Открытый урок "Международное гуманитарное право"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Данный урок – обобщающий, с применением интерактивных методов обучения. Урок был показан на семинаре для заместителей директоров школ района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

(повторительно - обобщающий урок)

Цель: закрепить знания учащихся о назначении международного гуманитарного права.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (компьютер, проектор);
  • раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах (приложение 2);
  • информационное сопровождение урока (в программе Power Point);
  • оформление стенда «Вам живым и погибшим посвящается…» (приложение 1);
  • Стенд с белым листом для рефлексии.

Программное обеспечение:  программа для презентаций “Power Point”, сайт Интернета (http:// www. ortv. ru).

Демонстрационный материал: 

  • презентация "Международное гуманитарное право".
  • видеоролик «Война в Южной Осетии».

Ход урока:

I этап урока: Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, садитесь.

Я очень рада, что сегодняшний урок проходит не под свистом пуль, не под взрывы снарядов, ни где, ни - будь в бомбоубежище, а в тёплом и светлом классе, а над головой у нас мирное ноябрьское небо.

(РОЛИК)

Ребята мы просмотрели с вами видеоролик, страшные кадры последствий грузинской агрессии. Какие чувства, эмоции вызвала у вас эта хроника?

(Отв. учащ.)

Смотрите, какую боль, страдания несёт война. Но, к сожалению, человечество продолжает решать возникающие проблемы с помощью оружия. Вооружённые конфликты всё более становятся жестокими, растет разрушительная сила оружия, но последствия войны могли бы быть ещё больше, если бы не Международное гуманитарное право. Тема нашего урока Международное гуманитарное право.

 (СЛАЙД № 1- тема урока)

Мы сегодня заканчиваем знакомство с данной темой, давайте попробуем сформулировать, какие цели мы сегодня ставим перед собой на уроке?

(Отв. учащ.: закрепить, обобщить…)                                                                                                

II этап урока: Актуализация знаний.

Давайте вместе повторим основные цели, задачи и структуру МГП:

1.Каковы цели МГП? 

(Отв. учащ.:

  • В период вооруженного конфликта предоставление защиты лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях;
  • Ограничение методов и средств ведения войны).

      2.Назовите задачи МГП:

(Отв. учащ.:

  • Облегчение причиняемых войной страданий гражданскому населению.
  • Предоставление посильной защиты и помощи жертвам войны).

     

      4. Расскажите о структуре МГП:

(Отв. учащ.:

  • Женевское право – гуманитарное право
  • Гаагское право – право войны).

     

 5. В чём принципиальное отличие Женевского права от Гаагского права?

(Отв. учащ.:  

  • ж – охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц не принимающие участие в военных конфликтах
  •  г – устанавливает правила проведения военных операций).

   

  6. В каких документах закреплено Женевское и Гаагское право? (или Назовите современные источники МГП?)

(Отв. учащ.:

  • Гаагская конвенция о правилах ведения сухопутной войны.
  • Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны.
  • Два дополнительных протокола к женевским конвенциям от 1977 года).

7. В каком году СССР присоединился к Женевским конвенциям?

(Отв. учащ.:  

1954 г. – СССР присоединился к Женевским конвенциям).

8. В каком году СССР присоединился к Дополнительным договорам?

(Отв. учащ.:

1989 г. – СССР присоединился к Дополнительным договорам).

Учитель:

Любое право создано для людей, МГП не исключение, только оно направлено на защиту гражданского населения и только во время вооружённых конфликтов.

? Назовите категории лиц попадающих под защиту МГП?

(СЛАЙД №2 – Картинки гражданских лиц)

? Все ли категории лиц представленных здесь попадают под защиту МГП?

? А все ли категории  здесь указаны? (Дополнения детей) (добавить щелчком)

III этап урока: Работа с Женевскими конвенциями.

Задание:

Сейчас давайте поработаем в парах. На столах у вас лежат рабочие листы (жёлтые) с извлечениями из 4 Женевских конвенций и иллюстрации с изображением лиц попадающих под их защиту. Сопоставьте ваши иллюстрации с соответствующей конвенцией и выберите нужные статьи из этой конвенции, и подставьте их к ситуациям, которые вам предложены. Подпишите изображения.                3 минуты.

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(СЛАЙД №3 – гражданское население)

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой А.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции), остальные внимательно слушаем ответы одноклассников и дополняем, если вы не согласны.

 (Отв. учащ.: к четвёртой конвенции -  Женевская конвенция от 12 августа 1949г о защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории).

 Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

        

                        Ситуация 1 – относитесь к нему с уважением.

                        Ситуация 2 – возьмите их под защиту.

Ситуация 3 – обращайтесь гуманно с теми, кто в вашей власти.

Ситуация 4 – уважайте собственность гражданского населения.

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой Б.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

(СЛАЙД №4 – Вторая Женевская конвенция от 12 августа 1949г.  об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых си на море.

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

Ситуация 1 – возьмите под свою защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.

                Ситуация 2 – возьмите под защиту гражданские плавсредства.

                Ситуация 3 – разыскивайте и подбирайте их после каждого боя.

                Ситуация 4 – относитесь с уважением к госпитальным судам.

                      Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой В.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

                     

(СЛАЙД №5  Первая Женевская конвенция от 12 августа 1949г.

об улучшении участи раненых и больных в действующей армии).

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

                     Ситуация 1 – подбирайте их.

                     Ситуация 2 – передавайте их своему командиру.

                     Ситуация 3 – помогайте им.

Ситуация 4 – относитесь с уважением к медицинскому персоналу.

                      Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой Г.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

(СЛАЙД №6 – Третья Женевская конвенция от 12 августа 1949г. об обращении с военнопленных).

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

                                     Ситуация 1 – щадите их.

Ситуация 2 – передавайте их своему командиру.

                                     Ситуация 3 – разоружайте их.

                                     Ситуация 4 – обращайтесь с ними гуманно.

Молодцы с заданием справились.

IV этап урока. Работа с отличительными знаками МГП.

 Надо знать и помнить, что МГП предоставляет особую защиту не только определённым категориям лиц, но и объектам, которые имеют, какую - либо ценность или выполняют стратегическую задачу.

? Каким образом население и противник ставится в известность об особенностях данных объектов?

 (Отв. учащ.: для этого существуют отличительные знаки, утверждённые ООН, принятые всеми цивилизованными странами. Эти знаки вывешиваются на здание с 4 сторон).

(Слайд №7 отличительные знаки МГП)

Задание:

В белых рабочих листах изображены эти отличительные знаки и перечислены объекты. Внимание задание: подпишите их название и обозначьте объекты, к которым они применимы. Это задание вам предлагается выполнить в группах. Будьте добры объединитесь.                  

3 минуты

? Пожалуйста, первая группа, что это за знак и к каким объектам он применим?

  • МККК – полевой госпиталь, клиническая городская больница, раненые казаки по дороге в госпиталь. (слайд №8)

  • ГО бомбоубежища, ТЭЦ, спасатели. (слайд №9)

  • Бело – синий щит –храм покрова на Нерли, Ленинская библиотека, место археологических раскопок.    (слайд №10)

  • Установки и сооружения, содержащие опасные силы – АЭС,                              Волжская ГЭС.                 (слайд №11)

  • Обозначает терр., где не ведутся военные дейст. –  демилитаризованная зона, свободная зона от военных действий.

(слайд №12)

  • Белый флаг – капитуляция, переговоры.    (слайд №13)

(слайд №14)

?Если в Пермском крае объекты, которые можно защитить данными знаками МГП? Перечислите их.

Домашнее задание

Ребята  у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор. Эмблема, может быть, простой по форме, но объёмной по сущности. Вы можете поработать, как индивидуально, так и в группах.

Как бы ни были жестки правила, всегда находятся те, кто решается их нарушить.

? Как квалифицируются серьёзные нарушения «права войны»?

( Отв. учащ.: военные преступления).

? Какие меры наказания предусматриваются за военные преступления?

(Отв. учащ.: привлекаются к уголовной ответственности и несут наказание на основании законодательства той страны, где произошло нарушение МГП).

V этап урока. Заключительный этап урока: проверка знаний.

Ну, что же мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В зелёных рабочих листах вам предложены три задания. Вы можете для выполнения выбрать себе одно, то которое на ваш взгляд покажется более интересным, а может кому-то и более простым. Первое задание это тест. Второе задание работа с понятийным рядом. А третье задание для творческих, эмоциональных натур. Высказать свои мысли и эмоции связанные с последними событиями, которые нас коснулись в Грузино-Осетинском конфликте. Этим ребятам предлагается написать обращение к грузинскому солдату или к грузинскому президенту.            5 минут

 Ребята, кто выполнял первое, и второе задание я проверю и поставлю оценки. А, есть такие, кто выполнял третье задание? Будьте добры зачитайте их.  (зачитываются обращения).

VI этап урока. Заключительное слово учителя.

(СЛАЙД №15)

Война – это всегда трагедия.

Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить  бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

 Всеобщего мира добиться сложно, но хоть как-то ограничить тяготы, бедствия и последствия войны помогает МГП.

 И хотелось бы закончить урок высказыванием Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди».

Эти слова, произнесенные в Начале XX века актуальны как никогда в веке XXI.

 За всё, что человек сделал, придумал, внедрил, он несёт ответственность перед собой и человечеством.

И сегодня говоря об МГП, мы не учимся защищаться, а учимся защищать, т.е. нести ответственность за свои поступки.

VII этап. Рефлексия.

Покидая класс, мне бы очень хотелось, что бы вы вот на этом чистом листе бумаги, одним словом или краткой фразой описали свои эмоции, вызванные сегодня на уроке.



Предварительный просмотр:

        


1. Бомбоубежища.

2. Храм Покрова на Нерли, 12-й век.

3. Атомная электростанция.

4. Полевой госпиталь. 

5. Капитуляция.

6. Ленинская библиотека.

7. ТЭЦ.

8. Клиническая городская больница.

9. Место археологических раскопок.

10. Демилитаризованная зона.

 

11. Волжская ГЭС.

12. Раненые казаки по дороге в госпиталь.

13. Переговоры.

 14. Спасатели.

15. Зона свободная от военных действий.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист №3

1 Задание:

Тест:

1.Международное гуманитарное право:

а. рассматривает правомерность применения илы для разрешения международного конфликта;

б. защищает жертв вооружённых конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

в. защищает граждан государства, подвергшегося нападению.

2. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин:

а. репатрианты;                б. беженцы;                        в. комбатанты.

3. Какие из следующих приказов соответствуют положениям МГП:

а. использовать миномётный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома;

б. вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона;

в. уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен.

4. Основные положения МГП содержаться:

а. в Женевских конвенциях;                                б. в Конституции РФ;        

в. во Всеобщей декларации прав человека.

5.Укажите ряд, в котором перечислены лица, чья деятельность осуществляется исключительно в медицинских целях:

а. врач, кинолог, учитель, шахтёр;

б. фельдшер, спасатель, кинолог, пожарный;

в. водолаз, экономист, агроном, донор.

6. Отличительным знаком чего является группа из трёх ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси:

а. культурных ценностей;                б. гражданской обороны;                в. плотин, дамб, АЭС.

7. Что из перечисленного относится к международным правилам поведения в бою:

а. разрушай все для достижения полной победы;

б. щади гражданское население и его имущество;

в. нападай на любые объекты;

г. веди боевые действия против комбатантов.

8. Кого защищает МГП:

а. пожилых людей и женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях:

б. военнопленных;

в. раненых и больных;

г. комбатантов противоборствующих сторон.

9. Что запрещает МГП использовать в целях обмана воюющими сторонами:

а. отличительные эмблемы МГП;

б. военную форму вооружённых сил нейтральных государств.

в. военные хитрости;

г. вероломство.

10. Что из перечисленного квалифицируется, как военное преступление:

а. взятие заложников;                б. взятие пленных;                в. уничтожение противника в бою.

2 Задание:

 Контрольно - понятийный ряд.

Проанализируй предложенные термины и понятия и выбери только те (подчеркните), которые имеют непосредственное отношение к международному гуманитарному праву.

1.Право   2. Правомерная военная цель   3. Завещание   4. Гарантийный срок  

5. Основные принципы международного гуманитарного права    6. Аренда  

 7. Вооруженный конфликт             8. Налоговая система    9. Комбатанты    

10. Приватизация жилья    11. Гражданские лица                 12. Военные объекты    13. Правила страхования    14. Обязательное страхование    15. Серьёзные нарушения международного гуманитарного права     16. Сделка      17. Уважение чести и достоинства    18. Гуманное отношение    19. Религиозные убеждения гражданского населения     20. Нападение

3 Задание:

Напишите обращение  грузинскому солдату или грузинскому президенту.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международное Гуманитарное право

материал по МГП содержит схемы, таблицы, дополнительную информацию...

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право...

Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»

     Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...

Тест по международному гуманитарному праву.

Тест предназначен для учащихся профильных классов, изучающих предмет "Право"....

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"

Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...