Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством предметов история и обществознание.
статья по обществознанию на тему

Статья "Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством  предметов история и обществознание" отражает созданную систему гражданского воспитания на основе реализации ряда мероприятий обществоведческой направленности.

В статье представлены практические наработки педагога и учащихся старших классов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полунина Лада Валентиновна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Лысьва, Пермский край

Слайд 2

Результат: осознанное полноценное участие личности в решении общественно значимых задач общества.

Слайд 3

совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Слайд 4

Я – гражданин Мои права Моя гражданская позиция Гражданская компетентность личности Культура межнациональных отношений

Слайд 5

Кружок «Права человека» коррекционно-развивающая программа для подростков, состоящих на учете в «Группе Риска» и «СОП» «Подросток и право» Дискуссионный клуб для старшеклассников Социальное проектирование Предметные недели истории, обществознания, права Музейные и библиотечные уроки

Слайд 6

24 апреля 2013 года



Предварительный просмотр:

Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством  предметов история и обществознание.

Полунина Лада Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Лысьва, Пермского края

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирования социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни,  помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Система  моей внеклассной работы по обществоведческим дисциплинам включает несколько направлений:

  1. Я – гражданин
  2. Мои права
  3. Моя гражданская позиция
  4. Гражданская компетентность личности  
  5. Культура межнациональных отношений

Первое и второе направления реализуются на занятиях  кружка «Права человека» (Программа ЦГОиПЧ г.Пермь)  и при реализации коррекционно-развивающей  программы для подростков, состоящих на учете в «Группе Риска» и «СОП» «Подросток и право». Данные курсы рассчитаны на теоретическое и практическое знакомство с правовой системой государства, дают представление о том, что социальное и правовое регулирование общественных отношений является единственно возможным и цивилизованным, ключевыми понятиями курсов определены «Толерантность» и «Справедливость». Практические занятия проходят в форме организационно - деятельностных, деловых,  сюжетно-ролевых игр, практикумов по изучению документов.

 В рамках третьего направления формируется активная гражданская учащихся посредством участия в дискуссионном клубе (Приложение 1).Тематика дискуссий также затрагивает и формирование культуры межнациональных отношений (5 направление), что весьма актуально в многонациональном государстве.

Гражданская компетентность личности  (четвёртое направление)  реализуется через социальное проектирование (Приложение 2,3), осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах школы, города, страны в целом.

Результатом системной работы по формированию гражданственности учащихся можно назвать участие моих воспитанников в совете лидеров,  выборах в молодёжный парламент,  различных акциях и проектах как в школьного,  так и  городского масштаба, поступление в ВУЗы на обществоведческие специальности.

Приложение 1.

План заседаний дискуссионного клуба 2012 – 2013 учебный год

Сентябрь   «Каждый человек строит свою судьбу сам»

Октябрь    «Моя законодательная инициатива»

 Ноябрь    «Что я могу изменить в жизни?»

 Декабрь  «Актуальна ли в наше время интеллигентность?»

Январь    «Россия для русских?»

Февраль  «Жестокость в обществе: как жить дальше?»

Март       «Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?»

Апрель  «Что такое подвиг?»

Приложение 2.

Социальный проект  10 класса «Чистый дом» (выдержка).

Цель проекта: создание школьного туристско-экологического клуба

Задачи проекта:

  1. Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
  2. Проводить агитацию и природоохранную работу с отдыхающими в зоне пребывания.
  3. Проводить рейды по очистке от бытового мусора водоемов и иных природных территорий.

Сроки реализации проекта: 2013 – 2014 учебный год

Продукт проекта:

1. Программа работы туристско-экологического клуба.

2. Листовки, памятки, статьи в газетах, акции для населения.

3. Буклет с эко - туристическими маршрутами по Лысьвенскому району.

Предполагаемый результат:

1. Работа туристско-экологического клуба.

Критерии:

Охват учащихся основной и старшей школы -  не менее 3 человек от параллели.

Привлечение родителей к экологической деятельности – участие с детьми.

Проведение акций и десантов – не менее 2 в год.

2. Повышение экологической культуры учащихся.

Критерии:

Участие в городских экологических акциях.

Проведение экологических десантов.

3. Повышение качества проектной деятельности  школьников.

Разработка, реализация и презентация эко-проектов участниками клуба.

Выступления участников на научно-практических конференциях города.

Приложение 3.

*Социальный проект  10 класса «Фестиваль патриотической песни» (выдержка)

Цель проекта: повышение интереса среди учащихся к патриотическим песням.

Задачи проекта:

1. Разработать сценарий школьного фестиваля патриотической песни.

2. Привлечь к организации фестиваля  учащихся 5 – 11 классов.

3. Сделать фестиваль одной из традиций школы.

Сроки реализации: апрель 2013 года

Продукт проекта:

1. Сценарий мероприятия

2. Сборник патриотических песен.

Предполагаемый результат:

1. Проведение фестиваля патриотической песни для учащихся 5 – 11 классов

Критерии: каждый класс представляет одну песню с подобранной атрибутикой.

2. Фестиваль – традиция школы.

Критерии: признание педагогов и учащихся на основе анкетирования.

*Проект реализован 24 апреля 2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории и обществознанию "Машина времени"

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового воспитания. Одним из условий  правовой культ...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено"

Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено". игра проводиться среди учеников 5-9 классов...

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.

Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание  гражданственности и патриотизма на уроках истории  и обществознания у  учащихся с ОВЗ"...

самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"

Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Статья "Воспитание толерантности у обучающихся во внеклассной работе по истории и обществознанию"

На примере деловой игры для 9-х классов "Толерантность: мы разные, но мы вместе" обобщён опыт работы по воспитанию толерантности у обучающихся...