Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Никифорова Анжелика Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_9.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»               «Утверждаю»

На заседании МО        зам. директора по УВР             Директор МБОУ СОШ №15

Протокол № 1

«___» _______2013г.           «___» _________ 2013г.                        «___» ________ 2013г.

Рабочая программа

по обществознанию

для 9 класса

Составитель: учитель обществознания

МБОУ СОШ № 15  Никифорова А. С.

2013-2014 уч/год

Пояснительная записка

Рабочая  программа курса «Обществознание»  для  9  класса разработана на основе:

  • Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 57 с., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
  • Авторской программы Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11  классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2010 – 64 с., допущенной Министерством образования Российской Федерации.

Актуальность курса. Курс «Обществознание» призван помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать свою собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность. Курс является  интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук. Учащиеся получат начала философских, экономических, социологических, этических, правовых, экологических знаний, умения пользоваться этими знаниями в жизни.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса направлена на достижение следующей цели:

 – приобщить школьников к современной экономической, политической, правовой, нравственной, экологической культуре, что является условием становления свободной и социально ответственной личности, осознанно прокладывающей свой жизненный путь.

Для реализации намеченной цели ставятся задачи:

подвести  учащихся к пониманию:

  • роли и  значения права в жизни человека, общества и государства;
  • ответственности человека за свои поступки перед обществом и государством;
  • значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления;
  • основ конституционного строя России;
  • важности  звания гражданина;
  • значения международных договорённостей о защите прав человека;
  • особенностей частной и публичной жизни гражданина;
  • важности роли труда в обществе;
  • взаимосвязи общества и человека, долга и совести;
  • целей и принципов семейного права, нравственных основ брака и семьи;
  • особенностей социального государства и значению социальных прав человека;
  • политических прав и свобод в жизни современного общества;
  • роли образования в современном обществе;
  • значимости моральных принципов для человека, взаимосвязи добра и зла.

Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для  8-9 и 10-11классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010 г. – 64 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для  9 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010 г.- 120 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Согласно учебно-тематическому плану, рабочая   программа по обществознанию для  9 класса  рассчитана на  34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.

Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 5 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 раздела. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Раздел 1. Политическая сфера.

Тема 1. Власть.

1

Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Знать термины: сила, власть, авторитет.

Опрос.

Работа с текстом параграфа.

2.

Тема 2.

Государство.

1

Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние внутренние функции государства. Причины и условия появления гос-ва. Виды монополии гос-ва.

Знать термины: государство, суверенитет.

Уметь характеризовать государство.

Опрос.

3.

Тема 3.

Национально-государственное устройство.

1

Объединение и отделение наций. Распад СССР и проблема сепаратизма. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Знать термины:

сепаратизм.

Опрос.

4

 - 5.

Тема 4.

Формы правления.

Политические режимы.

2

Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Сущность республики и её основные виды: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Сущность диктатуры. Особенности парламентского режима. Структура парламента.

Уметь характеризовать парламентскую, президентскую и смешанную республику.

Знать термины: авторитаризм.

Опрос.

Ответы на вопросы в конце параграфа.

6.

Тема 5.

Гражданское общество и правовое государство.

1

Два значения гражданского общества. Сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом гос-ве и его признаки. Черты тоталитарного гос-ва.

Знать термины: гражданское общество, правовое государство.

Опрос.

Словарный диктант.

7.

Тема 6.

Голосование, выборы, референдум.

1

Сущность голосования. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Знать термины: выборы, электорат.

Опрос.

8.

Тема 7.

Политические партии.

1

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий.

Выделять в тексте: признаки политической партии.

Опрос.

Работа с текстом.

9.

Обобщающий урок по разделу «Политическая сфера».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Политическая сфера».

Знать основные понятия и термины по разделу «Политическая сфера».

Выполнение тематического теста.

10 - 11.

Раздел 2.

Человек и его права.

Тема 8. Право, его сущность и  особенности.

2

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Естественные и гражданские права. Правовая культура. Виды правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Знать термины: право, отрасль права.

Уметь называть отрасли права.

Опрос.

Словарный диктант.

12.

Тема 9.

Закон и власть.

1

 Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Государственной Думы и Совета Федерации. Институт президентства в РФ. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти.

Уметь объяснять сущность разделения властей.

Опрос.

13.

Тема 10.

Система власти в Республике Адыгея

(НРК).

1

Система власти в РА. Республиканские органы законодательной и исполнительной власти. Органы местного самоуправления.

Знать систему власти в РА.

Опрос.

Схема.

14.

Тема 11.

Конституция Российской Федерации.

1

Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Политические и гражданские права. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Уметь объяснять правовой статус гражданин.

Опрос.

15.

Тема 12.

Конституция Республики Адыгея (НРК).

1

Конституция Республики Адыгея. История возникновения и развития Конституции. Структура Конституции Республики Адыгея. Глава республики. Государственный совет РА- «Адыгэ хасэ». Местное самоуправление.

Знать историю возникновения и развития Конституции Республики Адыгея

Работа с текстом Конституции Республики Адыгея, ответы на вопросы.

16.

Тема 13.

Право и имущественные отношения.

1

Имущественные отношения. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Знать определения: физическое и юридическое лицо.

Опрос. Решение практических задач.

17.

Тема 14.

Потребитель и его права.

1

Потребитель и его права. Закон «О защите прав потребителей». Исполнитель. Изготовитель.

Знать термины: потребитель.

Опрос.

18.

Тема 15.

Труд и право.    

1

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой Кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора. Расторжение трудового договора. Защита детского труда.

Уметь дать характеристику трудовому контракту.

Опрос.

19.

Тема 16.

Правовые основы брака и семьи.

1

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребёнка.

Знать термины: правоспособность, дееспособность.

Опрос.

20 - 21.

Тема 17.

Преступление и наказание.

2

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и неосторожность. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Основные виды наказания.

Знать термины: преступление, проступок.

Опрос. Выполнение практикума.

22.

Обобщающий урок по разделу

«Человек и его права».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Человек и его права».

Знать основные понятия и термины по разделу «Человек и его права».

Выполнение тематического теста.

23.

Раздел 3.

Духовная сфера.

Тема 18.

Сущность и строение человеческой культуры.

1

«Культура» и её значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.

Знать термины: культура.

Уметь характеризовать духовную жизнь человека и  общества.

Опрос.

24.

Тема 19.

Культурные нормы.

2

Понятие о культурных нормах. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодёжная мода. Обряд. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции. Культурная относительность норм.

Уметь отличать привычки, манеры, традиции, обычаи.

Опрос.

Составление синквейна.

25.

Тема 20.

Формы культуры.

1

Основные формы культуры. Особенности элитарной культуры. Черты народной культуры. Массовая культура. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их черты. Неформальные молодёжные группы, их поведение и образ.

Знать особенности субкультуры, формы культуры и её разновидности.

Опрос.

Работа с текстом и практикумом.

26.

Тема 21.

Культурная жизнь в нашем регионе (НРК).

1

Культурная жизнь в нашем регионе. Библиотеки РА. Театры РА. Парки.  Национальный музей РА. Музей Востока. Выставочный зал.

Иметь представление  о культурной  жизни в нашем регионе.

Опрос.

27.

Тема 22.

Религия.

1

Определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ.

Знать понятия: религия.

Опрос.

28.

Тема 23.

Религиозная жизнь в Республике Адыгеи

(НРК).

1

Религиозная жизнь в Республике Адыгеи. Религии в РА.

Иметь представление о религиозной жизни в нашей Республике.

Опрос.

29.

Тема 24.

Искусство.

1

 Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. «Свободные искусства».

Знать понятия: искусство.

Опрос.

30.

Тема 25.

Образование.

1

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное. Школа и правовые основы школьного образования.

Уметь разъяснять правовой статус ученика.

Опрос.

31.

Тема 26.

Наука.

1

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Классификация наук. Зарождение и развитие университетов. Академии.

Знать понятия: наука.

Опрос.

32.

Тема 27.

Наука и образование в Республике Адыгея (НРК).

1

Наука и образование в Республике Адыгея. Министерство науки и образования Республики Адыгея. Система ДОУ и школы Республики Адыгея. Система профессиональных учебных учреждений. Высшие учебные заведения.

Знать систему образования и науки в Республике Адыгея.

Опрос.

33.

Обобщающий урок по разделу

«Духовная сфера».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Духовная сфера».

Знать основные понятия по разделу.

Выполнение тематического теста.

34.

Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу «Обществознание» 9 класс.

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по курсу «Обществознание» за 9 класс;

Знать и уметь применять на практике знания полученные по курсу «Обществознания» 9 класс.

Выполнение итогового тестирования по курсу «Обществознание» 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. Кравченко.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Кравченко.

Пояснительная записка . Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник Кравченко

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс...

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...