разработка урока обществознания в 5 классе. Возникновение ранних государств
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Гусева Надежда Геннадьевна

Урок  обществознания в 5 классе по теме  " Возникновение ранних государств"  с использованием  технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._obshchestvoznanie_vozniknovenie_rannikh_gosudarstv.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 5 класс

Возникновение ранних государств.

Цели урока:

  1. Способствовать  развитию критического мышления
  2. Сформировать представления обучающихся о причинах возникновения  ранних государств, типах государств, его отличия от понятия страна
  3. Формировать умения работать  с  текстом  учебника, источника, выделять главное.

Оборудование: АРМ учителя, презентация, дидактический раздаточный материал, ребус.

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

I Оргмомент

II Поверка знаний

Беседа

 

Индивидуальный опрос по

карточкам

индивидуальный опрос у доски

контроль знаний понятий.

Игра-молчанка

II Изучение нового материала

Фаза вызова

Монологическая речь учителя

Заполнение таблицы

Постановка главного вопроса

Фаза осмысления содержания

Задание классу

Запись в тетрадь

Задание классу

Рассказ учителя с записью схемы

Вопрос классу

Запись в тетрадь

Беседа

Рассказ учителя о типах государств, составление схемы

Самостоятельная работа с учебником

беседа

вывод

словарная работа

ответ на главный вопрос урока

Слово учителя

Работа в парах,

IVЗакрепление

Изученного

Фаза рефлексии

Беседа  

Синквейн

Игра «ЛОТО»

Игра «Согласен – не согласен»

Отгадать ребус

Сл №

V Инструктаж домашнего задания

-Как называется глава, которую мы изучаем?

-Какое  главное занятие было у людей на первой ступени развития общества?

_Как называлась вторая ступень развития общества?

_А третья?

1 Как и почему люди стали заниматься  земледелием?

2Как и почему люди стали заниматься  скотоводством?

Заполни схему  

Много умных слов мы знаем, часто их употребляем. А сейчас проверки ради мы запишем их в тетради.

1 Знания детям передавали, умения, навыки развивали. Сплести корзину, вырезать весло, труд такой мы  зовём  (РЕМЕСЛО)

2 Шёл рост числа первобытных людей, и считаться стали родством. От охоты люди перешли к занятию  (СКОТОВОДСТВОМ)

3 Добычей поровну всех наделяли , трудились женщины и мужчины.

В беде никого не бросали. Такой коллектив назывался   (ОБЩИНОЙ)

4. Как много зерна мы собрали, то-то всех ждёт веселье! Тяжёлый труд землю пахать, его мы зовём  ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

5.Жили люди сообща, друг другу помогали.

Всё ровно делили и горя не знали.

Так шли век за веком, за годом год,

Такой коллектив называют  (РОД)

6. Движется прогресс вперёд. И новое настало время, когда рода объединились в одно большое … (ПЛЕМЯ)

Сегодня я получила записку без подписи, послушайте, что в ней написано:

Я запутался немного, объясните, не пойму.

Говоря о государстве, показали мне страну.

В чём различье я не знаю. Помогите, погибаю!

А вы знаете, чем отличается понятие «СТРАНА» от понятия «ГОСУДАРСТВО»?

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Сегодня на уроке мы узнаем, как появилось государство,  и что называют государством. Какие бывают государства и чем отличаются эти понятия

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО?  

Поможет нам разобраться в том, что такое государство русский язык.

Предлагаю вам «раскатав» термин, понять , что такое государство. Предлагаю выделить все увиденные новые слова

ГОСУДАРСТВО

СУД                                                                   ДАР

               ГОСУДАРЬ            УДАР         одаряет,          

                                                        защищает

Судит

                                                 Наказывает

Завоёвывает, властвует

Чем занимается государство?

Государство властвует, судит, наказывает, объединяет и защищает жителей страны

Возникновение государства учёные связывают с изменениями в хозяйственной и  общественной жизни людей.

Вспомните, какие изменения произошли в жизни людей?

Приложение № 1

Итак, когда же появляется государство?

Государство возникает на определённом этапе развития общества, когда появляется неравенство, профессиональное изменение, города.

 С историей какого государства  мы уже познакомились, изучая историю. (Древний Египет)

Кто стоял во главе государства? (фараон)

Вспомните кластер, который мы составляли на уроке истории, что есть в любом государстве

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

  Империя                               Демократия

(правление одного)         (правление              

                                                 большинства)

1 группа стр.49- 51

2 группа  - стр. 51- 53

 1 группа

Где находится центр политической жизни? (в столице)

Из-за чего проходили войны в древности?

Что называют империей?

Назовите древнейшие империи.

Почему её называют централизованным государством?

Кто такие чиновники и чем они занимались?

Почему их стали называть бюрократами?

Что такое право?

 2группа

Как переводится слово демократия?

Где и когда появилась демократия?

А каким образом каждый человек может участвовать в управлении государством?

Как  вы думаете, благодаря чему правители осуществляли власть над народом?

Правитель управлял страной, опираясь на законы, с помощью чиновников

Закон – общеобязательные правила поведения (нормы), установленные государством.

Вернёмся к главному вопросу урока-

Что такое государство?

Государство – система, созданная для организации и управления жизнью людей на определённой территории, с помощью закона и силы

Итак, изучая историю Древнего Египта, мы употребляем понятия страна и государство. Различаются ли они?

В современных государствах существуют Конституции. Есть она и в нашей стране. Когда была принята Конституция РФ?

Работая с текстом статей Конституции, мы можем определить признаки государства

коллективное составление кластера

  • Что мы делали сегодня на уроке?
  • Что мы узнали нового?
  • Что такое государство
  • Когда появляется государство
  • Чем занимается государство?
  • Какие существуют  типы политической власти?
  • Что такое империя?
  • Что такое демократия?
  • Благодаря чему правители осуществляли власть над людьми?

Государство

Сильное, могущественное

Объединяет, оберегает, помогает

Государство  охраняет своих граждан.

Защита

Проверка

Центром государства  служит столица (ДА)

Империя – правление большинства (НЕТ)

Чиновник – должностное лицо (ДА)

Вождь – глава государства (НЕТ)

Империя – централизованное государство (ДА)

Закон – общеобязательные правила поведения, установленные  государством (ДА)

Государство создаётся только для военных походов и завоеваний  (НЕТ)

ЗАКОН

& 9 , вопрос - рассказ, в 3,4 -устно

На выбор – составить синквейн или кроссворд, или нарисовать плакат на тему «Что такое государство»

Допол-нения к ответу товарищей

Проверка

Запись понятий.

Взаимо-

проверка.

Ответы учеников

Участие в беседе,

Совмест

ное составле

ние схемы

Предлагают варианты ответа

Называют изменения, совместно составляем схему

Предлагают варианты

Запись в тетрадь.

Ответы

Чтение с пометками

Участие в беседе

Запись в тетрадь

Участие в беседе

Совместно составляем

Ответы

совместно

Поднимают карточку ДА или НЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...