Тематическое планирование по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Толстикова Светлана Николаевна

Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс –базового уровня) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2010), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

На изучение курса обществознания отведено:

10 класс -68 часов , 2 часа в неделю 11 класс 68 часов, 2 часа в неделю

УМК:

1 Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание: учебник базовый уровень:10-11 кл. – М.: Просвещение, соответствует федеральному перечню рекомендованных учебников на 2013-2014 уч.г.

2 Пособие по подготовке к ЕГЭ в 2013-2014 у.г. автор-составитель В.Е..Лискова , издательство «Астрель» 2013г.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•          развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

•          воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•          освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

•          овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

•          формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

• формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

• воспитание гражданственности и любви к Родине;

• создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

• выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

• интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

• помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.    

                      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 

• анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

•         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie._10-11_klass_2_chasa.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от «__»__________20__г №_____

Руководитель ШМО ____________/______________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________/_________/

«__»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

___________/____________/

«___»___________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                       

По обществознанию

для  10 – 11  класса

(базовый уровень)

Учитель  Толстикова С.Н.

                           

Квалификационная категория высшая

                                                   

 

г. Котлас

2014 год

Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы  для 10-11 классов по обществознанию, базовый уровень, Москва: «Просвещение» 2010 года под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•        развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

•        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•        освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

•        овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

•        формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

• формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

• воспитание гражданственности и любви к Родине;

• создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

• выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

• интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

• помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.                                                                                    

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-        определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-        объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-        применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-        умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-        поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-        выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-        работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-        самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-        участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»;

-        формулирование полученных результатов;

-        создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-        пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-        владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

                                                   Содержание курса      10 класс (70 ч)

Раздел 1. Человек и общество (15 ч)

Тема  1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (11 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни  (39 ч)

Тема  3. Духовная культура (9 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (5 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема  5. Социальная сфера (13 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Раздел III. Право (11 ч)

Тема  7. Право как особая система норм (11 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

 Заключительные уроки (итоговое повторение) - (4 ч)

11 класс      Вводный урок  (1 ч)

Раздел IV Экономика (24 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.

Конкуренция и монополия. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.  Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.                                

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в России.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ.

Раздел V. Проблемы социально-политической и духовной жизни (Человек в системе общественных отношений) (16 ч)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (22 ч)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природ ресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.

 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Итоговое повторение (4ч)

Резерв учебного времени 16 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

•        работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

•        критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

•        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

•        анализ современных общественных явлений и событий;

•        освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

•        применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•        аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

•        написание творческих работ по социальным дисциплинам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

•        биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

•         тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

•        необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

•        особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

•        характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  

•        анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

•        объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

•        раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

•        осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

•        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•        формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

•         подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

•                применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•         успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•        совершенствования собственной познавательной деятельности;

•        критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

•        решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•        ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•        предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

•        оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      

•        реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•        осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Минимум содержания

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (14 час) 

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека.  

Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия.  Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований  Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (10 час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

 Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

ЭКОНОМИКА (30 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. 

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (14 час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (16 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

 Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.

ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Резерв учебного времени 16 часов.

Критерии и нормы оценки знаний по обществознанию, умений и навыков обучающихся

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.    Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

            Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;  

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

При оценивании тестовых работ:

Оценка "5"   -  81-100% выполненных заданий

Оценка "4"   -  61-80%   Оценка "3"   -  41-60%

Критерии оценивания Эссе:

Эссе оценивается на 5 баллов, если:

1)  представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2)  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Эссе оценивается на 4 балла, если:

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с  корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Эссе оценивается на 3 балла, если:

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в  контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный  социальный опыт.

Эссе оценивается на 2 балла, если:

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

Важно связать выбранное высказывание с содержанием науки, к которой оно отнесено. Так, например, высказывания по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по-разному

Рабочая программа составлена к учебникам:

  • Обществознание: учебник  для 10 кл. общеобразовательных  учреждений  под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеева и др.; - М.: Просвещение, 2011
  • Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений  под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; - М.: Просвещение, 2011
  • Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 10 классе (базовый уровень)

Учебник: Обществознание 10 класс под ред. Боголюбова, Москва, «Просвещение» 2011

Т.П. Бегенеева Поурочные разработки по обществознанию Базовый уровень. 10 класс/ М.: «Вако» 2008

С.А.Нижников  Тесты по обществознанию «Экзамен» Москва 2006;

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова 3-е издание. Москва «Просвещение» 2009

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План/факт

1

Введение

1

Общество (4 ч)

2- 3

Что такое общество. Пр. р. документ

2

Понятие общества, его основные признаки.

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество.

Словарик темы.

§1, проекты  « глобальные проблемы»

4 - 5

Общество как сложная динамичная система

РС развитие общества на Севере, прогресс и регресс.

2

Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Социальные институты.

Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни и социальных институтов на конкретных примерах.

Схема «Сферы общественной жизни»

§2,эссе «Создаёт человека природа, а развивает общество».

Человек (11 ч)

6 – 7

Природа человека.

Пр. р. документ

2

В чём загадка человека? Цель и смысл жизни. Науки о человеке.

Уметь определять в человеке биологическое и социальное в человеке.

Анализ документа.

Таблица

§3, задания, работа с документом.

8 – 9

Человек как духовное существо

2

Духовная сфера деятельности человека. Духовный мир. Мораль. Патриотизм, гражданственность. Мировоззрение.

Уметь объяснять основные понятия темы. Понимать роль морали, патриотизма,  мировоззрения в развитии общества и деятельности человека.

Ответ на вопрос: в чём состоит значение моральных норм для плодотворной деятельности в различных сферах общественной жизни.

§4, задания, работа с документом

10 - 11

Деятельность – способ существования людей. РС деятельность людей на Севере. Пр. р. анализ документа

2

Деятельность человека и её характер. Структура и мотивация, виды деятельности. Взаимосвязь деятельности и сознания.

Владеть основными  понятиями темы. Знать особенности человеческих потребностей, на удовлетворение, которых направлена деятельность. Уметь характеризовать структуру деятельности. Понимать связь деятельности и сознания.

Таблица. Схема.

§5, задания, работа с документом

12 - 13

Познание и знание. Пр. р. анализ документа

2

Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальное и гуманитарное знание. Многообразие человеческого знания.

Ориентироваться в современных спорах о познавательной деятельности и уметь отстаивать свою позицию.

Сравнительная таблица. Схема. Задания.

§6, задания, работа с документом

14 - 15

Человек в системе социальных связей

2

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Понимать специфику социального в человеке как двуедином существе; взаимосвязь свободы и ответственности личности.

Работа на семинаре по основным вопросам темы. Доклад.

§7, вопросы, задания.

16

Повторение

1

Тест

Духовная культура (9)

17-18

Культура  и духовная жизнь общества

2

Культура подлинная и мнимая, массовая и элитарная. Культура творчества и культура потребления. Приобщение к мировой культуре – необходимое условие человеческого существования.

Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

эссе

§8, документ; задания.

19-20

Наука. Образование.

РС наука и образование на Севере. Пр. р. анализ документа

2

Наука в современном обществе. Образование. Образовательная политика государства.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа с текстом.

§9, документ; задания.

21-22

Мораль. Религия.

2

Генезис морали. Нравственное сознание и нравственный поступок. Религиозное сознание. Религиозная нравственность.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Обсуждение на основе доклада.

§10, документ; задания.

23-24

Искусство и духовая жизнь

РС направления субкультур в области. Пр. р. проект

2

Сущность, специфика и виды искусства. Эстетическая культура.

Факторы и тенденции развития культуры.

Знать основные положения урока. Уметь вести спор, доказывать свою точку зрения.

Круглый стол. Работа с публикациями СМИ.

§11, вопросы, задания.

25

Повторение по теме: «духовная жизнь общества»

Экономика (4 ч)

26-27

Роль экономики в жизни общества

РС предпринимательство на Севере. Пр. р. анализ документа

2

Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Экономика и уровень жизни.

Знать основные положения урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное.

Словарь, конспект

§12, документ; задания. В тетради.

28-29

Экономическая культура

2

Экономическая культура. Экономические интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.

Знать основные положения урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Проект «Этический кодекс предпринимателя»

§13. Проект.

Социальная сфера (13 ч)

30- 31

Социальная структура общества

2

Многообразие социальных групп; социальное неравенство; стратификация; социальная мобильность.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное

Словарь темы.

Исследовательский проект.

§14, документ; задания

-

32-33

Социальные взаимодействия. Пр.р. моделирование ситуаций

2

Социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт социальные аспекты труда.

Умение высказывать своё мнение, работать с текстом учебника; давать определение понятий.

Конспект. Практические задания.

§15, документ; задания

34-35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Пр.р. проект

2

Социальные нормы, социальный контроль; отклоняющееся (девиантное) поведение

Умение высказывать своё мнение,

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Выступление к семинару

§16, документ; задания

36-37

Нации и межнациональные отношения. Пр.р. анализ документа

2

Этнические общности; национальное самосознание; межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их решения. Национальная политика.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное

Работа с источником, дополнительной литературой.

Доклад.

§17, документ; задания

Доклад.

38-39

Семья и быт

РС  Семья на Севере: особенности, традиции, проблемы

2

Функции семьи; Семья в современном обществе.

Понимать, в чём назначение семьи как социального института. Знать функции семьи. Пояснять в чём они заключаются.

Проекты: «Как помочь  молодой семье»;

«Семья в городе будущего»

§18, документ; задания;

проекты.

40-41

Социальное развитие и молодёжь. Пр. р. документ

2

Социальные процессы в современном обществе; развитие социальных ролей молодёжи; молодёжная субкультура

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Вопросы к семинару.

§19,эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее»

42

Повторение по теме: Социальная сфера»

1

Политическая сфера (11 ч)

43-44

Политика и власть

2

Политическая деятельность и общество; политическая сфера и политические институты; политические отношения

Знать структуру политики как деятельности; субъекты политики. Уметь оценивать соотношение целей и средств в политике политических деятелей и организаций.

Схемы. Таблица.

§20, эссе

45-46

Политическая система

2

Структура и функции политической системы; государство в политической системе; политические режимы; демократические перемены в России.

Знать структурные компоненты политической системы, уметь их характеризовать.

Таблица.

Доклад.

§21, документ; задания;

Доклад.

47-48

Гражданское общество и правовое государство. Пр.р. документ

2

Признаки правового государства; международные документы о правах человека. Защита прав. Гражданское общество. Местное самоуправление. Средства массовой информации в политике.

Знать признаки правового государства;  международные документы о правах человека. Уметь работать с источником, анализировать.

Конспект

Доклад.

§22, проект «идеальное государство»

49-

50

Демократические выборы и политические партии

РС политические партии и объединения  на севере. Выборы

2

Избирательная система; типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

Знать различие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; понятия «многопартийность» и «партийная система»

Деловая игра

§23, документ; задания

51-52

Участие гражданина в политической жизни. Пр.р. проект

2

Сущность политического процесса; политическое участие; политическая культура

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Эссе

§24, документ; задания. Подготовка к тестам.

53

Повторение по теме: «Основные сферы общественной жизни»

1

Тест

Право (14 ч)

54-55

Право в системе социальных норм

2

Определение права; основные признаки прав; Право и мораль; система права; норма права; отрасль права; институт прав

Знать признаки права, которые составляют его основное отличие от других социальных регуляторов;

Умение работать с текстом, анализировать

Таблица

§25, документ; задания

56-57

Источники права

2

Что такое источник права; основные источники права; виды нормативных актов

Характеризовать основные источники права; иерархию законов РФ

Конспект

§26, документ; задания

58-59

Правоотношения и правонарушения

2

Что такое правоотношение; что такое правонарушение; юридическая ответственность; система судебной защиты прав человека; развитие права в современной России.

Уметь раскрывать важнейшие признаки правоотношения; объяснять различия между проступком и преступлением; характеризовать важнейшие этапы развития права современной России.

Схема.

Вопросы к семинару.

§27, документ; задания

60-

61

Современное российское законодательство

2

Конституционное право; административное право; гражданское право; трудовое право; семейное право; уголовное право; экологическое право.

Умение высказывать своё мнение,

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Работа с источником; практические задания

§28, документ; задания.

62-63

Предпосылки правомерного поведения

2

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Уметь оценивать своё поведение и поступки других с позиции их правомерности.

Развёрнутый план.

§29, план.

64

Повторение по теме: «Право».

1

Тест

65- 66

Общество в развитии

2

Глобализация. Проблемы общественного прогресса.

Уметь анализировать; высказывать свою точку зрения по вопросам темы.

Анализ тезисов. Выполнения заданий.

§30., задания.

67-68

Повторение

2

Вопросы на стр. 343-351

Вопросы на стр. 343-351

 

Календарно-тематическое планирование  для  11-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Кол–во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

              Дата

         План/факт

  Тема I.Общество (4 часа)

1

Общество     как сложная динамическая система

1

Общество   как   сложная динамическая система. Многовариантность    общественного     развития. Особенности   современного мира

Знать и понимать общество как сложной  динамической системы

Уметь объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных соц. объектов. Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям.

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (24 часа)

2-3

Экономика как наука. Экономика    как хозяйство. Пр.р. анализ документа

2

Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Знать основы экономической науки, измерители экономической деятельности

Уметь: решать познавательные задачи, составлять развернутый план, анализировать источник, раскрывать    на    примерах изученные      теоретические положения

§ 1, вопросы и задания к параграфу

4-5

Экономический рост. Экономическое развитие. Пр.р. моделирование ситуаций

2

Экономический рост и развитие.  Факторы  экономического  роста.  Экономический цикл

Знать сущность и особенности экономического  роста и развития.

Уметь: решать познавательные задачи, анализировать источники, приводить аргументы, систематизировать материал в виде схемы-кластера, осуществлять поиск социальной    информации, представленной   в   различных знаковых системах

§2, задание 3,4 Анализ документа  стр. 28-29

6-7

Рыночные     отношения в экономике. Конкуренция   и монополия

РС особенности местного рынка

2

Рынок и его роль в экономической  жизни.  Спрос и предложение. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Современный рынок.

Знать сущность рыночных отношений  в экономике.

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники

§3, вопросы  и задания  Эссе  «Наиболее эффективное  средство  для достижения  и обеспечения  благосостояния - конкуренция»  Л.Эрхард

8-9

Фирмы в экономике. Факторы производства

РС фирмы в регионе. Пр.р. проект фирмы

2

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Знать основы экономики производства.

Уметь решать         практические и познавательные  задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники.

§ 4,  анализ  документа. Вопросы  и задания к параграфу

10- 11

Правовые     основы   предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы  предпринимательства

2

Экономика предприятия. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Знать правовые основы предпринимательской деятельности

Уметь  анализировать актуальную информацию о социальных объектах,   выявляя   их   общие черты и различия. Устанавливать   соответствия между существенными  чертами и  обществоведческими    терминами. Систематизировать материал в форме сравнительной таблицы

§5, задания .1, 3

Эссе  «Предприниматель-это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой» П. Друкер.

12-

13

Слагаемые   успеха в бизнесе. Основы  менеджмента   и маркетинга. Пр.р. документ

2

Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Знать слагаемые успеха в экономике.

Уметь  решать         практические, познавательные задачи, составлять план-проект, анализировать документ

§ 6, анализ документа, план проект

14-

15

Экономика  и государство. Экономические  функции государства

2

Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоговая система в РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями

Знать роль государства в экономике, способы его влияния на экономику  страны.

Уметь характеризовать основные экономические  объекты,  анализировать актуальную  информацию  об экономических  явлениях, раскрывать на примерах  теоретические  положения. Оценивать события и явления экономической  жизни.

§7, задания 1,2,, 4 (индивидуально – проект-исследование)

16-

17

Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия

2

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции

Знать понятия темы, структуру и функции банковской системы, других финансовых институтов, инфляцию ее виды, причины, последствия.

Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации.

§ 8, задания 1-4, анализ документа Эссе: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» Ф.Хайек.

18-

19

.Занятость и безработица. Государственная политика в области  занятости

РС местный рынок труда. Пр.р. моделирование ситуаций

2

Рынок труда. Безработица

Знать: понятия темы, сущность рынка труда, факторы спроса и предложения на рынке труда,  виды, причины и последствия безработицы.

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники, оценивать  действия субъектов   социальной жизни, формулировать на   основе   приобретённых  обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым    проблемам

§ 9, задания.4,3 (используя примеры из истории)

20-

21

Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. РС проблемы в регионе

2

Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.

Знать понятия темы, теории мировой экономики, основные тенденции государственной политики.

Уметь решать         практические задачи, анализировать источники, понимать  тенденции развития   общества  в целом  как сложной  динамичной системы

§ 11, вопросы и задания 1-4.

22-

23

Человек в системе    экономических отношении. Производительность труда. Пр.р. документ

2

Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя.

Знать понятия темы, основные законы и органы власти, защищающие права потребителя, принципы рационального поведения

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники,

§11, задания .1-4

24-

25

.Повторительно-обобщающий урок по теме  «Человек и экономика»

Пр.р. анализ ситуаций

2

Экономика.  Экономический рост и развитие.  Правовые основы  предпринимательской  деятельности. Финансы  и экономика.  Занятость и безработица. Человек  в системе  экономических отношении.

Уметь формулировать на основе   приобретённых    обществоведческих знании собственные суждения и аргументы    по    определённым проблемам

Писать  творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному  мнению через  участие   в дискуссии   о  социальных      проблемах

Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 ч)

26-

27

Свобода в деятельности  человека  Свобода  и  ответственность. Пр. р. проект

2

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

Знать и понимать взаимосвязь свободы и необходимости

Уметь формулировать на основе   приобретённых    обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы    по    определённым проблемам. Писать  творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному  мнению через  участие   в дискуссии   о  социальных      проблемах

Проект «Свободное  общество»

28-

29

.Общественное сознание. Общественная психология      и идеология. Пр.р. документ

2

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Самосознание индивида и социальное поведение.

Знать понятия темы, структуру общественного сознания, его сущность и особенности, связь общественного и индивидуального сознания.

Уметь выделять   существенные признаки,   закономерности развития социальных объектов, решать   практические задачи, анализировать источники. Критически    осмысливать  полученную информацию

§ 13, Эссе  «Сознание  - то средство, вне которого  нет ни  знания,  ни опыта, ни человеческого бытия…» К.Ясперс  

30

31

Политическое сознание. Средства массовой     информации и  политическое сознание

2

Политическая психология. Политическая идеология. Средства массовой информации в политической системе общества.

Знать понятия темы, многообразие форм политического поведения, сущность и особенности современного политического терроризма.

Уметь решать         практические задачи, анализировать источники. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных     наук, оценивать действия субъектов социальной жизни, писать  творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному  мнению через  участие   в дискуссии   о  социальных      проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения

§15,задания.1,2, презентация

32-

33

 Политическое поведение. Политический терроризм

2

Человек в политической жизни. Политическое участие. Политический статус личности. Абсентеизм, его причины и опасность.

Знать и применять на практике изученные теоретические положения и понятия социальных     наук.

Уметь  оценивать действия субъектов социальной жизни, писать  творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному  мнению через  участие   в дискуссии   о  социальных      проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения

§15, з.1,2, анализ документа

34-35

Политическая элита.

РС роль  дилеров в местном самоуправлении. Пр.р. документ

2

Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Знать признаки и сущность политических элит.

Уметь решать         практические, познавательны, проблемные задания, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники, использовать приобретённые знания для критического  восприятия информации,     ориентировки  в актуальных общественных событиях

§ 16, Эссе: «Лидер действует открыто, босс - за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет» Т.Рузвельт.

36-37

Демографическая ситуация в современной России Проблемы  неполной семьи

РС демографическая ситуация в Архангельской области

2

Демографическая ситуация в РФ

Знать понятия темы, тенденции развития семьи, сущность демографической проблемы современной России. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации, использовать полученные знания для оценки происходящих    событий и поведения   людей с точки  зрения  морали  и права.

§17, зад.3 комплексно с анализом документа

38-39

Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания   межрелигиозного мира

РС религиозные объединения на Севере

2

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность  сектантства

Знать понятия темы, Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, анализировать источники

§18,  эссе  «В лицах  своих богов человек рисует  свой собственный  портрет»  Ф. Шиллер

40-41

Повторение по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» Пр.р. анализ ситуаций

2

Человек и закон (21 ч)

42-43

Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ

2

Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Система российского права. Система российского права.

Знать понятия темы, стадии законотворческого процесса в РФ, механизмы  правового регулирования.

Уметь: решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной  деятельности, анализировать источники

§19,  вопросы к параграфу, задание .1

44-45

.Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ

РС реализация прав, свобод, обязанностей на Севере. Пр.р. документ

2

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Знать понятия темы,  права и обязанности гражданина, принципы гражданства, принципы альтернативной службы.

Уметь  подготовить  устное  выступление, творческую работу по социальной проблематике. Работать с источниками   социальной   информации с   использованием   современных средств коммуникации. Критически    осмысливать  полученную информацию

§20, задание .1.

Индивидуально: задание 4.

46-47

Экологическое  право. Способы защиты    экологических прав. Пр.р. документ

2

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные  теоретические   положения, решать практические задачи. Применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной  деятельности, анализировать источники.

§21,

Эссе: «Если люди вновь захотят стать обезьянами им не хватит деревьев» Афоризм программы «Времечко»

48-50

Гражданское  право Защита гражданских прав. Пр.р. решение задач

2

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.   Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности.  Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам. Работать с источниками   социальной   информации с   использованием   современных средств коммуникации. Критически    осмысливать  полученную информацию, работать с   нормативными документами (Гражданский кодекс)

§22, задание к документу

Мини-проект «Защитим свои права»

51-52

Семейное право. Права и обязанности членов семьи. Пр.р. документ

2

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов. Уметь моделировать  ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения

Работать с источниками   социальной   информации с   использованием   современных средств коммуникации. Критически    осмысливать  полученную информацию. Работать с   нормативными документами

§23, задание  1-4

Мини-проект  «Семейный Кодекс»

53-54

Правовое регулирование занятости   и трудоустройства. Социальная защита населения. Пр. р. документ

2

Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, работать с   нормативными документами

§ 24,   задание.2,3.

Составить резюме

55-56

Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс. Пр. р. анализ ситуаций

2

Споры, порядок их рассмотрения. Гражданский процесс: основные правила и принципы.

Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса.

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, работать с   нормативными документами

§25, задание 3, (выполняется в виде схемы)

57-58

.Процессуальное право: уголовный процесс

Судебное производство. Пр.р. анализ ситуаций

2

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Знать понятия темы,  права участников, особенности уголовного процесса

 Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, работать с   нормативными документами, критически оценивать информацию СМИ

§26, Задания .1,3,4

Эссе «Не выноси приговора, не выслушав  обеих  сторон».  Солон

59-60

Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство

2

Особенности административной юрисдикции.

Знать понятия темы,  права участников, особенности административного процесса и конституционного судопроизводства.

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, работать с   нормативными документами, сравнивать.

§27, задание. 1,2,4

эссе: «Мы должны стать рабами закона, чтобы стать свободными» Цицерон

61-62

Международная        защита прав человека

Пр.р. документ

2

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Знать понятия темы, принципы  права участников, особенности международной системы защиты прав человека

Уметь решать         практические задачи, применять знания для решения жизненных   проблем, возникающих     в    социальной деятельности, работать с   нормативными документами

§28, задание.1.

63-64

Повторно-обобщающий урок по теме «Человек  и закон» Пр.р. решение задач

2

Современные подходы  к пониманию права.  Отрасли права.  Процессуальный  процесс

Применять социально-экономические знания в процессе   решения   познавательных  задач   по актуальным социальным проблемам

Итоговое повторение (4 ч)

65-66

 Взгляд в будущее

Постиндустриальное        (информационное) общество

2

Особенности современного мира. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Знать понятия темы, черты постиндустриального общества и его проблемы. Понимать   тенденции развития общества    в целом  как сложной  динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам

Писать  творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному  мнению через  участие   в дискуссии   о  социальных      проблемах

67-68

Уроки повторения

2

Решение заданий ЕГЭ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Календарно - тематическое планирование по обществознанию 8 класс ( по программе Боголюбова 6-9 кл. - 140 ч.)...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию , 7 кл

Календарно-тематическое планирование составлено для 7 класса  по учебнику Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова Обществознание 7 класс. - М.: Просвещение, 2010; КТП рассч...

Тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по обществознанию,рассчитанное на 35 часовк Учебнику "Введение в обществознание" : 8-9 классы / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М. Просвещение 2010 год....

Тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Календарно-тематическое планирование для 9 класса по обществознанию,рассчитанное на 35 часовк Учебнику "Введение в обществознание" : 8-9 классы / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М. Просвещение 2010 год....

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс И.П. Насонова УМК под общей редакцией акдемика РАО Г.А. Бордовского...

Модульное календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе ( учебник:Л.Н.Боголюбов и др. "Обществознание" 2015 г.)

Модульное преподавание даёт возможность оценивать знания учащихся независимо от окончания четверти или триместра....