Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Тема:

1.     Правовое регулирование отношений в сфере образования.

2.      Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная  задача государства .

3.      Образование: право или обязанность?!

Учитель: Бабаян Р.Л.

Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных  направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной  задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе

Тема:

  1. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
  2.  Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная  задача государства .
  3.  Образование: право или обязанность?!

Учитель: Бабаян Р.Л.

Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных  направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной  задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.

Задачи:

аксиологические:

-побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;  

-помочь понять бесценность образования;

- воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

образовательные:

-познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;

-раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути  их решения;

развивающие:

-  продолжить развитие  информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);

- формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;

- развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

практическая:

- получение образовательного продукта.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма организации познавательной  деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенции о правах ребенка, Декларация о правах человека.

Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Просмотр и обсуждение видеофрагмента
  3. Изучение и анализ  документов
  4. Физминутка
  5. Мозговая атака - создание образовательного продукта
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов

  1. Подготовка учащихся к учебной деятельности: провести организационную беседу с  классом, актуализировать проблему и цель урока.

Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!

Сегодня мы с вами поговорим о достаточно серьёзных вопросах, касающихся каждого человека.

А вот о чем конкретно вам предстоит догадаться. Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на ряд вопросов по нему.

  1. Просмотр и обсуждение видеофрагмента
  1. О чем данный видеосюжет?
  2. Что такое образование? Записать слова – ассоциации
  3. Возможна ли человеческая жизнь без образования?
  4. Получение образования – это право или обязанность?

Задание для обучающихся: сформулировать  тему урока.

Основные направления государственной политики в области образования на определённый срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ.

Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ, а так же иные документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании».

В Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.

        В государственных документах РФ начала XXI в. подчёркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.

  1. Изучение и анализ  документов

 Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ  (Приложения 3),  Конституцию РФ (Приложение 2).

Какую информацию о праве на образование они содержат?

     

  1. Физминутка

5. Мозговая атака - создание образовательного продукта

 Напишите требования:

  1. к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
  2. к министерству образования, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
  3. нарисуйте макет школы будущего «школа радости»
  4. напишите синквейн со словом «Образование»

При выполнении данных заданий, используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.

Анкетирование:

Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…

Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...

6. Рефлексия   ???????

7.Подведение итогов, выставление оценок.

1.Необходима ли нам в современном мире школа?

2. Следует ли продолжать образование после школы?

Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.

«Каждый день, в который вы не пополнили своё образование хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

К. С. Станиславский (1863-1938), русский режиссёр,

актёр, педагог

Приложение 1.

Конвенция о правах ребенка

С т а т ь я 28. Образование.

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

С т а т ь я 29. Цели образования.

 Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.

Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Приложение 2.

Конституция РФ

В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. Перед вами находится Конституция. Найдите в ней статью о праве на образование. (ст.2, ст.43).

Документ. Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Приложение 3.

Статья из ФГОС

Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

* Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

 1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;

2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.

 



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе

Тема:

  1. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
  2.  Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная  задача государства .
  3.  Образование: право или обязанность?!

Учитель: Бабаян Р.Л.

Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных  направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной  задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.

Задачи:

аксиологические:

-побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;  

-помочь понять бесценность образования;

- воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

образовательные:

-познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;

-раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути  их решения;

развивающие:

-  продолжить развитие  информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);

- формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;

- развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

практическая:

- получение образовательного продукта.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма организации познавательной  деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенции о правах ребенка, Декларация о правах человека.

Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Просмотр и обсуждение видеофрагмента
  3. Изучение и анализ  документов
  4. Физминутка
  5. Мозговая атака - создание образовательного продукта
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов

  1. Подготовка учащихся к учебной деятельности: провести организационную беседу с  классом, актуализировать проблему и цель урока.

Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!

Сегодня мы с вами поговорим о достаточно серьёзных вопросах, касающихся каждого человека.

А вот о чем конкретно вам предстоит догадаться. Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на ряд вопросов по нему.

  1. Просмотр и обсуждение видеофрагмента
  1. О чем данный видеосюжет?
  2. Что такое образование? Записать слова – ассоциации
  3. Возможна ли человеческая жизнь без образования?
  4. Получение образования – это право или обязанность?

Задание для обучающихся: сформулировать  тему урока.

Основные направления государственной политики в области образования на определённый срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ.

Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ, а так же иные документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании».

В Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.

        В государственных документах РФ начала XXI в. подчёркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.

  1. Изучение и анализ  документов

 Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ  (Приложения 3),  Конституцию РФ (Приложение 2).

Какую информацию о праве на образование они содержат?

     

  1. Физминутка

5. Мозговая атака - создание образовательного продукта

 Напишите требования:

  1. к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
  2. к министерству образования, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
  3. нарисуйте макет школы будущего «школа радости»
  4. напишите синквейн со словом «Образование»

При выполнении данных заданий, используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.

Анкетирование:

Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…

Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...

6. Рефлексия   ???????

7.Подведение итогов, выставление оценок.

1.Необходима ли нам в современном мире школа?

2. Следует ли продолжать образование после школы?

Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.

«Каждый день, в который вы не пополнили своё образование хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

К. С. Станиславский (1863-1938), русский режиссёр,

актёр, педагог

Приложение 1.

Конвенция о правах ребенка

С т а т ь я 28. Образование.

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

С т а т ь я 29. Цели образования.

 Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.

Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Приложение 2.

Конституция РФ

В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. Перед вами находится Конституция. Найдите в ней статью о праве на образование. (ст.2, ст.43).

Документ. Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Приложение 3.

Статья из ФГОС

Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

* Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

 1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;

2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....