«Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Рубец Наталья Александровна

Урок по теме  «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга» изучается в рамках изучения дисциплины "Обществознание". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Обществознание»

Тема «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»

Разработала:

преподаватель истории и обществознания

Рубец Н.А.

2014 г.

     Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга».

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.

Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.

Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.

3. Активизация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала по вопросам:

А) Фондовый рынок (презентация).

Б) Основные принципы менеджмента.

В) Основы маркетинга.

 5. Закрепление по вопросам.

 6. Выставление оценок.

 7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л.Н. Боголюбова § 6 с. 69-76

Изучение нового материала.

А) Фондовый рынок (презентация)

Б) Основные принципы менеджмента.

 Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?

Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец — собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со всеми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.

Менеджер — это специалист по управлению производством и обращением товаров, наёмный управляющий.

Однако должности менеджеров на крупных предприятиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой — менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху — высшие менеджеры.

Менеджер низшего звена — начальник участка, цеха или бригадир — руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.

Менеджер среднего звена — заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. — руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.

Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-менеджер, — по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании — руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.

Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.

Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.

В широком смысле слова под менеджментом понимают и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей — команду, занимающуюся управлением.

Учитель: Каковы же функции менеджмента?

В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента — организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.

Организация — это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.

Планирование — это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия.  На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).

Руководство — это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные — высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.

Контроль — это проверка деятельности фирмы на пути к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.

Теперь предположим, что на фирме прекрасно налажено производство, выпускается качественный продукт. Возникают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.

В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка. Главная цель маркетинга — приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучшими возможностями для проведения рыночных исследований и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.

Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.

Изучение рынка — отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.

Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта — наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и видов рекламы. В американской литературе этот принцип получил название «четыре пи», потому что все главные слова, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» — продукт (product), цена (price), распространение (place), стимулирование сбыта (promotion).

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идёт о технически сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль, а также факторы рынка — спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит цены выше, то у него никто не будет покупать. Но если он производит товары более высокого качества, тогда и более высокая цена будет оправданна

Распространение — это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их пожелания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную систему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэтому предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипулирует потребителем, часто основана на недостоверных сведениях, удорожает стоимость товара, а также принуждает покупателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт полезную информацию о продукте и его цене, помогает потребителю сделать рациональный выбор, способствует продвижению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?

Закрепление по вопросам:

  1. Что такое фондовый рынок?   (это организованный рынок торговли ценными бумагами)    
  2. Дайте определение термину: ценная бумага    (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.)
  3. Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
  4. Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
  5. Кто такой брокер, дилер? (Брокеры - юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.

Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт.)

6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.

Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка)

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -  М.: Просвещение,2011. – 351 с.
  2.  http://ppt4web.ru/ehkonomika/fondovyjj-rynok.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фондовый рынок

Слайд 2

Фондовый рынок – это организованный рынок торговли ценными бумагами

Слайд 3

Ценная бумага – это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Слайд 4

Виды ценных бумаг 1. Основные 2. Первичные 3. Вторичные

Слайд 5

К ценным бумагам относятся: Акция Вексель Облигация Чек

Слайд 6

Фондовый рынок – торговая площадка, на которой совершаются сделки с ценными бумагами

Слайд 7

Участники фондовой биржи Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. Брокеры - юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем

Слайд 8

На что нужно обратить внимания, выбирая брокера? 1. Надежность. 2. Минимальная сумма. 3. Тарифы и услуги. 4. Сервис.

Слайд 9

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) Основана 17 мая 1792 года.

Слайд 11

Итальянская фондовая биржа (Borsa Italiana) Открыта в 1998 году, город Милан.

Слайд 13

Фондовая биржа во Франкфурте-на-Майне (Deutsche Borse) Основана в 1585 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

КОС по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Контрольно-оценочные средства для специальности "Механизация сельского хозяйства"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...

КТП по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Календарно-тематическое планирование предназначено для студентов специальности 110809»Механизация сельского хозяйства»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания...

Финансовые институты. Ценные бумаги. Фондовый рынок.

Рассматриваются вопросы: Инвестиции. Виды ценных бумаг. Фондовый рынок. Банковская система....