Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Кравченко А.И.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Кузнецова Оксана Леонидовна

Рабочая программа курса «Обществознание» для 7 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2011), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2011. Авторы: А. И. Кравченко, И. С. Хромова), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе обязательного минимума содержания образования (БУП 1998 год). Рабочая программа по обществознанию опирается на УМК А. И. Кравченко (Обществознание: 7 кл. М.: Русское слово, 2010) и рассчитаны в соответствии с учебным планом ОУ в 7 классе на 34 учебных часа в год или 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obshchestvo_7_klass.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СМР «Коробицынская ООШ»

 

Утверждено. Директор                                        Семенова О. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА 

Кузнецовой Оксаны Леонидовны

II квалификационная категория

по учебному курсу  «Обществознание»

7 класс

Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № __1__от «_29_»____08_____2014 г.

Коробицыно

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Обществознание» для 7 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2011), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2011. Авторы: А. И. Кравченко, И. С. Хромова), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе обязательного минимума содержания образования (БУП 1998 год). Рабочая программа по обществознанию опирается на УМК А. И. Кравченко (Обществознание: 7 кл. М.: Русское слово, 2010) и рассчитаны в соответствии с учебным планом ОУ в 7 классе на 34 учебных часа в год или 1 час в неделю.

          

Актуальность состоит в том, что данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 7 класса автора А.И.Кравченко в соответствие с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом особенностей образовательного процесса в БОУ СМР «Коробицынская ООШ».

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

        Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.

        В БОУ СМР «Коробицынская ООШ» изучение курса обществознания начинается с 6 класса, значит программа 7 класса соответствует второму году обучения.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII, IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (1 час резерва).

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении задачами для учебного предмета «Обществознание. 7 класс» на этапе основного общего образования являются:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование причинно- следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

          Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

          Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Курс  «Обществознания» для 7 класса излагает материал от общего к частному.

Курс способствует общеинтеллектуальному развитию обучающегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающихся.

          Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: урок- практикум, урок- лабораторная работа, интегрированное занятие, урок- ролевая игра, урок- встреча, урок- путешествие, повторительно- обобщающий урок.

  При изучении курса проводится 3 вида контроля:

- текущий- контроль в процессе изучения темы;

- рубежный- контроль в конце каждой четверти;

- итоговый- контроль в конце учебного года.

Не менее 20% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся,

позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни с опорой на экономические, правовые, социально- политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.

Распределение учебного материала:

Наименование раздела

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ

1

Раздел 1. Личность подростка.

10

Раздел 2. Подросток в социальной среде.

7

Раздел 3. Подросток и закон.

6

Раздел 4. Образ жизни подростка.

7

Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

2

Итоговый урок

1

Итого

34

Рабочая программа  ориентирована  на использование  учебно - методического комплекса:

1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 7 класса  общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е.А Певцова .- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2010.

2.  Хромова И.С.Обществознание.7 класс: тесты по обществознанию к учебнику  А.И. Кравченко, Е.А Певцовой «Обществознание» / И.С.Хромова.- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2012.

3. Козленко С.И.. Обществознание: программа курса  для 6-7   общеобразоват. учреждений/ С.И.Козленко, И.В.Козленко.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2011.

4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 2013 год

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ПО  ПРЕДМЕТУ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» - 34 часа.

К учебнику «Обществознание» 7 класс под редакцией  А.И. Кравченко.

 ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

№ П/П

Наименование раздела, темы, урока.

Часы

учебного

времени

Плановые сроки прохождения материала

Примечание

план

Факт

       1

Введение. Подростковый возраст.

        1

Раздел 1.  Личность подростка (9 часов+1)

Переходный возраст.

1

Задачи и трудности подросткового возраста.

1

Быть взрослым.

1

Физические изменения у подростков.

1

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

1

Самооценка личности.

1

Выдающаяся личность.

1

Лидер и его качества.

1

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Личность подростка»

1

Раздел 2 . Подросток в социальной среде (6 часов +1).

Социальная среда подростка.

1

Подросток в группе.

1

Межличностные отношения.

1

«Мы» и «Они».

1

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

Социальный портрет молодежи.

1

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Подросток в социальной среде»

1

Раздел 3. Подросток и закон (5 часов +1)

Юридические границы подросткового возраста.

1

Подросток как гражданин.

1

Подросток и его права.

2

Подросток и его права.

Опасный путь преступной жизни.

1

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Подросток и закон»

1

Раздел 4 . Образ жизни подростков (6 часов + 1).

Подросток в обществе риска.

1

Проблема одиночества.

1

Подростковая культура.

1

Образ жизни.

1

Досуг и отдых.

1

Развитие спорта.

1

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Образ жизни подростков».

1

Раздел 5 . Подросток и его жилая среда (2 часа +1).

Город и село.

1

Мой дом, моё жилище.

1

33.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО КУРСУ

1

ИТОГО

34


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Изучаемые вопросы

Творческие и практические задания

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Введение.

Раздел 1. Личность подростка.

1 час

10 часов

Личность подростка, его физическое, психологическое и гражданское становление.

Переходный возраст.

Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Быть взрослым.

 Психологический портрет личности.

 Самооценка подростка.

 Выдающаяся личность. Как стать лидером.

1. Определять границы подросткового возраста

2. Давать общую характеристику подросткового возраста

3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте

4. Сравнивать различные уровни проявления способностей

5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности

6. Характеризовать общение

7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.

2

Раздел 2. Подросток в социальной среде.

7 часов

Социальная среда подростка. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы.

Юношеский пессимизм.

Подросток в группе.

Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.

Межличностные отношения.

 «Мы» и «они».

 Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».

Мир знакомых и незнакомых людей.

 «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Социальный портрет молодежи.

1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,

 2. Называть основные нормы морали.

3. Приводить примеры морального выбора

4. Характеризовать подростка как гражданина

5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних

 

3

Раздел 3. Подросток и закон.

6 часов

Юридические границы подросткового возраста.

 Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка.

«Конвенция ООН О правах ребенка».

Подросток как гражданин.

История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.

  Опасный путь преступной жизни.

Подросток в обществе риска.

 Современное общество как источник опасности. Источники риска.

  1. Объяснять смысл понятий: юридические отношения, право, малолетние, несовершеннолетние и т.д.
  2. Приводить примеры прав подростка.

4

Раздел 4. Образ жизни подростка.

7 часов

Подростковая культура, ее особенности.

Место подростковой культуры в обществе.

Образ жизни.

Досуг и отдых.

 Развитие спорта.

Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

 Речевое поведение.

1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.

2. Оценивать виды межличностных отношений

5

Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

2 часа

Возникновение городов.

Город и урбанизация

 Город и село – две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.

Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

1. Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.

2. Называть плюсы и минусы городской жизни

 3. Сравнивать город и село

6

ИТОГОВЫЙ УРОК

1 час

 

 Требования к уровню усвоения предмета:

          В результате изучения обществознания обучающийся должен:

Знать/ понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Календарно-тематическое планирование 7 класс

Самостоятельная работа (д\з)

Для всех учащихся: § 1.Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень: практикум, в. 1, 2

Для всех учащихся: § 1. Творческий уровень: объяснить смысл фразы «Подростковый период – испытание, данное каждому человеку»

Для всех учащихся: § 2. Репродуктивный уровень: в. 1–3. Конструктивный уровень: практикум, в. 2

Для всех учащихся: § 3. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 1

 Для всех учащихся: § 4. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2. Творческий уровень: составить правила, которые помогут подросткам  улучшить внешность.

Для всех учащихся: § 5–6. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 5 (§ 5) 1, 2  (§ 6). Творческий уровень: мини-сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…»

Для всех учащихся: § 7. Репродуктивный уровень: в. 1–4. Конструктивный уровень: практикум

Для всех учащихся: § 8.  Репродуктивный уровень:  в. 1–4. Конструктивный уровень: тест на с. 62–63

Для всех учащихся: § 9, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 4. Конструктивный уровень: практикум, в. 1. Творческий уровень: небольшое сообщение  об известных лидерах

Для всех учащихся: § 10. Репродуктивный уровень:  в. 1–2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2, 3. Творческий уровень: как вы понимаете пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»?

Для всех учащихся: § 11. Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень:  в. 4. Опережающее задание: придумать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.

Для всех учащихся: § 12. Репродуктивный уровень:  в. 1, 3, 4. Конструктивный уровень:  в. 5

Для всех учащихся: § 13. Репродуктивный уровень:  в. 1, 3. Конструктивный уровень: практикум, в. 2. Творческий уровень: продолжить фразу «Свои отличаются от чужих…»

Для всех учащихся: § 14. Репродуктивный уровень: в. 1–3. Творческий уровень: практикум, в. 1, 2.

Для всех учащихся: § 15, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень:  в. 1–3, 5. Конструктивный уровень:  в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 2

Для всех учащихся: § 16. Репродуктивный уровень: в. 1–3, 5. Творческий уровень: мини-сочинение «Как подросток может пользоваться своими правами»

Для всех учащихся: § 17. Репродуктивный уровень:  в. 1–4. Творческий уровень: сообщение на тему «Гражданин – Отечества достойный сын»

Для всех учащихся: § 18. Репродуктивный уровень: в. 1, 2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2

Для всех учащихся: § 19, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1–4. Конструктивный уровень: практикум

Конструктивный уровень: таблица «Подросток имеет право…»

Для всех учащихся: § 20.Репродуктивный уровень:  в. 1, 2. Конструктивный уровень:  в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 2

Для всех учащихся: § 21. Репродуктивный уровень:  в. 1–2.  Творческий уровень: продолжить фразу «Подросток чувствует себя одиноким, когда…».

Опережающее задание: сообщения на тему «Подростковые субкультуры»

Для всех учащихся: § 22. Репродуктивный уровень:  в. 1–4. Конструктивный уровень: практикум, в. 1. Творческий уровень: провести опрос среди одноклассников на тему «Нравится ли вам современная музыка?»

Для всех учащихся: § 23. Репродуктивный уровень: в. 1–2.Конструктивный уровень: в. 3. Творческий уровень: практикум, в. 2

Для всех учащихся: § 24–25, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4 (§ 24). Творческий уровень: сообщение о выдающихся спортсменах нашей страны.

Творческий уровень: сообщение по теме «Моя любимая книга». Опережающее задание: работа над проектом «Город будущего»

Для всех учащихся: § 26–27. Репродуктивный уровень: в. 1, 5. Творческий уровень: сообщение на тему «Их именами названы улицы»

Для всех учащихся: § 28–29, подготовка  к итоговой контрольной работе. Репродуктивный уровень: в. 1, 5, 6, 7. Конструктивный уровень: схема «К какой территории относятся…» (по в. 2). Творческий уровень: составить маршрут «Мои любимые места в районе»

№ п/п

Дата        

Тема и тип урока

Кол-во часов

Основные требования к уровню подготовки уч-ся (включая базовые компетенции)

ОУУН

Информационное  методическое обеспечение педагогической системы  урочной и внеурочной  деятельности

Практическая часть

1

Водный урок. Подростковый возраст.

2

Переходный возраст. Комбинированный урок

1

Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинэйджер», особенности подросткового периода;

иметь представление 

о системе ценностей подростка, знать пути и возможности самоутверждения

Определение возраста, понятия: «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода

3

Место
подростка
в обществе. Комбинированный урок

1

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Познание мира и самого себя. Пути познания

4

Задачи и
трудности подросткового возраста. Комбинированный урок

1

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

уметь характеризовать другие возрасты человека 

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Принятие мужской или женской роли. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода

5

Быть взрослым. Комбинированный урок

1

Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

уметь характеризовать особенности воспитания подростков

Взросление. Сложности вхождения

в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм

и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков

6

Физические изменения

у подростков Комбинированный урок

1

Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период;

знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие

на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку.  Комплекс неполноценности, пути его преодоления  комплекса неполноценности.

7

Психологический портрет личности Комбинированный урок

1

Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция;

знать основные характеристики личности;

уметь характеризовать типы темперамента

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства

и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков Факторы формирования личности

8

Самооценка подростка Комбинированный урок

1

Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; 

знать, как влияет семья на самооценку подростка

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.  Самопознание

9

Выдающаяся личность. Комбинированный урок

1

Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности

10

Лидер и его качества Комбинированный урок

1

Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;

знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка»

1

Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины

Повторение пройденного материала

Тест

Синквейн «Личность»

12

Социальная среда подростка Комбинированный урок

1

Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство;

знать факторы, влияющие на социальную среду подростков

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

 Социализация индивида

13

Подросток

в группе Комбинированный урок

1

Знать определение группы, уметь классифицировать группы,

уметь соотносить самооценку и влияние группы

Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм

14

Межличностные отношения Ролевая игра

1

Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде

Ролевая игра «Ситуация»

15

«Мы» и Они» Комбинированный урок.

1

Знать понятия: «Я», «Мы», «Они»

Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие

«Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство. Свои и чужие

16

Мир знакомых и незнакомых людей Комбинированный урок

1

Знать понятие «моральный выбор»,

 уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми

Знакомые и незнакомые, различия

в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность Моральный выбор

17

Социальный портрет
молодежи. Комбинированный урок

1

Знать определение большой группы,

уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе,

знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. «Ненормальное», или аномальное поведение. Различия между «своими» и «чужими». Девиантное поведение.

Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде»

1

Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины

Тест

Творческий уровень: эссе «Ценности современной молодежи»

19

Юридические границы подросткового возраста Комбинированный урок

1

Знать понятие «юридические отношения»,

знать права и обязанности детей и подростков

Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав

Работа

с документом

20

Подросток как гражданин Комбинированный урок

1

Знать определение гражданства, пути его получения,

знать основные гражданские права и свободы

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности

21\22

Подросток

и его права. Комбинированный урок

2

Знать определение «права человека»,

 знать основные положения «Конвенции о правах ребенка»

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами.

 Конвенция о правах ребенка

Работа

с документом

23

Опасный путь преступной жизни. Комбинированный урок

1

Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте,

знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон»

1

Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины

Тест

25

Подросток

в обществе риска Комбинированный урок

1

Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии

26

Проблема
одиночества Комбинированный урок

1

Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность, 

знать причины депрессии и пути выхода из нее

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество

в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии

27

Подростковая культура Комбинированный урок

1

Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков,

знать определение подростковой культуры,

уметь характеризовать ее особенности

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков.

Хвастовство.

Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения

Синквейн «Подростковая культура»

28

Образ жизни Комбинированный урок

1

Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты

29\30

Досуг, отдых.

Развитие спорта. Комбинированный урок

1

Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга

Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Различные виды досуга. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт

в ХХ в: профессиональный и любительский спорт. Молодежь и спорт. Современные молодежные виды спорта. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия

31.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка»

1

Знать материал раздела «Образ жизни подростка», основные понятия и термины

Тест

32

Город и село Комбинированный урок

1

Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды;

уметь характеризовать роль городов в развитии общества, особенности сельской среды

Город и село – две основные среды обитания человека.

Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды.

Труд и отдых в городе и в селе

Проект «Город будущего»

33

Мой дом,
мое жилище Комбинированный урок

1

Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение;

 знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище;

уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья

Понятие «социальное пространство». Общественная территория, поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Дом в первобытном обществе. Дом в античности. Дом в Средневековье. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья

34

Итоговое повторение

1

Знать материал пройденных тем

К/р


Контроль уровня обученности

    Контроль за качеством усвоения учебного материала- важный элемент любого образовательного процесса. Критическое отношение к традиционной системе оценивания привело в настоящее время к поиску новых подходов в оценке достижений учащихся. Модель обученности человека представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, её запоминания, понимания, умения использовать при решении определённых заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию.

  Таким образом, следует обратить внимание на то, что самостоятельность в познавательной деятельности должна способствовать развитию интеллекта школьника, выработке им на основе имеющихся знаний своих собственных мыслей, пониманий, решений.

  Многие общепедагогические и методические принципы оказываются весьма приемлемыми для обучения обществознанию школьников. В последние годы активизировались интерактивные формы организации занятий по обществознанию. В этой связи стало очевидным, что деятельность учащихся трудно оценить обычными методами. В процессе контроля знаний, умений и навыков следует обращать внимание на следующие критерии:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность, последовательность изложения, его конкретность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение факторов и формирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п.. правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

  Интересной и эффективной может стать следующая модель оценивания деятельности учащихся: лист индивидуальных достижений учащихся.

  В данный лист ребёнок вносит результаты контрольных работ, тестов, самостоятельных работ. Обучающийся оценивает свой прогресс, сравнивает себя с самим собой прежним. Результаты могу быть оформлены в виде таблицы или графика.

Таблица.

Дата

Вид работы

Оценка

Примечания

(кол-во ошибок и др.)

  Рабочая программа предусматривает использование творческих заданий:

  • Образные задания (проверка умений обучающихся на основе обществоведческих источников воссоздать образ мысли, переживания, настроения людей, различные мнения и взгляды на общественную ситуацию).

  Критерии оценки: правильное выделение актуальных проблем периода, понимание их сути, умение определить социальную и политическую позицию «автора» и исторически достоверно воссоздать его отношение к проблемам.

  • Эссе (письменная работа, содержащая самостоятельные размышления и суждения).

  Критерии оценки: понимание сути темы, логичность и самостоятельность рассуждений, умение аргументировать суждение фактами, правильное использование понятийного аппарата, оригинальность идей.

  • Проверка умений участвовать в дискуссии.

  Критерии оценки: отсутствие обществоведческих ошибок и противоречий в рассуждениях, убедительность аргументов, умелое использование различных источников, сформированность полимических умений (задавать вопросы, находить контрдоводы и т. д.).


Контрольная работа № 1 по теме: «Личность подростка»

  1. В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст
  1. от 10 до 15 лет
  2. от 12 до 16 лет
  3. от 14 до 18 лет
  4. от 10 до 18 лет

  1. Противоположное слово к слову «эгоизм»
  1. самолюбование
  2. альтруизм
  3. атеизм
  4. дружелюбие

  1. Выбери из  списка характерные черты подростка. Выпиши цифры в порядке возрастания.
  1. стремление поскорее занять своё место в сообществе взрослых
  2. внимание легко переключается с одного объекта на другой
  3. экономическая независимость
  4. полная дееспособность
  5. противоречивость в поступках

     4. Самооценка - это

      1)  оценка человеком самого себя

      2)  оценка поступков окружающих со своей точки зрения

      3) устойчивое ощущение своей ущербности

      4) внешняя привлекательность

      5 . Комплекс неполноценности - это

      1)  оценка человеком самого себя

      2)  оценка поступков окружающих со своей точки зрения

      3) устойчивое ощущение своей ущербности

      4) внешняя привлекательность

     6. Движение, развитие, внутренняя энергия – это

     

1) альтруизм

     2) эгоизм

     3) динамизм

     4) акселерация

     7. Расположи в правильной последовательности и запиши ответ цифрами:

     

1) младенчество

     2) юность

     3) старость

     4) зрелость

     5) отрочество

     8. Убери «лишнее» слово

     1) мужчина

     2) старик

     3) тинейджер

     4) взрослый

9. К какому типу ты относишь свой темперамент? Почему? Напиши основные черты этого темперамента.

10. Что такое характер? Перечисли положительные и отрицательные черты характера.

11. Кого называют лидером? Какие качества должны быть у лидера?

Контрольная работа № 2 по теме «Подросток в социальной сред». Вариант 1

1.Средства массовой информации являются:

а) ближайшей социальной средой подростка;

б) дальней социальной средой подростка;

в) не входят в социальную среду подростка.

 

2.Известные мыслители древности Сократ и Гесиод:

а) видели в молодежи опору и надежду общества;

б) считали молодежь наиболее послушной частью общества;

в) критиковали молодежь за плохое воспитание

3. Баскетбольный кружок является:

а) малой социальной группой;

б), большой социальной группой;

 в) политической группой.

4. Понятие «конформизм» означает:

а) отстаивание своей собственной точки зрения;

б) изменение своего мнения или поведения под влиянием другого человека или группы;

в) противопоставление своего мнения или поведения группе.

5.Обязательным условием существования любой малой группы является:

а) принадлежность к одному поколению;

б) одинаковый тип темперамента;

в)взаимопонимание.

6. Какое понятие исторически появилось раньше других?

а) «Они»; б) «я»; в) «мы».

7. Примером толерантного поведения является:

а) конфликт на национальной почве;

б) переход из одной религии в другую;

в) совместная мирная поездка на футбольный матч фанатов разных клубов

8. Доверительные   личные   отношения   складываются между:

а) незнакомыми людьми;

б) малознакомыми людьми;

в) близкими знакомыми.

9. Полной дееспособностью не обладают представители:

а) младшей группы молодежи;

б) средней группы молодежи;

в) старшей группы молодежи

 10. Изменения, происходящие в современном российском обществе:

а) не влияют на взгляды молодежи и ее характерные черты;

б)влияют на взгляды и характерные черты молодежи;

в) cспособствуют росту инфантилизма среди молодежи.

 

Контрольная работа № 2 по теме «Подросток в социальной сред». Вариант 2.

1.Определите пример косвенного влияния на подростка:

а) родители из-за плохих оценок не отпустили подростка на дачу с друзьями;

б) другу подростка за хорошее окончание учебного года купили новый компьютер;

в) после победы подростка в велогонке друзья стали от носиться к нему более уважительно.

2.Количество социальных групп на Земле:

а) меньше численности живущих людей;

б) превышает численность живущих людей;

в) совпадает с численностью населения Земли.

3.В составе социальной группы у человека:
а) формируются определенные ценности;

б) вырабатываются правила и нормы поведения;

в) формируется речь; г) верно все перечисленное.

4.Межличностные отношения характерны для:

а) большой социальной группы; б) малой социальной группы; в) национальной группы.

5. Определите, в каких ситуациях можно говорить о межличностных отношениях:

а) одноклассники отмечают день рождения товарища по классу;

б) зрители на стадионе болеют за футбольную команду;

в)  люди в метро ждут прибытия поезда.

6. Какое понятие исторически появилось позднее других? 

а)«Они»;  б) «я»; в) «мы».

7. Толерантность предполагает:

а) терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнениям, вере;

б) навязывание  своего образа жизни и идей;

в) нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, вере;

г)  подчинение чужому образу жизни.

8. Исключительно деловые или формальные отношения характеризуют (определите неверную категорию):  а) близких знакомых;

б) малознакомых; в)  незнакомых.

9. Молодежный возраст имеет границы:

а) с 10 до 19 лет; б) с 7 до 25 лет; в) с 14 до 30 лет.

10. Определите инфантильное поведение:

а)  молодой человек подрабатывает на почте в свободное от учебы время;

б) молодой человек отказывается от выбора профессии, предоставив принять решение родителям;

в)  юноша берет на себя заботу о больной матери;

г) молодой человек занимается  предпринимательской деятельностью;

д) девушка после окончания школы не желает ни работать, ни учиться.

Контрольная работа № 3 по теме « Подросток и закон»

1. Под большой социальной группой понимают:
А) группы людей одного возраста
Б) группы людей одного пола
В) группы людей одной национальности
Г) всё вышеперечисленное

2. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:
А) 15-25 лет
Б) 16-30 лет
В) 14-30 лет
Г) 18-30 лет

3. Перечислите четыре проблемы молодёжи в современном обществе.

4. А) Малолетними называют детей от ____ до _____ лет
Б) Несовершеннолетние - это лица в возрасте от ____ до ____ лет

5. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности – это:
А) правоспособность  Б) дееспособность  В) законность   Г) деликтоспособность

6. Уголовная ответственность в РФ наступает:
А) с 16 лет         Б) с 18 лет            В) с 15 лет            Г) с 13 лет

7. Система обязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены государством, охраняются им,   это:
А) указ Б) постановление    В) право Г) закон

8. Принадлежность лица к данному государству называется:
А) подданством             Б) почётом     В) национальностью       Г) гражданством

9. Соотнесите понятия и определения:
А) Собрание   1) Публичное шествие людей с плакатами,
транспарантами.
Б) Митинг     2) Это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.
В) Демонстрация    3)массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

10. Соотнесите права с их конкретным содержанием:
А) гражданские (личные) права 1) право избирать и быть избранными;
2) право на участие в управлении делами государства;
Б) политические права 3) право на неприкосновенность жилища;
4) право на свободу передвижения и выбор места
жительст¬ва
5) право на свободу и личную неприкосновенность;
6) право на объединение для защиты своих интересов


11. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:
А) 14 лет       1) обращаться в суд
Б) 16 лет       2) заниматься предпринимательской деятельностью
                      3) получить паспорт      4) административная ответственность
                     5) участвовать в общественных организациях

12. Назовите обязанности граждан РФ.

Контрольная работа № 4   по теме «Подросток и закон»  1  вариант

1. Источники риска в жизни современных подростков:                                

        а) городские дороги                б) шум         в) спорт                                                                                                                 

2. Верны ли суждения?                                                                                

А. Одиночество – это иногда встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения                        

Б.  Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности.        

а) верно только А                б) верно только Б        в) верно и А и Б         г) оба суждения неверны                                                                                                                                

3. К формальным подростковым обществам относят:                                                

а) подростков, живущих на одной улице и общающихся вместе                                

б) группу учащихся одного класса                                                                        

в) группу учащихся одной школы                                                                                                                                                                                

4. «На работу житель этого района ездит на метро. Живет он в многоэтажном доме. В квартире есть холодильник и телевизор, изношенные, но работающие. Есть своя старая машина. В пище нет недостатка». Об образе жизни какой группы  американцев идет речь в данном отрывке?                                                                                                                                                

5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия.                                

а) Это учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка и организация доступа к ней читателей.                         

б) Часть внерабочего времени, которое включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, воспитание детей, отдых.                                                                                                                                                                

6. Составьте два предложения, используя понятие «подростковая культура».                                                                                                                                        

Контрольная работа № 4   по теме «Подросток и закон»  2  вариант

1. Источники риска в жизни современных подростков:        

а) шум                        б) влияние телевидения        в) школа                                                                                                                                                                                

2. Верны ли суждения?                                                                                

А. Одиночество впервые появляется в юности.                                                            

Б.  Одиночество – сложное явление, по одинаковому воспринимаемое разными людьми.                        

а) верно только А        б) верно только Б        в) верно и А и Б        г) оба суждения неверны                                                                                                                                        

3. Неформальная группа подростков:                                                                

а) подростки, живущие на одной улице и общающиеся между собой                        

б) группу учащихся одного класса                в) группу учащихся одной школы                                                                                                                                                

4. «Они предпочитают питаться в ресторанах. Недоеденные блюда, как правило, забирают собой.. Живут они в пригороде, в двухэтажном доме, на верхнем этаже которого 3-4 спальни, на нижнем – гостиная, столовая и кухня. В доме гараж на две машины». Об образе жизни какой группы  американцев идет речь в данном отрывке?                                                                                                                        

5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия                                

а) Это та часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению        

б) Это научные, исследовательские и просветительские учреждения, которые создают, хранят, изучают памятники материальной и духовной культуры                                

6. Составьте два предложения, используя понятие «молодежная культура».                                                                                                                                                                                                                                                                                        Итоговая контрольная работа  № 5 за курс обществознания, 7 класс.

Общее число заданий в работе - 20. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы - 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания - по 2 балла.

Часть 1 (А) №1. Совесть - это: 

  • способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
  • ценности и идеалы, усвоенные индивидом
  • “Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем
  • совокупность общечеловеческих ценностей

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип: 

  • разумного эгоизма
  • живи сам - давай жить другим
  • поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой
  • поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

№ 3. Личность - это 

  • неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств
  • индивидуальные черты человека
  • цвет нации
  • набор способностей

№ 4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте: 

  • до 16 лет
  • до 18 лет
  • до 14 лет
  • до 20 лет

№ 5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

  • 7 лет
  • 16 лет
  • 18 лет
  • с рождения

№ 6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

  • 14 лет
  • 18 лет
  • 16 лет
  • 20 лет

№ 7. Парламент в России называется: 

  • Федеральное Собрание
  • Сейм
  • Государственная Дума
  • Конституционный суд

№ 8. Основной закон государства - это: 

  • Конституция,
  • Уголовный кодекс,
  • Семейный кодекс,
  • Конвенция о правах ребенка

№ 9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод. 

  • Это противоправное действие
  • Это виновное действие.
  • Это общественно опасное действие.
  • Это малозначительный проступок

№10. Презумпция невиновности означает, что 

  • вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;
  • преступником не рождаются, а становятся;
  • преступление совершено нечаянно;
  • преступление совершено по небрежности.

№11. “Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления”.

1) группового;

2) рецидивного;

3) случайного;

4) самостоятельного.

№12. Садизм - это:

  • стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;
  • помощь бедным;
  • стремление принести пользу окружающим;
  • причинение боли самому себе.

№13. Вандализм - это: 

  • умение приспосабливаться;
  • это моральное поведение;
  • бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;
  • вид танца у древних племен вандалов.

№14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности: 

  • монархия
  • физика
  • семья
  • библиотека
  • церковь
  • поликлиника

Часть 2 (В)

В 1. По действующим лицам определите название процесса:

Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

  • нет - это не преступление;
  • совершил, но в состоянии необходимой обороны;
  • не совершил, так как это была необходимая оборона;

В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление. 

  • преступник;
  • подследственный;
  • обвиняемый;
  • задержанный;
  • подсудимый;
  • подозреваемый.

В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

а) малодушие,

б) зависть,

в) мужество,

г) любопытство,

д) жизнерадостность,

е) стыдливость,

ж) трусость,

з) ум.

В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

  • кража;
  • вандализм;
  • грабеж;
  • мошенничество.

В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

общество,

А) биологический вид

индивид,

Б) отдельно взятый человек человек.

В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных школ.- М.: Русское слово, 2009.

Для учителя:

1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных школ.- М.: Русское слово, 2009.

2. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель,2007.

Дополнительная:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл. М.: Вита-пресс,2000
  2. Алексеева А., Стреляный А. Азубка для несовершеннолетних. – М., 1985.
  3. Алексеева А. Азбука нравственности.- М.,1976
  4. Алексеев В.П. Становление человечества.-М.,1984.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1994.
  6. Андреев М.Л. происхождение человека и общества.-М.,1988.
  7. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –М.,1989.
  8. Балакина Т.И. История русской культуры: Эксперимент. Учеб. Пособие для учащихся ст. классов. М.: аз, 1999.
  9. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Труды. М.: Моск. Психол.-социал. Ин-т; Флинта,1999.
  10. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Учеб.-метод. Справочник для студентов вузов, обучающихся по неэконом. Специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика,1997.
  11. Вебер М. Наука как призвание и профессия: Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991.
  12. Волкова Е.В. Этика: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.: Русское слово,2001.
  13. Волченко Л.Б. На работе, в гостях и дома.- М.,1985.
  14. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество.- М.,1997.
  15. Гинзбург М.Р. Путь к себе.- М.,1991.
  16. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: краткий словарь.- М.,1990.
  17. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся. 10-11 кл. средней (полной) школы к факультативному курсу по обществоведению. 3-е изд., перераб. И доп. М.,2000.
  18. Девятайкина Н.И. история средних веков: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Школы. М.: ЦГО, 2000.
  19. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.
  20. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. начала экономики: Раб. тетрадь. 5-6 классы. М.: Вита-пресс,2001.
  21. история политических и правовых учений: Учебник. Под ред. О.Э. Лейбста. М.: Юрид. Литература,1986.
  22. Казакова А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. Пособ. 2-е изд. М.: Гном-пресс: Новая школа,1998.
  23. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник. М.,2002.
  24. Кистяковский Б.А. Общество и индивид. Социологические исследования. 1996 №2.
  25. Кон И.С. Словарь по этике.- М.,1983.
  26. Коробочкин И.П. Музыканты шутят. – М.,1990.
  27. Кравченко А.И. Социология: Учеб пособие для студентов высш. пед. Учеб заведений. М., 2002.
  28. Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознанание: Вопросы теории и методики. Метод. Пособ. Для учителя с дидак. Материалами. М.:школа-пресс,2000.
  29. лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.
  30. Липсиц И.В. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобр. Учр. М.:Вита-пресс, 2002.
  31. Липсиц И. В. Экономика без тайн. –М., 1993.
  32. Лихачёв Д.С. Прошлое-будущему: статьи и очерки.-Л.,1985.
  33. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд.Томск. ун-та,1998.
  34. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: Сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М.:МГЗПИ, 1997.
  35. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. Труды по Социологии. СПб.: Алетейя,1998.
  36. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. –М.,1991.
  37. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ.-М.,1995.
  38. Никитин А.Ф. Право и политика: учеб пособ.-М.,1997.
  39. Никитин А.Ф. основы обществознания: Учебник для 8 класса. М.:Дрофа,2002.
  40. Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по этике.-М.,1983.
  41. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.,1984.
  42. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.,1987.
  43. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учеб.пособ. для 9 кл. М.,2001.
  44. Соколов Я.В. Граждановедение.-М.,1994.
  45. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.- М.,1992.
  46. Урсул А.Д. Государство и стратегии устойчивого развития. М.: РАГС,2000.
  47. Фридман Л.М., Кулашна И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.,1991.
  48. Фролова И.Т. Философский словарь.- М.,1980.
  49. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993-1998.
  50. Ягодинский В.Н. Наш этикет.-М.,1988.
  51. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.- М.,1985.
  52. Яковец Ю.В. История Цивилизаций. М.: Вла-Дар, 1995.

Основные документы:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека,1948.

2. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка, 1989.

3. Европейская конвенция о защите прав детей, 1996.

4. Декларация прав ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959.

5. Конституция РФ, 1993.

6. Семейный кодекс РФ, 1996.

7. Федеральный закон «Об образовании»,2007.

8. Трудовой кодекс РФ, 2007

9. Президентская программа «Дети России». Указ Президента РФ от 18.08.1994. №1696.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...