Методическая разработка урока по теме: «Семья»
материал по обществознанию (6 класс) на тему

Сутягина Татьяна Викторовна

 

 

 

 

Цель:

Задачи:

ход урока 

Домашнее задание:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sutyagina_t.v._urok.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №18 г. Ковров

Методическая разработка урока

по теме: «Семья»

(Обществознание 6 класс)

                                                                                                                         Учитель истории:

Сутягина Татьяна

                                                                                                               Викторовна,

Ковров, 2013

Тема: «Семья»

Цель: Сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная  часть жизни человека.

Задачи: 

  • Воспитательная: сформировать у учащихся чувство уважения и любви к своей семье; воспитание нравственной позиции учащихся.
  • Содержательная: продолжить формирование умений характеризовать семью и семейные отношения через анализ текста и работы с документом.
  • Деятельностная: совершенствовать компетенции практической деятельности учащихся через исследование несложных практических ситуаций, через игровые формы деятельности и извлечения социальной информации из источника, умение делать выводы.

Тип урока: Урок-игра

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

Учащиеся делаться на 2 команды. Звучит песня о семье.

На доске написана тема урока

«СЕМЬЯ»

Учитель: Как вы догадались, речь на уроке пойдет о семье. Мы поговорим с вами:

  • Что такое семья?
  • Зачем люди создают семьи?
  • Что такое счастливая семья?
  • Какие бывают семьи?

Все это мы выясним в ходе игры. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Семья – это группа, живущих вместе родственников.

Если спросить, большая ли у вас семья, многие ответят «нет» и перечислят тех, кто живет с ними в одной квартире, под одной крышей.

На самом деле понятие семья намного шире и включает много людей – братьев и сестер,  мамы и папы и т.д.

Слово семья возникло очень давно. От какого слова произошло слово «семья» мы узнаем, выполнив первое задание.

Задание №1

От какого слова произошло слово «семья»

  1. Семь
  2. Семя
  3. Съем

(команды поднимают номер карточки)

Ответ: съем – домочадец.

Рассказ учителя: Большинство людей имеют семьи. Обычно в семье есть мама, папа, дети, старшие члены семьи – бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким. Почему?

Ответы учащихся:

Ему не о ком заботиться; о нем тоже никто не проявляет заботы.

Семья объединяет людей,  которые являются кровными родственниками (мать, отец, дети, сестры, братья) или близкими людьми (муж, жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходы. Они вместе воспитывают детей, проводят свое свободное время. Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности.

Работа с текстом :

Не в велосипеде счастье

Алеша пришел с улицы понурый. Мама поинтересовалась, в чем дело. «Сережке велосипед купили и ковбойский костюм». И добавил: «Фирма!» Мама горестно вздохнула и вслух подумала: «И в кого ты у меня такой? Вроде  рос не жадный и не завистливый, а сейчас как подменили». И продолжила: «Ты же знаешь,  какая у отца работа – много не заработаешь, нужно уметь жить по средствам». «По средствам, по средствам», - пробурчал сын.- «Вон, у Васьки…» - начал было он. Но тут зазвонил звонок. Мама метнулась к дверям и тотчас же повисла на отце. Его глаза сияли от счастья, как будто ему только что подарили новый велосипед. С диким криком восторга Алешка кинулся к ним и повис на отце с другой стороны. Десять минут в коридоре грохотали табуретки и слышался счастливый визг мамы и сына.

Вечером Алеша позвонил Сереже, чтобы сверить ответ к задачке. В трубке послышались всхлипывания. «Ты чего?» – спросил Алексей. «Отец поколотил: с велосипеда упал, костюм порвал», - прошелестели едва различимые слова. 

Вопрос: Что такое счастливая семья?

Ответы учащихся: когда в семье царит лад, дружба и любовь.

Задание №2.

Назвать всех родственников, но парами. Команды называют по очереди, выигрывает та команда, которая назовет пару последней.

Ответы учащихся:

Мама-папа

Брат-сестра

Бабушка-дедушка

Племянник - племянница  и т.д.

Задание №3.

 Расшифровать названия родственников, написанных на карточке:

  • Деверь, теща
  • Золовка, свекор
  • Шурин, свекровь
  • Своячница, тесть
  • Сноха, свояк

Ответы:

Деверь-брат мужа

Теща – мать жены

Золовка – сестра мужа

Свекор-отец мужа

Шурин – брат жены

Свекровь-мать мужа

Своячница - сестра жены

Тесть – отец жены

Сноха-жена сына

Свояк – муж своячницы

(за каждый правильный ответ – один балл)

Жизнь в семье зависит от кого, каков климат в семье. Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.

Вот что написала в своем письме в газету молодая женщина. Письмо пришло из мест лишения свободы. Там она отбывала наказание за преступление. В письме она рассказала: «Когда я была девчонкой, меня всегда тянуло домой. Вокруг была дремучая жизнь  серость,  скука. А дома тепло, уютно. Но случилось страшное – отец начал пить. Все изменилось и на глазах стало разваливаться. Мама вздрагивала от скрипа двери. Вскоре заболела и умерла. Свет для меня померк. Отец на время протрезвел, но ни дома, ни уюта, ни семьи больше не было. И я пошла, искать все это на стороне. И нашла…статью 213 Уголовного кодекса РФ.

Из Уголовного кодекса Российской Федерации

  Статья  213. Хулиганство. 

  1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой  его применения, а равно уничтожениям или повреждением чужого имущества, -наказывается обязательными работами…, либо исправительными работами…, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух  лет.
  2. То же деяние, если оно: а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой…, наказывается ..., вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
  3.  Хулиганство, совершенное  с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет.

Какое значение для человека имеет психологический климат семьи? Влияет ли он на поведение человека и каким образом?

Ответы учащихся:

  • Семья- место, где каждый может показать личные достижения.
  • Семья – лучшее место для восстановления затраченных сил.

Задание №4.

Отгадайте загадки

  1. Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (ответ – трое)
  2. Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь  с отцом. Много ли всех? (ответ – четверо)
  3. У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? (ответ – одна)
  4. Ты да я , да мы с тобой . Много ли нас стало? (ответ – вдвое)

Учащиеся поднимают номер карточки с ответом. За каждый правильный ответ один балл.

Задание №5.

На карточках написаны названия родственников. Объясните, от каких глаголов или существительных произошли такие названия в русском языке.

  • Зять
  • Бабушка
  • Невестка
  • Мама
  • Ребенок
  • Муж

Ответы:

  • Зять – от глагола знать (новый человек, его узнают)
  • Бабушка – от существительного баба – старейшая женщина рода
  • Невестка – от глагола неведомо, ведо, узнавать, «неизвестная родственникам жениха»
  • Мама – из детского лепета ма
  • Ребенок – от существительного робенок и является уменьшительным от роба, раб – «слабый», «робкий»
  • Муж – от существительного мужчина – человек.

Рассказ учителя: 

На Руси семьи были большими. Муж, жена, дети, бабушки и дедушки и т.д. все жили вместе, в одной семье. А как они назывались, мы с вами узнаем, сыграв в игру «Поле чудес».

Задание №6.

«Поле чудес». Как назывались большие семьи на Руси.

 Команды по очереди называют буквы. Выигрывает та команда, которая первая назовет слово.

в

е

р

в

ь

Рассказ учителя:

Слово «вервь» произошло от существительного «веревка», так как все родственники в семье были связаны между собой родственными связями.

Раньше семья делилась на три типа:

  1. На отцовскую
  2. На материнскую
  3. На братскую

Задание№7.

     Даются буквы. Из них нужно составить слова, кто  стоял во главе каждой семьи?

Ответы – муж, жена, сын.

Рассказ учителя. 

Во главе отцовской семьи стоял муж, во главе материнской – жена, если в семье умирал муж, а во главе братской семьи стоял сын, если не было отца(мужа) и сын достигал совершеннолетия.

В современном обществе , если в семье живут только родители и их дети, такие семьи называют двухпоколенными, т.е. в них есть два поколения: старшее, к которому относятся  родители и младшее, к которому относятся их дети.

Поколение – люди одного возраста.

А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, а и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенными.

Вопрос: Как называют семью, в которой живут еще прабабушки и прадедушки?

Ответ: четырехпоколенная..

Поднимите руки, у кого семья

  • Двухпоколенная
  • Трехпоколенная
  • Четырехпоколенная

Стихотворение: «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Домашнее задание:

  1. Рассказ «моя семья»
  2. Пословицы и поговорки о семье.
  3. Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет «счастливая семья». Нарисуйте фантик для этих конфет.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)

Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление:  гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа:  « Программа курса английского я...

Методическая разработка урока по теме "Моя семья"

Конспект открытого урокаДата      8 декабря 2014Класс     3А                             ...

Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...

Методическая разработка урока на тему "Моя семья"

Данный урок английского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по УМК «Английский в фокусе» Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Разработка данного урока может использ...

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...

Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи»

Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи» для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Может использоваться в рамках учебной программы по предмет...

Методическая разработка урока по теме "Семья" 2 класс

Методическая разработка урока по теме "Семья" 2 класс...