Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Туаева Жанна Руслановна

Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результаты : Подвести учащихся к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чем суть доброго отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное   казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Дигоры                                           Северная  Осетия -Алания

                              Урок по обществознанию в 6 классе

«Человек славен добрыми делами»

                       

                                               

                                                           Учитель истории и обществознания

                                                 

                                             Туаева Жанна Руслановна

Предмет : Обществознания                                                                                                                                   Класс   6                                                                                                                                      

Тема  урока :  «Человек славен добрыми делами»                                                                                                         Тип  урока: Изучение нового материала.                                                                                                                Цели урока:                                                                                                                                                                 Сформировать представление учащихся о добре ,доброте   и  добрых делах.  На  доступном          возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком .                                                                         Предметные  результаты :  Подвести учащихся  к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым,  каково главное  правило доброго человека, в чем суть доброго отношения.                                                                                                                                                               Метапредметные  результаты : Использовать  возможности урока для развития нравственной рефлексии,  оценки своих действий ,поступков ,отношения к окружающим ,оценки  различных  жизненных ситуаций, действий других  людей  с  нравственных  позиций .                                                                          

Умение  взаимодействовать  в ходе  выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку  зрения .                                                                                   Определять  последовательность промежуточных целей  с учетом  конечного результата.      

 Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; задают вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности  и  сотрудничества с партнером.

     Личностные : Воспитать  навыки доброжелательного поведения , способность  сочувствовать,  сопереживать  и  т. д.                                                                                                                                                       Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков,готовности   поддерживать того ,кому нужно помочь.

Образовательные ресурсы : комьютер  и  мультимедийный проектор , интерактивная  доска ,                          видеоролик «Сказка о счастливом принце» ,бумажные макеты человечка, клей,ножницы,цветную бумагу ,маркеры .                                                                                                                                                          

План изучения нового материала:                                                                                                                                 !. Что  такое добро. Кого называют добрым.                                                                                                                                            2. Доброе – значит  хорошее.                                                                                                                                                       3.Главное правило доброго человека.                                                                                                                            4.Притча о блудном сыне .                            

 Личностно  значимая проблема                                                                                                                                                            

Достается не дешево                                                                                                                                                                   Счастье трудных дорог…                                                                                                                                                                       Что  ты сделал хорошего ?                                                                                                                                                                    Чем ты людям помог ?                                                                                                                                                                                                        (  Л. Татьяничева )

Методы обучения  : наглядный ,частично-поисковый, практический , контроля.                                                        

Формы обучения :индивидуальная , фронтальная ,групповая.

Основные  понятия : добро , доброта ,нравственность, мораль .

СЛАЙД   1  Тема урока  

1.Организационная  часть.

Учитель .   Добрый день ребята! Добрый день всем присутствующим на нашем уроке! С  добрым весенним настроением начинаем изучать новую тему, которая называется «Человек славен  добрыми делами».  

 Слайд   2  Эпиграф урока:   « Жизнь дана на добрые дела»

Ход урока .                                                                                                                                                                   .  

Учитель. Сегодня мы  узнаем, что такое добро, доброта, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела.                                                                                                                                                                         Давайте  ребята послушаем  один куплет песни «Что такое доброта»   и попытаемся   объяснить .  что это  такое  доброта?    

Слайд                                                                                                                                              

 Ответы детей.                                                                                                                                                              

В нашем мире происходит и хорошее и плохое, но добра должно быть больше, иначе жизнь остановится. Ведь  добро служит сохранению и развитию жизни, а зло уничтожает жизнь или препятствует ей.                                                                                                                                                             Слово учащимся.

 Ученик .Хочу  я  чтоб добро к тебе пришло                                                                                                                                      Как свет весенний ,как тепло костра.                                                                                                                                    Пусть для тебя источником  добра                                                                                                                                    Не станет то, что для другого зло.                                                                                                                              

Ученик. Добро и зло творить всегда                                                                                                                              Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,                                                                                                                                              Добро творить трудней.

Обсуждение  стихотворений.

Учитель. Добро, сколь ни было б оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Ребята , а что нужно для того ,чтобы отношения между людьми были добрыми, чистосердечными, дружелюбными?

Ответы детей.

Учитель .А вот что  думает об этом, наш осетинский поэт Георгий  Кайтуков,  в своём произведении  «Пожелай добра»                                                                                                                                                     Ученик.

Входя в метро или в маршрутку,              

В трамвай ,троллейбус  и такси,

Скажи негромко:  «С добрым утром!»-

Тем, кто кажется вблизи.

В начале дня скажи такое,

Чтобы потом, в его конце,

Звучало слово золотое,

Светилась радость на лице.

Кому-то облегчишь тревогу,

Приободрится, кто устал.

На трудной утренней дороге

Так важно взять хороший старт.

Но суетимся мы ,томимы

Предчувствием дневных забот,

И не в глаза глядим ,а мимо-

Кто место лучшее займёт.

Вовсю работая локтями,

Иль в безразличии застыв,

Не видим дымки над горами,

Не слышим лиственный мотив.

Мне всё понятней с каждым годом,

Хоть эта истина  стара:

Чтоб день твой оказался добрым,

Ты утром пожелай добра.

Ты людям пожелай добра.

Рассуждение детей.

Слайд 3 . Учитель.  И так  на экране у нас слова, которые образовались от слово добро  придумайте  с ними  предложения .                                                                                                                                                             Ответы детей.                                                                                                                                                                Учитель.  Нам  легче  стало идти дальше ,наш багаж пополнился новыми  словами.                                           Ребята , на вопрос что такое  добро и зло  искали ответ задолго до нас ,и   наши далекие  предки.       А свои размышления  оставили нам в назидание в пословицах и поговорках.                                                 Слайды   4 ,5,6.                                                                                                                                                                      Ребята ,а какие вы знаете  пословицы и поговорки?                                                                      

  Ответы детей.                                                                                                                                                             Слайд  7     Собери  пословицы                                                                                                                                   О чем  мы  узнали из этих пословиц ? Наверное то ,что во все времена высоко ценили добро и доброту ,а человека за добрые  дела.                                                                                

Физминутка . Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

А теперь  мы познакомимся  с английской  сказкой ,которую написал Оскар Уальд « Счастливый  принц»    

 (просмотр  мультфильма «Счастливый  принц»)                                                                                         Слайд  8   Вопросы к фильму.                                                                                                                                                  Сообщение  ученика  об Андрее  Дмитриевиче  Сахарове.

Вопросы  к сообщению :

№1    Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком ?                                                        №2  Почему вы так думаете ?                                                                                                                                              №3  Кого   из  известных вам людей  могли бы назвать Совестью Народа ?  

Обсуждение  картины  Рембрандта ванн  Рейна «Возвращение  блудного сына»

Какие  чувства  персонажей  сумел передать художник   ?

Слайд  9

Творческое  задание «Очеловечить  человека»

Учитель: Перед вами контуры  человечка, маркеры ,цветная бумага .  Наделите его самыми важными ,на ваш взгляд человеческими качествами.                                                                                     (Ученики  пишут на листочках выбранные качества  и  зачитывая  приклеивают их к человечкам)

 Учитель  проводит беседу
по вопросам:

– Что сходного в образе   человечка получилось у каждой группы?

– Какие различия?

– Случайны эти сходства и различия или нет?

– Удалось ли придумать идеального человечка?

– В чем вы видите идеальные черты?

Ответы детей.

Доброта проявляется везде: в школе, дома, в отношениях с друзьями, родителями, окружающими  людьми.

Ученик.

В доме добрыми делами  занята,             Было доброе вчера,        Я тебе отвечу прямо:

Тихо ходит по квартире доброта.        И откуда, спросишь ты,        Это мама, мама,

Утро доброе у нас,        В доме столько доброты        мама!

Добрый день и добрый час,        Приживаются цветы,

Добрый вечер, ночь добра,        Рыбки, ёжики, птенцы?

Учитель : Мама – это самый дорогой на свете человек. Она рядом всегда -  в горе, и в радости. Мама поможет, пожалеет, похвалит, приласкает. У мамы доброе сердце и заботливые руки.

Конечно же , мы очень любим своих родных: мам, отцов, дедушек, бабушек, сестёр и  братьев.   Они окружают нас заботой, вниманием, любовью. Пусть каждый из вас помнит об этом.                      Но доброту  и заботу надо проявлять  и к посторонним людям . Всё верно. Только быть добрым человеку не просто, так как этот человек  думает о других, отдаёт свою душу, тепло,  силу, время  окружающим  людям.

Ученик. Добрым быть  совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо взрослым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля  быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель : Ребята из всего услышанного , мы делаем вывод ,что в обществе существуют свои моральные, нравственные законы . Среди них  есть самое главное – «Золотое правило нравственности».  

Оно гласит : «Чего не желаешь сам ,того не делай  другим».

Слайд   10

Я верю ,что вы будете жить  по законам  добра ,приходить другим на помощь . Ведь  человека ценят за доброе  сердце  и добрые поступки. Спешите делать добро.              

 Ребята    оцените свою работу на уроке  .          

Ребята оценивают свою работу с помощью  кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»

Слайд 11                                                                                                                                                                            VI. Домашнее задание   П.10  и вопросы  к нему.

     

Спасибо за работу . Доброго вам дня.