Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа (обществознание , 9 класс) по теме

В рабочей программе:

пояснительная записка, темы регионального компонента, календарно-тематическое планирование по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое   планирование по обществознанию за 8-9 классы

                                    Пояснительная записка

Тематическое   планирование  по курсу «Обществознание» для основной школы (8-9 классы) составлен в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами МО и науки РФ, МО и науки ЧО:

  • «Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ  от 05.03.2004г. №1089),
  •  «Формирование учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от                                         )
  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) об общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404)
  • Требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования РФ. (О/к по «О» 8-9 класс, М.Дрофа 2003г.).
  • Программа курса «Обществознание» за 8-9 классы под редакцией Кравченко А.И., Певцова Е.А
  • Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание» 6 -11 класс. М.:Просвещение 2011г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
  • «О преподавании  учебного предмета «Обществознание» в 2013-2014 учебном году» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области        
  • Учебный план МОУ Измайловская СОШ на 2013-2014 учебный год.

Система обучения: традиционная система. Выбор данной системы обучения обусловлен, следующими дидактическими принципам, которые позволяют наиболее полно формировать знания и умения учащихся:

а) Актуализация прежних знаний, необходимых на восприятие нового учебного материала;

б) Восприятие новой информации через наблюдение и слушание;

в) Соотнесение новых представлений с системой ранее усвоенных;

г) Формирование понятий;

д) Применение новых знаний в практической деятельности;

е) Контроль и самоконтроль усвоения нового материала.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

  В  федеральном  базисном учебном плане выделено  по 1-му часу с 6-го по 9-ый класс, кроме того, предусмотрено выделение дополнительного учебного времени на изучение пропедевтического (вводного) курса обществознания в 5 классе в объеме 1-го часа в неделю. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 10 до 15 лет.  

       Курс «Обществознание» входит в федеральный компонент базисного учебного плана, в котором на его изучение в основной школе предусмотрен 1 час в неделю – итого в 8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа. Поэтому разбивка часов предусматривает содержание в каждой теме – изучения  философии, экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологи, общество, человек.

Содержание каждой темы строго  соответствуют Обязательному минимуму содержания основного общего образования по обществознанию и другим нормативным документам МО и науки РФ и структурой учебника.

             Разбивка курса «Обществознание» обусловлена Примерной программой основного общего образования по обществознанию.

 Курс «Обществознание» в 8 классе  - 34 часа разделён на 3 темы.

Вводный урок  - 1 час

  1. тема «Общество и человек – 11 ч.
  2. тема «Экономическая сфера общества – 12 ч.
  3. тема «Социальная сфера общества – 10 ч.

Курс «Обществознание» в 9 классе  - 34 часа разделён на 3 темы.  

     Вводный урок  - 1 час

  1. тема «Политическая сфера общества» - 11 ч.
  2. тема «Право и его роль в жизни общества» - 12 ч.
  3. тема « Духовная сфера общества» - 9 ч.

          Предэкзаменационное повторение – 2 ч.

     

      Тематическое планирование составлено по программе А.И.Кравченко курс «Обществознание», а также Л.Г.Боголюбова курс «Введение в обществознание» для полного изучения интегративного курса, в котором содержаться основы знаний философии, экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.

Выбор УМК:

Тематическое планирование выстроено по программе с использованием учебников получивших гриф МО РФ «допущено» и «рекомендовано»: Приказ МО и науки РФ от24 декабря 2010г. №2080 «Об утверждении федерального перечня учебников по  курсу «Обществознание» на 2011 – 2012 учебный год».

  • Кравченко А.И. – «Обществознание» учебник для 8-9 классов, М.Русское слово – 2012 г.
  • БоголюбовЛ.Г. – «Введение в обществознание» учебник для 8-9 классов,

М.Просв.2010 г.

  • Конституция РФ 12.12.1993г

        Для повышения уровня самообразования в изучении курса «Обществознание» используются рабочие тетради, которые используются как на уроке, так и дома.

         Рабочая тетрадь:

  • Хромова И.С. «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь , М., «Русское слово», 2013г.
  • Хромова И.С. «Обществознание» 9 класс, рабочая тетрадь , М., «Русское слово», 2013г.

          Методические пособия:

  • Певцов Е.А., Кравченко А.И. «Обществознание» - пособие для учителя, поурочные планы М., «Русское слово» 2012 г.

Контрольно-измерительные материалы:

  •  Тесты по обществознанию. 8 - 9 класс -4-е изд. М.:Русское слово-2013г. –предназначены для контроля знаний.

Здесь представлены две разновидности тестов: двухвариантные и многовариантные. Решение тестов позволит             учащимся лучше усвоить материал и систематизировать полученные знания

  • Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко,Е.А.Певцовой «Обществознание» 8 - 9 класс, М., «Русское слово», 2013г

Рабочая тетрадь по обществознанию является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и    дома. Здесь представлены задания для поисково-исследовательской и мониторинговой деятельности, задания для повышения уровня самообразования. Разнообразные задания способствуют формированию  учащихся знаний по основным обществоведческим понятиям и терминам, навыков самостоятельной творческой работы с книгой, иллюстрацией, таблицами и схемами, развитию мыслительной деятельности.

  •  Типовые тестовые задания для итоговой аттестации по обществознанию  9 класс. А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова. – М,.Издательство «Экзамен», 2010г.

Комплекс заданий составлен с учётом особенностей и требований государственного экзамена. Пособие может использоваться для подготовки, как к письменному, так и устному экзамену за курс основной школы. Для проверки знаний в течение учебного года и подготовки к поступлению в колледжи и лицеи.

  • Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников основной школы. Готовимся к экзамену по истории. Сборник КИМов. Л.Д.Дмитриева, Е.И.Дьяченко, П.Ф.Назыров.- Челябинск: НП ИЦ «РОСТ» , 2010г.

Сборник тестовых заданий представлен в виде рабочей тетради для учащихся 9 класса. Сборник содержит 224 задания базового уровня с выбором ответа (один верный из 4-х предложенных), 24 задания повышенного и 14 высокого уровня сложности. Задания в сборнике можно использовать для тренингов, пробных экзаменационных работ, тестовых заданий для подготовки к выпускным экзаменам.

  • Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику Кравченко А.И. «Обществознание» 8 класс М: Русское слово 2013г.

Тесты разработаны по образцу ГИА (ЕГЭ), к каждому параграфу учебника разноуровневые тестовые задания (вариант А – базовый уровень, вариант В – задания повышенной сложности, итоговый тест.

  • Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику Кравченко А.И. «Обществознание» 9 класс М: Русское слово 2013г.

Тесты разработаны по образцу ГИА (ЕГЭ), к каждому параграфу учебника разноуровневые тестовые задания (вариант А – базовый уровень, вариант В – задания повышенной сложности, итоговый тест.

Цель курса:

  • создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

Задачи курса:

  • Обучить учащихся правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
  • Сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовится к будущей профессиональной деятельности;
  • Воспитывать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
  • Подготовить школьника к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.  

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

       

Реализация НРК:

Конкретность раскрытия многих вопросов курса тесно связанных с повседневной жизнью учащихся, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента на уроках  обществознания. Тематическое планирование дополнено региональным компонентом.

         На региональный компонент в каждой образовательной области выделено 10% времени (3-4 часа). Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности Южного Урала.

Региональный компонент по обществознанию  8– 9 класс

класс

Тема урока

№ урока

Кол-во

часов

сроки

8

Экологические проблемы региона (Челябинская область, Кизильский район, п. Измайловский)

6

1

12.10

8

Бюджет  семьи.

20

фрагмент

22.02

8

Экономика региона.

23

1

07.03

8

Межнациональные отношения в Челябинской области.

29

фрагмент

25.04

8

Социальное развитие региона.

32

1

23.05

9

Участие граждан в политической жизни. Выборы в нашем регионе.

8

фрагмент

27.10

9

Политическая жизнь в нашем крае. Челябинская область – субъект Российской Федерации.

10

1

24.11

9

Материальная и духовная культура региона.

30

1

17.05

Календарное  поурочно-тематическое планирование по  обществознанию 9 класс

МОУ Измайловская СОШ  учитель обществознания: Жунусова Уркия Сембаевна

№ п/п

Р/К

Раздел, тема урока

Колич. часов

Календарные

сроки

Тип урока

Требования обязательного минимума

Контроль

знаний

Д/з

Содержание методического обеспечения для изучения темы урока

план

факт

знания

умения

  1. Политическая  сфера в жизни  общества – 11 часов

1

Вводный

1

вводный

Знакомство со структурой учебников. разбор заданий в конце параграфа

2.

Политика. Политическая система. Политическая власть.

1

урок изучения нового материала

Знать: понятия власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение власть, сила. Называть органы гос. власти, хар-ть их полномочия

Уметь: анализ-ть конкретные жизненные ситуации, связанные с деят-тью власти; выделять в тексте учебника оценочные суждения о формах и методах пол. власти.

контрольный срез

П1

Конституция РФ гл. 4-7

Кимы к ЕГЭ

Презентация

3.

Государство (признаки, функции)

1

Ккмбинированный

Знать: политическая система общества, государство, суверенитет, причины обр-ния гос-ва, его фунуции, основные признаки гос-ва;

Знать: объединение наций, отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство,

Уметь: объяснять процесс создания централизованных гос-в, причины и особенности распада нац-ных гос-в, давать им оценку, анализ-ть, хар-ть гос-во

текущий

П2

П2 Клименко

Конституция РФ гл.1, ст. 1,3,4,7.

Презентация

   

4

.

Национально-государственное устройство.

1

комбинированый

Знать: объединение наций, отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство,

федерация, унитарное государство, конфедерация, содружество

Уметь: анализ-ть конкретные формы  н/г устр-ва, выделять в тексте учебника оценочные суждения о формахн/г устр-ва

текущий

П3

Конституция РФ гл. 3

Презентация

5

Формы правления.

1

комбиннированый

Знать: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, охлократия, республика, импичмент, принципы демократии.

Уметь: сравнивать форму правления – Р. и М., выевлять сходство и различия, разъяснять сущность дем. формы правления,

текущий

П4

Подготовить сообщение об эволюции форм государства в России – д|з

6

Политические режимы.

1

комбиннированый

Знать: политический режим, авторитаризм, демократия, тоталитаризм, диктатура, деспотия, тирания.

Уметь: сравнивать полит-кие режимы, выявлять сходство и различие, называть признаки пол. режимов, объяснять особенности пол. режимов фактами из истории России и всеобщей истрии

Текущий

П5

Таблица сравнительная

Презентация

7

Гражданское общество и правовое государство.

1

комбиннированый

Знать: гражданское общество, правовое государство, гражданство

Уметь: выделять общее и различное в признах Г/О и П/Г,  анализ, обобщение

текущий

П6

Конституция РФ гл.1, ст.6, гл.2  ст. 61-63

Презентация

8

Р/К

Голосование. Выборы. Референдум. Участие граждан в политической жизни. Парламентский час.

1

комбиннированый

Знать: референдум, митинг, шествие, пикетирование, пассивное и активное избирательное право

Уметь: анализ-ть конкретные формы  проявления участия  в пол-кой жизни. выделять в тексте учебника оценочные суждения о выборах

текущий

П7

Конституция РФ гл.1 ст.

 гл.2  ст.

Законы РФ о выборах

Презентация

9.

Политические партии.

1

комбиннированый

Знать: партия, многопартийность, политическая программа

Уметь: анализ-ть конкретные программы партий, выделять в тексте учебника классификацию п/п

текущий

П8

Презентация

10

Политическая жизнь в современной России.

1

комбиннированый

Знать:Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ. Выборы 2011-2012г.г

Уметь:

сравнивать полит-кие процессы, , называть конкретный факт-ий материал о пол-кой жизни России, объяснять их особенности фактами из истории России и всеобщей истории

текущий

СМИ

Кн.РФ

ИР:

56

11

Р/К

Политическая жизнь в нашем крае. Челябинская область – субъект РФ.

комбиннированый

Знать:Устав ЧО. Политический процесс, его особенности в ЧО. Избирательная кампания в ЧО. Деятельность Избирательной комиссии. Выборы 2011-2012г.г.

Уметь:работать с документом, анализировать, выявлять особенности

текущий

СМИ

Устав

ЧО

12

ПОУ по теме: Политичесакя сфера в жизни общества.

повторительно-обобщающий

Анализ. Сравнение

Обобщение. Выводы. Оценка

Умение применять полученные знания при анализе и оценке фактов и явлений общественной жизни

итоговый

Тесты

По типу ГИА

  1. Право и его роль в жизни общества – 12 часов

13.

Право и его роль в жизни общества. Право, его сущность и особенности.

1

Комбиннированый

Знать: право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность

Уметь:

текущий

П9

С.70-77

Презентация

14.

Закон и власть.

1

Комбиннированый

Знать: власть, закон,

Нормативно-правовые акты, разделение властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная дума, суд, нотариат, адвокатура, прокуратура

Уметь:

текущий

П10

Таблица «3 ветви власти»

15.

Конституция РФ. Основной закон государства.

1

Комбиннированый

Знать:  Конституция, правой статус человека, структура конституции

Уметь: анализировать и самостоятельно работать с документом

текущий

П11

Конституция РФ глава 1

Презентация

16

Основы конституционного строя

1

Комбиннированый

Знать: Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российского права. Преамбула. Основы конституционного права,  

Уметь: комментарий основ.

текущий

П.11

Конституция РФ глава 1

Презентация

17

 Права и свободы человека.

1

Комбиннированый 

Знать:  правой статус человека, что такое права человека, гарантия, защита прав

Уметь:  анализировать источники о правах человека, делать выводы, высказывать суждения

текущий

П. 12

Конституция РФ гл.2  ст.

Сравнительная таблица: Права человека

18.

Право и имущественные отношения.

1

Комбиннированый

Знать: Иск, правоспособность. Дееспособность, сделка, договор, гра жданские правоотношения

Уметь: анализ, вывод, обобщение

текущий

П12

Гражданский кодекс РФ

(извлечения)

Презентация

19

Потребитель и его права.

1

Комбиннированый

Знать: потребитель, изготовитель, Закон о защите прав потребителей

Уметь: работа с документом, анализ, вывод, обобщение

текущий

П13

Закон»Защита прав потребителей

Учебник ГЖ – п. 19 с.52

20.

Труд и право. Коллективный договор

1

Комбиннированый

Знать: трудовое право (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа

Уметь: работа с документом, анализ, вывод, обобщение

.

текущий

П14

Трудовой кодекс РФ

(извлечения

Презентация

21

Правовые основы брака и семьи.

1

Комбиннированый

Знать: Правовые основы брака. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Уметь: работа с документом, анализ, вывод, обобщение

текущий

П. 15

Повт. П 24- «О» 8 класс

Семейный кодекс РФ Презентация

22

Преступление. Юридическая ответственность

1

Комбиннированый

Знать: преступление, проступок, вина и ее формы, состав преступления, деяния. Виды юр/отв-ти

Уметь: анализировать и самостоятельно работать с учебником

текущий

П16

Уголовный  кодекс РФ

(извлечения)

Презентация

23.

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ.

1

Комбиннированый

Знать: правовая защита несовершеннолетних (уголовное право, гражданское право, семейное право), забота государства о подростках

Уметь: анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации

текущий

СМИ

Работа с документами (законы, постановления..)

24

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме «Политико-правовая сфера общества»

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Анализ. Сравнение

Обобщение. Выводы. Оценка

Умение применять полученные знания при анализе и оценке фактов и явлений общественной жизни

Тестирование по теме

КИМЫ ГИА

  1.   Духовная сфера общества  11 часов

25

Что такое культура.

1

Урок изучения нового материала

Знать: духовная и материальная культура, артефакты. Этикет, культурные универсалии

Уметь: извлекать из различных источников  информацию о понятии культура

текущий

П17

Презентация

26.

Культурные нормы.

1

Комбиннированый

Знать: социальные нормы, обычаи, традиции, законы

Уметь: следовать усвоение норм культуры, Анализ. Сравнение

Обобщение

текущий

П18

Презентация

27.

Формы культуры.

1

Комбиннированый

Знать: элитарная,народная, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная культура ,

Уметь: сравнивать, выявлять сходство и различие, называть признаки, объяснять особенности форм культуры

молодежная культура , выделять в тексте учебника оценочные суждения о формах культуры, типах искусства.

текущий

П19

Презентация

28

Религия.

1

Комбиннированый

Знать: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, мировые религии

Уметь: Анализ. Сравнение

Обобщение

текущий

П20

ЦОР «Религия»

29.

Искусство.

1

Комбиннированый

Знать: искусство, живопись, эстрада, архитектура, скульптура, музыка.

Уметь: приводить в систему виды искусства

текущий

П21

ЦОР «Искусство»

30 - 31.

Образование. Наука.

2

Комбиннированый

 

Знать: образование, школа, юридический статус ребенка

Уметь: объяснять процесс развития образования,

анализ-ть конкретные жизненные ситуации, связанные с деят-тью образов. и научных учреждений

текущий

П22,

23

Презентация

32

Р/К

Материальная  и духовная культура в регионе0020.

1

Комбиннированый

Знать: основные события культурной жизни региона

Уметь: анализ-ть конкретные достижения и проблемы развития культуры РФ.

Уметь:

текущий

СМИ

33.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Духовная сфера общества»

1

Урок обобщения и проверки знаний и умений

Анализ. Сравнение

Обобщение. Выводы. Оценка

Умение применять полученные знания при анализе и оценке фактов и явлений общественной жизни

Тестирование по теме

КИМЫ ГИА

34.

Предэкзаменационное повторение. Итоговое тестирование по курсу за 8-9 класс. Общество и человек, сферы общества.

4

Урок обобщения

Анализ. Сравнение

Обобщение. Выводы. Оценка

Умение применять полученные знания при анализе и оценке фактов и явлений общественной жизни

Итоговое тестирование по курсу за 8-9 класс. Общество и человек, сферы общества.

КИМЫ ГИА



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...