Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Включает: Пояснительная записка, Основное содержание программы, Требования к уровню подготовки учащихся, Календарно-тематическое планирование, составленное в соответствии с ФГОСом нового поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________(ФИО)

Протокол № ___ от

«____»________2013 г.

«Согласовано»

 Руководитель структурного подразделения по УВР ГБОУ СОШ № 1987 ЮВАО

______________ (ФИО)

«____»________2013 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ            №1987 ЮВАО

__________ Май Т.Н.

Приказ №________ от «___»____2013 г.

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

по ______обществознанию_______________________

_10___ «_а___»   класс

Учитель: Корпачёв Вячеслав Викторович

Количество учебных часов за год:102 часа

Триместр

    Контроль знаний

Лабораторных работ

Практических работ

Экскурсий по программе

к/раб.

зачетов

тестов

      I

1

1

4

      II

2

2

6

      III

1

1

6

За год

4

4

16

        

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего образования по обществознанию.  

    Общее количество часов курса – 102 часа. Курс включает 4 зачётных урока.

   УМК: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс (базовый уровень). М., 2009. 

Цели курса

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

Общество как сложная динамическая система

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

 Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Экономика

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. 

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

Политика как общественное явление

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

 Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.

Правовое  регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.



Предварительный просмотр:

1. Количество часов в разделе

2. № урока

3. Дата проведения урока

4. КЭС (код элементов содержания  - на сайте ФИПИ)

5. Элементы содержания  (тип урока с практической частью)

6. к\р (зачёты)

7. п\р

8 (8.1; 8.2) Требования к результатам обучения — отрабатываемые универсальные учебные действия и развиваемые ключевые компетенции

8.1. Отрабатываемые УУД

8.2 Формируемые ключевые компетенции

9. Используемые педагогические технологии

10. Планируемые результаты освоения учебного материала (уровни усвоения учебного материала)

Личностные , регулятивные, познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовые компетенции, компетенции личного самосовершенствования, общепредметные компетенции, предметные компетенции

Гуманно-личностные, метапредметные, здоровьесберегающие, развивающего обучения, на основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся, социально-воспитательные, на основе применения информационных технологий, на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала, эвристическая, метод   проектов, разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно, проблемного обучения, модульного обучения, технология опорных схем

0 (понимание), 1 (опознание), 2 (воспроизведение), 3 (применение), 4 (творческая деятельность)

19 часов

Раздел 1. Общество и человек. Тема 1. Общество

1

1.1

Что такое общество. Понятие общества. Признаки общества

Познавательные, коммуникативные

Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции

Предметные  технологии

0,2,3

2

1.1,1.10

Общество и природа. Общество и культура

Познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловая

Предметные технологии, технологии развивающего обучения

0,2,3

3

1.1,1.8

Человек. Цивилизация. Общество (работа с текстом П. Сорокина к п.1)

п\р

Личностные, познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, общекультурная

Активизация и интенсификация деятельности учащихся

1,3,4

4

1.8

Общество как сложная динамичная система. Признаки общества как системы

Познавательные, регулятивные

Учебно-познавательная, ценностно-смысловая

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0, 2,3

5

1.9

Социальные институты, их характеристики

познавательные

Учебно-познавательная, общепредметные

Технологии работы в группах и попарно

2,3,4

6

1.8

Работа с текстом Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход» (по п.2)

п\р

Личностные, познавательные

Общекультурные, социально-трудовые

Активизация и интенсификация деятельности учащихся

2,3,4

Тема 2. Человек

7

1.1

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Личностные, познавательные

Ценностно-смысловая, общепредметная

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2,3

8

1.11

Науки о человеке

познавательные

Общепредметная

Гуманно-личностные, метрапредметные

0,1,2

9

1.2,1.12,1.15

Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

личностные

Ценностно-смысловая, личностного самосовершенствования

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

1,3,4

10

1.2

Мировоззрение. Его роль в жизни человека

Личностные, регулятивные

Ценностно-смысловая, личностного самосовершенствования

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

0,1,3,4

11

1.6

Деятельность — способ существования людей. Основные характеристики деятельности. Потребности и интересы

Познавательные, регулятивные

Информационная, учебно-познавательная

Гуманно-личностные, социально-воспитательные, здоровьесберегающие

0, 2,3

12

1.5,1.6

Структура деятельности и её мотивация. Сознание и деятельность

Познавательные, личностные

Познавательная, ценностно-смысловая, социально-трудовые

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

0, 2 ,3

13

1.3,1.5,1.12

Многообразие деятельности

Зачёт по теме «Деятельность»

Коммуникативные, познавательные

Компетенции личного самосовершенствования, общепредметные компетенции, предметные компетенции

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

0,1,4

14

1.3

Познание и знание. Познание чувственное и рациональное

Регулятивные, личностные, познавательные

Общепредметные компетенции, предметные компетенции

Развивающего обучения

0,1, 2,3

15

1.4

Истина и её критерии

Познавательные, личностные

Предметные компетенции,ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Эвристическая

0, 1, 2, 3, 4

16

1.11

Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания

Личностные, познавательные, коммуникативные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0, 2,3

17

1.4

Семинар по теме: «Познание. Истина и её критерии» (п.6)

п\р

Личностные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Метод   проектов, разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно  

2,3,4

18

1.1, 1.12

Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Социализация.

Личностные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, коммуникативная, социально-трудовая

Гуманно-личностная, развивающего обучения

2,3,4

19

1.7

Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности.

Личные

Ценностно-смысловая, общекультурная

Гуманно-личностная, развивающего обучения

2, 3,4

65 часов

Раздел II. Основные сферы общественной жизни. Тема 3. Духовная культура

20

1.10

Культура и духовная жизнь общества. Понятие культуры. Виды культуры.

Познавательные, регулятивные, личные

Общекультурная, ценностно-смысловая

Гуманно-личностные, метапредметные

1,2, 4

21

1.11,1.12

Наука и образование. Понятие науки, функции науки, особенности современной науки

Познавательные

Общекультурная, информационная, учебно-познавательная

Метапредметные, на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2

22

1.12, 1.16

Образование в современном мире, тенденции развития современного российского образования

Познавательные, регулятивные, личные

Ценностно-смысловая, коммуникативная, социально-трудовая

Развивающего обучения, социально-воспитательные

1,2,3

23

1.15

Мораль: понятие, структура, категории и принципы

Регулятивные, личные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, компетенция личного самосовершенствования

на основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся, социально-воспитательные

1,2,3,4

24

1.13

Религия: понятие, структура, типология, функции

Познавательные, регулятивные, личные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2,3

25

1.13

Семинар по теме: «Мировые и национальные религии»

п\р

Познавательные, коммуникативные

Ценностно-смысловая, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, социально-трудовые компетенции, компетенции личного самосовершенствования, общепредметные компетенции, предметные компетенции

Разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно,   на основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся

3,4

26

1.14

Искусство и духовная жизнь. Понятие искусства, специфика художественного творчества, виды искусства

Познавательные

Общекультурная

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2

27

1.10, 1.14

Практикум: «Тенденции духовной жизни современной России»

п\р

Познавательные, личные, коммуникативные

Общекультурная, социально-трудовая, компетенции личного самосовершенствования

Эвристическая, метод   проектов

3,4

Тема 4. Экономика

28

2.1,2.11

Роль экономики в жизни общества. Понятие экономики. Экономика и уровень жизни

Познавательные

Общекультурная

На основе применения информационных технологий, на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2

29

2.1,1.9,1.8

Экономика и социальная структура общества

Познавательные, регулятивные

Общекультурная, социально-трудовая, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Метапредметные

0,1,3

30

2.12, 2.11

Экономика и политика. Экономика и государство, функции государства в экономике

Познавательные, регулятивные

Общекультурная, социально-трудовая, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Метапредметные,  социально-воспитательные, на основе применения информационных технологий

0,1,2

31

1.8, 2.1, 2.16

Экономическая культура: сущность и структура, мотивация и ценностные ориентации в экономической деятельности

Личные, регулятивные

Общекультурная, социально-трудовая, учебно-познавательная компетенция

Социально-воспитательные, гуманно-личностные

0,1,3

32

2.1, 2.16, 1.6, 1.7

Экономические отношения и интересы. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность

Личные, регулятивные, коммуникативные

Общекультурная, социально-трудовая

Здоровьесберегающие, развивающего обучения

2,3

33

2.1,1.7

Связь экономической культуры и деятельности

Зачёт по теме «Экономика»

Регулятивные

Социально-трудовые компетенции

Социально-воспитательные

1,2,3

34

2.1, 2.11, 2.12

Семинар по  теме: «Современная российская экономика — тенденции и перспективы развития»

п\р

Личные, познавательные

Общекультурные, учебно-познавательная

Эвристическая, метод   проектов, разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно  

2,3,4

Тема 5. Социальная сфера общественной жизни

35

1.8, 1.9,3.2

Социальная структура общества. Социальные группы

Познавательные, регулятивные

Общекультурные, учебно-познавательная, общепредметные

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2,3

36

3.1

Социальное неравенство, Социальная дифференциация и стратификация. Социальная мобильность

Познавательные, регулятивные

Общекультурные, учебно-познавательная, социально-трудовые

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2

37

3.1,3.2

Практикум: «Социальная стратификация и социальная мобильность»

п\р

Личные, познавательные, коммуникативные

Общекультурные, учебно-познавательная, социально-трудовые компетенции, компетенции личного самосовершенствования

На основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся

3,4

38

3.1,3.2, 3.7

Социальные взаимодействия. Социальный конфликт

Личные, регулятивные, коммуникативные

Общекультурные,компетенции личного самосовершенствования

Гуманно-личностные, метапредметные,

1,2,3

39

1.6, 1.9

Социальные аспекты труда. Культура труда.

Личные, регулятивные, коммуникативные

Социально-трудовые компетенции, компетенции личного самосовершенствования

Гуманно-личностные, здоровьесберегающие, развивающего обучения

2,3,4

40

3.8, 3.9

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы: понятие, виды. Социальный контроль, его виды. Самоконтроль.

Личные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, компетенция личного самосовершенствования

Гуманно-личностные,  развивающего обучения

0, 1, 2, 3

41

3.11

Отклоняющееся (девиантное) поведение: понятие, его причины, виды девиантного поведения

Личные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, компетенция личного самосовершенствования

Гуманно-личностные,  развивающего обучения, социально-воспитательные

0, 1, 2

42

3.11, 3.9

Преступность как самое опасное проявление девиантного поведения. Понятие преступления, виды преступлений. Борьба с преступностью

Личные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные,  развивающего обучения, социально-воспитательные

0,1, 2

43

3.9, 3.11

Семинар по теме: «Проявления девиантного поведения и их предупреждение»

п\р

Личные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция,компетенция личного самосовершенствования

Гуманно-личностные,  развивающего обучения, социально-воспитательные,технологии работы в группах и попарно  

3,4

44

3.4, 3.5

Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание

Познавательные, коммуникативные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция

Социально-воспитательные

0,1,3

45

3.5

Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Межнациональное сотрудничество

Личные, регулятивные, коммуникативные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, ценностно-смысловая

Социально-воспитательные

0,1,2,3

46

3.6

Национальная политика в Российской Федерации

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, ценностно-смысловая, общепредметные компетенции

Социально-воспитательные, гуманно-личностные

0,1,2

47

3.4, 3.5, 3.6

Практическое занятие по теме: «Нации и межнациональные отношения в Российской Федерации»

п\р

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, ценностно-смысловая

Социально-воспитательные, гуманно-личностные, эвристическая, метод   проектов, разноуровневое обучение

3,4

48

3.13,3.14

Семья и быт. Семья как социальный институт

Личные, познавательные

Ценностно-смысловая

Гуманно-личностные,  развивающего обучения

0, 1, 2, 3

49

3.13,3.14

Функции семьи

Личные, регулятивные

Общекультурная, ценностно-смысловая

Гуманно-личностные

0,1,2, 3

50

3.14

Семья в современном обществе. Тенденции развития семьи в современной России.

Личные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная, ценностно-смысловая, личного самосовершентствования

51

3.14

Семинар: «Проблемы семьи в современной России»

п\р

Личные, регулятивные, коммуникативные

Общекультурная, ценностно-смысловая, личного самосовершентствования

Технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности

2,3,4

52

3.14

Бытовые отношения

Регулятивные, коммуникативные

Коммуникативная компетенция, социально-трудовые компетенции

Технология личностно-ориентированного обучения

2,3

53

3.1,3.2,3.3

Социальное развитие и молодёжь

Личностные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Развивающего обучения

0,1,2

54

3.2,  3.3, 3.13

Социальные процессы в современной России, участие в них молодёжи

Личные, познавательные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Личностно-ориентированные, опорные схеемы

0, 2, 3

55

3.2,3.3

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжи как социальной группы

Личные, познавательные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция

Развивающего обучения, технологии группового обучения

1.2,3

56

3.3, 3.12

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

Личные, регулятивные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, личного самосовершенствования

Личностно-ориентированные технологии, развивающего обучения

3,4

57

1.10, 3.3, 3.9

Молодёжная субкультура, её особенности

Зачёт по теме «Социальная сфера жизни общества»

Личные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Ценностно-смысловая компетенция, учебно-познавательная, предметная, общепредметная

Технология проблемного обучения, технологии модульного обучения

0, 2, 3

58

3.3, 3.13

Практикум по теме: «Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура»

п\р

Личные, регулятивные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, учебно-познавательная, предметная, общепредметная

Развивающего обучения, проблемного обучения, технологии проективного обучения

3,4

Тема 6. Политическая сфера общественной жизни

59

4.1, 4.3

Политика и власть. Политическая деятельность и общество

Познавательные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Развивающего обучения, проблемного обучения

0,1,2

60

4.2,4.3

Политическая сфера и политические институты. Государство как ядро политической системы

Познавательные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Технология блочного изучения материала, технология опорных схем

0,1,2

61

4.1, 4.3, 4.11

Политические отношения, политическая власть, типология власти, виды власти

Личные, познавательные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,3

62

4.1, 4.2, 4.3

Семинар по теме: «Власть и общество: проблемы взаимоотношений»

п\р

Личные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовые компетенции

Технологии разноуровнего обучения, проективного обучения

3,4

63

4.3, 4.7, 4.8,4.11, 4.12, 4.13, 4.14

Политическая система, её структура и функции

Познавательные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Технологии блочного изучения материала, технология опорных схем

0,1,2,3

64

4.2, 4.7, 4.11, 4.12, 4.13

Государство в политической системе, функции государства, государственный аппарат

Познавательные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция

Развивающего обучения

0,1,2

65

4.3,4.4

Политический режим, типология политических режимов, их особенности

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Проблемного обучения

0,1,2,3

66

4.5, 4.6, 4.9, 4.12

Демократия: её особенности, ценности демократии

Познавательные, личные, коммуникативные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция

Личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения

0,1,2

67

4.5, 4.6, 4.14

Демократические перемены в современной России — история и перспективы

Познавательные, личные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Технология развивающего обучения

1,2,3

68

4.5

Семинар по теме: «Тенденции развития демократии в современной России»

п\р

Познавательные, личные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, ценностно-смысловая

Технология работы в группах, проблемного обучения

3,4

69

4.6, 4.5

Гражданское общество и правовое государство

Познавательные, личные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, ценностно-смысловая

Личностно-ориентированные технологии, технология опорных схем

0,1,2

70

4.6

Правовое государство — понятие, признаки, особенности

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, ценностно-смысловая

Развивающего обучения

0,1,2,3

71

4.5, 4.6

Типы правового государства, система разделения властей

Познавательные

Учебно-познавательная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2

72

4.5, 4.6

Международные документы о защите прав человека

Познавательные

Учебно-познавательная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1

73

4.6

Гражданское общество: понятие, признаки, особенности функционирования

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, ценностно-смысловая

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

0,1,2,3

74

4.2, 5.4, 4.14

Местное самоуправление: особенности развития в современной России

Познавательные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Гуманно-личностные, социально-воспитательные

0,1,2

75

4.9

Средства массовой информации в политике

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, общекультурная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные, проблемного обучения

0,1,2

76

4.9,  4.5

Семинар: «Роль СМИ в политике»

п\р

Личные, коммуникативные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, общекультурная компетенция, ценностно-смысловые

Разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно

2,3,4

77

4.5, 4.10

Демократические выборы и политические партии

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, общекультурная компетенция

Развивающего  обучения

0,1

78

4.3, 4.10, 4.11, 5.5

Избирательная система, типы избирательных систем

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Учебно-познавательная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала, технология опорных схем

0,1,2

79

4.8, 4.11, 4.12, 4.13

Многопартийность и партийные системы, типы партийных систем

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция

Технология развивающего обучения

0,1,3

80

4.12

Участие гражданина в политической жизни

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Ценностно-смысловая, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1

81

4.11

Сущность политического процесса — структура, принципы, цели и задачи

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Социально-воспитательные

0,1,2,3

82

4.12, 4.13, 4.11

Политическое участие — сущность, структура, формы политического участия

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Компетенции личного самосовершенствования, ценностно-смысловые

Социально-воспитательные, развивающего обучения

0,1,2,3

83

4.11, 4.12, 4.13, 4.7

Политическая культура: знания, принципы, ценностные ориентации

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Компетенции личного самосовершенствования, ценностно-смысловые

Проблемного обучения, технология проективного обучения

0,2,3

84

4.11, 4.12

Практическое занятие: «Политическая культура в современной России — тенденции, проблемы и перспективы»

п\р

Коммуникативные, регулятивные, личные

Компетенции личного самосовершенствования, ценностно-смысловые

Эвристическая, метод   проектов, разноуровневое обучение, технологии работы в группах и попарно

3,4

18 часов

Раздел III. Право. Тема 7. Право как особая система норм

85

5.1

Право в системе социальных норм — понятие, признаки права

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

0,1,2,3

86

5.1

Право и мораль — общее и различия

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Компетенции личного самосовершенствования, ценностно-смысловые

Развивающего обучения, проблемного обучения

0,2,3

87

5.2

Система права: отрасли права, нормы права, институты права

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция

Развивающего обучения

0,1,2,3

88

5.1, 5.2

Источники права, формы выражения права

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные, развивающего обучения

0,1,2

89

5.2,5.4

Нормативно-правовой акт, виды нормативно-правовых актов

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Предметные, развивающего обучения

0,1,2

90

5.4

Конституция Российской Федерации: структура, принципы построения, содержание

Познавательные, регулятивные

Ценностно-смысловые, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2,3

91

5.2, 5.4

Семинар: «Конституция Российской Федерации — структура и принципы»

п\р

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Ценностно-смысловые, общекультурная компетенция

Гуманно-личностные, проблемного обучения, обучения в группах

2,3,4

92

5.1

Правоотношения и правонарушения. Понятие правонарушения

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Развивающего обучения

0,1

93

5.2, 5.3, 5.16

Признаки правонарушения, виды правонарушений: преступление и проступок

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Модульного обучения, технология опорных схем

0,1,2,3

94

5.3

Юридическая ответственность, её виды

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Развивающего обучения

0,1,2

95

5.4, 5.20

Система судебной защиты прав человека.  Виды судов в России

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2

96

5.2, 5.11

Современное российское законодательство. Административное право

Зачёт по теме «Политика и право»

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Развивающего обучения

0,1,2,3

97

5.6, 5.7, 5.8, 5.12, 5.14, 5.15

Гражданское право. Экологическое право

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1.2

98

5.9, 5.10

Трудовое право. Семейное право

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, социально-воспитательные

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2,3

99

5.16, 5.20

Уголовное право

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, социально-воспитательные

Гуманно-личностные, метапредметные

0,1,2,3

100

5.1, 5.20

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, социально-воспитательные

Гуманно-личностные, метапредметные, здоровьесберегающие, развивающего обучения, на основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся

0,2,3

101

1.16, 1.17, 1.18

Общество в развитии. Многовариантность общественного разв ития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, социально-воспитательные

Гуманно-личностные, метапредметные, развивающего обучения, на основе активизации и интенсифик

ации деятельности учащихся

0,1,2,3,4

102

Урок повторения и обобщения по курсу обществознания 10 класса

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личные

Компетенции личного самосовершенствования, общепредметные компетенции, предметные компетенции

Гуманно-личностные, развивающего обучения

0,1,2,3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...