Урок обществознания 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Бахаруева Светлана Павловна

В данном материале представлен конструкт урока обществознания в 5 классе по теме "Деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_5_kl_no_6.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Предмет: Обществознание

Класс: 5

Тема: Деятельность

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

               Личностные: обучающиеся определят для себя главный вид деятельности, оценят значимость деятельности в жизни человека, общества.

Метапредметные:

- Регулятивные:  обучающиеся смогут поставить цель и задачи урока, провести анализ своей учебной деятельности в школе; установить целевые приоритеты учебной деятельности, оценивать  правильность выполненных заданий. 

- Познавательные: научатся давать определения понятиям, устанавливать причинно-следсвенные связи, логически рассуждать, работать с текстом (выбирать главное), приводить примеры.

- Коммуникативные: обучающиеся научатся работать в группах, формулировать собственное мнение, организовывать собственную деятельность, оказывать помощь одноклассникам при выполнении заданий, строить логическую речь, сравнивать действие и поступок на конкретных примерах, осуществлять коррекцию знаний, овладеют основами рефлексии.

Предметные: обучающийся будет знать понятие деятельность, мотивы деятельности, виды деятельности, структуру деятельности, черты личности.

Основные понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок

Вид используемых  на уроке ИКТ средств:  компьютер, проектор, экран

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник Кравченко АИ «Обществознание:учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ АИ Кравченко.-2-е изд. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013 г.
  2. Агафонов С.В. Программа курса «Обществознание» 5-6 кл, М 2013 г
  3. Мультимедиа С.И. Мультимедийное приложение к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 5 класс М., 2012 г

Образовательные Интернет-ресурсы:

 - Презентация к уроку обществознания "Человек и его деятельность... uchportal.ru/load/143-1-0-31508;    

-  http://fcior.edu.ru//- портал школьных цифровых образовательных ресурсов

  • http://slon.ru/- информация об экономическом, социальном, политическом развитии мира и России.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

УУД

I. Организа-ционный

Определить готовность учащихся к уроку, их настрой на работу

Приветствие учеников

Проверка наличия учебных принадлежностей

Приветствую учителя

 Организуют свое рабочее место

РУУД: самоорганизация

II. Постановка  цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Цель: изучить роль деятельности в жизни человека.

Задачи:

  • определить структуру деятельности
  • выделить виды деятельности
  • охарактеризовать личность через деятельность
  • выявить  отличия поведения от деятельности

Мотив: Вся жизнь – деятельность!  

1) Организация диалога с целью конкретизации цели и задач урока.

Демонстрирует  отрывок из мультфильма «Ох и Ах»

Задает вопрос: «Жизнь какого героя интереснее? Почему?»

Подводит обучающихся к пониманию необходимости деятельности в их жизни.

2)Выходит на тему урока.

Формулирует тему совместно с детьми.

Смотрят мультфильм

Анализируют

Отвечают на вопрос учителя

Высказывают свою точку зрения

Формулируют  тему, цель

и задачи урока:

Тема - занятия человека;

Цель – выяснить зачем человек трудится, работает…;

Задачи – изучить тему, получить новые знания, уяснить зачем мне эти знания в жизни.

ЛУУД:

  • формирование понятия о важности и необходимости любого вида деятельности для осуществления развития личности

РУУД

  • формирование целеполагания своей деятельности
  • проводить анализ предложенного материала

ПУУД: логически строить свои рассуждения

III.Актуали-зация знаний

Выявить уровень подготовленности обучающихся к восприятию данной темы.

Организация беседы с обучающимися. О видах деятельности (занятия людей, профессии)

Организует работу по составлению тезисов:«Один день из моей жизни», «Один день из жизни родителей»

Подводит обучаемых к выводу, что в деятельности человек раскрывается особенно ярко.

Рассказывают о своей жизни, жизни родителей. Делают вывод

КУУД: логически строить свою речь

РУУД: планировать пути достижения целей

IV. Усвоение новых знаний

Изучить понятие деятельность, структуру деятельности, виды деятельности

Организует самостоятельную работу с понятиями

Организует самостоятельную работу (дает инструктаж) по заполнению  таблицы «Виды деятельности»

Организует работу со схемой «Структура деятельности»

Организует работу по выявлению основных черт личности и их проявлении в поведении и поступках.

Подводит итог работы: анализ, отмечает как сработали учащиеся, словами оценивает работу (молодец, старайся, поработай, почитай)

Работа с текстом выполнение заданий к нему

Записывают определения в тетрадь

Заполняют таблицу

Знакомятся со структурой деятельности

Приводят примеры поведения и поступков

Определяют главный вид деятельности для себя

ПУУД:

  • раскрывают определения понятий по выявлению видов деятельности
  • работа с тексом
  • устанавливают причинно-следсвенные связи характеристики параметров личности

РУУД:

  • формирование приоритета учебной деятельности
  • оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

ЛУУД: ориентация в системе моральных норм и  ценностей

V. Практикум

Выявление уровня  усвоения  нового материала

Закрепление полученных знаний

Организует работу в группах (дает инструктаж)

Каждая группа представляет один из видов деятельности

Организует работу с терминами

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию

Оказывают необходимую взаимопомощь

Выполняют задание учителя на бланках. Сдают  работу на проверку

КУУД: осуществляет взаимоконтроль и оказывает в  сотрудничестве  необходимую взаимопомощь

РУУД: саморегуляция  деятельности

VI. Проверка  полученных результатов, коррекция

Оценивание  уровня знаний и их коррекция

Оценивает работу обучающихся

Корректирует свои знания

ЛУУД: определяет актуальность изучаемой темы лично для себя, для одноклассников.

VII. Подведение итогов

Домашнее задание

Рефлексия

Оценивание деятельности: выполнение поставленных цели и задач

Подводит итог урока

Ставит задачи на следующий урок: Домашнее задание № 6.

Объясняет домашнее задание.

Творческие задания

Высказывают мнение по реализации поставленных задач

Высказывают впечатления об уроке

Заполняют лист самооценки – сдают учителю, для анализа и выявления затруднений.

 

ЛУУД:

  • самовыражение
  • самооценка

РУУД:

  • анализ деятельности
  • самостоятельное оценивание выполненных действий

Ход    урока

                                                                                           «Без цели нет деятельности, без интересов

                                                                                            нет цели, а без деятельности  нет жизни»        

                                                                                                                                                   Виссарион Белинский

1 ЭТАП

Учитель приветствует учеников

Обучающиеся приветствуют учителя

Обучающиеся убеждаются в готовности своего рабочего места

2 ЭТАП

У: Демонстрирует  отрывок из мультфильма «Ох и Ах».

??? Задает вопрос: «Жизнь какого героя интереснее? Почему?»  

Обучаемые отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: «жизнь героя Ах интереснее, так  как...»,  «жизнь героя Ох очень скучна и неинтересна, потому что...».

На основе предложенных мнений, учитель подводит обучающихся к пониманию необходимости деятельности в их жизни. Выходит на тему урока. Формулирует тему урока совместно с детьми. Записывает тему урока на доске: «Деятельность».  Обучаемые записывают тему урока в тетрадь.

У: Подводит к формированию цели и задач урока.

??? Как вы думаете, какие вопросы мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? Выслушивает мнения обучаемых. 

У: Формулирует цель, затем задачи.  Слайд  № 1-2-3

Цель: изучить роль деятельности в жизни человека.    

Задачи:

  • определить структуру деятельности
  • выделить виды деятельности
  • охарактеризовать личность через деятельность
  • выявить  отличия поведения от деятельности

3.ЭТАП

У: Приведите тезисы «Один день из моей жизни», «Один день из жизни родителей». После ответов учащихся учитель подводит к выводу: Каждый день — это труд, работа, игра и …, то есть деятельность.

У: Итак, мы выяснили, что каждый человек проводит время, занимаясь важными для него делами, он занимается определенной деятельностью. Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. Именно в деятельности проявляется его интеллект, таланты, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цели и принимать решения.

4.ЭТАП

У: Организует самостоятельную работу с понятиями.

Обучающиеся открывают  стр. 41, в. № 6, записывают определения в тетрадь.

Интеллект– способность к познанию и решению проблем

(Учитель  поясняет: интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных способностей. Интеллектуальный человек способен  в любой проблеме выделить главное, проанализировать ее и найти способы решения)

Воля-- способность делать выбор и совершать действия  

(Учитель  поясняет: человек с сильной волей решителен самостоятелен, настойчив в достижении своих целей)

Мотивы - это причины поведения  и действий человека  

(Учитель  поясняет: в основе деятельности человека лежит мотив (причина))

???Что такое деятельность? Попробуйте самостоятельно сформулировать данное определение.

Открываем стр.42 Сверяем свою версию с версией автора учебника. Записываем определение в тетрадь.

Деятельность- последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели.     Слайд № 2

У: Организует самостоятельную работу со схемой «Структура деятельности» стр. 42, 44

Схема «Структура деятельности»  Слайд № 4-5-6

Деятельность:

Потребности ------ Мотивы ----- Цель ------ Средства достижения ------- Совокупность действий ------ Результат

??? Объясните логическую последовательность элементов структуры?

У: Организует самостоятельную работу (дает инструктаж) по заполнению  таблицы «Виды деятельности»

«Виды деятельности»    слайд № 6-7-8-9

Вид деятельности

Характеристика

Учение

Обретение новых знаний, освоение новых навыков

Игра

Подражание реальной деятельности

Трудовая деятельность

Создание  различных полезных продуктов, оказание полезных услуг

Творческая деятельность

Создание чего-то нового

Общение

Обмен информацией, идеями, эмоциями

У: Организует работу с учащимися после составления таблицы.

???1)Приведите примеры  для каждого вида деятельности.

      2)Определяют главный вид деятельности для себя. (Аргументируют)

У: Подведение обучающихся к изучению понятия «личность».

В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Кто из Вас знаком с данным понятием? Что такое личность? (Ответы обучаемых). 

Корректировка знаний: запись определения в тетрадь из учебника,стр.44

Личность - самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.

(Учитель поясняет: термин личность употребляется к человеку готовому к сознательной деятельности. Личность не рождаются, личностью становятся.)

У: Организует работу по выявлению основных черт личности и их проявлении в поведении и поступках учебник,стр  45

Основные черты личности:

     1.самостоятельность

  1. активность
  2. инициативность
  3. способность отвечать за свои действия
  4. способность контролировать  свое поведение

???Как Вы считаете, данные качества личности  присущи каждому человеку? Аргументируйте свой ответ.

Как можно увидеть и оценить качества личности? (Ответы обучаемых). 

У: Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках. учебник,стр.46

Поведение-совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели и могут оцениваться с моральной точки зрения.

Поступок-сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность.

Физминутка (видеоролик)

??? Это является деятельностью? Какой вид деятельности?

5 ЭТАП

У: Организует Практикум. Закрепление нового материала.

1)Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждой группе необходимо показывает определенный вид деятельности. (пантомима, рисунок и др.формы)

Задача другой группы угадать.

Какие виды деятельности наиболее значимы для Вас, для общества?

2)Работа с классом:«Закончи предложение». Учащимся раздаются бланки для заполнения.

1. Человек проявляевляется в________________( деятельности)

2. Структура деятельности включает______________( потребности, мотив, цель, результат, средства достижения, совокупность действий)

  1. Способность к познанию и решению проблем - это_____________(интеллект)
  2. Способность делать выбор - ____________(воля)
  3. Причины поведения и действий человека_______________(мотивы)
  4. Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение  цели- это____________________(деятельность)
  5. Виды деятельности ________________________(учение, игра, труд, творчество, общение)
  6. Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________(личность)
  7. Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________(поведение)
  8. Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________(поступок)

Бланки для заполнения учащимися.

ФИ_____________________________________Дата___________

ФИ_____________________________________Дата___________

1. Человек проявляется в________________

  1. Структура деятельности включает______________

3. Способность к познанию и решению проблем- это_____________

4. Способность делать выбор____________

5. Причины поведения и действий человека_______________

6. Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение  цели- это____________________

7. Виды деятельности ________________________

8. Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________

9. Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________

10. Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________

1. Человек проявляется в________________

2.Структура деятельности включает______________

3. Способность к познанию и решению проблем- это_____________

4. Способность делать выбор____________

5. Причины поведения и действий человека_______________

6. Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение  цели- это____________________

7. Виды деятельности ________________________

8. Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________

9. Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________

10. Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________

У: Проверяет бланки на уроке: Молодцы! Надо поработать! Ещё раз просмотри материал.

    Или выставляет отметку «5»-10/9б; «4»-8/7б; «3»-6/5б

6 ЭТАП

??? Как Вы  думаете, зачем автор учебника предложил для изучения тему «Деятельность»?

??? Объясните, где  Вам могут пригодиться полученные знания? Слайд   № 1

7 ЭТАП

У: Подводит к итогу  урока. Вывод формулируют обучаемые совместно с учителем, оценивают свою деятельность на уроке, выполнение поставленных цели и задач. Выставляет оценки за урок.

Ставит задачи на следующий урок: Домашнее задание № 6    Слайд № 11

Творческое задание на выбор:

  1. Подготовить рекламу любого вида деятельности
  2. Сочинить стихотворение
  3. Придумать физминутку

Учащиеся заполняют и сдают лист самооценки

ФИ_____________________ Дата: _______________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

У: Спасибо за работу! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...