Урок обществознания. 6 класс "Человек славен добрыми делами".
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Евгений Клейменов

Представлен конспект урока на тему "Человек славен добрыми делами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_2.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока обществознания:

«Человек славен добрыми делами»

(6 класс)

Цель урока:

- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

Развивающая: развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока.

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята. На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (дети  здороваются  с  гостями).

Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть учебники, тетради, дневник.

-Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра  и радости.

Постановка цели и задач  урока.  Актуализация знаний.

(Просмотр короткометражного фильма “Человек из очереди”.

Обсуждение с  детьми   данного фильма)

-Что мы увидели, в чем смысл данного фильма, что мотивировало людей на данные   поступки?

-Чтобы грамотнее формулировать   свои  мысли, давайте ответ начинать  с таких  слов:

  • Я считаю, что…
  • Я думаю, что…

-    Мне кажется, что…

Формулируем тему урока : «Человек славен добрыми делами»

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Подберите синонимы к  слову  «ДОБРО» (добродушие, добросердечие, благо, человечность,Учитель  записывает  слова  на доске, затем читает  определение слова «добро»  в  словаре   Ожегова)

-Ребята, попробуйте  составить  словосочетания с данными словами.

По вашему мнению,  какое словосочетание кажется вам самым важным? Как понять, что человек добрый и у него добрая душа  и  доброе   сердце?

Работа  в  группах.

Ребята, сейчас  вы  должны  разделиться  на  группы.  Каждая   группа  получит   пакет   с  заданиями. Из  слов, находящихся  в  пакете,  вам необходимо составить по одной пословице.( После проделанной работы пословицы зачитываются и обсуждаются с классом).

«От добра худа не бывает»

«Лихо помнится, а добро не забудется»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«За добро злом не платят»

«Учись доброму - дурное на ум не пойдет»

Обобщение и систематизация знаний.

-Ребята, какой вывод   мы  можем  сделать? (Все пословицы говорят нам о добре, добро должно делаться бескорыстно и безвозмездно, человек, совершающий добрый поступок,  чувствует  всегда душевное спокойствие)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-А  сейчас  я  хочу представить вашему вниманию фрагмент  рассказа Александра Васильевича Круглова «В канун сочельника» (учитель  читает  фрагмент  рассказа).

- Батюшки мои! Родимые! Ох,  беда - бедешенька! — вдруг точно вырвался откуда-то болезненный крик, выделившись отчетливо среди общего говора и гама, царивших на платформе.
- Что это? — вопросительно посмотрели мы с Петей друг на друга.
И мы бросились туда, где уже собралась небольшая кучка людей.
— Батюшки мои! Сердешные! Что же мне теперь делать-то?
Какая-то старуха в нагольном полушубке, в поношенном платке на голове сидела на холодных плитах платформы и рыдала.
- Что ты ревешь? Что такое случилось? — спрашивали ее.
- Ох, батюшки! Тошнехонько мне... помрет он теперь... не видючись со мной, помрет...
- Да что у тебя?.. Эй, бабка, слышь: что случилось? — обратился к ней жандарм, протискиваясь сквозь толпу.
- Билет, родненький, билет...
- Что — билет? Утеряла?
- То-то и есть, милые мои... утеряла...
- Да, ты поищи хорошенько!
- Искала уж, касатик, сбилась искамши... да нету-ти!.. Что мне теперь делать-то?
- Без билета нельзя! Оставаться придется!..
- Ну, ничего, в городе веселее, — пошутил кто-то, но сейчас же, поняв всю непристойность шутки, юркнул в толпу и скрылся.
- Ох, горе мое лютое!.. Умрет он теперь... умрет! — рыдала баба.
- Кто умрет?
- Сыночек мой, сыночек, болезные!
- Отчего умрет?.. Болен он разве?
- Дюжо (очень) болен... дюжо... Грамотку получила... Без надеждушки болен... И деньги-то я у чужих людей заняла, хоть последние-то минуточки захвачу, думала... увижу его... А што теперь мне?
И она в отчаянии упала лицом на холодные камни.
- Экая беда! — пожалел кто-то из толпы.
- Внимательней надо быть... не так, — посоветовал солидный господин в енотовой шубе.
- Жалко, бедную, жалко! — покачал головою купец и отошел в сторону.

- А ты далеко едешь, бабушка? — вдруг обратился к лежавшей старухе Петя.
Он все время стоял сосредоточенный и несколько бледный. Его, видимо, взволновало горе старухи. Он и теперь говорил не совсем твердым голосом.
-Далеко ли едешь? — повторил он снова, толкнув старуху, которая ничего не ответила на его первый вопрос.
- До Н-ой станции, кормилец! — произнесла она, не подымая головы. — До Н-ой станции...
- Далеко это?
- Далеко, далеко...
Рыдания душили ее.
Петя посмотрел на меня.
Я понял его взгляд. Мне и самому было глубоко жаль бедной старухи...
- Далеко ведь, — шепотом произнес я, желая помочь и в то же время чувствуя, что дать надо много, пожалуй... все!
- Сын умирает... Неужели, Саша, тебе... Я вспыхнул и поспешно ответил приятелю:
- Нисколько...
- Тогда...

 Он не закончил и бросился бегом в вокзал. Я последовал за ним и догнал его уже у кассы. Все деньги были у него.
- Что стоит до Н-ой станции? — дрожащим голосом промолвил Петя, подходя к оконцу кассы.
- Которого класса?
- Третьего!
- Пять рублей сорок!
Петя молчал с секунду, видимо еще колеблясь.
- Дайте! — произнес он громче обыкновенного и подал кассиру две трехрублевые бумажки — все наше богатство!
Через минуту мы были уже около старухи, которую подымал жандарм.
- Бабушка, бабушка, возьми вот! — сказал Петя, подавая ей билет.
- Касатик ненаглядный! Да где же ты нашел? — воскликнула старуха.
- У дверей нашли!..
- Милые вы мои!.. Дай вам Бог...
Она быстро упала на колени и поклонилась нам в землю.

Петя побежал от нее с такой поспешностью, будто он спасался от погони.
Я бросился за ним.
Когда мы уже сбегали с крылечка вокзала, раздался второй звонок.
Едва переводя дух, уставшие, остановились мы посреди улицы и молча взглянули друг на друга.
Я не знаю, что в эту минуту чувствовал Петя, но мне было как-то особенно хорошо, так хорошо, как никогда еще я не чувствовал себя... именно в эту минуту...
- Домой? — спросил я тихо Петю.
- Куда же? — отвечал он вопросом. И мы пошли домой...
Почти всю дорогу мы молчали. Только подходя к дому, Петя обратился ко мне:
- Тебе не жаль?
Я ничего не отвечал, 

- Нельзя было, Саша... ведь сын умирает, а мы... Как она рыдала!.. Обойдемся и без елки один год! Я рад... ей-Богу рад!
Я и сам был рад. Мне было жалко, что мы остались без елки, но в то же время чувствовалось, что дело сделано хорошее, что иначе и не следовало... Я сердцем сознавал, что, поступи иначе, может быть, воспоминание о рыдающей старухе отравило бы все наше веселье...
Мы остались без елки  - и все-таки нам было весело...

При виде нарядной елки у купца мне стало невольно грустно от мысли, что вот и у нас могла бы быть такая же... Но только на одну минуту смутилось мое сердце, полное счастья.
Это было то внутреннее, глубокое счастье, которое испытываешь только тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хотя чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире!.. Года пройдут, и не забудешь этих минут... Счастье, счастье!.. Есть одно только счастье, друзья мои! Наше счастье — в счастье других. Счастлив тот, кто разливает вокруг себя радость, свет: облегчает горе, осушает слезы! И нет тяжелее муки, как сознание, что чрез тебя плачет кто-нибудь в мире. Скоро ли, долго ли, но эти слезы отравят всю твою радость, все твое шумное, блестящее веселье — мнимое, ошибочное счастье жизни!

-Ребята, какой  вывод  можно  сделать после  того,  как  вы  прослушали этот  отрывок ? (Счастлив тот,  кто дарит другим людям добро. Вот  это настоящее счастье)

-Как вы думаете, а есть ли специальные правила добрых людей? Давайте  сформулируем   золотое правило морали: относитесь к людям так,  как вы хотите, чтобы относились к вам.

Применение  знаний и умений в новой ситуации.

-А встречали ли вы  в жизни добрых людей? (Дети   рассказывают, аргументируя ответ)

-На  прошлом  уроке  вам было дано задание  подготовить информацию про добрые поступки   детей  в  наше  время  (Дети приводят свои примеры. Происходит обсуждение ответов  в  классе).

Рефлексия.

-Сегодня мы   говорили  с  вами  на  уроке  на  тему: « Человек славен добрыми делами».  Какой вывод можно сделать из всего  того, о  чем   мы   с  вами  беседовали ? (Делай добро, не жди награды, просто делай. Счастье - это, когда ты делаешь доброе дело и помогаешь людям. Если   хочешь,  чтобы  хорошо  относились к тебе,  относись так  и  сам  к  людям)

-Наш урок подходит к концу.  Сейчас  я  хочу услышать  от  вас  ответ  на вопрос:  нужны ли нам такие уроки?  Что мы узнали на этом уроке? Чему научились? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

Домашнее задание.

Сформулировать и записать в  тетради   три правила, которыми   вы  будете  руководствоваться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»

Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результа...

Урок обществознания в 6 классе "Человек славен добрыми делами" УМК Л. Н. Боголюбова

Урок открытия новых знаний с применением ИКТ. Воспитывает чувство необходимости совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. УМК Л. Н. Боголюбов...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

Урок по обществознанию: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Разработка урока по обществознанию в форме "круглого стола" для учащихся 6 класса.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиб...

Урок обществознания "Человек славен добрыми делами"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе на тему: «Человек славен добрыми делами»...