Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Туаева Жанна Руслановна

Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результаты : Подвести учащихся к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чем суть доброго отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное   казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Дигоры                                           Северная  Осетия -Алания

                              Урок по обществознанию в 6 классе

«Человек славен добрыми делами»

                       

                                               

                                                           Учитель истории и обществознания

                                                 

                                             Туаева Жанна Руслановна

Предмет : Обществознания                                                                                                                                   Класс   6                                                                                                                                      

Тема  урока :  «Человек славен добрыми делами»                                                                                                         Тип  урока: Изучение нового материала.                                                                                                                Цели урока:                                                                                                                                                                 Сформировать представление учащихся о добре ,доброте   и  добрых делах.  На  доступном          возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком .                                                                         Предметные  результаты :  Подвести учащихся  к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым,  каково главное  правило доброго человека, в чем суть доброго отношения.                                                                                                                                                               Метапредметные  результаты : Использовать  возможности урока для развития нравственной рефлексии,  оценки своих действий ,поступков ,отношения к окружающим ,оценки  различных  жизненных ситуаций, действий других  людей  с  нравственных  позиций .                                                                          

Умение  взаимодействовать  в ходе  выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку  зрения .                                                                                   Определять  последовательность промежуточных целей  с учетом  конечного результата.      

 Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; задают вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности  и  сотрудничества с партнером.

     Личностные : Воспитать  навыки доброжелательного поведения , способность  сочувствовать,  сопереживать  и  т. д.                                                                                                                                                       Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков,готовности   поддерживать того ,кому нужно помочь.

Образовательные ресурсы : комьютер  и  мультимедийный проектор , интерактивная  доска ,                          видеоролик «Сказка о счастливом принце» ,бумажные макеты человечка, клей,ножницы,цветную бумагу ,маркеры .                                                                                                                                                          

План изучения нового материала:                                                                                                                                 !. Что  такое добро. Кого называют добрым.                                                                                                                                            2. Доброе – значит  хорошее.                                                                                                                                                       3.Главное правило доброго человека.                                                                                                                            4.Притча о блудном сыне .                            

 Личностно  значимая проблема                                                                                                                                                            

Достается не дешево                                                                                                                                                                   Счастье трудных дорог…                                                                                                                                                                       Что  ты сделал хорошего ?                                                                                                                                                                    Чем ты людям помог ?                                                                                                                                                                                                        (  Л. Татьяничева )

Методы обучения  : наглядный ,частично-поисковый, практический , контроля.                                                        

Формы обучения :индивидуальная , фронтальная ,групповая.

Основные  понятия : добро , доброта ,нравственность, мораль .

СЛАЙД   1  Тема урока  

1.Организационная  часть.

Учитель .   Добрый день ребята! Добрый день всем присутствующим на нашем уроке! С  добрым весенним настроением начинаем изучать новую тему, которая называется «Человек славен  добрыми делами».  

 Слайд   2  Эпиграф урока:   « Жизнь дана на добрые дела»

Ход урока .                                                                                                                                                                   .  

Учитель. Сегодня мы  узнаем, что такое добро, доброта, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела.                                                                                                                                                                         Давайте  ребята послушаем  один куплет песни «Что такое доброта»   и попытаемся   объяснить .  что это  такое  доброта?    

Слайд                                                                                                                                              

 Ответы детей.                                                                                                                                                              

В нашем мире происходит и хорошее и плохое, но добра должно быть больше, иначе жизнь остановится. Ведь  добро служит сохранению и развитию жизни, а зло уничтожает жизнь или препятствует ей.                                                                                                                                                             Слово учащимся.

 Ученик .Хочу  я  чтоб добро к тебе пришло                                                                                                                                      Как свет весенний ,как тепло костра.                                                                                                                                    Пусть для тебя источником  добра                                                                                                                                    Не станет то, что для другого зло.                                                                                                                              

Ученик. Добро и зло творить всегда                                                                                                                              Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,                                                                                                                                              Добро творить трудней.

Обсуждение  стихотворений.

Учитель. Добро, сколь ни было б оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Ребята , а что нужно для того ,чтобы отношения между людьми были добрыми, чистосердечными, дружелюбными?

Ответы детей.

Учитель .А вот что  думает об этом, наш осетинский поэт Георгий  Кайтуков,  в своём произведении  «Пожелай добра»                                                                                                                                                     Ученик.

Входя в метро или в маршрутку,              

В трамвай ,троллейбус  и такси,

Скажи негромко:  «С добрым утром!»-

Тем, кто кажется вблизи.

В начале дня скажи такое,

Чтобы потом, в его конце,

Звучало слово золотое,

Светилась радость на лице.

Кому-то облегчишь тревогу,

Приободрится, кто устал.

На трудной утренней дороге

Так важно взять хороший старт.

Но суетимся мы ,томимы

Предчувствием дневных забот,

И не в глаза глядим ,а мимо-

Кто место лучшее займёт.

Вовсю работая локтями,

Иль в безразличии застыв,

Не видим дымки над горами,

Не слышим лиственный мотив.

Мне всё понятней с каждым годом,

Хоть эта истина  стара:

Чтоб день твой оказался добрым,

Ты утром пожелай добра.

Ты людям пожелай добра.

Рассуждение детей.

Слайд 3 . Учитель.  И так  на экране у нас слова, которые образовались от слово добро  придумайте  с ними  предложения .                                                                                                                                                             Ответы детей.                                                                                                                                                                Учитель.  Нам  легче  стало идти дальше ,наш багаж пополнился новыми  словами.                                           Ребята , на вопрос что такое  добро и зло  искали ответ задолго до нас ,и   наши далекие  предки.       А свои размышления  оставили нам в назидание в пословицах и поговорках.                                                 Слайды   4 ,5,6.                                                                                                                                                                      Ребята ,а какие вы знаете  пословицы и поговорки?                                                                      

  Ответы детей.                                                                                                                                                             Слайд  7     Собери  пословицы                                                                                                                                   О чем  мы  узнали из этих пословиц ? Наверное то ,что во все времена высоко ценили добро и доброту ,а человека за добрые  дела.                                                                                

Физминутка . Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

А теперь  мы познакомимся  с английской  сказкой ,которую написал Оскар Уальд « Счастливый  принц»    

 (просмотр  мультфильма «Счастливый  принц»)                                                                                         Слайд  8   Вопросы к фильму.                                                                                                                                                  Сообщение  ученика  об Андрее  Дмитриевиче  Сахарове.

Вопросы  к сообщению :

№1    Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком ?                                                        №2  Почему вы так думаете ?                                                                                                                                              №3  Кого   из  известных вам людей  могли бы назвать Совестью Народа ?  

Обсуждение  картины  Рембрандта ванн  Рейна «Возвращение  блудного сына»

Какие  чувства  персонажей  сумел передать художник   ?

Слайд  9

Творческое  задание «Очеловечить  человека»

Учитель: Перед вами контуры  человечка, маркеры ,цветная бумага .  Наделите его самыми важными ,на ваш взгляд человеческими качествами.                                                                                     (Ученики  пишут на листочках выбранные качества  и  зачитывая  приклеивают их к человечкам)

 Учитель  проводит беседу
по вопросам:

– Что сходного в образе   человечка получилось у каждой группы?

– Какие различия?

– Случайны эти сходства и различия или нет?

– Удалось ли придумать идеального человечка?

– В чем вы видите идеальные черты?

Ответы детей.

Доброта проявляется везде: в школе, дома, в отношениях с друзьями, родителями, окружающими  людьми.

Ученик.

В доме добрыми делами  занята,             Было доброе вчера,        Я тебе отвечу прямо:

Тихо ходит по квартире доброта.        И откуда, спросишь ты,        Это мама, мама,

Утро доброе у нас,        В доме столько доброты        мама!

Добрый день и добрый час,        Приживаются цветы,

Добрый вечер, ночь добра,        Рыбки, ёжики, птенцы?

Учитель : Мама – это самый дорогой на свете человек. Она рядом всегда -  в горе, и в радости. Мама поможет, пожалеет, похвалит, приласкает. У мамы доброе сердце и заботливые руки.

Конечно же , мы очень любим своих родных: мам, отцов, дедушек, бабушек, сестёр и  братьев.   Они окружают нас заботой, вниманием, любовью. Пусть каждый из вас помнит об этом.                      Но доброту  и заботу надо проявлять  и к посторонним людям . Всё верно. Только быть добрым человеку не просто, так как этот человек  думает о других, отдаёт свою душу, тепло,  силу, время  окружающим  людям.

Ученик. Добрым быть  совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо взрослым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля  быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель : Ребята из всего услышанного , мы делаем вывод ,что в обществе существуют свои моральные, нравственные законы . Среди них  есть самое главное – «Золотое правило нравственности».  

Оно гласит : «Чего не желаешь сам ,того не делай  другим».

Слайд   10

Я верю ,что вы будете жить  по законам  добра ,приходить другим на помощь . Ведь  человека ценят за доброе  сердце  и добрые поступки. Спешите делать добро.              

 Ребята    оцените свою работу на уроке  .          

Ребята оценивают свою работу с помощью  кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»

Слайд 11                                                                                                                                                                            VI. Домашнее задание   П.10  и вопросы  к нему.

     

Спасибо за работу . Доброго вам дня.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Урок обществознания в 6 классе "Человек славен добрыми делами" УМК Л. Н. Боголюбова

Урок открытия новых знаний с применением ИКТ. Воспитывает чувство необходимости совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. УМК Л. Н. Боголюбов...

Урок обществознания. 6 класс "Человек славен добрыми делами".

Представлен конспект урока на тему "Человек славен добрыми делами"...

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни"....