Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему

Берникова Светлана Юрьевна

Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 6-8 классов составлена на основе  «Примерной программы основного общего образования по обществознанию» и авторской программы курса «Обществознание» для учащихся 6 - 11 класса общеобразовательных учреждений  Л.Н.Боголюбова (Просвещение, 2010 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_6-9.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 6-8 классов составлена на основе  «Примерной программы основного общего образования по обществознанию» и авторской программы курса «Обществознание» для учащихся 6 - 11 класса общеобразовательных учреждений  Л.Н.Боголюбова (Просвещение, 2010 год).

Цель данного курса:

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры

Программа рассчитана, на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации на 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по «Обществознанию» и авторской программой учебного курса Л.Н.Боголюбова.

Изменения, внесенные в программу, взятую за основу при написании рабочей программы, связаны с тем, что в авторской программе на изучение курса  в 6 классе отводится 35 часов (28 учебных часов + 7 часов – резерв учебного времени)  в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса:

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

К 7 часам изучения раздела «Человек»  добавлено 2 часа из резервного времени

В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

2

Увеличено на 1 час изучение раздела «Семья».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

3

Увеличено на 1 час изучение раздела «Школа».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

4

Увеличено на 1 час изучение раздела «Труд».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

5

Увеличено на 1 час изучение раздела «Родина».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

6

1 час из резервного времени отведён  на обобщение.

Контроль изученного материала в конце учебного года.

  Так как в авторской программе на изучение курса  в 7 классе отводится 35 часов (30 учебных часов + 5 часов – резерв учебного времени)  в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса.

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

К 5 часам изучения раздела «Человек среди люди»  добавлено 2 часа из резервного времени

В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

2

Увеличено на 1 час изучение раздела «Человек и экономика».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

3

Увеличено на 1 час изучение раздела «Человек и природа».

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

4

1 час из резервного времени отведён  на обобщение.

Контроль изученного материала в конце учебного года.

В авторской программе на изучение курса  в 8 классе отводится 35 часов (26 учебных часов + 9 часов – резерв учебного времени)  в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса.

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

1 час из резервного времени на изучение раздела «Личность и общество»  

В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

2

2 час из резервного времени на изучение раздела «Сфера духовной культуры»  

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

3

3 час из резервного времени на изучение раздела «Экономика»  

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

2

2 час из резервного времени на изучение раздела «Социальная сфера»  

 В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала

4

1 час из резервного времени отведён  на обобщение.

Контроль изученного материала в конце учебного года.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

        Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

        Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.                                                                                                                                                                                Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 Оценка устного  ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.                                                                                                       Отметка «4»:
  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                 Отметка «2»: 
  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных (проверочных) и контрольных (тестовых) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Учебно-тематическое планирование

        Уроков         обществознания        

Класс:        6 класс

Учитель:                  Берникова Светлана Юрьевна  

Кол-во часов за год:

Всего        35ч.

В неделю        1ч.

Программа: Обществознание. 6-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений/ (Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.) ; изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 45с. :– ISBN 978-5-09-021432-2.

Учебник: Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 224с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-025344-4.

Данная программа должна быть реализована в 2013– 2014 учебном году.

Для оценки достижений учащихся, спланированы промежуточные и итоговые устные, письменные, практические работы; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины контрольные работы в форме тестов.

Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.

Особенности 6 класса, в котором будет реализован данный учебный курс следующие:

  1. Количественный состав класса – 5 человека;
  2. Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый уровень знаний достаточный для успешного освоения курса;
  3. Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания - отсутствует;
  4. Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная) - очная;
  5. Психологические, физиологические особенности учащихся – 2 имеют отклонений - ЗПР.

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

- парная; индивидуальная;

-проектная, игровая деятельность;

- самостоятельная, совместная деятельность;

- практикум

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос

Промежуточный контроль: проверочная работа, тест

Итоговый контроль:  тест, проект

Учебно-тематическое планирование материала в 6 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Человек

7+1

2

Семья

4+1

3

Школа

4+1

4

Труд

4+1

5

Родина

5+1

6

Добродетель

4+1

7

Обобщение

1

Итого

35

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Проверочная работа

2

3

2

3

10

Тест

-

1

3

2

7

Проект

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факту

Глава I. Человек.    8  часов

1

Человек родился

04.09.13

2

Человек - личность

11.09.13

3

Особый возраст – отрочество

18.09.13

4

Учимся общаться                     Познай самого себя

25.09.13

5

Учимся узнавать и оценивать себя

02.10.13

6

Человек и его деятельность

09.10.13

7

Учимся правильно организовывать свои занятия

16.10.13

8

Что человек чувствует, о чем размышляет

23.10.13

Глава  II. Семья.    5 часа

9

Семья – ячейка общества

30.10.13

10

Семейное хозяйство

13.11.13

11

Семейное хозяйство

20.11.13

12

Учимся помогать вести семейное хозяйство

27.11.13

13

Делу время – потехе час

04.12.13

Глава  III. Школа.   5 часа

14

Профессия – ученик

11.12.13

15

Профессия – ученик

18.12.13

16

Одноклассники, сверстники, друзья

25.12.13

17

Одноклассники, сверстники, друзья

15.01.14

18

Учимся дружно жить в классе

22.01.14

Глава IV. Труд.  5 часов

19

Труд – основа жизни

29.01.14

20

Учимся трудиться и уважать труд

05.02.14

21

Труд и творчество

12.02.14

22

Учимся творчеству

19.02.14

23

На пути к жизненному успеху

26.02.14

Глава V. Родина.  6 часов

24

Что значит быть патриотом

05.03.14

25

Символика России

12.03.14

26

Гражданин – Отечества достойный сын

19.03.14

27

Учимся быть достойными гражданами

02.04.14

28

Мы – многонациональный народ

09.04.14

29

Учимся уважать людей любой национальности.

16.04.14

Глава VI. Добродетели. 5 часов

30

Человек славен добрыми делами.

23.04.14

31

Человек славен добрыми делами

30.04.14

32

Учимся делать добро.

07.05.14

33

Будь смелым.

14.05.14

34

Что такое человечность. Учимся быть терпимыми.

21.05.14

35

Обобщение курса  «Обществознание»

28.05.14

Требования к уровню овладения пройденного

по предмету «Обществознание"  в 6 классе

Учащиеся должны знать:

Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;

Характеризовать социальные отношения;

Характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

Решать правовые задачи.

Учебно-тематическое планирование

Уроков         обществознания

Класс:        7класс

Учитель:                  Берникова Светлана Юрьевна  

Кол-во часов за год:

Всего        35ч.

В неделю        1ч.

Программа: Обществознание. 6-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений/ (Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.) ; изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 45с. :– ISBN 978-5-09-021432-2.

Учебник: Обществознание.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-0023980-6.

Данная программа должна быть реализована в 2013– 2014 учебном году.

Для оценки достижений учащихся, спланированы промежуточные и итоговые устные, письменные, практические работы; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины контрольные работы в форме тестов.

Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.

Особенности 7 класса, в котором будет реализован данный учебный курс следующие:

1) Количественный состав класса – 2 человека;

  1. Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый уровень знаний достаточный для успешного освоения курса;
  2. Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания – отсутствуют;
  3. Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная) -  очная ;
  4. Психологические, физиологические особенности учащихся – нет

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

-  индивидуальная;

- самостоятельная  деятельность;

- практикум

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос

Промежуточный контроль: проверочная работа, тест

Итоговый контроль:  тест

Учебно-тематическое планирование материала в 7 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Личность и общество

3+1

2

Человек и закон

11

3

Человек и экономика

10+1

4

Человек и природа

4+1

5

Обобщение

1

Итого

35

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Проверочная работа

3

3

4

3

13

Тест

-

1

3

2

6

Проект

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факт

Глава I. Человек среди людей.    7  часов

1

Отношения между людьми

04.09.13

2

Ты и твои товарищи

11.09.13

3

Ты и твои товарищи

18.09.13

4

Зачем люди общаются

25.09.13

5

Зачем люди общаются

02.10.13

6

Почему надо быть терпимым

09.10.13

7

Почему надо быть терпимым

16.10.13

Глава II. Человек и закон. 11 часов

8

Что значит жить по правилам

23.10.13

9

Права и обязанности граждан

30.10.13

10

Права и обязанности граждан

13.11.13

11

Почему важно соблюдать законы

20.11.13

12

Защита Отечества

27.11.13

13

Защита Отечества

04.12.13

14

Что такое дисциплина

11.12.13

15

Что такое дисциплина

18.12.13

16

Виновен – отвечай

25.12.13

17

Виновен – отвечай

15.01.14

18

Кто стоит на страже закона

22.01.14

Глава III. Человек и экономика.  11 часов

19

Экономика и её основные участники

29.01.14

20

Золотые руки работника

05.02.14

21

Производство: затраты, выручка, прибыль

12.02.14

22

Производство: затраты, выручка, прибыль

19.02.14

23

Виды и формы бизнеса

26.02.14

24

Виды и формы бизнеса

05.03.14

25

Обмен, торговля, реклама

12.03.14

26

Деньги и их функции

19.03.14

27

Деньги и их функции

02.04.14

28

Экономика и семья

09.04.14

29

Экономика и семья

16.04.14

Глава IV. Человек и природа.  5 часов

30

Воздействие человека на природу

23.04.14

31

Воздействие человека на природу

30.04.14

32

Охранять природу – значит охранять жизнь.

07.05.14

33

Закон на страже природы

14.05.14

34

Закон на страже природы

21.05.14

35

Обобщение курса  «Обществознание»

28.05.14

 

Требования к уровню овладения пройденного

по предмету «Обществознание"  в 7 классе

Учащиеся должны знать:

Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;

Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;

Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

Понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;

Определение группы;

Определение межличностных отношений;

Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;

Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

Источники риска в подростковом возрасте.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать возрасты человека;

Характеризовать особенности воспитания подростков;

Характеризовать типы темперамента;

Характеризовать уровни самооценки;

Соотносить самооценку и влияние группы;

Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;

Характеризовать подростковые ситуации риска;

Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

Характеризовать роль городов в развитии общества.

Учебно-тематическое планирование

Уроков         обществознания

Класс:        8 класс

Учитель:                  Берникова Светлана Юрьевна  

Кол-во часов за год:

Всего        35ч.

В неделю        1ч.

Программа: Обществознание. 6-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений/ (Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.) ; изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 45с. :– ISBN 978-5-09-021432-2.

Учебник: Обществознание.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-025736-7.

Данная программа должна быть реализована в 2013– 2014 учебном году.

Для оценки достижений учащихся, спланированы промежуточные и итоговые устные, письменные, практические работы; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины контрольные работы в форме тестов.

Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.

Особенности 8 класса, в котором будет реализован данный учебный курс следующие:

1) Количественный состав класса – 2 человека;

  1. Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый уровень знаний достаточный для успешного освоения курса;
  2. Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания – 1 по программе коррекционного класса VII вида, 1 по программе коррекционного(специального) класса VIII вида;
  3. Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная) -1 очная, 1- надомное;
  4. Психологические, физиологические особенности учащихся – 1 –ЗПР,1-олигофрения в стадии дебильности 

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

-  индивидуальная;

- игровая деятельность;

- самостоятельная, совместная деятельность;

- практикум

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос

Промежуточный контроль: проверочная работа, тест

Итоговый контроль:  тест

Учебно-тематическое планирование материала в 7 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Личность и общество

3+1

2

Сфера духовной культуры

7+3

3

Экономика

12+2

4

Социальная сфера

4+2

5

Обобщение

1

Итого

35

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Проверочная работа

3

3

4

3

13

Тест

-

1

3

2

6

Проект

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факт

Личность и общество. 4 часа

1

Быть личностью.

04.09.13

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

11.09.13

3

Развитие общества

18. 09.13

4

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Личность и общество».

25. 09.13

Сфера духовной культуры. 10 часов

6

Сфера духовной жизни.

02. 10.13

7

Мораль.

09.10.13

8

Мораль.

16. 10.13

9

Моральный выбор- это ответственность.

23. 10.13

10

Моральный выбор- это ответственность.

30. 10.13

11

Образование.

13.11.13

12

Наука в современном обществе.

20.11.13

Наука в современном обществе.

27.11.13

13

Религия как одна из форм культуры.

04.12.13

14

Повторение   по разделу «Сфера духовной культуры».

11.12.13

Экономика. 14 часов

15

Экономика и ее роль в жизни общества.

18.12.13

16

Главные вопросы экономики.

25.12.13

17

Собственность.

15.01.14

18

Рыночная экономика.

22. 01.14

19

Производство- основа экономики.

29. 01.14

20

Предпринимательская деятельность.

05.02.14

21

Роль государства в экономике.

12.02.14

22

Роль государства в экономике.

19.02.14

23

Распределение доходов.

26.02.14

24

Потребление.

05.03.14

25

Инфляция и семейная экономика.

12.03.14

26

Безработица. Ее причины и последствия.

19.03.14

27

Мировое хозяйство и международная торговля.

02.04.14

28

Повторение по разделу «Экономика».

09.04.14

Социальная сфера. 6 часов

29

Социальная структура общества.

16.04.14

30

Социальная структура общества.

23.04.14

31

Социальные статусы и роли.

30.04.14

32

Национальные и межнациональные отношения.

07.05.14

33

Отклоняющееся поведение.

14.05.14

34

Повторение по разделу «Социальная сфера».

21.05.14

35

Обобщение курса  «Обществознание»

28.05.14

Требования к уровню овладения пройденного

по предмету «Обществознание"  в 8 классе

Учащиеся должны знать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;                                  
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;                        
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека                                                                                                          
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для  9 классов составлена на основе  «Примерной программы основного общего образования по обществознанию» и авторской программы курса «Обществознание» для учащихся 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений  А.И.Кравченко (Русское слово, 2006год).

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Цели программы:

- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Программа рассчитана, на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации на 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35  часов, из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования.

        Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

        Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

        Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.                                                                                                                                                                                Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 Оценка устного  ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.                                                                                                       Отметка «4»:
  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                 Отметка «2»: 
  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Учебно-тематическое планирование

Уроков         обществознания

Класс:        9 класс

Учитель:                  Берникова Светлана Юрьевна  

Кол-во часов за год:

Всего        35ч.

В неделю        1ч.

Программа: Автор А.И.Кравченко. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений./А.И.Кравченко.- 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013 – 72с.

ISBN 978-5-91218-887-9

Учебник: Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко. – 10-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2010. – 224с.                       ISBN 978-5-9932-0429-1

Данная программа должна быть реализована в 2013– 2014 учебном году.

Для оценки достижений учащихся, спланированы промежуточные и итоговые устные, письменные, практические работы; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные практические работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины контрольные работы в форме тестов.

Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.

Особенности 9 класса, в котором будет реализован данный учебный курс следующие:

1) Количественный состав класса – 5 человека;

  1. Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый уровень знаний достаточный для успешного освоения курса;
  2. Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания – 3 по программе общеобразовательных учреждений, 2 по программе коррекционного (специального) класса VIII вида;
  3. Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная) -1 очная, 2 надомная;
  4. Психологические, физиологические особенности учащихся – 3 – без отклонений, 2 -умственная отсталость органического генез, олигофрения.

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

- парная; индивидуальная;

-проектная деятельность;

- самостоятельная, совместная деятельность;

- практикум

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос

Промежуточный контроль: проверочная работа, тест

Итоговый контроль:  тест, проект

Учебно-тематическое планирование материала в 9 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение пройденного в 8 классе

2

2

Политическая сфера

9

3

Человек и его права

9

4

Духовная сфера

8

5

Повторение

3

6

Итоговый контроль

1

7

Резервное время

3*

Итого

35

3* - используется для реализации учебной программы, как дополнительное время на повторении и подготовку к экзаменам

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Проверочная работа

4

4

5

3

16

Тест

1

1

3

2

7

Проект

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факт

Повторение  

1

Человек и общество

05.09.13

2

Экономическая сфера. Социальная сфера.

12.09.13

  Политическая сфера

3

Власть.

19.09.13

4

Государство.

26.09.13

5

Национальное государственное устройство.

03.10.13

6

Формы правления.

10.10.13

7

Политические режимы.

17.10.13

8

Гражданское общество и правовое государство.

24.10.13

9

Голосование, выборы и референдумы.

31.10.13

10

Политические партии.

14.11.13

11

Обобщение  «Политическая жизнь современной России»

21.11.13

  Человек и его права

12

Право, его сущность и особенности.

28.11.13

13

Закон и власть.

05.12.13

14

Конституция.

12.12.13

15

Право и имущественные отношения

19.12.13

16

 Потребитель и его права

26.12.13

17

Правовое регулирование трудовых отношений.

16.01.14

18

Правовые основы брака и семьи.

23.01.14

19

Преступления и наказания.

30.01.14

20

Обобщение «Человек и его право»

06.02.14

Духовная сфера

21

Сущность и строение человеческой культуры.

13.02.14

22

Культурные нормы.

20.02.14

23

Формы культуры.

27.02.14

24

Религия.

06.03.14

25

Искусство.

13.03.14

26

Образование.

20.03.14

27

Наука.  Роль науки в современном обществе.

03.04.14

28

Повторение «Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям».

10.04.14

Повторение

29

Итоговое занятие. Итоговое повторение и обобщение

17.04.14

30

Итоговое занятие. Итоговое повторение и обобщение

24.04.14

31

Итоговое занятие. Итоговое повторение и обобщение

08.05.14

32

Итоговый контроль.  (Тест)

15.05.14

33

Резервный час

22.05.14

34

Резервный час

 

35

Резервный час

 

Требования к уровню овладения пройденного

по предмету «Обществознание"  в 9 классе

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

СПИСОК  УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Программа: Обществознание. 6-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений/ (Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.) ; изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 45с. :– ISBN 978-5-09-021432-2.

Учебник: Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 224с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-025344-4.

Учебник: Обществознание.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-0023980-6.

Программа: Автор А.И.Кравченко. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательного учреждения. 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 64с.

ISBN 5-94853-451-0  

Учебник: Обществознание: учебник для 8  класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко. – 12-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 192с.                       ISBN 978-5-912118-177-1

Учебник: Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко. – 10-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2010. – 224с.                       ISBN 978-5-9932-0429-1

  Методическое пособие: Обществознание. 5-9 классы: рабочие программы по учебникам А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой/ авт.-сост. Н.Н.Черноиванова. – Волгоград : Учитель,2012. -  133с.

ISBN 978-5-7057-2901-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...