Рабочая программа по обществознанию 7 кл
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Нечаева Марина Леонидовна

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией С.И. Козленко «Обществознание 6-7», издательство «Русское слово», 2012 г.

Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_7_kl.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ Берендеевская СОШ

наименование ОУ

Нечаева Марина Леонидовна, высшая

Ф. И. О. педагога, категория

по  обществознанию 7 класс

предмет, класс

                                                        2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию (7 класс).

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией С.И. Козленко «Обществознание 6-7», издательство «Русское слово», 2012 г.

Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.

Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 7 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса являются:

 - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

 - воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

 - освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

 - овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

 - формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

 Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 6-7 классах  опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

  1. С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2012.
  2. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2007.
  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

П о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.

                                                   

Краткая характеристика сформированных общеучебных  умений, навыков и способов деятельности учащихся  по обществознанию    на начало учебного года

 Курс 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся

Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения.

Объяснять значение как конституции в государстве

Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


№ п/п

Название раздела,

кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Домашнее задание

1.

Личность подростка

(9 ч)

1

Переходный возраст.

Возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинейджеры, юность.

Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл  понятий;   высказывать суждения о причинах различного   отношения   к подросткам в разные исторические эпохи

Беседа

§ 1

2.

1

Задачи и трудности подросткового возраста.

Эмоциональная независимость, система ценностей.

Уметь выделять проблемы подросткового возраста и способы борьбы с ними.

Устный опрос

§ 2, вопросы

3.

1

Быть взрослым.

Взрослый

Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения   по   проблеме  разногласий  с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями

Опрос

§ 3, практикум.

4.

1

Физические изменения подростков.

Самооценка

Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; высказывать личностное суждение о влиянии внешности на характер подростка.

Самостоятельная работа

§ 4, вопросы.

5.

1

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Личность, темперамент, характер.

Правильно использовать понятия и термины темы в своей речи; составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;

Беседа.

§ 5, практикум

6.

1

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

Способности человека, интеллект, настроение, эмоции

Характеризовать психологический портрет своей личности

Беседа

§ 6, вопросы.

7.

1

Самооценка подростка.

Самооценка, самовоспитание.

Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе; предлагать пути коррекции

Опрос

§ 7

8.

1

Выдающаяся личность

Выдающаяся личность, одаренность.

Характеризовать историческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности

Фронтальная беседа

§ 8, вопрос 2, практикум

9.

1

Лидер и его качества.

Лидер, искусство общения.

Называть черты лидера. Характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя материалы СМИ

Выполнение практикума

§ 9

10.

1

 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Контрольная работа.

11.

Подросток в социальной среде

(6 ч)

1

Социальная среда подростка.

Социальная среда.

Объяснять смысл понятий.

Беседа

§ 10, вопросы, практикум

12.

1

Подросток в группе.

Знать классификацию групп, приводить  примеры  ситуаций, где решающее значение имеет группа. Сравнивать  межличностные отношения в разных группах

Устный опрос

§ 11

13.

1

Межличностные отношения.

Взаимопонимание, межличностные отношения.

Устный опрос

§ 12, практикум

14.

1

«Мы» и «они».

Свои, чужие, другие, иные.

приводить   примеры   становления своих чужими и чужих    своими;    излагать суждения о причинах и последствиях       конфликтов между   пришлым   населением  и  местным;  составлять    алгоритм    мирного сосуществования

Индивидуальная работа по карточкам

§ 13, вопросы

15.

1

Мир знакомых и незнакомых людей.

Знакомые, незнакомые.

Формулировать     правила поведения с незнакомыми людьми

Беседа.  

§ 14, практикум 1

16.

1

Социальный портрет молодежи.

Молодежь.

Описывать   ценности,   на которые       ориентируется молодёжь;      высказывать суждение     по     решению проблем  молодежи  в современном обществе

Беседа

§ 15, вопросы

17.

1

Обобщение по теме: «Подросток в социальной среде».

Контрольная работа

18.

Подросток и закон

(4 ч)

1

Юридические границы подросткового возраста.

Права, обязанности, ответственность.

Характеризовать правовой статус подростка;  рассказывать о путях и методах защиты     прав     ребенка; объяснять       взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека

Опрос.

§ 16, вопросы

19.

1

Подросток как гражданин.

Паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы, обязанности граждан.

Характеризовать      статус подростка как гражданина России на основе 2 главы Конституции РФ; называть основные      конституционные права и обязанностей граждан;  называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями

Словарный диктант

§ 17, вопросы 2,3

20.

1

Подросток и его права.

Права ребенка.

Объяснять значение понятия     «права     человека»; объяснять   пути   реализации прав подростка; называть документы, декларирующие   права   человека, права ребенка

Тест

§ 18, практикум

21.

1

Опасный путь преступной жизни.

Преступления, уголовная ответственность, административные нарушения.

Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; анализировать причины совершения преступлений

Беседа

§ 19, слова

22.

1

Обобщение по теме: «Подросток и закон».

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

23.

Образ жизни подростков

(6 ч)

1

Подросток в обществе риска.

Здоровье, алкоголизм, наркомания.

Называть источники риска, характеризовать подростковые ситуации риска; высказывать предположения о путях преодоления негативного влияния источников риска

Беседа

§ 20, вопросы

24.

1

Проблема одиночества.

Одиночество.

Характеризовать пути выхода из состояния одиночества

Беседа

§ 21, практикум, вопросы.

25.

1

Подростковая культура.

Подростковая культура.

Знать понятие «подростковая культура» и правильно употреблять его в речи; рассказывать о подростковой культуре и ее особенностях; устанавливать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризовать систему ценностей подростка

Индивидуальная работа по карточкам

§ 22, вопросы

26.

1

Образ жизни

Образ жизни.

Определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменение; приводить примеры образа жизни людей разных слоев общества, используя примеры из художественных произведений

Устный опрос.  

§ 23, практикум

27.

1

Досуг и отдых

Досуг, свободное время, культурный досуг.

Отдых, музей.

Объяснять понятия «досуг», «культурный досуг»; называть некоторые характерные черты человека на основе анализа его досуга; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек)

Фронтальный опрос

§ 24

практикум

28.

1

Развитие спорта.

Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.

Знать определение спорта; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; выявлять различие между любительским и профессиональным спортом; называть популярные среди подростков виды спорта; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни

Доклады

§ 25, практикум 2

29.

1

Обобщение по теме: «Образ жизни подростков».

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

30-31.

Подросток и его жилая среда

(4 ч)

2

Город и село

§ 26-27, вопросы

32-33.

2

Мой дом, мое жилище

§ 28-29, вопросы, практикум

34

1

Обобщение по теме: «Подросток и его жилая среда».

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

35.

1

Повторение изученного материала по темам курса.

Обобщение и систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...