Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме:
    Рабочая программа по обществознанию 6 класс

    Нефёдов Николай Александрович

    Рабочая программа включает все необходимые компоненты с учётом новых требований

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.rar111.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

                                                        Статус документа        

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и инструктивно-методических материалах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

    1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 )
    2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования  и науки Челябинской области от 16.06.11. № 04-997).
    3. «О разработке рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
    4.  «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г.№ 1507-р).
    5. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г.  № 986).
    6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября    2010 г. № 1241).
    7.  «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г.  № 03-449).
    8. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г.№ 03-255).
    9. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01–438).
    10. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).

    11.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки   России) от 27 декабря 2010 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

    12. Приложение 11 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012          № 24/5135 “Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 -2013 учебном году».

    13. Учебный план МКОУ Октябрьская СОШ  № 2 Вагановский филиал  на 2012 – 2013 учебный год.

    14. Положение о рабочей программе МКОУ Октябрьская СОШ  № 2.        

                                   

    Структура документа

    Рабочая программа по обществознанию 6 класса представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

    I.        Пояснительную записку;

    II.        Учебно-тематический план;

    1. Сравнительная таблица распределения учебных часов по разделам    

    авторской и рабочей программы;

    IV.        Содержание тем учебного курса;

    V.        Требования к уровню подготовки учащихся;

    VI.        Перечень учебно-методического обеспечения;

    VII.        Календарно-тематическое планирование;

    VIII.        Контрольно-измерительные материалы;

    IX.        Нормы оценки знаний, умений и навыков.

                        Общая характеристика учебного предмета

    Изучение предмета «обществознание» позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

     Обществознания в 5,6,7 классах является началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин.  Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

    Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на  анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

    Цели обществоведческого образования в основной школе  состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

    воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности  ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;        

    развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

    формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

    овладению учащимися умениями получать из  разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной,  практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

    формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному  самоопределению школьников.

    Общие  задачи изучения предмета  на ступени основного общего образования:

    содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

    формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

    воспитание гражданственности и любви к Родине;

    создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

    выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

    содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

    помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

    ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

    Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета.

     Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

    • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
    • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
    • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

            

            Метапредметные результаты  изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

    • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
    • способности анализировать разные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель идр.);
    • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
    • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
    1. использование элементов причинно-следственного анализа;
    2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
    4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
    5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
    6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;
    7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
    8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    Предметными результатами освоения  выпускниками основной школы содержания

     программы по обществознанию являются в сфере:

                                      познавательной

    • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
    • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
    • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
    • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

                                                                    ценностно-мотивационной

    • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
    • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
    • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

                                                                                     трудовой

    • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
    • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

                                                                                   эстетической

    • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
    • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

                                                                                 

                                                                                   коммуникативной

    • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
    • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
    • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
    • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
    • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
    • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

    Структура  и последовательность предъявления материала.

            Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

            Последовательность, предложенная в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем рабочей  программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно завершённой, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира. Начинать изучение содержания  программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует именно в 5 классе.

            Следующая логическая ступень – формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важней шей частью этой картины выступают элементарные знания  о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале 21 века. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.

            Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания  программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмов их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.

            Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8-9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.

            При изучении  обществознания в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

            Изучение  обществознания в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

            Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определённая оснащённость учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами. В учебном кабинете обществознания имеются тексты Конституции Российской Федерации, важнейших законодательных актов; тематические таблицы и другие средства наглядности. При работе с использованием новых информационных технологий  привлекаются  материалы Интернета, а также созданные для основной школы цифровые образовательные ресурсы.

                     

                          Место предмета  в базисном учебном  плане

    «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет   174 учебных часа. Общая недельная  нагрузка в каждом году обучения составляет  1 час. На изучение курса обществоведения в   6 классе отводится 35 часов, то есть  1 час в неделю.      

                                 Национально-региональный компонент

              На изучение  НРК отводится 10% учебного времени – 140 минут

    Тема

    НРК

    Кол-во времени

    6

    Человек, общество, природа.

    НРК №1: экологические проблемы в Челяб.области

    25 мин

    8

    Что такое экономика?

    НРК №2: экономика Челябинской области

    25 мин

    13

    Труд с точки зрения закона

    НРК №3: трудовое законодательство РФ

    25 мин

    22

    Право и правопорядок

    НРК №4: правоохран. органы в Октябрьском районе

    25 мин

    25

    Наука и образование.

    НРК №5: учебные заведения в г. Челябинске

    20 мин

    31

    Ребенок в школе

    НРК №6: история Вагановской школы.

    20 мин

    Итого времени

    140 минут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию 6 класс

    Данная рабочая программа разработана на основе: -    БУП - 2004, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; - Федерального компонента государственно...

    рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко

    Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...

    Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

    Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

    Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

    рабочая программа по обществознанию 6 класс (по Соболевой)

    Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов издательства...

    рабочая программа по обществознанию 6 класс по ФГОС

    врабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

    Рабочая программа по обществознанию 6 класс по ФГОС (ООО)

    Рабочая программа по обществознанию для 6 класса по ФГОС(ООО)...