конспект урока по обществознанию для 9 класса "Права ребёнка"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Максимчук Светлана Викторовна

Урок проводится в 9 классе. Обучающиеся уже знакомы с темой «Права человека», так как данный урок является вторым по теме «Права человека».  Обучающимся было задано опережающее домашнее задание: познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка, Семейным кодексом РФ.

     На уроке учитель применяет интерактивные методы и формы обучения: кейс-метод, работа в группах, мозговой штурм, что позволяет обучающимся проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

    В частности текст кейс-ситуации роздан обучающимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с изучением документов, рассказом учителя в середине урока для закрепления теоретических знаний на практике.

    

    

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prava_cheloveka.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации города Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51» (МБОУ «СОШ № 51»)

ИжкарАдминистрациДышетонъякивалтонни

Огъядышетонъя 51-ти номерошоръёзо школа дышетонъя муниципал ужъюрт

Машиностроителей гор., №. 61 г. Ижевск, УР, 426021,

тел/факс (3412) 71-59-46, е-mail: Scool51@mail.ru

Конкурс «Кейс – метод в практике современного урока».

Тема урока: «Права ребёнка».

(курс «Обществознание» 9 класс)

                                                                  Автор: учитель обществознания

                                                                      высшей категории

                                                                                               Светлана Викторовна Максимчук

Аннотация.

       Урок проводится в 9 классе. Обучающиеся уже знакомы с темой «Права человека», так как данный урок является вторым по теме «Права человека».  Обучающимся было задано опережающее домашнее задание: познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка, Семейным кодексом РФ.

     На уроке учитель применяет интерактивные методы и формы обучения: кейс-метод, работа в группах, мозговой штурм, что позволяет обучающимся проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

    В частности текст кейс-ситуации роздан обучающимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с изучением документов, рассказом учителя в середине урока для закрепления теоретических знаний на практике.

     

Цель урока: ознакомить обучающихся с содержанием Конвенции о правах ребёнка, извлечений из Семейного кодекса  РФ, обеспечить усвоение обучающимися понимание прав ребёнка.

Задачи урока: 

1. Воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своим правам.

2. Развивать способность реализовывать права в повседневной жизни.

3. Научить уважать и не нарушать права другого человека.

4. Ознакомить с документами о правах ребёнка.

Тип урока: комбинированный.

Методы: работа с документами, кейсом, беседа, работа в группах.

Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей СК РФ, кейс, вопросы к заданию 1 и к заданию 2, жетоны разного цвета.

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка цели и задач обучающимися.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Знакомство с текстом Конвенции о правах ребёнка.
  2. Решение вопросов в группах по материалу Конвенции о правах ребёнка.
  3. Работа с кейсом.
  4. Знакомство с некоторыми статьями Семейного кодекса РФ.
  5. Заполнение таблицы: личные права детей, имущественные права детей.

III.     Рефлексия урока. Подведение итогов.

IV.     Домашнее задание:

                 1. Ответить на вопрос: Какое право является самым значимым конкретно для  каждого из вас?

                2. Используя, СМИ подготовить примеры о нарушении прав ребёнка в современном мире.

Конспект урока.

Этапы урока.

Действия учителя, ответы учащихся

Ход урока

I. Организация урока: постановка цели и задач урока обучающимися.

Учитель:

Обучающиеся:

(предполагаемый ответ)

Учитель:

знакомство обучающихся с международным документом «Конвенция о правах ребёнка».

Обучающиеся:

Ответы учащихся.  

Учитель:

задание 2. Работа с кейсом.

Работа в группе по поиску выхода из конфликта – совместного поиска решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта, используя текст Конвенции.

Время выполнения 10 минут.

Обучающиеся

Ответы учащихся.

Учитель:

( на работу отводится

 5 минут)

Обучающиеся заполняют таблицу совместно с учителем.

Рефлексия. Учитель предлагает заполнить таблицу.

Заслушивается несколько ответов.(2 мин.)

 Учитель подводит итоги работы на уроке обучающимися. Подсчитывается количество жетонов в группах. Ставятся оценки.

Домашнее задание.

(2 мин.)

Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня мы продолжим говорить о правах человека. Как по вашему, от чего сегодня надо, в том числе с помощью права, защищать российского ребёнка?

Практически от всего. Дети вступают в жизнь полностью зависимыми от взрослых, поэтому на них в первую очередь сказываются такие условия существования, как бедность, отсутствие жилья, нормальной пищи, изменение отношений в семье. Необходимо защищать права ребёнка.

Тема урока: «Права ребёнка».

Работа на уроках будет проходить в группах. На каждом этапе выполнения задания за активную работу группе будет выдаваться жетон красного цвета, за менее активную работу – жетон зелёного цвета. Исходя, из количества жетонов того или иного цвета будет выставлена оценка.

 Вы уже знаете, что проблема прав человека издавна волновала людей. 10 декабря 1948 года ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. Основное значение данной декларации заключается в том, что были сформулированы основные права  и свободы человека. Принимая во внимание, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. А также, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Данную Конвенцию подписала и Россия.

Предлагаю выполнить задание 1.

Ещё раз знакомимся с текстом Конвенции о правах ребёнка, на эту работу отводится 5 минут.

Затем отвечаем на вопросы, используя текст Конвенции о правах ребёнка. Лидер группы озвучит решение группы.

Вопросы находятся у вас на столе.

Вопросы:

  • Как вы считаете, какое из прав определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?
  • Взять из Конвенции 1-2 права. Что могло бы произойти. Если бы их отняли у ребёнка?

На выполнение первого задания даётся 7 минут.

Вывод:

Знание  прав, прописанных в Конвенции о правах ребёнка имеет важное  значение в жизни каждого ребёнка. И очень хорошо, если ребёнок знает свои права и может их отстаивать.

А сейчас теоретические знания предлагаю закрепить на практике, познакомившись с предложенной ситуацией и попробовав её решить.

Перед вами лежит описание ситуации (кейс) и вопросы, документы, которые помогут вам найти выход из создавшейся ситуации. На ознакомление ситуации даётся 3 минуты.

Кейс.

Подарки Александры и Владимира.

Саша и Володя довольны новогодними подарками. Володя, как хотел. Получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе. Спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.

Сначала брат и сестра были очень довольны. Но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила брата: «Сделай перерыв в прослушивании и подпевании песен. Дай мне возможность поиграть на гитаре».

Володя ответил: «твоё «бренчание» на «балалайке» меня не беспокоит, я могу усилить звук».

Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт, подпевая какие-то отрывки из песен. Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы к ситуации:

  • Как произошёл этот конфликт?
  • Что чувствовали действующие лица?
  • Счастливый ли был конец?
  • Как этот конфликт мог быть предотвращён?
  • Какие другие концовки могли бы быть?
  • Какие и чьи права были проигнорированы?

Вывод: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Каждый из вас равноправный член семьи и ваши права закреплены не только в международных документах, но и в документах РФ, в частности в Семейном кодексе РФ.

Прошу познакомится с извлечениями из Семейного кодекса РФ, которые у вас на столах. На знакомство выделяю 3 минуты.

Предлагаю вместе заполнить таблицу, используя статьи вышеуказанного документа.

Личные права детей

Имущественные права ребёнка

Спасибо за работу.

Я - знал

Я - узнал

Я - удивлён

1. Ответить на вопрос, используя документы: Конвенцию о правах ребёнка, выборку из СК РФ.

Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?

2. Используя, СМИ подготовить примеры о нарушении прав ребёнка в современном мире.

Урок окончен.

Кейс.

Подарки Александры и Владимира.

Саша и Володя довольны новогодними подарками. Володя, как хотел. Получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе. Спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.

Сначала брат и сестра были очень довольны. Но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила брата: «Сделай перерыв в прослушивании и подпевании песен. Дай мне возможность поиграть на гитаре».

Володя ответил: «твоё «бренчание» на «балалайке» меня не беспокоит, я могу усилить звук».

Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт, подпевая какие-то отрывки из песен. Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы к ситуации:

  • Как произошёл этот конфликт?
  • Что чувствовали действующие лица?
  • Счастливый ли был конец?
  • Как этот конфликт мог быть предотвращён?
  • Какие другие концовки могли бы быть?
  • Какие и чьи права были проигнорированы?

Приложение 1.

Таблица из задания 3.

Основные права ребёнка, закреплённые в Семейном кодексе РФ.

Личные права детей СК РФ, ст. 54-59

Имущественные права ребёнка СК РФ, ст. 60

  • Право жить и воспитываться в семье
  • Право знать своих родителей
  • Право на заботу, на совместное с ними проживание
  • Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие
  • Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками
  • Право на защиту своих прав и законных интересов
  • Право выражать своё мнение
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Право на изменение имени и фамилии
  • Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих
  • Право на имущество, полученное в порядке наследования
  • Доходы, полученные ребёнком
  • Имущество, приобретённое на собственные средства ребёнка

Приложение 2.

Конвенции о правах ребенка

Сокращенный вариант

Целью Конвенции является установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми, в различной степени, они ежедневно сталкиваются во всех странах. Она учитывает культурные, политические и другие различия государств. Первостепенное внимание уделено наилучшему обеспечению интересов ребенка. Права, определенные Конвенцией, могут быть подразделены на следующие три группы:

Обеспечение: право владеть, получать или иметь доступ к определенным вещам или услугам (например, имя и гражданство, медицинский уход, образование, отдых и игры, забота об инвалидах и сиротах).

Защита: право на защиту от наносящих ребенку ущерб актов и действий (например, разлучение с родителями, вовлечение в военные действия, экономическая или сексуальная эксплуатация, физическое и психологическое насилие).

Участие: право ребенка быть заслушанным в ходе любого решения вопросов, затрагивающих его интересы. Ребенок, по мере роста своих умственных и физических способностей, должен получать больше возможностей участвовать в жизни общества в качестве подготовки к взрослой жизни (например, свобода речи и мнений, культуры, религии и языка).

Преамбула

Преамбула определяет тон, в котором должны толковаться все 54 статьи Конвенции. В ней указываются основные документы ООН, принятые до Конвенции и имеющие непосредственное отношение к детям, подчеркивается важность семьи для гармоничного развития ребенка, важность особых гарантий и заботы, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения, важность традиций и культурных ценностей каждого народа для развития ребенка.

Статья 1. Определение ребенка

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Недопустимость дискриминации

Каждому ребенку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права.

Государство должно защитить ребенка от всех форм дискриминации.

Статья 3. Наилучшие интересы ребенка

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 4. Осуществление прав

Государство обязано обеспечить осуществление прав, определенных Конвенцией.

Статья 5. Родители, семья, права и обязанности общества

Государства обязаны уважать родителей и семью применительно к их функции воспитания ребенка.

Статья 6. Жизнь, выживание и развитие

Право ребенка на жизнь и обязанность государства обеспечить выживание ребенка и его всестороннее развитие.

Статья 7. Имя и гражданство

С момента рождения право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. Сохранение своей индивидуальности

Государство обязано оказывать помощь и защиту ребенку для восстановления его индивидуальности, если он незаконно лишен ее.

Статья 9. Недопустимость разлучения с родителями

Право ребенка поддерживать контакт со своими родителями в случаях разлучения. В том случае, когда разлучение вытекает из таких обстоятельств, как арест, тюремное заключение или смерть одного или обоих родителей, государство предоставляет родителям или ребенку информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена семьи.

Статья 10. Воссоединение семьи

Заявления ребенка на въезд в государство или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться гуманным образом. Ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе прямые контакты с обоими родителями, если они живут в различных государствах.

Статья 11. Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государства принимают меры для борьбы с похищением ребенка со стороны одного из родителей или третьего лица.

Статья 12. Выражение своего мнения

Право ребенка выражать свое мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание.

Статья 13. Свобода слова и информации

Право искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме.

Статья 14. Свобода мысли, совести и вероисповедания

Государства должны уважать права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении этого права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

Статья 15. Свобода ассоциаций

Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ни один ребенок не может быть объектом вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Статья 17. Доступ к информации и СМИ

Ребенок должен иметь доступ к различным источникам информации; поощряется уделение особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств, а также разработка принципов защиты ребенка от информации, наносящей вред его благополучию.

Статья 18. Родительские обязанности

Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Статья 19. Злоупотребление и небрежное обращение (со стороны родителей или опекунов)

Государства должны обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Должны быть разработаны социальные программы с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся.

Статья 20. Замена ухода за детьми ввиду отсутствия родителей

Ребенок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны. При рассмотрении вариантов замены ухода за детьми государство должно учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную, культурную и языковую принадлежность.

Статья 21. Усыновление

Государства обязаны обеспечить, чтобы усыновление ребенка осуществлялось только компетентными органами. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если все способы ухода в стране его происхождения исчерпаны.

Статья 22. Дети-беженцы

Детям-беженцам должна быть обеспечена надлежащая защита. Государства должны оказывать содействие международным организациям по предоставлению такой защиты, а также в воссоединении детей с их семьями.

Статья 23. Дети-инвалиды

Право на особую заботу и образование, обеспечивающие активное участие в жизни общества.

Статья 24. Медицинский уход

Доступ к услугам системы здравоохранения, принятие государствами эффективных и необходимых мер с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 25. Периодическая оценка

Ребенок, помещенный на попечение с целью ухода за ним, его защиты или лечения, имеет право на периодическую оценку условий, связанных с таким попечением.

Статья 26. Социальное обеспечение

Право ребенка на социальное обеспечение.

Статья 27. Уровень жизни

Родители несут ответственность за обеспечение ребенку уровня жизни, необходимого для его гармоничного развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране.

Статья 28. Образование

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 29. Цели образования

Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Статья 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению

Право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Статья 31. Отдых и досуг

Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32. Экономическая эксплуатация

Право ребенка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.

Статья 33. Наркотики и психотропные вещества

Защита ребенка от незаконного употребления этих веществ, от использования детей в их противозаконном производстве и торговле ими.

Статья 34. Сексуальная эксплуатация

Защита ребенка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защита от использования детей в порнографических материалах.

Статья 35. Похищение детей, торговля детьми или их контрабанда

Государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.

Статья 36. Другие формы эксплуатации

Статья 37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы

Обязательства государства в отношении детей, заключенных под стражу.

Статья 38. Вооруженные конфликты

Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях.

Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооруженные силы.

Статья 39. Восстановление и реинтеграция

Обязательства государства по физическому и психологическому восстановлению и реинтеграции детей, ставших жертвами эксплуатации, пыток или вооруженных конфликтов.

Статья 40. Правосудие по делам несовершеннолетних

Ребенок, обвиняемый в нарушении уголовного законодательства, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства.

Статья 41. Права ребенка в других документах

Статья 42. Распространение Конвенции

Обязательство государства по информированию о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статьи 43—54. Применение положений

Эти статьи предусматривают контроль Комитета по правам ребенка за применением положений Конвенции.

Названия статей даны только для удобства пользования. Они не входят в официальный текст.

Приложение 3.

Извлечения из Семейного кодекса РФ.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту.
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка.
1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка.
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребёнка"

Целью данного урока является обощить знания детей об их правах и обязанностях.  Урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ ( граф-схема с методом "пустых клеток", взаим...