Конспект урока по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Конспект урока по обществознанию "Религия как форма культуры 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Религия как одна из форм культуры». Урок 2.

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

    А жизнь людей мгновенна и убога,

    НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

    Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Цели темы:

Обучающая:

1.  Определить роль религии как одной из форм культуры.

2.  Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия

3.  Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты  и презентации по теме урока.

Воспитательная:

1.  Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры  и  источника нравственного развития человека и общества в целом.

2.  Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

1.  Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками,  литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.

2.  Сформировать способность к визуально-вербальному  восприятию материалов урока.

Цели урока 2:

  1. Определение роли религии как одной из форм культуры, выяснить ,насколько она важна в современном обществе.
  2. Выяснить, в чем заключается принцип свободы совести и вероисповедания, почему он важен в свете изучения прав человека.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской  деятельности .

Задачи урока:

1.Закрепить знания о функциях религии.

2.Охарактеризовать основные виды религиозных организаций.

3.Объяснить сущность принципа свободы совести, свободы вероисповедания и узнать ,как он реализован в нашей стране.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Основные понятия: церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, распечатанные выдержки из документов, раздаточный материал для выполнения заданий на доске и на местах.

Подготовка к уроку: 

1. Создать компьютерную презентацию « Религия- как одна из форм культуры».

2. Создать заставку «Религиозные организации».

3. Приготовить раздаточный материал к схемам и для выполнения практической работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Пояснение учителя:

«Религия является одной из древнейших форм культуры. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно-нравственных ценностей нации»

Знакомство с темой урока, пояснение целей и задач, постановка основных вопросов.

План урока:

  1. Роль религии в жизни общества.
  2. Религиозные организации и объединения.
  3. Свобода совести и свобода вероисповедания.

2.Актуализация опорных знаний по теме. Проверка домашнего задания.

1.Заполнение схемы « Признаки мировых религий»

2.Заполнение схемы «Формы религий»

3-5.Работа на местах по заполнению пропусков в тексте.

6.Устный ответ. Функции религии.

7.Фронтальный опрос по основным понятиям темы с использованием компьютерной презентации.

3.Формирование новых знаний.

Учитель: «Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. Перед вами ставится задача по составлению сравнительной таблицы, в которой постарайтесь назвать и кратко  охарактеризовать основные виды религиозных организаций» .

Учащиеся выполняют самостоятельную работу  по составлению таблицы, используя текст на стр. 79.

Вопросы учителя:

 1.Какие вы выделили религиозные организации?

 2. Что такое церковь?

 3.Что такое секта?

 4.В чем отличие секты от организации сектантского типа?

Вывод: Итак, в современной России существует значительное количество официально зарегистрированных религиозных организаций, а также религиозных общин, деятельность которых запрещена законом. Поэтому гражданам , выбирающим вероисповедание, необходимо быть очень осмотрительными.

Учитель: «Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности освобождается из-под влияния религии, с другой- во многих странах роль и авторитет церкви растут.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным.

Для предотвращения религиозной розни , навязывания людям какой-либо одной религии и предназначен реализуемый многими государствами- принцип свободы совести.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать , не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения касаются и религии.

Можно сказать, что свобода совести- это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Во многих государствах это право человека (реализация принципа свободы совести) явилось результатом многовековой борьбы граждан за свои права, например, за свободу вероисповедания.

А чтобы узнать, что это такое мы проведем практическую работу по изучению выдержек из основных документов по этому  вопросу.

Ваша задача: изучить предлагаемые документы, ответить на вопрос- как реализуется этот принцип.

4.Закрепление и обобщение.

Примерные вопросы:

1.Что согласно закону включает в себя свобода вероисповедания? Выберите соответствующий фрагмент текста.

2.Когда впервые в истории появились первые законы о свободе вероисповедания?

3.Назовите основные документы, гарантирующие гражданам право на свободу совести и вероисповедания?

4. Предположите, почему несение военной службы для верующих иногда заменяется альтернативной гражданской службой, но не отменяется совсем?

5.С какой целью в законе специально оговаривается право граждан не разглашать свое отношение к религии?

6. Как закон защищает права несовершеннолетних?

7.Почему это необходимо делать?

8.Что согласно закону означает понятие «светское государство»?

Выводы: Итак, конечно мы не будем идеализировать роль религии. Но, как мы увидели, российское государство реализует принципы свободы совести и вероисповедания, но многое зависит и от самих граждан. Выбор верить или не верить остается за нами. Мы получили общие знания по данной теме. Но только спокойное и уважительное отношение к представителям другой религии, веротерпимость могут предотвратить недоверие,разногласия и вражду в обществе.

5.Итоги урока, домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме: «Сфера духовной культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...