Задания С1-С4. Материал к экзамену в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) по теме

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Задания С1-С4. Материал к экзамену в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 49

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека ведь в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <...>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий»

(Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80—81.).

С1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.



Предварительный просмотр:

Вариант 39

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Эту возможность ему дает власть. Все, что делает государство, будучи социальным, оно делает «благодаря своей власти». Необходимость применения власти обусловлена тем, что выполнение функций социального государства может быть сопряжено с государственным принуждением, например, когда идет речь о перераспределении доходов для выполнения социальных программ. Действительно, для выполнения задач и функций, социального государства права и интересы одних (более сильных) членов общества могут быть ограничены в интересах других, нуждающихся в этом (более слабых) членов общества. Однако для этого вовсе не нужно вводить какие-то специфические «социальные» обязанности, налагаемые непосредственно на граждан. Здесь вполне достаточно общей обязанности гражданина выполнять решения государственной власти — той власти, которая имеется у социального государства не в силу того, что оно социальное, а в силу того, что оно государство. <...>

Конечная цель социального государства — это сохранение политической стабильности в условиях, когда единственно возможный путь для этого — предоставление всем членам общества возможностей или, как минимум, гарантий для достойного существования. <...> Очень важно различать функции социального государства и социальные функции государства» (Кочеткова JI. Н. Социальное государство: цели и функции // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 70—71, 76.).

С1. За счет чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?

С2. На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему данная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности? Дайте необходимое объяснение.

СЗ. Автор утверждает, что социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Следует ли в таком случае рассматривать государство как социальное, которое, взяв на себя обязанность соблюдать и защищать социальные права человека, по каким-то причинам в конкретный исторический момент не в состоянии делать это в полном объеме? Выскажите ваши соображения по данному вопросу.

С4. Автор считает очень важным различать функции социального государства и социальные функции государства. Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера функций социального государства.



Предварительный просмотр:

Вариант 4

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Наука как способ рационального освоения действительности, воспроизводства и накопления знаний является одной из трех основных форм деятельности в духовной жизни или трех основных ее языков — наряду с искусством и нравственностью. Первоначальный анализ позволяет увидеть, что формально-логическое соотношение научной, духовной и социальной жизни отражает принцип включения — первой во вторую, второй — в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а научное — как элемент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы возникает вследствие необходимости выполнять определенную функцию. Соответственно социальная роль науки может быть определена через выявление ее основной социально значимой функции, той «главной задачи», которую «ставит» перед ней общество. <...>

В узком смысле научной жизнью называют, как известно, специфический способ воспроизводства знаний внутри институционально оформленного научного (академического) сообщества. <...>

Замкнутость научной жизни внутри своих институционализированных рамок является, с одной стороны, способом сохранения знания, его обособления от искажения. С другой стороны, замкнутость научной жизни выступает и как «способ самообороны» работников науки, стиль воспроизводства научной жизни, обеспечивающий ее участникам сохранение относительно комфортного места в жизни...

При всем этом объективно научная жизнь не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром»

(Козлова О. Н. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 114, 116.).

С1. Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?

С2. На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.

СЗ. Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявление ее основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.

С4. Научная жизнь, по мнению автора, не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром. Приведите три подтверждения данного утверждения, привлекая обществоведческие знания.



Предварительный просмотр:

Вариант 11

Прочитайте текст и выполните задания Cl—С4.

«Как правило, семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой многоступенчатой семьи могут жить в разных квартирах и возможно в разных населенных пунктах. Но все они разделяют общие установки и традиции (по кардинальным проблемам семейной жизни, испытывают чувство сопричастности друг к другу, готовность к взаимопомощи, чувство ответственности за судьбу членов, входящих в семейное родство). Уверенность в том, что в любой момент каждый родственник найдет поддержку, понимание, сочувствие, и есть основа того, что называется духовной связью. <...>

Только на основе семейных традиций можно создать и воспроизвести определенную культуру интимно-родственных отношений. Семья дает изначальный опыт самоуправления, участия в общественном труде, распределения обязанностей и т. д. И чем сложней становится человеческое бытие, тем прочнее и дольше должен быть союз тех, кто хочет воспроизвести себя в потомстве. <...>

Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов, традиций, присущих данной семье»

(Замолоцких Е. Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гумаиитарные знания. 2005. №5. С. 175—176).

С1. Определите, что, по мнению автора, объединяет членов семьи?

С2. В чем видит автор значение семейных традиций? Какая функция семьи, на ваш взгляд, выражается в семейных традициях?

СЗ. Используя содержание текста, знания обществоведческого курса, социальный опыт, перечислите не менее четырех факторов, влияющих на семейную атмосферу.

С4. Опираясь на знания обществоведческого курса, сформулируйте основные функции семьи.



Предварительный просмотр:

Вариант 16

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Семейные отношения, в которых переплетаются биологические и социальные факторы, отличаются своим постоянством, многообразием и разнообразием субъектов и передачей от поколения к поколению соматических и иных наследственных свойств, влияющих на формирование характера и психологии индивидов, нередко даже на их внешний облик. Брачно-семейные и родственные отношения связывают людей с различным имущественным положением, социально-классовым, мировоззренческим и нравственно-культурным и даже этническим миром, тем самым смягчая социально-классовые, межэтнические и иные противоречия в обществе. Из всех общественных отношений семейно-брачные, родственные отношения являются отношениями, которые из века в век, из народа в народ несут мир и согласие изначально, из глубинных своих биосоциальных сущностных свойств. В то же время многие другие социальные отношения, особенно межклассовые, политические, мировоззренческие, идеологические, расовые, национально-этнические, в своей основе имеют дифференциацию индивидов, а не их интеграцию.

Семья существенно отличается от малых социальных групп иного рода. Она очень специфична и по своему месту в системе общественных отношений и по своему характеру»

(Гасанов Н. Н., Замесов К. Я.. Караев И. И. О взаимосвязи межнациональных и семейных отношений в России // Социально-гуманитарные знания. 2008. .№4. С. 120.).

С1. На основании текста сформулируйте характерные черты семейных отношений.

С2. В чем видят авторы роль брачно-семейных и родственных отношений? Чем они отличаются от других социальных отношений?

СЗ. Авторы утверждают, что семья существенно отличается от малых социальных групп иного рода. Приведите три аргумента, подтверждающие данную позицию. Дайте определение малой группы.

С4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите основные функции семьи.



Предварительный просмотр:

Вариант 17

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Сущностью цивилизационной сферы представляются субъективные по своей природе, распространенные среди представителей различных социальных общностей всех уровней — общества, этнических общностей, социальных, политических и правовых институтов, политических партий, корпораций, семей и т. д., — фундаментальные идеи относительно социальных норм, ценностей, предписаний, идеалов, способов взаимодействия и общения людей и социальных общностей друг с другом, а также объективные угрозы физическому и материальному существованию цивилизационных институтов и материальных носителей культурных ценностей. Сущность безопасности цивилизационного развития (недопущение и минимизация угроз, которые могли бы способствовать ухудшениям по одному или нескольким вышеназванным составляющим параметрам) вследствие вмешательства в ценности, идеи и традиционный образ жизни, а также принуждения к определенному, противоречащему культурно-национальной идентичности поведению, в том числе принятию решений, находящихся в русле чьих-то сторонних по отношению к данной цивилизации и культуре интересов, информационными, пропагандистскими, военными, экономическими и иными методами.

Цель обеспечения безопасности цивилизационного развития сохранить (защитить, отстоять) имеющиеся ценностно-ментальные и социально-политические основы нации, страны, государства, региональной или национальной идентичности от внутренних и «внешних угроз».

(Феофанов К. А. Политологические аспекты безопасности цивилизационного развития // Социально- гуманитарные знания. 2004. №6. С. 161 —162).

С1. Что автор понимает под сущностью цивилизационной сферы?

С2. На основании текста раскройте сущность безопасности цивилизационного развития. Как связаны между собой цивилизационная сфера и безопасность цивилизационного развития?

СЗ. В чем видит автор цель обеспечения безопасности цивилизационного развития? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите примеры ценностно-ментальных основ нации, страны, государства.

С4. Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, приведите примеры угроз для внутреннего и внешнего цивилизационного развития.



Предварительный просмотр:

Вариант 19

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс

рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность         функционирования,         что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития.

(Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 81—82.).

С I. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции.

С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.



Предварительный просмотр:

Вариант 21

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>

Государство обязано и за счет собственных ресурсов и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием. Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...>

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости»

(Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 30—33.).

С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.

СЗ. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.



Предварительный просмотр:

Вариант 23

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. <...>

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества,, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. <...>

Спору нет — «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. По их нельзя и отождествлять»

(Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102—104.).

Cl. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

С2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

СЗ. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.

С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.



Предварительный просмотр:

Вариант 25

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Понятие «прогресс» (лат. progressus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому, изменение к новому, лучшему. Прогресс более наглядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Вместе с тем мы можем видеть, как технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Из богатства, многообразия народной культуры развивается светская культура, а в настоящее время и массовая. <...>

Прогресс многомерен. И в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, в том, что у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. Иными словами, за прогресс тоже надо платить. В поиске общего или единого критерия прогресса важно исходить из того, что критерий не цель, а только средство. Основная цель всего общественного развития — человек, его всестороннее развитие. <...>

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Осознание хрупкости человеческого существования обусловливает необходимость гуманистической стратегии в понимании сущности прогресса. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общества, как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность»

(Дорская А. А. Прогресс и его критерии // Обществознание. Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001. С. 88—92.).

С1. Опираясь на текст, укажите сущность и характерные черты прогресса.

С2. В чем видит автор прогресс современного общества? Объясните, почему.

С3. Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера критериев прогресса, которые предлагали различные мыслители.

С4. В тексте приведены два интегративных показателя прогрессивного развития современного общества. Дополните данные показатели тремя примерами.



Предварительный просмотр:

Вариант 26

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности. А часто — ив довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идет через самоидентификацию, т. е. через отождествление себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности своего «Я>> — субъективное переживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его регулятивный центр. В нем сосредоточены мотивы поступков, деятельности, соотнесение своих интересов с общественными, ценностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий мировоззрением и сознанием человек, понимающий свои социальные функции. Можно сказать, что социальная среда, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на ее формирование, а с другой стороны, полем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.

В этой связи можно сказать, что формирование своего индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. Две эти направленности также образуют противоречие, решение которого суть развития личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько свое соответствие социальному миру, но и соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу личности, в какой мере он способствует ее безграничному развитию и в какой мере ограничивает личность»

(Барабанов В. В. Социализация личности // Обтцествознание. Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001. С. 29—30.).

С1. На основании текста определите, что понимается под социализацией? В чем заключается ее значение?

С2. Как долго осуществляется процесс социализации? Объясните, почему.

СЗ. В чем видит автор суть развития личности? Можно ли утверждать, что подлинно развитая личность находится в противоречии с обществом? Приведите два примера.

С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «самоидентификация». Какое из них шире по своему содержанию?




Предварительный просмотр:

Вариант 27

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«В современной науке сложились три относительно автономных блока знания: естествознание, техникознание и обществознание. До сих пор первенство в этой тройке отдавалось естествознанию, а научный статус многих видов социального знания подвергался сомнению из-за невозможности наглядно-эмпирического подтверждения их истинности. Однако само естественно-научное знание, воплощаясь в высоких технологиях, средствах массового поражения, массовой коммуникации науки и образования, здравоохранения и защиты окружающей среды, все больше и больше попадает в зависимость от достижений гуманитарных наук <...>.

Структурная перестройка науки идет в направлении превращения комплекса общественных и гуманитарных наук в системообразующее ядро, в определяющий фактор научного познания. Именно познание и освоение широкого спектра сил социального взаимодействия составляет главную животрепещущую проблему современности. <...>

Всякие попытки принижения роли социального познания, пренебрежительное отношение к азбучным истинам исторической науки чреваты громадными потерями социально-культурных достижений, интеллектуальным и нравственным вырождением человечества.

Трагизм истории естественно-научного познания меркнет перед историей познания социального. И это понятно. Социальные истины затрагивают коренные интересы каждого. Они заставляют содрогаться одних и воодушевляют на героические действия других. Одним социальным группам они объявляют исторический приговор, другим — предписывают роль спасителей. <...>

Ни один формационный сдвиг, ни одно исторически прогрессивное изменение в жизни людей не происходило само по себе, без сознательных усилий исторически определенных классов и личностей. Упование на самореализацию законов истории есть признание интеллектуальной беспомощности перед напором глобальных проблем современности. <...> Нельзя познать мир пассивно, наблюдая за ним или плетясь в хвосте событий. Наблюдение в науке вообще строится на основе целенаправленного, тщательно продуманного воздействия на объект исследования. Это еще более важно для социальных объектов, ибо здесь речь идет о самопознании»

 (Ширяев JT. А. Кризис социального познания как выражение кризиса общественно-исторической практики // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 268278.).

С1. Опираясь на текст, представьте классификацию современного научного знания. Какой вид знания, по мнению автора, выступал до недавнего времени в качестве лидера?

С2. В чем видит автор главную животрепещущую проблему современности? Объясните, почему.

СЗ. О каких особенностях социального познания говорит автор? Опираясь на знания обществоведческого курса, дополните перечень этих особенностей.

С4. Как соотносятся между собой понятия «социальное познание» и «самопознание»?



Предварительный просмотр:

Вариант 31

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Научное знание — это сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Традиционно вычленяют три уровня в структуре научного знания: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знания, составляющие целую научную область; знания, представляющие всю науку.

В структуре локальной области знания можно выделить уровень эмпирических знаний и уровень теоретических знаний. Знания, полученные на эмпирическом уровне, являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении и эксперименте. Здесь вырабатываются знания об определенных событиях, выявляются свойства объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень тесно связан с теоретическим уровнем. <...> Для полной характеристики локальной области знаний необходимо выделять еще один уровень -— уровень философских предпосылок, который содержит общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий.

Совокупность философских представлений пронизывает и эмпирический, и теоретический уровни научного знания. Особенность обособленности данных уровней заключается в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория <...>. Данный момент очень важен для понимания закономерностей развития науки, которые трудно представить без выяснения отношений в области научного знания на анализируемых уровнях.

(Стеклова И.В. Взаимосвязь и обособленность типов знаний в науке и философии)

С1. На основании текста укажите, какие уровни выделяются в структуре научного знания. Как автор характеризует научное знание.

С2. Какова, по мнению автора, структура локальной области знаний? Какой уровень пронизывает другие уровни знаний? Из каких элементов он состоит?

СЗ. Автор раскрывает сущность эмпирического уровня познания, указывая на его тесную связь с теоретическим уровнем. Используя знания обществоведческого курса, охарактеризуйте теоретический уровень познания (его сущность, формы, методы).

С4. Автор утверждает, что эмпирический уровень научного знания является более устойчивым, чем теория. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите доказательства данного суждения.



Предварительный просмотр:

Вариант 34

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Представляется, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным по исторической и логической причинам. <...>

В равной мере было бы ошибочным противопоставлять эти явления, считать их абсолютно самостоятельными и нетождественными, равными себе, т. е. самоценными и достаточными. Следование абсолютам и здесь нанесло бы ущерб истине. Культура и цивилизация — сложнейшие социальные образования, нуждающиеся в глубоком и всесторонне сопоставленном анализе. <...> Различия между цивилизацией и культурой выходят за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая общность создает адекватные себе институты, среди которых по важности первенствует государство с присущей ему системой права. Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических отношений. Она покоится на них и гражданском обществе.

У культуры тоже есть свои институты, в том числе государственные. <...> Государство служит связующим звеном между культурой и цивилизацией. При этом культура не меняет своей исконной природы творца ценностей, своих функций их сбережения, воспроизводства и распространения»

(Миголатьсв А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 71 — 72, 82.).

С1. На основании текста раскройте сущность понятия « цивилизация ».

С2. Что, по мнению автора, лежит в основе современной цивилизации?

СЗ. Почему автор считает, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным? Приведите два объяснения с опорой на знания обществоведческого курса.

С4. Автор утверждает, что у культуры, как и у цивилизации, имеются свои институты, в том числе государственные. Используя знания обществоведческого курса и свой социальный опыт, назовите не менее трех институтов культуры.



Предварительный просмотр:

Вариант 35

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«...Цивилизация и культура выступают в истории не как антиподы; их противоположность не абсолютна, она возникает и развивается в рамках относительного единства этих двух разных «половинок» человеческого бытия. <...>

Ценности цивилизации носят универсальный, общезначимый характер. <...> Чем эти ценности являются более распространенными и доступными для широкой народной массы, тем они полезнее и значимее в иерархии цивилизационных достижений. <...> Антиценностями или антиподами подлинных гражданских завоеваний выступают примитивный натуральный продуктообмен, диктатура и несвобода, различные формы социальной и личной зависимости.

Цивилизационные универсалии, полезные людям, формируются обычно в течение длительного времени, годами и веками, обеспечивая поступательное развитие общества по пути прогресса, расширяя мировые связи и отношения, содействуя вовлечению в активную гражданскую жизнь значительных слоев населения. В этом состоит их прогрессивная общественная функция.

Эти и подобные им другие ценности в нашей обществоведческой литературе последних лет именуются обычно как общечеловеческие»

(Миголатьев А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 76—77.).

С1. Как, по мнению автора, соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?

С2. На основании текста определите, в чем состоит прогрессивная общественная функция цивилизационных ценностей?

СЗ. Автор, анализируя ценности цивилизации, подчеркивает их универсальный, общезначимый характер. Приведите по одному примеру таких ценностей применительно к экономической, социальной, политической сферам общественной жизни, используя содержание текста и обществоведческие знания.

С4. Автор утверждает, что ценности цивилизации именуются обычно как общечеловеческие. Привлекая знания обществоведческого курса, приведите два положения, раскрывающие смысл данного названия.



Предварительный просмотр:

Вариант 43

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космополитизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом — тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определенного социально-философского подхода, никогда не реализуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так. же необходима и неизбежна, как их дифференциация. <...>

Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. <...>

И все же слишком оптимистическое восприятие современной глобализации столь же несостоятельно, как пессимистическая ее оценка»

(Воронович. Б. А., Торукало В. П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С. 178, 181, 182.).

С1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

С2. Что, по мнению авторов, является антропологическим корнем глобализации? Что заставляет людей совершенствовать ее механизм?

СЗ. Авторы заявляют, что глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведите обоснование данного утверждения.

С4. Как авторы рекомендуют оценивать современную глобализацию? Почему? Приведите соответствующие аргументы, опираясь на знания обществоведческого курса.



Предварительный просмотр:

Вариант 45

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он ни находился. Права человека — это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. <...>

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека — это гуманизм современной эпохи. <...>

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придает правам личности многогранность и многоплановость. <...>

Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придется отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закрепленные в обществе»

(Гусев А. Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 82—83, 85.).

С1. На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина.

СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите не менее трех примеров прав человека. Почему автор утверждает, что права человека — это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте.

С4. Автор признает различия между правами человека и гражданина. Однако их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Приведите соответствующие примеры.



Предварительный просмотр:

Вариант 46

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Понятие «достойная жизнь» подразумевает предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный в меру сложившихся социальных стандартов уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего совместными усилиями формируется высокопродуктивная среда обитания и жизнедеятельности.

Термин «социальное государство» подчеркивает именно то обстоятельство, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. <...>

Важно подчеркнуть, что социальное государство рассматривается в неразрывном единстве с правовым государством» (Смолъков В. Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 99—100.).

С1. На основании текста определите факторы, обеспечивающие достойную жизнь человека. Какой из них является главным?

С2. Что понимает автор под социальным государством? Какова его политика?

СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте три признака социального государства.

С4. Почему автор считает необходимым рассматривать социальное государство в неразрывном единстве с правовым? Свое мнение аргументируйте, используя знания обществоведческого курса.



Предварительный просмотр:

Вариант 50

Прочитайте текст и выполните задания Cl — С4.

«Индивидуальность означает отграниченносгь, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая .индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...> Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <...> Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение

“меня самого”»

(Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98—101.).

С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества?

СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

С4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.



Предварительный просмотр:

10 класс. Обществознание

ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ

  1. Общество. Функции общества. Общественные отношения. Общество как развивающаяся система. Сферы общественной жизни и их характеристика. Общество и природа.
  2. Социальные институты. Комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. Типологии обществ. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества (фактор производства, продукт производства, черта производства, характер труда, занятость населения, социальная структура).
  3. Многовариантность общественного развития. Реформа и их виды. Революция и их виды. Понятие общественного прогресса.
  4. Теории происхождения человека. Человек как биологическое существо. Отличия человека от животного. Человек как социальное существо.
  5. Виды потребностей человека. Разумные потребности. Иерархия потребностей по Мослоу. Интерес. Склонность. Деятельность человека.
  6. Деятельность. Деятельность человека и активность животного: различия. Основные компоненты деятельности. Виды деятельности (игра, общение, учение, труд).
  7. Общение. Структура общения. Функции общения. Творчество. Важнейшие механизмы творческой деятельности.
  8. Мышление. Роль языка в процессе мышления. Этапы процесса мышления. Типы мышления и сущность. Цель и смысл жизни человека.
  9. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
  10. Внутренний мир человека. Структура духовного мира личности. Мировоззрение. Структура мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет.
  11. Сознание. Структура сознания. Самосознание. Самопознание. Самооценка. Образ «Я» («Я» - концепция). Рефлексия.
  12. Поведение. Социальное поведение. Массовое поведение. Групповое поведение. Просоциальное поведение. Образцы, принятые в обществе. Свобода и ответственность личности.
  13. Познание. Как рассматривали возможность познания мира следующие философские направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм? Виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его виды. Интуиция. Эмоции и чувства. Заблуждение. Ложь.
  14. Истина. Объективная истина. Абсолютная истина. Относительная истина. Разница между абсолютной и относительной истинами. Критерий истины. Практика. Формы практики. Функции практики.
  15. Знание. Житейское знание. Научное знание. Практическое знание. Художественное знание. Рациональное знание иррациональное знание. Личностное знание. Формы знания (ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное)
  16. Научное познание. Особенности научного познания. Уровни научного познания (эмпирический, теоретический). Формы научного познания (научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория). Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция, идеализация, формализация, математизация).
  17. Социальные науки. История. Культурология. Политология. Правоведение. Социология. Философия. Экономика. Эстетика. Этика. Социальное и гуманитарное знание. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Виды социальных фактов. Процесс интерпретации социальных фактов. Факторы, которые влияют на оценку социального факта.
  18. Малая группа. Групповые нормы. Условные и реальные группы. Формальные и неформальные группы. Референтная группа. Конформность. Виды лидерства.
  19. Семья. Особенности семьи как малой группы. Типы семьи. Функции семьи. Гендерное поведение. Семейное воспитание (ресурсы семьи, цель воспитания, стиль воспитания).
  20. Неформальные молодёжные группы. Просоциальные, асоциальные, антисоциальные молодёжные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.

Практические задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал к экзамену по немецкому языку в 9 классе (традиционная форма)

Предлагаемые экзаменационные материалы  могут быть использованы для итоговой аттестации учащихся, обучаюшихся  по учебно-методическому комплексу 2-9  классы авторы :И.Л.Бим .Л.В.Р...

Экзаменационный материал к экзамену по немецкому языку в 9 классе (традиционная форма)

Предлагаемые экзаменационные материалы  могут быть использованы для итоговой аттестации учащихся, обучаюшихся  по учебно-методическому комплексу 2-9  классы авторы :И.Л.Бим .Л.В.Р...

Материал к экзамену в 7 классе

Материал к экзамену по русскому языку  в 7 классе...

Экзаменационный материал (переводной экзамен). 8 класс. Биология.

Предназначен для проведения итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по биологии. Включает задания части А, Б и С. Два варианта, ответы....

Экзаменационный материал (переводной экзамен). 7 класс. Биология.

Экзаменационная работа для проведения итоговой аттестации обучающихся 7 класса по биологии.  Тестовое задание (два варианта) включает задания тиа А и В....

Экзаменационный материал к переводному экзамену 7 класс,УМК М.З.Биболетовой

Экзаменационный материал для проведения  переводного экзамена в 7 классе,УМК М.З.Биболетовой...

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРЕВОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 5 класс

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРЕВОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 5 класс...