Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) на тему

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nikitinoy_i.v.docx106.55 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока

«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)

ФИО (полностью):   Никитина Ирина  Владимировна

Место работы:   МБОУ СОШ № 11  (г.Струнино; Владимирская область)

Должность:   учитель истории и обществознания

Предмет:   обществознание

Класс:     10 общеобразовательный класс

Тема и № урока в теме:  «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)  урок № 9

Базовый учебник:     Обществознание 10  класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова  (издательство «Просвещение»)

Тип урока: изучение  нового материала

Цель урока:  дать представление об истине, как одном из ключевых элементов познания.

Задачи:

- обучающие – познакомить с особенностями  результата познания;  выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины; объяснить понятия и термины «ложь», «заблуждение», «абсолютная и относительная истина», «критерий истины», «практика»;

-развивающие – развивать у учащихся умения: сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения извлекать из  источников знания по изучаемой проблеме

-воспитательные -  воспитание у учащихся необходимости поиска истины в жизненном пространстве

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; мультимедийный проектор; колонки; выход в интернет; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

Структура и ход урока:

Таблица № 1

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Включаются в работу. Записывают дату урока в тетрадь.

1 минута

2

Проверка знаний по теме «Познаваем ли мир»

ЭОР № 1 («Мир непознаваем?»

Тренинг в применении усвоенного материала )

ЭОР № 2 («Какие выска-

зывания принадлежат

рационалистам а какие

эмпирикам?»

Тренинг в применении усвоенного материала)

Какие значения слова «знания» вам известны? В чем близость этих значений?

Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?

Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

В чем особенности рационального познания?

В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Индивидуальные развернутые ответы на поставленные вопросы учителя.

Выполнение тренингов:

«Мир непознаваем?»;

«Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?»

5 минут

3

Актуализация  знаний

ЭОР № 3 («Аристотель и его высказывание» слайд-портрет с цитатой)

 Сегодня  мы продолжаем разговор о  познании.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же нет, - улыбнулся Мастер.

О каком явлении пойдет речь? Важен ли для человека поиск истины в жизненном пространстве?

Мозговой штурм

В тетрадь записывают тему урока.

1 минута

4

Изучение нового матери-ала

ЭОР № 4 («Истинное и ложное знание».

Тренинг в применении усвоенного материала )

ЭОР № 5 («Знание,

соответствующее

предмету познания»  

Тренинг в применении усвоенного материала )

ЭОР № 6 («Абсолютная и

относительная истина»

Тренинг в применении усвоенного материала)

ЭОР № 7 («Истина и ее критерии». Карикатура)

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Знакомство с источниками заблуждения.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Под истиной же понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истина».

Итак,  истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Свойства истины:

Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины. Критерий истины это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Практика (от гр. «активный, деятельный») — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Выполнение тренинга:

«Истинное и ложное знание»

Выполнение тренинга: «Знание, соответствующее предмету познания

Запись в тетради определения понятия «истина», «абсолютная истина», «относительная истина»

Выполнение тренинга:

«Абсолютная и относительная истина»

Перенос в тетрадь схемы: «Возможные критерии истины»

Запись определения понятия «практика»

20 минут

5

Группо-вая работа с источ-ником

ЭОР № 8 («Человечество

в поисках истины»

Л. Шестов. Фрагмент

текста с заданиями,

направленными на

формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме)

А теперь мы разделимся на группы и  став на время философами, извлечем истину из оригинального текста Л. Шестова «Человечество в поисках истины»

Групповая работа с интерактивным источником

6 минут

6

Контроль знаний

Учитель слушает выступления представителей каждой группы, вносит необходимые коррективы

Выступление представителей  каждой группы

5 минут

7

Итог урока

Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. Выставляет отметки.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Фиксируют выводы.

1 минута

8

Домашнее задание

ЭОР № 9 («Проблема истины в познании» Тест для проверки знаний)

Задает домашнее задание (параграф 6 пересказ, выполнение интерактивного текста для проверки знаний)

Записывают домашнее задание

1 минута

Приложение к плану-конспекту урока

«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Мир непознаваем?

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/302735c9-bba0-4d66-ae90-3f06d7e88504/46.swf

2

Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39062932-6463-4f85-aac0-590d3e7e8cac/10_135.swf

3

Аристотель и его высказывание

И – тип

Портрет, цитата

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75da1a18-d4f9-4db2-948e-016ad304c187/37.html

4

Истинное и ложное знание

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b16b5238-e990-41cd-8dd8-8ef5008e7baa/44.swf

5

Знание, соответствующее предмету познания

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d5d4bb0-97b8-4b07-940b-51eaa7f1dc3f/43.swf

6

Абсолютная и относительная истина

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26f48731-d756-4fad-9e8e-8647beafa06c/45.swf

7

Истина и ее критерии.

И – тип

Карикатура

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/647dfb81-ff1d-4b0a-8de4-daa3615496f4/36.html

8

Шестов Л. Человечество в поисках истины.

П – тип

Фрагмент источника с заданиями, нацеленными на извлечение знаний по изучаемой проблеме

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b3fb727-84ff-40ed-bf80-9705dc7bd445/11_134.swf

9

Проблема истины в познании. Абсолютная, относительная, конкретная истины. Контроль

К - тип

Интерактивный тест для проверки знаний

http://www.eor.edu.ru/card/28299/problema-istiny-v-poznanii-absolyutnaya-otnositelnaya-konkretnaya-istiny-kontrol-k-dlya-uglublennogo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания. Урок повторения по теме "Политика", 9 класс.

Урок-практикум проводится при повторении темы "Политика" в 9 классе. Материалы включают в себя информацию об уроке: задачи, планируемые результаты, формы и используемые технологии. Также к у...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...