Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Тищенко Тамара Михайловна

Курс «Обществознание» относится к Федеральному компоненту и предназначен для учащихся 8 класса, изучающих обществознание в  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;   учитывает методические рекомендации «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005;  «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;

Период прохождения программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 34 часа в год.

Актуальность программы

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание об­ществоведческого курса носит носит характер морально-этичес­кой и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях.

В содержание курса включены в доступной форме сведения о государстве и праве, о разделении властей, об основных органах власти, о президенте и правительстве РФ, о роли морали в жизни человека, о правовой культуре и правовом поведении личности, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rabochaya_programma_po_obshchestvu.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Утверждаю»

директор ОУ

____________

приказ № ________

от «___»  _________2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол №_____________

от «____»____________2013

Рабочая программа

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для   8   класса

                                         

                           

составитель: ТИЩЕНКО ТМ

должность УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ                                                                                                                                                                

                                                                 квалификационная категория ВТОРАЯ

2013-2014 учебный год

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Обществознание» относится к Федеральному компоненту и предназначен для учащихся 8 класса, изучающих обществознание в  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;   учитывает методические рекомендации «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005;  «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;

Период прохождения программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 34 часа в год.

Актуальность программы

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса носит носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях.

В содержание курса включены в доступной форме сведения о государстве и праве, о разделении властей, об основных органах власти, о президенте и правительстве РФ, о роли морали в жизни человека, о правовой культуре и правовом поведении личности, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество.

Задачи курса:

  • знакомство с основами государства, права и морали, основами конституционного строя,
  • формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания,
  • гражданское, эстетическое, нравственное воспитание, 
  • развитие речи, мышления, памяти

Принципы построения программы: коррекционной направленности в обучении,  воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Комбинированный урок

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс

урока

Тема

Кол-во

часов

Литература

(№ книги/страница)

Дата

=

Введение

2

=

=

1

Загадка и природа человека

1

6/  15

05.09

2

Человек ищет смысл в жизни

1

6/  27

12.09

=

Раздел I. Государство, право,  мораль.

16

=

===

3

Мировоззрение человека

1

6/  34

19.09

4

Потребности и возможности человека

1

6/  39

26.09

5

Человек и общество

1

6/  44

03.10

6

Социальные регуляторы поведения человека

1

6/  51

10.10

7

Как и почему возникает право?

1

6/  56

17.10

8

Правовая культура и правовое поведение личности

1

6/  65; 1/  286

24.10

9

Государство и право

1

6/  78;     1/  238;

31.10

10

Гражданин и государство

1

6/  81

14.11

11

Правовое государство и обеспечение прав человека

1

5/   99;    1/  256

2/  164;   3/  24

21.11

12

Права человека в случае совершения им правонарушений.

1

5/  113

28.11

13

Что такое мораль.

1

3/131;      1/285;

2/  187

05.12

14

Добро и зло.

1

3/  137

12.12

15

Долг и совесть.

1

3/  143

19.12

16

Роль морали в жизни человека и общества

1

3/  148

26.12

17

Нравственная культура

1

3/  160

16.01

18

Повторительно-обобщающий урок

по I разделу «Государство, право, мораль»

1

3/  44;     5/  132

23.01

=

Раздел II.Конституция Российской Федерации.

16

=

===

19

История становления и развития Конституции РФ

1

7/  40

30.01

20

Конституция Российской Федерации  – основной закон государства

1

7/  56;      2/  207

3/  36;     10/  7

06.02

21

Конституционный строй  Р Ф

1

7/  62; 2/209;3/ 40

13.02

22

Гражданство Российской Федерации

1

7/  70;     2/  214

20.02

23

Конституционные права и свободы

1

7/  76;     1/  319

27.02

24

Разделение властей и условия их взаимодействия

1

7/  93

06.03

25

Органы власти Российской Федерации

1

7/  98;     10/  18

13.03

26

Избирательная система  Российской Федерации

1

7/  102;   1/  276

6/  134;  10/14, 25

20.03

27

Президент Российской Федерации

1

7/  121;   2/ 226

10/  9;     1/ 305

03.04

28

Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание

1

7/  126;   1/ 306

10/  11, 20

10.04

29

Совет Федерации России

1

7/  130

17.04

30

Государственная Дума

1

7/  134

24.04

31

Правительство Российской Федерации

1

7/  146;    1/  307

08.05

32

Судебная власть в РФ

1

7/  154

15.05

33

Местное самоуправление

1

7/  168;   2/ 240

3/  33; 1/  258

22.05

34

Повторительно-обобщающий урок по II разделу « Конституция Российской Федерации»

1

29.05

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (2 часа).  

Загадка и природа человека. Человек ищет смысл жизни.

Раздел I «Государство, право, мораль» - 16 часов.

Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.

Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки ответственность.

Что такое государство? Государство и право. Гражданин и государство. Основные принципы правового государства. Что такое право? Право и закон. Что такое мораль? Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности.  Функции морали в жизни человека и общества Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Правовая культура.

Раздел II. «Конституция РФ» - 16 часов

 Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе.

Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации.

Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.

Местное самоуправление. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  • Что такое государство, право, мораль, законодательная, исполнительная и судебная власть.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте  учебника;
  • правильно употреблять термины, понятия: государство, право, мораль, потребности человека, добро, зло, долг, совесть, гражданство, правительство РФ, президент РФ.  
  • ориентироваться в окружающей действительности,
  • соблюдать общепринятые нормы поведения и общения,
  • владеть навыками устной разговорной речи,
  • отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания разработаны на Методическом совете школы учителями-предметниками. В основу критериев взяты знания, умения, навыки, которыми должен обладать обучающийся в соответствии с  «Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 – под редакцией Воронковой В.В., – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Оценка устных ответов учащихся

Отметка «5» ставится ученику, если  он отвечает  самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует  карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог .

Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных  вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой,  подводит итог при незначительной помощи учителя.

Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.

Отметки «2» и «1» не ставятся.

Оценка письменных работ

Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий;  допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%. 

Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.

Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые  ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета;  выполнял работу по учебнику , конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 %

Отметки «2» или «1» не ставятся.

V. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 8 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. С в я з н а я    р е ч ь

1 уровень

Связная речь отсутствует. На вопросы отвечает односложно. Помощь учителя не принимает. Обращенную речь не понимает. Значение терминов раскрыть не может, но соотносит их с предметами.

2 уровень

Затрудняется пересказывать связно. Не использует план и схему. Необходима постоянная помощь учителя в виде наводящих вопросов. Слова-термины с трудом переходят в активный словарь, хотя имеются в пассиве. Часто не может дать определения термина, не соотносит его с предметом.

3 уровень

Испытывает трудности в построении высказывания самостоятельно. Требуется незначительная помощь учителя в виде 1-2 наводящих вопросов. В речи редко использует знакомые термины. Может дать им неполное определение.

4 уровень

Может самостоятельно, связно, последовательно построить высказывание с опорой на план или по образцу учителя. Использует в речи знакомую терминологию. Может дать полное определение каждому термину.

2. П о н и м а н и е   и    у с в о е н и е    п о н я т и й

1 уровень

Программный материал не усваивает в необходимом объеме. Помощь учителя не использует.

2 уровень

Понятия формирует с большим трудом, только с  опорой на наглядность. Требуется дополнительное разъяснение учителя и индивидуальные задания в облегченном варианте.

3 уровень

Материал по вопросам воспроизводит в основном верно.в простых случаях выделяет причинно-следственные связи. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью учителя.

4 уровень

Понятия формируются достаточно плотно. При выделении главного и установлении смысловых связей действует в основном верно.

3. О в л а д е н и е    н а в ы к а м и  п р а к т и ч е с к о й   д е я т е л ь н о с т и

1 уровень

Практические задания не выполняет. Помощь учителя не принимает.  

2 уровень

Уровень самостоятельности крайне низкий. Требуется постоянная помощь учителя в выборе действий, способов выполнения практических заданий. Справляется с работой в том случае, если учитель подготовит индивидуальное задание в облегченном варианте.

3 уровень

Требуется дополнительный инструктаж учителя перед выполнением  работы. В ходе выполнения работы опирается на план, данный учителем. В действиях может проявлять непоследовательность. Затрудняется дать устный ответ о проделанной работе.

4 уровень

Практические задания выполняет самостоятельно. Производит верные действия, делает выводы.

4. Р а б о т о с п о с о б н о с т ь

1 уровень

Низкий темп работы, обусловленный физическими факторами, отмечается регулярно. Низкий темп работы, обусловленный мотивационными факторами, проявляется часто.

2 уровень

Утомляется к концу занятий. Эпизодически работает с охотой.

3 уровень

Работоспособность относительно высокая,  в пределах, ограниченных влиянием дефекта.

4 уровень

Работоспособность высокая

VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1

Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»  ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.

2

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

3

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

4

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

5

Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

6

Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

7

Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

8

Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобклва.- Волгоград:  «Учитель», 2006. - 134 с.

9

10.

Конституция Российской Федерации

«Введение в обществознание». Для 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Конституция Российской Федерации 1993 г

2

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

3

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...