Рабочая программа по обществознанию ( 9 класс)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Балятина Наталия Фёдоровна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание тем, учебно - тематический план,требования  к уровню подготовки обучающихся, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshch_9.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Вязовка

Екатериновского района Саратовской области

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

Руководитель ШМО:

Зам. директора по УВР

Директор школы:

(Фадеева Т.А.)

(Барданова Е.Ф.)

(Щербакова Н.А.)

«    »   _______________ 2013 г.

«    »  ____________  2013г.

Пр. № _______ от                                                          2013 г.

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 9 КЛАССА

БАЛЯТИНОЙ НАТАЛИИ ФЁДОРОВНЫ
УЧИТЕЛЯ II КАТЕГОРИИ

   

 

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по  обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию  для основного общего образования.  Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

           Нормативные документы  для составления программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

       Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,  правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Базисный учебный план по программе- 1 час в неделю, 34 часа в год. Курс обществознания ориентирован на  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  «Общесвознание» 9 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова,  А.И. Матвеева  М. «Просвещение»  2012 г. Учебник составлен в соответствии с современным уровнем. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся.   

   Программа  построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В  течение года идет подготовка к ГИА –отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков.

     Цель программы:  дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

   Задачи программы:

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

    

Содержание  тем учебного курса

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие между народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Учебно – тематический план

№п/п

Наименование глав, тем

Количество часов

Дата

План

Факт

1.

Вводный урок

1

4. 09. 2013.

Глава I. Политика (10 ч)

2.

Политика и власть

1

11. 09.2013.

3.

Государство

1

18. 09. 2013.

4.

Политические режимы

1

25.09. 2013.

5.

Правовое государство

1

2.10. 2013.

6.

Правовое государство

1

9.10.2013.

7.

Гражданское общество и государство

1

16.10.2013.

8.

Участие граждан в политической жизни

1

23.10.2013.

9.

Политические партии и движения

1

30.10.2013.

10.

Политические партии и движения

1

13.11.2013.

11.

Повторительно-обобщающий урок

1

20.11.2013

Глава II. Право (21 ч)

12.

Право, его роль в жизни общества и государства

1

27.11.2013.

13.

Правоотношения и субъекты права

1

4.12.2013.

14.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

11.12.2013.

15.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

18.12.2013.

16.

Правоохранительные органы

1

25.12.2013.

17.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

1

15.01.2014.

17.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

1

22.01.2014.

19

Права и свободы человека и гражданина

1

29.01.2014.

20.

Права и свободы человека и гражданина

 1

5.02.2014.

21.

Гражданские правоотношения

1

12.02.2014.

22.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

19.02.2014.

23.

Семейные правоотношения

1

26.02.2014.

24.

Административные правоотношения

1

5.03.2014.

25.

Уголовно - правовые отношения

1

12.03.2014.

26.

Уголовно - правовые отношения

1

19.03.2014.

27.

Социальные права

1

2.04.2014.

28.

Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов

1

9.04.2014.

29.

Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов

1

16.04.2014.

30.

Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка.

1

23.04.2014.

31.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

30.04.2014.

    32.

Повторительно-обобщающий урок

1

7.05.2014.

Итоговое повторение (2 ч)

    33.

Итоговое повторение по курсу

1

14.05.2014.

    34.

Итоговый урок

1

21.05.2014.

Требования к уровню подготовки обучающихся

   В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ – основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть   компетенциями.

  1. Информационно - поисковой;
  2. Учебно-познавательной;
  3. Коммуникативной;
  4. Рефлексивной;
  5. Смысло - поисковой.

 Практическое использование приобретенных знаний в  повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Список литературы

Учебно-методический комплект для учителя.

1. «Общесвознание 9кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М. «Просвещение» 2012 г

2.Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое      пособие . М. «Астрель» 2003г.

3. «Граждановедение» 5-9кл Я.В.Соколов Ростов-на-Дону 1992 г.

4. «Основы правоведения» В.О.Мушинский

  М. «Международные отношения»1996г.

5.Справочник по обществознанию  М.  «Астрель» 2005г

6.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;

7. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.

Учебно-методический комплект

для ученика.

1. «Общесвознание 9кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М. «Просвещение» 2012 г

2. «Энциклопедия почемучки» О.Кургузов М «Лабиринт-К» 2000г.

3.Справочник по обществознанию  М.  «Астрель» 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...