический материал;

использование метапредметных связей; интегацию с уроком МХК;

отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию); атмосферу сотрудничества на уроке.

План урока.

1.Семья как социальный институт.

2. Социальный институт брака.

3. Традиционные семейные ценности.

4. Тенденции развития современной семьи.

Ход урока.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

В прошлом году в 10 классе вы изучали семью как психологическую общность, как малую социальную группу. Сегодня будем рассматривать семью как социальный институт.

 Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Есть ли перспективы у семьи как  социального института?»

1.Семья как социальный институт.

Перед уроком мы с вами проводили небольшое социологическое исследование, результатами которого мы сегодня будем пользоваться.

Один из вопросов исследования – Кто оказал наибольшее влияние на развитие самого хорошего, что есть в твоей личности?

Анализ диаграммы. Учащиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека.

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.

Давайте уточним ряд понятий, которые нам необходимы для работы. Задание «Привести в соответствие»(выполняется на электронной доске)

  1. объединение основанное на браке                              семья как малая группа

или кровном родстве , члены которого

 связаны общностью быта, взаимной

помощью, взаимной ответственностью

  1. это объединение, которое характеризуется                семья как соц.институт

 совокупностью социальных норм, санкций,

ролей и образцов поведения

  1. социально одобряемые секусуальные                            брак

отношения между мужчиной и женщиной,

 формальные предписания, определяющие

 взаимные права и обязанности

супругов друг к другу и к детям

Как вы считаете, что является основой формирования и функционирования любого социального института? (Система социальных ролей, норм, которую общество создает для удовлетворения той или иной социальной потребности. )

Семейные роли - один из видов социальных ролей человека в обществе. С помощью учебника, параграф 11, пункт «Семья как социальный институт», абзац 2, перечислите основные социальные роли и классифицируйте их по группам. (Семейные роли:
Первая группа - супружеские (жена и муж).
Вторая группа - родительские (мать и отец).
Третья группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).
Четвертая группа - межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук и т. д.).
Пятая группа - внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).

Социальные роли и нормы ориентируются на удовлетворение социальных потребностей, а с ними связаны функции семьи. В 10 классе вы познакомились с ними. Вспомните их с помощью теста.

Тест на электронной доске:

1.К функциям семьи относится:

а) воспитание законопослушного поведения у детей

б) определение размера коммунальных платежей

в) установление стандартов школьного образования

г) определение минимального размера оплаты труда

2. В совместном расходовании семейного бюджета проявляется функция семьи:

а) экономическая

б) социально – статусная

в) психологическая-восстановительная

г) репродуктивная

3.Репродуктивной функцией семьи является:

 а) рождение и содержание детей;

 б) поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

 в) накопление и передача собственности;

 г) освоение норм совместной жизни с другими людьми

4.  Досуговая (рекреационная) функция семьи проявляется в:

а) предоставлении ребенку определенного статуса

б) совместном посещении культурно – массовых мероприятий

в) составлении семейного бюджета

г) создании благоприятного психологического климата

Перечислите еще раз основные функции семьи (Репродуктивная функция, функция социализации, эмоционального удовлетворения (восстановительная), статусная функция, сексуальная, экономическая, рекреационная) .

2. Социальный институт брака.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Например, государство стало санкционировать вступление в брак.

Брак – совокупность основных жизненных отношений между двумя супругами разного пола, регулируемая официальными нормами.

Давайте поработаем с учебником. (стр. 105-106) Найдем разные виды брака (1 минута)

(моногамный,полигамный, гражданский брак, однополые браки)

Все более распространенными становятся так называемые «гражданские браки», то есть этим выражением большинство людей обозначает незарегистрированное сожительство, Зачастую это словосочетание применяют для обозначения брачных отношений, не зарегистрированных официально.

Подберите  аргументы «за» и «против» гражданского брака, результаты занесите в таблицу.

Работа учителя МХК (биография и картины С.Дали)

Работа с диаграммой проведенного социологического исследования в классе по вопросу отношения к гражданскому браку.

Подберите  аргументы «за» и «против» гражданского брака. Проверка таблицы.

Аргументы за гражданский брак

Аргументы против гражданского брака

- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

- Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений

- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни

Такие браки лишены определенного социального статуса.

- такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

не влечет за собой никаких правовых последствий, простая процедура расторжения

- Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети

- В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны запрещают создание таких союзов. Как вы относитесь к данной проблеме? Почему?

Работа учителя МХК по данной проблеме.

Существует мнение: «Брак – это не контракт между двумя людьми, брак – это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите своё отношение к данному суждению. Приведите три аргумента, доказывающие, что общество, государство, заинтересовано в институте брака.

(Что ждет государство от семейно – брачных отношений? - Нравственного воспитания человека; культурно – духовного развития личности; формирования норм поведения человека; раскрытия индивидуальных качеств личности; продолжение род)

3. Традиционные семейные ценности.

На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, но семья как социальный институт не исчезла. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей, которые передаются от родителей к детям.

Работа учителя МХК с ценностью «любовь» и «взаимопонимание»

- икона Петр и Февронья Муромские

Идеалом супружеской любви считаются муромские князья Святые Петр и Феврония. Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом), славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван». Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Выздоровевший Пётр ведёт Февронию под венец, несмотря на сословное различие.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

После смерти, пришедшей к ним в один день, их тела нашли чудесным образом оказавшимися в общей гробнице.

Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.

15 мая празднуется Международный день семьи. Проводится аналогия с праздником днём Св.Валентина.

Анализ диаграммы материалов исследования в классе: «Могли бы вы выйти замуж не по любви, а по расчету?»

Работа учителя МХК с картиной В.Пукирева «Неравный брак».

Видеоролик. Выводы.

Работа с учебником (пункт «Традиционные семейные ценности») и с документом после параграфа.

Вопросы к документу:

Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения.

Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче ценностей?

Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи?

  1. Тенденции развития современной семьи.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Институт в настоящее время переживает кризис.

По ходу работы составьте кластер.

Работа учителя МХК с картинами( патриархальна, расширенная семья и нуклеарная)

Вывод – Тенденция преобладания нуклеарных семей.

Социальный ролик «Отцы и дети». О каких тенденциях семьи говорит этот ролик?

во взаимном отчуждении членов семьи;

 в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей

возрастание трудовой занятости членов семьи, в том числе женщин

Какие тенденции семьи вы можете еще выделить по диаграммам и таблицам?

 рост числа разводов;

разделение института брака и семьи ( возрастание «гражданских браков»)

в увеличении числа неполных семей;

уменьшение количества детей в семье;

в росте количества социальных сирот.

Работа в парах. Проверка кластера.

Должно ли государство вмешиваться в семейные отношения? Оказывать помощь семье? Привлекая знания права, приведите аргументы, доказывающие, что государство в РФ оказывает поддержку семье.

(увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;

разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

увеличение стоимости родовых сертификатов (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет)

ежемесячные пособия на детей для многодетных семей

учреждение материнского капитала в размере 387 тыс. рублей

Решение проблемы. Работа в микрогруппах. Дать аргументированный ответ на вопрос: Есть ли перспективы у семьи как  социального института?

Вывод. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники... Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

Закрепление.        Я предлагаю вам послушать притчу «Кувшин».Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял стеклянную банку и наполнил её камнями.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

         Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

        Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

       Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

      Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Как вы думаете, что символизируют камни?

 Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

 Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок — это всё остальное, мелочи.

А что случится, если наполнить банку песком?

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

         Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Д/З Параграф 11.  Написать эссе:

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого. (В.Кузнецов)

Семья - это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей

Семья - это кристалл общества. Виктор Мари Гюго

Семья — один из шедевров природы.  Сантаяна

Резерв.

«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья как социальный институт"

Урок и слайдовая презентация "Семья как социальный институт", 10 класс...

"Семья как социальный институт и малая группа"

"Семья как социальный институт и малая группа"...

Семья как социальный институт общества

Данный урок является первым уроком в изученнии элективного курса: "История моей семьи в истории моей страны". Он носит обществоведческий характер. Цель урока-показать старшеклассникам роль семьи как с...

Семья как социальный институт и малая группа презентация для урока Обществознания в 11 классе

презентация к уроку  обществознания в 11 классе . Тема:" Семья как социальный институт и малая группа"...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...