Рабочая программа по обществознанию
тест по обществознанию (10 класс) на тему

Суркова Галина Владимировна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.5-9.docx118.36 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева

ПРИНЯТА                                                                                                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании педагогического  Совета № ____                                                                                 Директор БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени

«____» __________ 201      г.                                                                                                                              Героя Советского Союза В.П. Горячева

                                                                                                                                                                                                                    Л.Н. Казимирская  

                                                                                                                                                                            Приказ №______  от____________201  г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа по учебному курсу

«Обществознание»

(5-9 класс)

                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной.

Обществознание  является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального  опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской.

Курс «Обществознание» для основной школы является органичным продолжением курса «Окружающий мир» для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения школьных предметов (в т.ч. «Обществознания») в виде линий развития личности школьника средствами того или иного предмета. Под линией развития понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач.  

Основные принципы: личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности; культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип; деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Структура курса основана на делении каждого учебного года на четыре основных блока (темы) – по основным сферам жизни общества: духовная культура, социальные отношения, экономика, политика.  Вопросы права освещаются при изучении каждой из этих сфер как способы правового регулирования разных общественных отношений

Так, учебный материал 5-го класса является мотивационной пропедевтикой систематического курса обществознания. В нем перед учениками ставится главный вопрос в начале изучения нового предмета: «Зачем изучать общество, если это наша каждодневная и, казалось бы, понятная жизнь?» Для ответа на этот вопрос ребятам предстоит выяснить, что общество – это сложный организм, складывающийся из четырех сфер (экономика, политика, социальная сфера, духовная культура), что обществознание – это предмет, объединяющий весь комплекс наук об обществе. Узнать, чем занимается каждая из этих наук: какую сферу общественных отношений она изучает, каковы ее цели и, самое главное – какую практическую пользу каждая из общественных дисциплин может принести людям и лично ему. При этом на изучение нового для учеников материала отводится только половина учебного времени. Вторая половина по замыслу авторов направлена на развитие умений применять обществоведческие знания в решении жизненных задач и актуальных для пятиклассников проектов общественной тематики.  

С 6-го класса курс обществознания приобретает модульную структуру. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной картиной общественных связей, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных интересов и возможностей. Так, учебный материал 6-го класса  объединен одним вопросом: как устроен мир людей?  Два учебных модуля позволяют учащемуся найти решение  проблем, поднятых в рамках каждого из них. Поиск ответа  на поставленные вопросы позволит: сформировать у шестиклассников умение  анализировать простые системы, факты, явления и понятия; научиться  оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения; объяснять отличия своих оценок от других; приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков.

Центральной темой в содержании 7-го класса является поиск ответа на вопрос: как найти себя в обществе? Содержание  учебных модулей ориентировано на  признание семиклассниками моральных и правовых норм  как регуляторов общественной жизни.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества происходит в 8–9-м классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, характеризующих современное глобальное общество. Изучение обществознания в этом возрасте  должно способствовать освоению старшими подростками основных социальных ролей (в рамках своего возраста), осознанию возрастающих возможностей и ответственности  гражданина Российской Федерации.

Культурологическая направленность программы проявляется в ключевых проблемах, которые ставятся во введении и (или) осмысливаются на повторительно-обобщающих уроках, помогая выстраивать современному школьнику его обществоведческую картину мира, объясняя современный мир через знание обществознания. Для учебника «Обществознание» 5-го класса эта проблема звучит так: «Зачем изучать общество?» Для учебника  6-го класса – «Как устроен мир людей».  Для 7-го класса – «Как найти себя в обществе?» Для 8-го класса – «Что объединяет разных людей?» Для  9-го класса: «Как жить по законам общества?» Ответ находится в плоскости изучения  единой структуры общества (четырех взаимосвязанных сфер), осуществляется по принципу спирали: каждый класс – это свой виток, на котором ставятся актуальные для данного возраста проблемные вопросы, решаемые на доступном для данного возраста материале. Таким образом, при единстве структуры обеспечивается постоянный прирост как объема знаний, так (что более важно) глубины их понимания и возможности использования в практической деятельности. При этом каждый класс (учебный год) – это целостное представление об обществ

Помимо культурологической  программы имеют очень важную гражданскую направленность.  Её формирование происходит через тексты параграфов и задания 2-й и 3-й линий развития, которые содержат основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы. Это как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности.

Через оценочно-толерантные задания 2-й линий развития и тексты, содержащие описание противоречивых обществоведческих явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.), формируется осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

В основу работы положен один из принципов развивающего образования, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым  принцип минимакса. Он предполагает, что учебник и учитель создают ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять  материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет нам предложить свой вариант решения проблемы разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Количество вопросов после параграфа и объем информации в тексте  изначально избыточны. Это сделано для того, чтобы у учителя и у ученика был выбор наиболее интересного варианта урока. Соответственно действует правило: Не все, что включено в учебник, нужно прочитать и выполнить! Необходимо самостоятельно выбирать главное и интересное. Чтобы научиться этому, и учителю, и ученикам требуется список обязательного минимума информационных единиц. Он, как известно, в самом общем виде представлен в фундаментальном ядре ФГОС. Мы – авторы – конкретизировали его в виде понятий, выделенных в тексте каждого параграфа,  а также являющихся ключевыми для построения иллюстративной схемы параграфа.

В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включение учеников в самостоятельную познавательную деятельность. Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников  почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями.

При первом прочтении может даже создаться впечатление, что эти задания сложны для школьников. Однако если внимательно сравнить каждое задание с текстом, к которому оно адресовано, то легко заметить, что вся необходимая для ответа информация находится в тексте. Хотя прямого ответа нет! Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д. Именно эти продуктивные задания и составляют, на наш взгляд, основу развивающего учебника в отличие от традиционного, где главное – текст-объяснение.

Как и большинство учебников, созданных в концепции развивающего образования программа рассчитана на использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата. Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования  учебной проблемы  в конце каждого параграфа приведены фрагменты источников или справочные сведения с системой вопросов к ним. Урок можно начинать именно с чтения этих источников, и в ответах на вопросы будут выявляться противоречащие друг другу факты, мнения, положения, которые позволяют создать проблемную ситуацию и сформулировать учебную проблему темы в виде вопроса. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной). В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу. Этот этап актуализации обеспечен в учебнике вопросами перед параграфом.  Они входят в домашнее задание вместе с чтением текста нового параграфа. Вопросы актуализации предлагают ученикам вспомнить основные понятия и факты, с которыми они познакомились на предыдущих уроках и которые необходимы для понимания новой темы. Причем вопросы о ключевых понятиях и фактах повторяются многократно, и мы можем задавать их в течение всего учебного года. Таким образом постепенно осуществляется их освоение и запоминание.

При оценивании на этом и на последующих этапах используется технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила: оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи; учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания (1. Какое было задание? 2. Удалось получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. По каким признакам мы различаем отметки? 6. Какой отметки заслуживает решение этой задачи?).

На этапе открытия нового знания проблемно-диалогическая технология активно дополняется технологией продуктивного чтения. Получив продуктивное задание, требующее изучающего чтения, ученики проводят работу с текстом до чтения (предполагая, о чем он, по его афористичному названию, выделенным словам и т.п.), читают текст, используя прием диалога с автором, чтобы проникнуть не только на фактуальный, но и на подтекстовый информационный уровень; после чтения – формулируют вывод по заданиям, опираясь на изученный текст. Для самостоятельного переноса этих приемов на обществоведческие тексты ряд из них снабжен заданиями и вопросами, демонстрирующими технологию продуктивного чтения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по одному уроку.

ЛИЧНОСТНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Взаимосвязь результатов освоения предмета «Обществознание» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития – средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

Реализация в учебниках ОС «Школа 2100»

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания 2-й и 3-й линий развития (подробнее см. пункт 1.3) и тексты, которые содержат основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы, что как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии (см. пункт 3.2), обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему обществоведческих понятий и задания 1-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней обществоведческой картины мира (см. пункт 1.3).

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания 2-й линий развития (см. пункт 1.3)  и тексты, содержащие описание противоречивых обществоведческих явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через задания 3-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых общественных явлений.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через диалоговый стиль половины текстов учебника (как при постановке проблем, так и при их решении – см. пункт 3.4) через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. (см. пункты 3.1, 3.2).

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через насыщенность материалов учебников реальными семейно-бытовыми ситуациями, описанными глазами подростков, соответствующего ученикам возраста. Через постановку проблем значительной части уроков в виде проблем личностно-семейных отношений и поиск способов их решения (в т.ч. персонажами учебника).  

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 1-й и 2-й линий развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД

Формулировки метапредметных результатов

Реализация в учебниках  ОС «Школа 2100»

Р

Е

Г

У

Л

Я

Т

И

В

Н

Ы

Е

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников.

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК.

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями.

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к различным общественным явлениям.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РЕАЛИЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕБНИКИ:

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е.. Обществознание. Учебник для 5-го класса. (Зачем изучать общество?). – М.: Баласс, 2011.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. Обществознание. Учебник для 6-го класса. (Как устроен мир людей?) – М.: Баласс, 2011.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. Обществознание. Учебник для 7-го класса. (Как найти себя в обществе?). – М.: Баласс, 2011.

 Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. «Обществознание». Учебник для 8-го класса. (Что объединяет разных людей?). –  М.: Баласс, 2011.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. Обществознание. Учебник для 9-го класса. (Как жить по законам общества?). –  М.: Баласс, 2011.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

5-й класс: Зачем изучать общество? (34 часа)

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться и принимать удачные решения.

2-я линия развития личности.  Занимать свою позицию в обществе, чтобы научиться строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается других взглядов.

3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм.

Содержание: Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Вводная тема (2 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Как подготовить проект.

Теоретическое занятие (1 час). Философия как наука. Важность  философии для общества и человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социальная философия.  Многообразие теорий развития общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Логика как наука о правильном мышлении. Значение логики в жизни человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Этика как наука о морали  и нравственности. Значимость этики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Психология как наука о душе. Психология как способ поддержки в принятии себя и других людей, преодоления жизненных трудностей. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социология как наука о социальных группах. Влияние правил, принятых в группе, на поведение человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Экономика как искусство ведения хозяйства. Значение экономики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Макроэкономика  – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Значение макроэкономики  для  государства, как способ обеспечения достойной жизни гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политика как способ управления обществом. Власть. Президент. Государственная Дума. Правительство. Судебная власть. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политология – наука о политике. Значение политологии в жизни общества и гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан. Правоведение как наука о законах. Практическое занятие (1 час).

Обобщение  (1 час).

Представление проектов.

Результаты – требования к уровню подготовки  в конце 5-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

- Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

- Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);

- Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

- Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия):

- Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).

Межпредметные связи

История, 5-й класс: формирование единой с  историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 5-й класс:
 общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5-й класс:
 закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-й класс:
 представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

6-й класс: Как устроен мир людей? (34 часа)

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.  Анализировать  простые системы фактов, явлений, понятий. Объяснять разнообразие современного мира с учетом знаний о его устройстве

2-я линия развития личности.  Определять  свою позицию. Уметь  договариваться, оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения. Объяснять отличия своих оценок от других. Учиться делать нравственный выбор с точки зрения знаний об устройстве современного общества.

3-я линия развития личности. Действовать в правовых и нравственных нормах. Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков. Отмечать значимость своего вклада в правовые способы и средства  защиты правопорядка в обществе.

Содержание: Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Искусство быть человеком.

Вводная тема. 12 часа

Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни (экономика, социальная структура, политика, духовная культура), их взаимосвязь. Социальное взаимодействие.

Тема 1. Что такое человек (сфера культуры) (12 часов).

Проблема появления человека. Отличие человека от животного. Проблема антропогенеза. Биологические потребности. Мышление и язык. Происхождение человека и общества – научные и религиозные точки зрения. Биосоциальная природа человека. Мышление и речь как основные отличия человека от животного.

По каким законам живет человек. Общество как  среда обитания человека. Интересы и общая деятельность как факторы, объединяющие людей в общество. Взаимосвязь природы и общества.

Процесс развития личности. Структура сознания. Чувство. Воля. Взаимосвязь сознания и тела. Индивид и личность.

Деятельность как способ существования людей. Самореализация. Основные формы  деятельности (труд, игра, общение, познание). Многообразие видов деятельности.  Труд как необходимое условие существования общества. Общение – связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимают друг друга.

Индивидуальные качества личности: физические качества, умственные способности, черты характера.  Качества характера, их отличие от физических качеств и умственных способностей. Наследственность, воздействия общественной среды и самовоспитание как три условия развития личности. Темперамент. Нравственные и волевые качества, их  соотношение. Золотое правило нравственности. Понятия милосердия и добра.

Духовная жизнь человека. Духовные потребности, их взаимосвязь с характером и способностями.Человек как духовное существо. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: картина мира, ценности и цели.

Роль мировоззрения в жизни человека. Жизненный опыт. Научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Выбор между добром и злом в жизни человека. Этика. Мораль и  нравственность. Нравственный выбор человека. Добро и добродетели, зло и пороки. Совесть как  способность человека отделять добро от зла, критически оценивать свои действия, чувствовать свою вину за плохие поступки и мысли.

Проблема смысла жизни. Ценность творчества как отражения личностных качеств. Любовь как высшая ценность. Ценность человеческих отношений.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Проблема понимания общества.

Тема 2. Человек человеку – «друг» или «волк»? (сфера социальной структуры) (8 часов).

Проблема формирования межличностных отношений. Зависимость межличностных отношений от личных интересов и целей.  Виды межличностных отношений. Конфликт как несовпадение интересов между людьми. Малая группа. Личность в группе. Межличностные отношения в группах.

Значение образования в жизни человека. Социальные общности. Социальные группы,  их виды и цели. Взаимодействие социальных групп в обществе. Общественные отношения. Образование как процесс развития способностей,  интересов, ценностей и идеалов человека.

Важность общения в жизни человека. Потребность людей в общении. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации.

Роль социальных норм в жизни человека. Социальные нормы, их виды. Значение социальных норм в жизни общества. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и его методы. Наркомания и алкоголизм.

Условия развития личности в обществе. Социализация индивида. Факторы развития личности. Роль мышления и деятельности в развитии личности.

Роль семьи в жизни человека. Семья как малая группа: роль любви, взаимопонимания, прощения и веры друг в друга.  Здоровый образ жизни как условие развития личности.

Обобщение и контроль (2 часа).

Тема 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики) (4 часа).

Роль труда в жизни общества. Потребности. Пирамида человеческих потребностей. Потребление – использования благ для удовлетворения потребностей. Производство-организованный совместный труд людей по изготовлению необходимых вещей и услуг. Экономика как способ хозяйствования. Возникновение и развитие экономики. Деньги как эквивалент стоимости товара.

Проблема расходования ресурсов. Ресурсы и их виды: природные,  трудовые, денежные, информационные. Ограниченность ресурсов и потребности человека.  Понятие собственности. Обмен. Торговля как взаимосвязь производителей и потребителей.  Товар и услуга в экономике. Механизмы рыночной торговли  и регулирование. Реклама. Отношение покупателя к рекламе.

Обобщение и контроль (2 часа).

Тема 4. Зачем нужна власть? (сфера политики) (6 часов).

Зачем нужна власть. Зарождение власти как формы  управления обществом. Политическая власть – влияние правительства государства на народ своей страны. Законы как  правила поведения для граждан. Понятия обязанности и ответственности. Разделение властей.

Зачем нужны законы.  Зарождение права в обществе: обычаи. Законы. Правовые нормы в жизни общества. Кодексы как своды законов (Трудовой, Гражданский, Семейный, Уголовный). Иерархия законов. Конституция – основной закон страны. Система права. Правовые санкции. Правонарушение: проступок, преступление. Юридическая ответственность.

Государство – его признаки, функции. Понятие суверенитета. Форма правления (монархия и её виды, республика и её виды).  Территориальное устройство (унитарное государство, федерация). Политические режимы (демократические, недемократические).  

Патриотизм. Что значит быть патриотом.

Обобщение и контроль (2 часа).

Результаты – требования к уровню подготовки  в конце 6-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

- Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.

- Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.

- Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.  Анализировать  простые системы фактов, явлений, понятий.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

- Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.

- Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же  моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.

- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия).

- Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.

Межпредметные связи

История, 6-й класс: формирование единой с обществознанием системы понятий, структуры общественных связей.

Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.

География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

7-й класс: Как найти себя в обществе? (34 часа)

Цели обучения: Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, характеризуя  более сложные системы и  абстрактные понятия. Систематизировать обществоведческую информацию с целью определения своего места и роли в обществе.

2-я линия развития личности.  Давать оценку  не только поступкам, но и комплексным сложным общественным явлениям. Учиться договариваться  с другими, осознавая значимость коммуникации в межличностном общении и определении своего места в обществе.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать  последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной ситуации.  Выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.  

Содержание: Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Как понять – чего я хочу и что могу? (сфера культуры) (10 часов).

Вводная тема. 1 час.

Проблема достоверности истины. Познание как деятельность. Чувственное и рациональное познание. Этапы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Знание, его виды (обыденное, религиозное, научное). Законы логики – ядро рационального мышления. Дедукция и индукция.

Свобода выбора взгляда на мир.  Этапы становления мировоззрения в жизни человека. Научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Религии мира – противоречивые ответы  на одинаковые вопросы. Свобода совести.

Правила поведения в обществе и свои интересы. Индивидуальное сознание, процесс его формирования и  уникальность. Направленность общественного сознания на  решение общих для людей проблем.  Формы общественного  сознания (искусство, религия, философия, мораль и право, общественно-политические теории). Соотношение частного и общественного мнения.

Проблема свободы выбора в обществе. Степень внутренней свободы личности. Свобода воли и нравственная оценка.  Совесть – высшая нравственная инстанция в человеке, угрызения совести.  Долг – нравственный мотив поведения. Справедливость –  как признание правильности  и честности в отношениях между людьми. Милосердие, честность, любовь, дружба, верность, альтруизм. Золотое правило нравственности – универсальная  формула поведения человека, согласующаяся с его совестью и чувством долга.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Где мое место в обществе? (сфера социальной структуры) (8 часов).

Причины социального деления общества. Социальная структура. Сложность социальной структуры современного общества. Принципы социального деления. Этнос и этнические отличия. Национальное самосознание (самоназвание,  язык, обычаи, традиционный образ жизни) и процесс его формирования в жизни человека. Этнические (национальные) общности.

Социальные институты в жизни общества. Основные социальные институты, их структура, функции, роль в жизни общества. Религия как социальный институт.

Социальные статусы и роли, их значение в жизни человека и общества. Исходные и достигаемые социальные статусы. Престижность социального статуса в обществе. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Поиск смысла жизни (лично для каждого, для тебя). Счастье – основной жизненный ориентир и ценность.

Причины конфликтов в обществе. Потребность в общении и способы ее удовлетворения. Умение общаться как одна из причин успеха в обществе. Структура, функции, динамика конфликта. Способы выхода из конфликтной ситуации.

Конфликт отцов и детей. Взаимосвязь распределения власти в семье  и  непонимания родителями своих детей. Причины конфликта поколений и  основные способы его преодоления.

Положение подростка в обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Объем дееспособности несовершеннолетних. Соотношение прав и обязанностей и их зависимость от  возраста ребенка. Ответственность и её виды:  уголовная, административная, гражданская. Правовой статус личности.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 3. Что я могу сделать для себя и для других? (сфера экономики) (6 часов).

Требования рыночной экономики к современному работнику. Экономическая система. Типы экономических систем (традиционная, рыночная, плановая). Особенности рыночной экономики: частная собственность, хозяйственная инициатива, конкуренция, большая разница в доходах.  Особенности плановой экономики: государственный план, дефицит.  Формы собственности. Экономика современного общества  как сочетание принципов рыночной экономики (частная собственность, конкуренция, свободная торговля) с частичным государственным регулированием и системой государственной защиты граждан от нищеты.

Важность денег и банков в жизни общества. Функции денег: мера ценности и стоимости, обращения, средство накопления.  Свойства денег:  эквивалент при обмене, неподдельность, делимость, сохранность.  Предназначение банков в современном обществе. Виды банков. Кредитно-банковская система.

Зависимость благополучия от  экономической ситуации в мире. Мировая экономика. Внешняя торговля. Международное разделение труда. Сближение и взаимопроникновение национальных экономик.  Принципы свободной внешней  торговли и  их взаимосвязь  с протекционизмом.

Экономические права подростков. Физические и юридические лица - полноправные участники хозяйственной деятельности. Гражданские правоотношения. Право собственности. Права подростков на хозяйственную  самостоятельность и их ограничения. Объем дееспособности несовершеннолетних (имущественные, неимущественные права). Трудовые правоотношения в подростковом возрасте.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 4. Где пределы моей свободы и пределы власти  надо мной? (сфера политики) (7 часов).

Как возможно повлиять на власть. Политическая система как гарант способности общества реагировать на изменения, сохраняя  стабильность и порядок. Структура политической системы: политические партии, общественные движения,  СМИ, правовые нормы, система ценностей общества, средства и способы управления.  Функции политической системы в обществе. Государство как основной институт политической системы. Политическая система современной России. Организация публичной власти в России.

Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ и защита прав человека. Виды прав человека: гражданские (личные), политические, социальные, экономические и культурные права.  Важность соблюдения прав других людей. Нарушение прав человека (геноцид, дискриминация).

Правовые способы решения конфликтов.  Законы. Презумпция невиновности.

Правовые способы защиты прав граждан и решения конфликтов. Поддержание порядка с помощью законов – самый надёжный способ установления справедливости в обществе. Процесс принятия законов в РФ.  Механизм реализации законов и защиты прав граждан в РФ. Правоохранительные органы РФ. Санкции общества за правонарушения (преступления и проступки).

Защита прав детей в обществе. Международное право по защите прав детей (Конвенция о правах ребенка). Правоспособность и дееспособность ребенка. Механизмы защиты прав ребенка в РФ. Ответственность несовершеннолетних, в т.ч. уголовная.

Способы изменения общества. Роль традиций в сохранении культурного опыта. Движение общества к прогрессу. Революции и их причины (теории М. Вебера и К. Маркса). Реформы и их роль в эволюционном прогрессе.

Обобщение и контроль (2 часа).

Требования к уровню подготовки  в конце 7-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.

Добывать и критически оценивать информацию:

- о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений;

- о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;

- о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;

- об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о

структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.

Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.

Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.

Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.

Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.

Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.

Выстраивать линию своего поведения в ситуациях:

- моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,

- связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;

- моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми;

- нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.

Межпредметные связи

История, 7-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс:
 общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс:
 закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс:
 общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.

8-й класс: Что объединяет разных людей? (34 часа)

Цели обучения: Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, связывая  в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом. Рассматривать современное  глобальное общество с позиций толерантности  и осознания единства, стоящих перед ним задач.

2-я линия развития личности.  Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения. Уметь общаться с людьми, преодолевая и предотвращая конфликты.

3-я линия развития личности. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях, характеризующих развитие современного общества. Понимать и принимать последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной обстановке. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.

Содержание: Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль1.  Как разные люди понимают друг друга?  (сфера культуры) (8 часов).

Вводный урок (1 час).

Как договариваться с людьми. Духовная жизнь человека. Формирование  мировоззрения. Роль философского мировоззрения в жизни человека. Общечеловеческие ценности. Глобальные проблемы и пути их решения. ООН.

Истина и ее критерии, относительность истины.   Чувственное и рациональное познание. Методы обоснования истины: доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание как  способ обретения  нового знания наиболее оптимальным путём. Виды объяснений. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика.

Научное знание, его характерные признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.  Научные теории – системы понятий и закономерностей, объясняющие сущность явлений изучаемой реальности. Объективность и доказательность – критерии научности. Этические ценности науки.

Роль самопознания  в развитии личности. Стремление личности к самосовершенствованию. Проблема смысла жизни в разные исторические эпохи. Надежда и её роль в жизни человека.  Свобода воли и нравственная оценка.  

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Как разные люди договариваются друг с другом? (сфера социальной структуры) (9 часов).

Проблема самореализации в обществе. Ценность человеческой жизни. Стремление к самореализации и реакция общества. Свобода как главная ценность. Проблема выбора и ответственность (социальная). Внешняя и внутренняя ответственность.

Искусство человеческого общения. Функции и структура общения. Стили общения. Манера общения. Значение общения для юношеского возраста. Основные социальные роли в юношеском возрасте.

Семья в современном обществе. Институт семьи и брака. Функции семьи. Семейные правоотношения. Семейный кодекс. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Судьбы семьи в современном обществе. Гражданские и церковные браки.

Восприятие конфликтной ситуации: конструктивный и деструктивный вид конфликта. Поведение в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Пути конструктивного решения конфликта.

Причины возникновения национальных конфликтов. Интеграция народов. Культурная  индивидуальность. Толерантность. Дифференциация – стремление народов к самостоятельности, сохранению и развитию своей национальной культуры, экономики и политики. Причины появления национальных проблем. Социальные, этносоциальные (национальные) конфликты, пути их разрешения.

Социальное неравенство в современном обществе. Проблема социального неравенства и социальной несправедливости.  Стратификация (элита, средний класс, малоимущие, маргиналы, люмпены). Гендерные отношения.

Способности и возможность изменить свое положение в обществе. Интересы. Задатки. Талант. Роль труда в достижении социального успеха. Социальная мобильность, ее формы (горизонтальная, вертикальная) и каналы в современном обществе.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 3. Как разные люди работают вместе?  (сфера экономики) (8 часов).

Экономика семьи. Источники семейных доходов. Семейный бюджет – свод доходов и расходов в семье. Государственные пособия.  Виды семейного бюджета (совместный, долевой, раздельный).  Брачный контракт.

От чего зависит  цена товара. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена.

Влияние законов на хозяйство. Гражданско-правовые отношения.  Гражданский кодекс. Вопросы, регулируемые гражданским правом: вещное право и формы собственности, обязательственное право, авторское право, права наследования. Трудовой кодекс РФ. Порядок заключения и действия  трудового договора. Предпринимательская деятельность. Правила и порядок создания предприятия. Налоговый кодекс РФ. Предпринимательская активность населения.

Честность трудовых отношений. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Прожиточный минимум. Минимальная зарплата. Профессиональные союзы. Занятость. Безработица. Виды безработицы.

Роль государства в экономике. Функции государства в рыночной экономике. Монополия и антимонопольное законодательство. Положительные и отрицательные стороны государственного регулирования экономики. Формы вмешательства государства в экономику.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 4. Как разные люди организуют жизнь общества? (сфера политики) (8 часов).

Государство для человека или человек для государства. Правовое государство. Принципы правового государства. Конституция Российской Федерации и правовое государство.

Государственная охрана права. Нормы права и их нарушения. Виды  правонарушений: уголовные преступления, административные проступки и гражданские правонарушения. Государство в политической системе. Правоохранительные органы РФ. Защита прав человека в РФ. Общественные правозащитные организации.

Защита прав личности. Правовые способы защиты конституционных прав граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.  Виды ответственности. Гражданский процесс. Суды разной юрисдикции и принципы  их деятельности. Истец. Ответчик. Состязательность суда. Административный порядок защиты  прав человека.

Условия существования демократии. Основные направления политики государства. Гражданское общество.  Активная гражданская позиция как часть политической культуры.  Признаки демократической политической  системы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе.  Роль оппозиции. Свобода слова и независимость  СМИ.

Необходимость разных партий в обществе. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.  Умеренные и радикальные политические идеологии.  Признак и типы политических партий. Типы политических систем (однопартийная, двухпартийная, многопартийная).  Политический плюрализм. Функции политических партий. Организация публичной власти в России.

Обобщение и контроль (2 часа).

Требования к уровню подготовки  в конце 8-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Добывать и критически оценивать информацию:

- о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

- о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

- о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

- о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять информацию  в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять своё отношение:

- к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;

- к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;

- к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);

- к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии;

Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

- с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием  общечеловеческих ценностей;

- с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;

- с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.

- с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.

Межпредметные связи

История, 8-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.

География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма, позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биологического и социально-психологического в поведении человека.

9-й класс: Как жить по законам общества? (34 часа)

Цели обучения: Развивать умение по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, связывая  в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом.  Способность  воспринимать законы как механизмы и регуляторы  деятельности людей.

2-я линия развития личности.  Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения с установкой на необходимость руководствоваться  нравственными и правовыми понятиями, нормами и правилами.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать  последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной ситуации. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию  с точки зрения приверженности гуманистическим и  нравственным, демократическим ценностям, патриотизму, гражданственности.

Содержание: Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы. Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Как правильно отстаивать свое мнение? (сфера культуры) (7 часов).

Вводный урок (1 час).

Важность рационального познания в жизни человека.  Правила рационального постижения истины. Роль интуиции в  рациональном познании.  Основания, допустимые приемы рационального спора. Способы манипуляции сознанием.

Власть средств информации. Институт СМИ. Роль и задачи  СМИ в жизни современного общества. Проблема зависимости СМИ.  Взаимодействие гражданского общества и СМИ. Правила общения человека со СМИ.

Глобальные проблемы современного общества. Теории развития общества (формационный, модернизационный, цивилизационный подходы).Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Ускорение общественного развития. Процессы глобализации, их противоречивость. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы современности.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Как строить отношения с людьми? (сфера социальной структуры) (7 часов).

Восприятие конфликтной ситуации. Межличностные и социальные конфликты.  Стадии конфликта. Пути конструктивного решения конфликта.  Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Этносоциальные (национальные) конфликты, пути их разрешения. Конституционные основы национальной  политики в РФ.

Межличностные отношения в юношеских  группах. Значение общения для юношеского возраста. Социальная установка. Факторы, определяющие статус юноши в группе. Ролевой набор личности в юношеском возрасте. Ролевое поведение. Юность –  время формирования красивых идеальных жизненных планов, без обдумывания способов их реализации.

Что значит быть молодым.  Социально-психологические качества молодежи. Молодежь как социальная группа в современном обществе.  Особенности социализации в данный период  жизни: выбор профессии и своего места в жизни, создание семьи и рождение детей, достижение экономической независимости и социально ответственного поведения.

Забота государства о гражданах. Социальное государство и его признаки. Прожиточный минимум.  Социальная политика. Особенности социального развития современного российского общества. Конституционные основы социальной  политики.  Социальная защита в РФ.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 3. По каким правилам можно зарабатывать деньги? (сфера экономики) (7 часов).

Система создания богатств в обществе. Типы экономических систем и основные вопросы экономики. Целесообразность  смешанной экономики в современном мире. Мировая экономика и   валютный курс. Глобализация экономики. Международные экономические организации.  Международное разделение труда. Факторы производства как гарантии роста экономической мощи государства. Издержки производства и условия их снижения.  Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. Экономические циклы. Фазы экономического цикла в условиях рыночного хозяйства. Экономический рост и развитие.

Система торговли богатствами. Деньги и понятие инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Роль банков в экономике. Как банки делают деньги. Потребительский кредит. Биржи. Рынок ценных бумаг. Акции, облигации. Фондовая биржа. Реальный доход. Номинальный доход.

Способы зарабатывания денег: доход и зарплата. Основные типы фирм: индивидуальные фирмы, товарищества, кооперативы, акционерные общества. Виды прибыли. Значение конкуренции в развитии  экономики. Рынок труда.  Спрос, предложение и цена на рынке труда.

Справедливость в распределении богатств. Государственный бюджет.  Бюджетная и налоговая политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг.  «Теневая» экономика и её влияние на общество.  Кредитно-денежная политика государства.

Модуль 4. Каковы законы взаимодействия с властью?  (сфера политики) (7 часов).

Участие человека в политической жизни.  Политическая власть.  Функции государства в политической системе.   Политический процесс. Принцип легитимности власти. Политический процесс и его стадии. Понятие политической культуры. Значимость участия  гражданина в политической жизни.

Организация публичной власти в России. Правовые способы защиты конституционных прав граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ.  Исполнительная (правительство РФ) и законодательная власть (Федеральное собрание). Судебная система. Местное самоуправление.

Как выбрать власть. Соотношение личных и общественных интересов. Политические идеологии  и их виды в современном мире.  Политические партии, движения, организации, лидеры в выборную кампанию. Правила поведения избирателя. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Политический конфликт и его причины. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Альтернативы экстремизму.

Обобщение и контроль (2 часа).

Требования к уровню подготовки  в конце 9-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Добывать и критически оценивать информацию:

- о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

- о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

- о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

- о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять  информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять своё отношение к проблемам:

- манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;

- социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;

- «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;

- тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

- с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;

- с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;

- с  рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;

- с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.

Межпредметные связи

История, 9-й класс: оформление единой с  обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей; активный перенос общественно-исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи.

Литература, 9-й класс: систематический курс развития отечественной литературы, позволяющий прослеживать закономерности отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей.

География, 9-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы в глобальном контексте мировой экономической системы.

Биология, 9-й класс: общие закономерности развития жизни на Земле, позволяющие устанавливать взаимосвязи биологических и социальных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...