рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание: учебник 8 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011  (Стандарты второго поколения);
  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой - М.: Просвещение, 2013;

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2011;

Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя общеобразовательных учреждений / под ред. Боголюбова Л.Н. - М.: Просвещение, 2010.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  • способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Место предмета. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

 

Содержание программы

Вводный урок (1 ч)

Тема 1. Личность и общество (5 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (15 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы и собственность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование.  Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Профсоюз.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Итоговое повторение (1 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводный урок. Человек в обществе

 1

Науки,        изучающие общество. Организация работы по курсу.

С. 4-5

2

ТЕМА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч)

2

Быть личностью

1

Личность.  Индивидуальность.     Человек.

Что оказывает влияние на человеческую личность Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

& 1

9

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Понятие     общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество

& 2

16

4

Развитие общества

1

Социальные изменения и их формы

& 3

23

5

Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.

1

Причины и опасность международного терроризма. Глобальные проблемы современности

карточки

30

6

Личность и общество

1

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека.

Индивид. задания

7

ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ( 8  ч)

7

Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы

1

Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

& 4

14

8

Мораль. Патриотизм и гражданственность.

1

Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения.

& 5

9

Долг и совесть

1

Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

& 6

10

Моральный выбор. Свобода и ответственность

1

Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

& 7

11

Образование  в условиях информационного общества

1

Значимость образования в условиях информационного общества.

Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

& 8

12

Наука, ее значение в жизни современного общества

1

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство.

& 9

13

Религия как одна из форм культуры

1

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

& 10

14

Сфера духовной культуры

1

Основное содержание темы

Индивид. задания

ТЕМА  III . ЭКОНОМИКА (15 ч)

15-16

Экономика и ее роль в жизни общества.

Потребности и ресурсы.

2

Что   такое   экономическая наука. Структура  экономики.  Основные  виды  ресурсов   экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).        

& 11

17

Основные вопросы экономики

1

Производство и его сущность. Функции экономической системы. Модели экономических систем. 

& 12

18

Право собственности

1

Имущественные отношения. Собственность, её формы. Защита права собственности.

& 13

19

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики

1

Рынок,     его     виды, эволюция. Основные

функции цены. Рынок,   конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

& 14

20

Производство. Товары и услуги

1

Факторы производства. Разделение труда и специализация.

& 15

21

Предпринимательская деятельность

1

Предпринимательство. Предприниматель: экономический   статус, поведение. Функции.         Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Малый бизнес и его роль в экономике

& 16

22-23

Роль государства в экономике.

Налоги, уплачиваемые гражданами

2

Экономические цели и функции государства. Способы воздействия  государства  на экономику. Государственный бюджет. Налоги, их виды, значение

& 17

24

Распределение и неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения

1

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и  кредит. Дефицит бюджета и социальные программы Перераспределение доходов.

& 18

25

Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя

1

Потребление,   Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование.  

& 19

26

Инфляция и семейная экономика

1

Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

& 20

27

Безработица, ее причины и последствия  

1

Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз.

& 21

28

Мировое хозяйство и Международная торговля. Внешнеторговая политика

1

Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют.

& 22

29

Повторительно-обобщающий урок

1

Основное содержание темы.

Индивид. задания

ТЕМА IV . СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч)

30

Социальная структура общества

1

Строение общества, Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.

& 23

31

Социальный статус и социальная роль

1

Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

& 24

32

Межнациональные и межконфессиональ-ные отношения

1

Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность.     Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические конфликты.    

& 25

33

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни

1

Социальные нормы и  отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

& 26

34

Социальная структура российского общества

1

Основное содержание курса.


Описание учебно-методического обеспечение образовательного процесса

1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой - М.: Просвещение, 2013;

2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2011;

3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя общеобразовательных учреждений / под ред. Боголюбова Л.Н. - М.: Просвещение, 2010;

4. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

5. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

6. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011  (Стандарты второго поколения);

7. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...