рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание: учебник 9 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011  (Стандарты второго поколения);
  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева,  Е.И. Жильцова - М.: Просвещение, 2011;

Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.

Обществознание 8 - 9 классы. Тематический контроль / Рутковская Е. Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. - М. : Интеллект - Центр, 2010.

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Курс включает изучение двух тем.

Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процессом складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг политических проблем современного общества.

Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.

Цели и задачи обучения

• Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

• социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Учащиеся должны уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.

Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Содержание курса

Глава 1. Политика (10 ч)

Понятия политика, политическая власть. Соотношение понятий власть и политика. Роль политики в жизни общества. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь.

Понятия государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство. Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы правления и формы государственно-территориального устройства. Гражданство. Взаимосвязь прав и обязанностей.

Понятия политический режим, тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, прямая и представительная демократия, конституция. Основные виды политических режимов. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире.

Понятия правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власть, категорический императив, конституционные и арбитражные суды, суды общей юрисдикции. Сущность правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Понятия гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата. Основные признаки гражданского общества. Общественные организации - основа гражданского общества. Местное самоуправление и формы его осуществления.

Понятия выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм. Выборы и референдум — возможность влияния граждан на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность ограничения политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма.

Понятия общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность. Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политических партий.

Глава 2. Право (23 ч)

Понятия право, естественное право, нормативный {правовой) акт, закон, подзаконный акт, норма права, отрасль права, институты права. Смысловые значения права. Основные назначения права в обществе. Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права и ее отличительные особенности. Основные виды законов. Система законодательства. Отрасли права. Право и закон.

Понятия правоотношение, субъекты, объекты, содержание правоотношения, мера дозволенного, правоспособность, дееспособность. Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения: физические лица, юридические лица. Субъективное право.

Понятия правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, преступление, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности. Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская.

Понятия правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат. Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.

Понятия конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина. Конституция — закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции РФ: нравственные ценности, ценности демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира. Основные задачи Конституции РФ. Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина.

Понятия достойное существование, естественные и неотчуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человеческой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав, закрепленных в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.

Понятия гражданское право, имущественные отношения, собственность, неимущественные отношения, равенство сторон, автономия воли сторон, гражданские правоотношения, договоры, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества, моральный вред. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей.

Понятия трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, коллективный договор, профсоюз, дисциплина труда. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор — основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работника и работодателя. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой.

Понятия семья (в социальном и юридическом смысле), брак, фиктивный, гражданский, церковный брак, семейные правоотношения, брачный договор. Юридические понятия семьи и брака. Предпосылки для создания семьи. Характеристики брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законный и договорный режим имущества супругов.

Понятия административное право, императивный характер, административные правоотношения, административные наказания. Административное право и его нормы. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Понятия уголовное право, уголовно-правовые отношения, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона, уголовное наказание, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Преступление и его признаки. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.

Понятия социальное государство, социальная политика, ипотека, ипотечный кредит, социальные пенсии, трудовые пенсии, Пенсионный фонд. Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья.

Понятия вооруженный конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления. Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Значение международного гуманитарного права.

Понятия основное общее образование, полное среднее образование, Единый государственный экзамен, дополнительные образовательные услуги. Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Право на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.

Итоговое повторение (1 ч)

Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.

2. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.

3. Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

4. Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.

5. Обществознание 8 - 9 классы. Тематический контроль / Рутковская Е. Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. - М. : Интеллект - Центр, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...