Рабочая программа по обществознанию .7кл.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

 

Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы  и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Обществознание». 7 класс.

        Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы  и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

         Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента.

Структура программы.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно- тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по обществознанию ; план прохождения программного материала, учебно-методическое обеспечение и лист корректировки программы.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Цели и задачи курса

Основными целями обучения обществознанию являются:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе.

Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

Специфическая характеристика курса и содержание

Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определённых жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

В 7 классе в основе содержания курса - раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

психологический портрет личности;

самооценку подростка;

образ жизни подростка;

взаимоотношение подростка с законом;

социальную и жилую среду подростка.

В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

-обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

-формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

-        обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Для подготовки к жизни в быстроменяющемся социуме необходимо формировать у обучающихся  ключевые компетенции, которые проявляются в способности решать жизненные задачи на основе использования информации, коммуникации.

Учебно-познавательные:

• понимание и интерпретация текстов  научного, делового характера;

• выделение основного смысла текста, события, явления, соотношение со своим опытом и ценностями, то есть формирование своего  личностного смысла;

• умение получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;

Социальные:

 • построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, рефлексия;

• умение создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться нормами, созданным другими людьми, обществом и государством;

• умение действовать по алгоритму, самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

• проведение самооценки собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.

Коммуникативные:

 • умение строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

• владение языком как средством коммуникации;

• ориентирование в пространстве, понимание языка схем, планов;

• ориентирование во времени;

• сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;

• умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

В процессе реализации программы используются следующие технологии:

1.Личностно - ориентированного обучения;

2.Проблемного обучения;

3.Игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение  фронтальной, самостоятельной работы).

Проблемное обучение (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач, анализ);

Игровая (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление с результатами урока;  составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);

Формы контроля:

1.Устный опрос.

2.Решение познавательных творческих задач.

3.Письменная работа с развёрнутым ответом (эссе).

4.Тесты

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по обществознанию.

В результате изучения обществознания ученик 7 класса должен

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; основные социальные роли;

-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

-решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);

-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу «Обществознание»  7 класс, 35 часов.

№/п

Наименование разделов,  тем

Дата

Основное содержание

ЦОР

план

факт

1.

Введение

Личность подростка. Основные понятия  по теме курса. Периоды жизни человека.

Раздел  1.    Личность подростка. 11 ч.

2.

Переходный возраст.

Определение возраста. Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека.

Презентация  учителя.

3.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Достижения эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

4.

Задачи и трудности подросткового возраста.

 Проблемы подросткового  возраста. Пути преодоления трудностей подросткового возраста.

5.

Быть взрослым.

Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Особенности воспитания подростков.

6.

Физические изменения  подростков.

Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления

ЕК ЦОР

7.

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Основные характеристики личности. Темперамент. Типы темперамента и их основные характеристики. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность.

Презентация  учителя

8.

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и  чувства.

Интеллект. Чувства и эмоции. Управление эмоциями. Стресс, причины его возникновения у подростков.

9.

Самооценка подростка.

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

ЕК ЦОР

10.

Выдающаяся личность.

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности.

ЕК ЦОР

11.

Лидер и его качества  

Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

Презентация  учителя

12.

Повторительно – обобщающий урок  по теме «Личность подростка»

Повторить и закрепить основные понятия и теоретический  материал по теме  «Личность подростка».Обсуждение проблемных вопросов.

Раздел  2.  Подросток в социальной среде. 6 ч.

13.

Социальная среда подростка.

Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы.

ЕК ЦОР

14.

Подросток в группе.

Человек в  группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Соотношение самооценки и влияния группы.

15.

Межличностные отношения.

Отношения в малой группе. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

ЕК ЦОР

16.

«Мы» и «они».

Непосредственное окружение. Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». «Свои» и «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение.

ЕК ЦОР

17.

Мир знакомых и незнакомых людей.

Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. Родственная солидарность.

18.

Социальный портрет молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

Раздел 3.  Подросток и закон.  5ч.

19.

Юридические границы подросткового возраста.

Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность за нарушение прав.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

20.

Подросток как гражданин.

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. История развития гражданских прав. Обязанности граждан. Соотношение прав и обязанностей.

21.

Подросток и его права.

Права человека. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами.

ЕК ЦОР

22.

Опасный путь преступной жизни.

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Наказание несовершеннолетних, их виды. Задержание подростка правоохранительными органами Правила поведения и права подростка при задержании.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

23.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Подросток и закон». 

Обобщить знания, полученные при изучении темы «Подросток и закон». Обсуждение проблемных вопросов. 

Раздел 4  Образ жизни подростка.  6ч.

24.

Подросток в обществе риска.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость  развития чувства безопасности.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

25.

Проблема одиночества.

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество в современном обществе.  Специфика подросткового одиночества Пути выхода из депрессии.

26.

Подростковая культура.

Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.

Презентация  учителя.

27.

Образ жизни.

Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов.

28.

Досуг и отдых.

Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Свободное время россиян. Досуг и отдых российских подростков

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

29.

Спорт.

Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ: жизни, его последствия.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

Раздел 5 Подросток и его  жилая среда.  4ч.

30.

Город.

Современные города. Город –особая среда обитания. Положительные и отрицательные  стороны городской жизни. Влияние городской среды на  поведение подростков.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

31.

Село.

Село. Характеристика села. Положительные и отрицательные  стороны сельской  жизни. Особенности поведения подростков на общественной, домашней и личной территории.

32.

Мой дом, моё жилище.

Эволюция жилища с древности до наших дней. Дом. Жилище. Соседи. Роль общения с соседями в жизни человека. Положительные и отрицательные стороны общения с соседями. Среда обитания. Противоречивость влияния домашней среды на процесс социализации подростка.

33.

Район проживания.

Значение места проживания в жизни человека. Особенности жизни человека в разных районах проживания. Степень влияния района на личность подростка. Противоречивость влияния места проживания на процесс социализации.

34.

Повторительно - обобщающий урок по темам «Образ жизни подростка», «Подросток и его  жилая среда».

Обобщить знания, полученные при изучении тем - «Подросток и его  жилая среда», «Образ жизни подростка». Обсуждение проблемных вопросов. Применять полученные знания  при решении проблемных и практических задач.

Мультимедийное приложение  к методическому пособию по обществознанию 7 кл.

35.

Итоговое повторение курса «Обществознание».

Повторить и закрепить основные теоретические положения  курса обществознания  7кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...