Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Блатнер Татьяна Валерьевна

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме:

«Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство». Рассчитано на 90 минут учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока46.26 КБ
Файл prezentatsiya_k_teme_demokratiya.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Колледж сферы услуг №3»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме:

«Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

 

Автор: Блатнер Т.В.,

преподаватель обществознания

Москва, 2014

Тема учебного занятия: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель: Совершенствование знаний о  политической системе общества, демократическом политическом режиме и правовом государстве.

Задачи:

Образовательные:

- Выработать понимание особенностей демократического политического режима и правового государства.

- Сформировать представления о признаках правового государства и особенностях демократического режима.

-  Ознакомиться с особенностями  становления демократии  в современной  России;

   Развивающие:

- Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения  

- Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

- Способствовать развитию  умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

- Формирование активной жизненной позиции

          - Формирование  политической грамотности  обучающихся

Тип занятия:  усвоения новых знаний

Вид занятия: комбинированное, с элементами игры и дискуссии

Основные методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация  презентации)
  • проблемно-эвристический (выявление проблем наличия правового государства и гражданского общества в России с использованием метода «Семь шляп» )
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: 

-компьютер;

-мультимедиа проектор;

 -проекционный экран;

 -презентация по теме урока;

-  учебник «Обществознание»,  А.Г.Важенин; - М., 2012 г.

- раздаточный материал для учащихся

Ожидаемый результат:

                 Личностными результатами изучения темы  являются следующие             компетенции обучающихся:

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению  раздела дисциплины обществознания «Политика и власть. Государство в политической системе», к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Метапредметными  результатами изучения темы  являются следующие компетенции: (по четырём блокам):

Информационный блок: 

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность  самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок: 

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать другие мнения.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную  речь.

      Самоорганизация: 

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения социальных и профессиональных  задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы  являются следующие компетенции:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» на практике, с целью дальнейшей  успешной социализации и  профессионального обучения.

Метапредметные связи:

История:

Математика:

Информатика и ИКТ:

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура», «Политический режим. Типология политических режимов».

Методические указания к изучению темы «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель изучения темы: Изучить и научиться применять знания о политической сфере общества; демократическом политическом режиме и его ценностях; идеале государственного устройства – правовом государстве;  о проблеме становления правового государства и гражданского общества в современной России.

Учебные вопросы.

  1. Определение демократии
  2. История демократии
  3. Признаки и ценности демократии
  4. Правовое государство
  5. Гражданское общество
  6. Проблема правового государства и гражданского общества в современной России

Целевые задачи:

  1. На основе знаний о политической системе, политическом режиме, ценностях демократии, принципах правового государства составить представление о наличии в России гражданского общества и правового государства.

2. Логично и обоснованно изложить свою позицию по данному вопросу.

Лекционный материал к изучению темы

  1. Определение демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Какие ассоциации вызывает слово «демократия»?

Демократия («власть народа») — политико-правовой режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Данный режим основан на признании народа источником и субъектом власти.

  1. История демократии

Первые формы коллективного принятия решений появились еще в древности – это так называемая первобытная, или общинная демократия.

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан одновременно могли занимать ту или иную государственную должность.

До XVIII века наиболее известной моделью демократии была прямая демократия, где граждане практиковали  процедуру подчинения меньшинства большинству. Является ли такая система справедливой?

В представительной демократии граждане делегируют часть собственных прав избранным ими депутатам или другим должностным лицам.  Выбранные депутаты принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия.

  1. Признаки и ценности демократии

Признаками демократии являются:

  1. Назначение лидеров происходит путём честных, состязательных, конкурентных выборов.
  2. Народ признается источником власти.
  3. Общество осуществляет самоуправление для удовлетворения общих интересов.

С демократией связан ряд ценностей: законностьравенствосвободаправо на самоопределениеправа человека и др.

Основной целью демократии является ограничение произвола власти. Для достижения этой цели права человека признаются главной ценностью, и строится система их эффективной защиты со стороны правовой системы.

В современном мире наиболее распространенной моделью является модель либеральной демократии.  Она включает в себя периодические, всеобщие выборы, в ходе которых кандидаты ведут борьбу за голоса избирателей; верховенство закона; принцип разделения властей;  конституционные ограничения власти большинства.

  1. Правовое государство

В современном мире идеалом государственного устройства является демократическое правовое государство, то есть государство, функционирующее в отведенных законом границах и гарантирующее правовую защищенность граждан.

Идея правового государства затрагивалась уже в трудах Платона и Аристотеля, но наиболее полное развитие получила в работах Монтескье и Канта. По мнению Аристотеля, властью является не член суда, совета или собрания, а сам суд, совет, или собрание.

Признаками правового государства являются:

  1. Верховенство закона и права, то есть все должностные лица, государственные органы, общественные объединения и граждане обязаны подчиняться закону. Законы, в свою очередь, должны быть правовыми, приниматься компетентными органами и максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
  2. Гарантированность прав и свобод человека.
  3. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как система «сдержек и противовесов», с целью взаимного контроля и ограничения.
  4. Взаимная ответственность государства и граждан, гарантией которой выступает независимый суд.
  5. Соответствие законов международным правовым стандартам.

Предпосылками создания правового государства являются:

  1. Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность граждан.
  2. Демократический правовой режим, наличие парламентаризма.
  3. Единая и непротиворечивая законодательная система.
  4. Высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан.
  5. Наличие гражданского общества.

5. Гражданское общество

Одним из условий существования правового государства является наличие гражданского общества, то есть такая система отношений между людьми, которая обеспечивает удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Гражданское общество – это совокупность  объединений граждан, независимых от государства и не позволяющих государству узурпировать личность. Так же гражданское общество – это совокупность национальных, социально-экономических, религиозных, нравственных, семейных отношений и институтов. Взаимодействие гражданского общества и правового государства создает сферу публичной политики.

Основным принципом гражданского общества является то, что государство существует для человека, а не человек для государства. Для власти должно быть запрещено все, что не разрешено законом. Для граждан разрешено все, что не запрещено законом. Гражданское общество не зависит от государства, способно ограничить влияние государства, обеспечить права и свободы человека. В добровольных гражданских объединениях рождается граждански активная личность.

В гражданское общество включены три уровня общественных отношений. Первый уровень связан с семьей, бытом, воспитанием, культурой. Ко второму уровню относится экономическая сфера жизни общества. Третий уровень охватывает политическую сферу.

  1. Проблема правового государства и гражданского общества в современной России

Вторая часть учебного занятия проходит с использованием метода «Шесть шляп». Учащиеся предварительно делятся на группы, которым  дается домашнее задание в соответствии с цветом шляпы подготовить выступление «за», или «против», по заданным вопросам.

Красная шляпа.  Эмоции, интуиция, чувства. Не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Оптимизм. Стараемся найти достоинства и преимущества, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.

Зеленая шляпа. Энергии, жизнь. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли говорить о том, что в России существует правовое государство?
  2. Законы обладают высшей юридической силой?
  3. Принцип разделения властей существует?
  4. Взаимная ответственность граждан и государства?
  5. Существуют ли реальные гарантии прав и свобод граждан?
  6. Существует ли в России гражданское общество?

Технологическая карта занятия по дисциплине «обществознание»

тема: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство»

ГБПОУ СПО Колледж сферы услуг №3

преподаватель обществознания Блатнер Т.В.

Пояснительная записка

Учебное занятие  «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» проводится в рамках изучения темы «Политика и власть. Государство в политической системе» в разделе «Политика как общественное явление» на втором курсе по профессии 260807.01 Повар, кондитер.

Изучение данной темы актуально, так как обеспечивает формирование навыков и знаний, лежащих в основе личностных и профессиональных компетенций. Данный урок  проводится после изучения теоретических вопросов и основных  понятий, связанных с политической сферой жизни общества.

Цель урока: Совершенствование знаний о политическом развитии России путем акцентирования внимания на проблемах демократии и правового государства.

Задачи урока:

Образовательные:

- Выработать понимание особенностей демократического политического режима;

- Ознакомиться с историей становления демократии;

-  Выяснить особенности  современного развития демократии и формирования правового государства в современной России.

   Развивающие:

- Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения  

- Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

- Способствовать развитию  умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

- формирование активной жизненной позиции

- формирование  политической грамотности  и гражданской позиции

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный, с элементами игры

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация  презентации)
  • проблемно-эвристический
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: 

-компьютер;

-мультимедиа проектор;

 -проекционный экран;

 -презентация по теме урока;

-  учебник «Обществознание»,  А.Г.Важенин; - М., 2012 г.

- раздаточный материал для учащихся

Ожидаемый результат:

                 Личностными результатами изучения темы  являются следующие              умения у обучающихся:

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению  раздела дисциплины обществознания «Политика как общественное явление», к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Межпредметными  результатами изучения темы  являются следующие умения: (по четырём блокам):

Информационный блок: 

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность  самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок: 

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать другие мнения.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную  речь.

      Самоорганизация: 

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения социальных и профессиональных  задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы  являются следующие умения:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» на практике, с целью дальнейшей  успешной социализации и  профессионального обучения.

Метапредметные связи:

История:

Информатика и ИКТ

Математика

 

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура», «Политический режим. Типология политических режимов».


Этапы урока

Время

Цель

этапа

деятельность

Формы контроля

преподавателя

обучающихся

Ι. Организационный момент

(3 мин.)

Формулирование цели и задач занятия, мотивация обучающихся к получению  ожидаемых результатов.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Сообщает тему, ставит задачи и определяет цели урока.

Приветствуют преподавателя.

Слушают поставленные цели и задачи урока. Записывают тему урока.

Учебный журнал, учебная доска,  тетради, мультимедийный проектор, экран.

(контроль преподавателя)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

(10 мин.)

Повторение  и обобщение ранее изученных знаний,  необходимых для овладения новым материалом: определение политического режима, сравнение демократических и не демократических режимов.

Проводит «мозговой штурм» с целью актуализации знаний обучающихся. Предлагает заполнить лист самооценки  (приложение 1).  

Заполнение листа самооценки.

Ответы на поставленные вопросы.

Проверка листа самооценки

ΙΙΙ. Изучение нового материала

(60 мин.)

Для мотивации изучения темы задается вопрос о том, какие ассоциации вызывает слово «демократия».

Обеспечение овладения обучающимися новыми знаниями  о демократии, правовом государстве, гражданском обществе.

Излагает новый материал,

 демонстрирует слайды презентации

(приложение 2)

Организует дискуссию по методу «Шесть шляп»

1. Слушают, делают краткие записи,

работают с опорными конспектами,  участвуют в словарной работе.

2. Участвуют в  дискуссии по методу «Шесть шляп» о проблемах демократии  и формировании правового государства в России.

3. Формулируют вывод  по данной теме.

Презентация, Слайды 1-17-

Лист самооценки

(приложение 1).  

 (Самоконтроль,

контроль преподавателя, взаимоконтроль)

IV. Закрепление полученных знаний    (10 мин)

Закрепление и обеспечение усвоения новых знаний.

Предлагает алгоритм работы с определениями на предмет их соответствия ситуации в современной России.

Участвуют в дискуссии.

Лист самооценки

(самоконтроль, контроль преподавателя)  

V. Домашнее задание

(3 мин.)

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Рекомендации по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Рабочие тетради

VI. Подведение итогов занятия

(4 мин.)

1. Подведение итогов урока и оценка успешности  достижения цели.

2. Установление соответствия между результатами самооценки и оценки преподавателя.

Подводит итоги занятия. Определяет оценку уровня усвоения материала обучающимися. Отмечает тех, у кого самооценка за урок совпала с оценкой преподавателя.

Проводят самооценку на основе предложенных критериев оценки

Лист самооценки, учебный журнал.

(контроль преподавателя)

Приложение 1. Лист самооценки обучающихся

Лист самооценки обучающегося группы_________КСУ № 3 __________________________________________

Отвечал – 3 балла

Знал-2 балла

Узнал – 1 балл


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство». Автор: Б латнер Т.В., преподаватель обществознания Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг №3»

Слайд 2

Определение демократии История демократии Признаки и ценности демократии Правовое государство Гражданское общество Проблема правового государства в современной России План:

Слайд 3

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.).

Слайд 4

Что же такое демократия?

Слайд 5

Демократия («власть народа») — политический режим , в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Слайд 6

Признаками демократии являются: Назначение лидеров происходит путём честных и состязательных выборов Народ является единственно легитимным источником власти Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Слайд 8

Каток или балет?

Слайд 9

До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия , где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству.

Слайд 10

С демократией связан ряд ценностей: Законность равенство свобода право на самоопределение права человека

Слайд 11

Идеалом государственного устройства является правовое государство.

Слайд 13

Одним из условий существования правового государства является наличие гражданского общества.

Слайд 14

Основной принцип такого общества : государство для человека, а не человек для государства.

Слайд 15

Социологический опрос: есть ли в России гражданское общество?

Слайд 16

Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство.

Слайд 17

То, каким будет наше общество, зависит от каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме «Приготовление бисквитного полуфабриката» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме «Приготовление бисквитного полуфабриката» для специальности 260502 ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Иностранный язык». Развивающий курс.Тема "Отдых, туризм, краеведение. Места отдыха людей. Туристические поездки. Выражение будущности в английском языке."

Аннотация на методические разработки цикла учебных занятий, разработанных преподавателем Коровкиной Т.В.Данный цикл входит в обучающую программу в разделе «Развивающий курс» по теме «Отдых, туризм, кр...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине История по теме "Смута в России в начале 17 века"

В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.В аннотации рассмотрен кратко каждый раз...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских

Данный урок является составной частью темы "Мораль,  искусство и религия как элементы духовной культуры"  дисициплины "Обществознание".  Урок построен на основе технологии "педагогическ...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"

Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине Биология " Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".

    Модернизация  Российского образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность студента, а умение разрешать пр...