Рабочие программы по предметам
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8, 9 класс) на тему

Яковенко Марина Викторовна

рабочие программы по предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА УЧЕБНЫХ ЧАСОВ  НА СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Предмет         обществознание   (включая экономику и право)                                Класс           9-Б, Г  

Уровень         общеобразовательный                                                         

№ п/п

Дидактические единицы

По примерн. программе

По УМК

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

35

35

35

2

Человек и общество

6

7

7

3

Духовная культура

4

4

4

4

Экономика

4

5

5

5

Социальная сфера

6

6

6

6

Политика и право

6

9

9

7

Резерв

9

4

4

8

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

105

105

9

Общество

8

8

6

2

10

Человек

10

10

8

2

11

Сфера духовной культуры

8

8

8

12

Экономика

22

22

7

15

13

Социальная сфера

14

14

8

6

14

Политика и социальное управление

10

12

2*

10

15

Право

22

24

2*

22

16

Резерв

11

7

ИТОГО

140 ч (из них резерв 20 ч)

140 ч (из них резерв 11 ч)

35 ч (из них резерв 4 ч)

35ч (из них резерв 2 ч)

35 ч (из них резерв 2 ч)

35 ч (из них резерв 3 ч)

Рабочая программа учебного курса по предмету    обществознание ( включая экономику и право)

Учитель

Класс

9-Б, Г

Уровень

Основное общее образование

Количество часов

По программе в год  -  35;      в неделю -  1

Контрольных работ

Развитие речи

Лабораторных работ

Практических работ

Рабочая программа составлена на основе

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию                      

2.Федерального базисного учебного плана.

3.Примерной  программы  основного общего образования  по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – 2 изд., - М.: Дрофа, 2008

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая  программа по обществознанию  для 6-9 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
  •  Сборник  нормативных документов «Примерная программа основного общего образования по направлению «Обществознание», составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

  • Титульный лист;
  • Распределение объёма учебных часов на ступень обучения;
  • Таблица рабочей программы учебного курса по предмету;
  • Пояснительная записка;
  • Тематическое планирование;
  • Описание материально-технического обучения.

Обоснование выбора программы.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Изучение курса обществознания направлено на достижение следующих целей: 

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л.Н.Боголюбов), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

  1. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
  2. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
  3. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой
  4. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения  обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Организация образовательного процесса

Форма: урок

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствование знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

- урок-беседа;

- практическое занятие;

- урок-экскурсия;

- урок-игра;

- выполнение учебного проекта.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Индуктивные, дедуктивные.

3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1. Стимулирование и мотивация интереса к изучению.

2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. Устного контроля и самоконтроля.

2. Письменного контроля и самоконтроля.

3. Практического контроля и самоконтроля.

Тематический план

Распределение учебного материала в 6 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1*

2

Человек и общество

7

3

Духовная культура

4

4

Экономика

5

5

Социальная сфера

6

6

Политика и право

9

Резерв учебного времени

3

Итого

35

* - за счет резерва

Распределение учебного материала в 7 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Общество

6

2

Человек

8

3

Экономика

7

4

Социальная сфера

8

5

Политика и социальное управление

2*

6

Право

2*

Резерв учебного времени

2

Итого

35

Распределение учебного материала в 8 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Общество

2

2

Человек

2

3

Сфера духовной культуры

8

4

Экономика

15

5

Социальная сфера

6

Резерв учебного времени

2

Итого

35

Распределение учебного материала в 9 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Политика и социальное управление

10

2

Право

22

Резерв учебного времени

3

Итого

35

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 КЛАСС)

 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)

Человек и общество  (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе. 

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура  (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика  (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с  имеющимися ресурсами.

  Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа.  Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.  Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право (6 час)

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени  – 9 ч

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 КЛАСС

 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  (105 час)

Общество (8 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек (10 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.  Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.  Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика    (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

        Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет.        Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

        Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Налоги, уплачиваемые гражданами.

 Социальная сфера (14 час)

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.  Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

 Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

 Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

.

Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

 Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

 Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

 Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

  Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 

Право (22 час)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права.

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация. 

Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение.   Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

        Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Резерв учебного времени  – 11 ч

Календарно – тематическое планирование по обществознанию. 9 класс


п/п

Дидактические единицы / Элементы
содержания

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Характеристика деятельности учащихся/

 Планируемые результаты

Вид
контроля

Домаш. задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Политика и социальное управление. 

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направ-ления политической деятельности. Разделение властей.

Политика и власть

УИПЗЗ

Понятия: формы проявления и влияния, власть, источники власти, политика

Умения: работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий; пояснять, что представляет собой власть, её виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Схема  «Ветви власти»

§ 1

2

Политика и социальное управление. Понятие и признаки государ-ства. Государствен-ный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

Государство

УЗЗВУ

Понятия:

Умения: систематизировать информацию

Схема «Признаки государства», таблица «Функции государства»

§ 2

3

Политика и социальное управление.  Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.

Формы государства

УЗЗВУ

Понятия: монархия, республика, унитарное государство, федерация

Умения: сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

Словарик темы, схема «Формы государства»

§ 2

4

Политика и социальное управление. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тота-литаризм. Демокра-тические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Политический режим

УЗЗВУ

Понятия: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, парламентаризм

Умения:  сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

§ 3

5

Политика и социальное управление. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ.

Гражданское общество и правовое государство

УИПЗЗ

Понятия:  гражданское общество, правовое государство

Умения: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты ( явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

§4,§5

6

Политика и социальное управление. Местное самоуправление.

Местное самоуправление

УИПЗЗ

Понятия: местное самоуправление, муниципалитеты

Умения: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения

§5, стр. 44-45

7

Политика и социальное управление.

 Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличите-льные черты выборов в демократическом обществе. Референ-дум. Выборы в РФ. Опасность полити-ческого экстремизма.

Участие граждан в политической жизни

УЗЗВУ

Понятия: выборы, референдум, митинги, пикеты, экстремизм

Умения: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам

§6

8

Политика и социальное управление. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

УИПЗЗ

Понятия: политический плюрализм, политические партии, общественные движения

Умения: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам

§7

9

Политика и социальное управление. Средства массовой информа-ции в политической жизни.  Влияние на политические настроения в общест-ве и позиции избира-теля. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Средства массовой информации в общественной жизни

УЗЗВУ

Понятия: СМИ, «четвертая власть»

Умения: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам

§ 1, стр. 8-10

10

Повторительно-обобщаю-щий урок по теме: Политика и социальное управление

УОСЗ

Тест

Повт. §§ 1-7

11

Право.  Право и его роль в жизни общест-ва и государства. Принципы права.  Субъекты права.

Право и его роль в жизни общества и государства

УИПЗЗ

 Понятия: право, субъекты права

Умения: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

 

§ 8

12

Право.  Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законода-тельства.  Правовая информация.

Система права

УИПЗЗ

Понятия: система права, норма права, гипотеза, диспозиция, санкция, иерархия нормативно-правовых актов

Умения: систематизировать информацию

§8, стр. 74-77

13

Право.  Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения.

Правоотношения как форма общественных отношений

УИПЗЗ

Понятия: правоотношения

Умения: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

§ 9

14

Право. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних

УИПЗЗ

Понятия: дееспособность, правоспособность, эмансипация

Умения: систематизировать информацию, делать выводы, приводить примеры

§ 9, стр. 82-84

15

Право.  Признаки и виды правонаруше-ний.  

Признаки и виды правонарушений

УЗЗВУ

Понятия: правонарушения, проступки, преступления

Умения: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

§10

16

Право.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Презумпция невиновности.

Понятие и виды юридической ответственности

УЗЗВУ

Понятия: юридическая ответственность, административная отв., гражданско-правовая отв., дисциплинарная отв., уголовная отв., презумпция невиновности

Умения: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

§10

17

Право.  Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

УЗЗВУ

Понятия: Конституция, федерализм, народовластие

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

§§12-13

18

Право.  Федеративное устройство России.

Федеративное устройство России

УЗЗВУ

Понятия: федерализм

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

Работа с Консти-туцией

19

Право.  Президент Российской Федерации.  

Президент Российской Федерации

УЗЗВУ

Понятия: президент 

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

Работа с Консти-туцией

20

Право. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации

УЗЗВУ

Понятия: парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Гос.дума, правительство

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

Работа с Консти-туцией

21

Право. Конституционные основы судебной системы РФ.

Конституционные основы судебной системы РФ

УИПЗЗ

Понятия: суды РФ

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

Работа с Консти-туцией

22

Право.  Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Правоохранительные органы

УИПЗЗ

Понятия: правоохранительные органы, Конституционный суд РФ, система судов общей юрисдикции, прокуратура, адвокатура, нотариат, полиция.

Умения: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия сфер общественной жизни, гражданина и государства);приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

§ 11

23

Право. Гражданство. Понятие гражданства РФ. 

Гражданство. Понятие гражданства РФ

УИПЗЗ

Понятия: гражданство

Умения: сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

§ 2, стр. 17-19

24

Право.   Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Консти-туционные обязан-ности гражданина.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина РФ

УЗЗВУ

Понятия: права, обязанности

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

§§ 14-15

25

Право.  Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современ-ном обществе. Меха-низмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина.

Международно-правовая защита прав человека

УИПЗЗ

Понятия: декларация прав человека и гражданина

Умения: сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

§ 22

26

Право.  Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участ-ников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотн

Правовые основы гражданских правоотношений

УИПЗЗ

Понятия: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, право собственности, виды гражданско-правовых договоров, права потребителей.

Умения: систематизировать информацию, делать выводы, приводить примеры

§ 16

27

Право.  Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  

Семейные  правоотношения

УИПЗЗ

Понятия: семья, брак, родство, алименты, расторжение брака, опека, попечительство

Умения: приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

§ 18

28

Право.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения началь-ного и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Правовое регулирование отношений в области образования

УИПЗЗ

Понятия: право на образование, Закон об образовании

Умения: осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации из оригинальных неадаптированных правовых текстов

§ 23

29

Право.  Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Трудовые правоотношения. Право на труд

УЗЗВУ

Понятия: трудовой договор, работник, работодатель

Умения: объяснять взаимосвязи;

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

§ 17

30

Право.Администра-тивные правоотноше-ния. Административ-ное правонарушение. Виды администрати-вных наказаний.

Административные правоотношения

УИПЗЗ

Понятия: административные правоотношения

Умения: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов,

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

§ 19

31

Право.  Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлече-ния и освобождения от уголовной ответст-венности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказа-ния. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Уголовное право

УИПЗЗ

Понятия: преступление

Умения: систематизировать информацию, делать выводы, приводить примеры

§ 20

32

Повторительно-обобщающий урок по теме: Право

УОСЗ

33

Итоговая контрольная работа: Политика и право.

УПОКЗ

К/Р №1

34

Работа над ошибками

35

Резерв

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

Литература

1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.

2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.

3. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.

Литература для учителя:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
2.  Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
3. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 2005г.

Литература для учащихся:

1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.  
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2005г.
4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей



Предварительный просмотр:

Распределение объема учебных часов на ступень обучения

2014-2015 учебный год

Предмет        ________обществознание (включая экономику и право)________________________________________

Уровень        _________базовый_______________________________________ (базовый/профильный)

 УМК     

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. –  М. : Просвещение, 2011. – 224 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2012. – 256 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  3. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2012. – 227 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  4. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

№ п/п

Дидактические единицы

По примерной программе

По УМК

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

35

Человек и общество

6

9

9

Духовная культура

4

4

4

Экономика

4

5

5

Социальная сфера

6

6

6

Политика и право

6

7

7

2

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

105

Общество

8

8

5

3

Человек

10

10

3

7

Сфера духовной культуры

8

8

8

Экономика

22

22

10

12

Социальная сфера

14

15

7

8

Политика и социальное управление

10

11

11

Право

22

24

8

16

3

ИТОГО

140 ч (из них резерв 23 ч)

140 ч (из них резерв 11 ч)

35 ч (из них резерв 4 ч)

35ч (из них резерв 5 ч)

35 ч (из них резерв 1 ч)

35 ч (из них резерв 1 ч)

Рабочая программа учебного курса по предмету____Обществознание (включая экономику и право)________

Педагог

Яковенко Марина Викторовна

Классы

8А, 8Б

Уровень

базовый

Количество часов

По программе в год:_____35 часов_________; в неделю:__1  час_______________

Контрольных работ

Развитие речи

Лабораторных работ

Практических работ

Рабочая программа составлена на основе

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Федерального базисного учебного плана.
  3. Примерной  программы  основного общего образования  по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – 2 изд., - М.: Дрофа, 2008

                                                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по обществознанию (включая экономику и право) для 8 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г.
  2. Федерального базисного учебного плана.
  3. Примерной  программы  основного общего образования  по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – 2 изд., - М.: Дрофа, 2008.

           Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) носит общеобразовательный уровень. Она рассчитана на один год обучения (35 часов в год, из расчета один час в неделю).

           Обоснование выбора программы.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Изучение курса обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение»

( Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;) который широко используется в общеобразовательных учреждениях.

        Учебники: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2012. – 227 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения обществознания  (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения  обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все

ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,

описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий,

проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,

неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 8 класса должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

•общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями;

Уметь

• объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства;

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

Типы уроков:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

Формы и средства контроля:

1.        Фронтальный опрос

2.        Индивидуальный опрос

3.        Понятийный диктант

4.        Работа по карточкам

5.        Решение ситуативных задач

6.        Индивидуальная беседа

7.        Проверка практического задания

8.        Проверка творческого задания

9.        Тестирование

        Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Быть личностью?

1

2

Общество как форма жизнедеятельности  людей.

1

3

Развитие общества.

1

4

Человек, природа, общество

1

5

Типология обществ

1

6

Социальный прогресс и развитие общества

1

7

Сфера духовной жизни и её особенности

1

8

Мораль

1

9

Долг. Совесть

1

10

Моральный выбор

1

11

Образование в РФ

1

12

Наука в современном обществе

1

13

Религия- одна из форм культуры

1

14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура».

1

15

Что такое экономика? Потребности и ресурсы

1

16

Главные  вопросы экономики

1

17

Собственность

1

18

Рыночная экономика

1

19

Производство

1

20

Предпринимательство

1

21

Роль государства в экономике

1

22

Распределение

1

23

Потребление

1

24

 Инфляция и семейная экономика

1

25

Безработица. Ее причины и последствия.

1

26

Обмен. Международная торговля

1

27

Социальная структура общества

1

28

Социальный конфликт, пути его разрешения

1

29

Социальный статус. Социальная роль

1

30

Нации и межнациональные отношения

1

31

Отклоняющееся поведение

1

32

Личность в современном мире.

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и общество».

1

34

Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и общество».

1

35

Резерв учебного времени

1

Календарно-тематическое планирование по предмету Обществознание (35 ч)

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Формы контроля

Дата проведения

8 а

8 б

Общество(3 часа)

1

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Быть личностью?

Вводный урок изучения нового материала

Науки,        изучающие общество.

Учебник обществознания и его специфика

Беседа по новому материалу

2

Общество как форма жизнедеятельности  людей.

урок изучения нового материала

Понятие    общества,. Основные сферы общественной жизни.

Текущий: опрос по  новому материалу,

3

Развитие общества.

Комбини-

рованный

Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь     сфер общественной жизни.

Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради

Человек(3 часа)

4

Человек, природа, общество

Комбини-

рованный

Природа как основа возникновения и жизнедеятельности    человека  и  общества...Экологические  проблемы.  

Устный опрос по домашнему заданию.

5

Типология обществ

Комбини-

рованный

Современные подходы  к типологии  обществ.    Доиндустриальное,       индустриальное и постиндустриальное   общества. Человечество  в  XXI в..     Глобализация. терроризм

Устный опрос по домашнему заданию.

6

Социальный прогресс и развитие общества

Комбини-

рованный

Основные      закономерности     развития общества. Закон неравномерности    развития народов и наций  мира.  

Устный опрос по домашнему заданию.

Сфера духовной культуры(8часов)

7

Сфера духовной жизни и её особенности

Урок изучения нового материала

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России

Текущий: опрос по  новому материалу,

8

Мораль

Комбини-

рованный

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

9

Долг. Совесть

Урок изучения нового материала

Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.

Текущий: опрос по  новому материалу,

10

Моральный выбор

Комбини-

рованный

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

11

Образование в РФ

Урок изучения нового материала

Значимость образования в условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Текущий: опрос по  новому материалу,

12

Наука в современном обществе

Комбини-

рованный

Наука, её значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

13

Религия- одна из форм культуры

Комбини-

рованный

Религия- одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура».

урок проверки, оценки и контроля знаний

Основные понятия. Особенности духовной культуры.

Индивидуальная деятельность/ Знать основные понятия: культура, образование, наука.

Экономика(12 часов)

15

Что такое экономика? Потребности и ресурсы

Урок изучения нового материала

Что   такое   экономическая наука. Структура экономики.  Основные виды ресурсов   экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость  

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

16

Основные вопросы экономики

Комбини-

рованный

Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем

Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради

17

Собственность

Урок изучения нового материала

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.  

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

18

Рынок, цена, конкуренция

Комбини-

рованный

Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга   в   рыночной экономике.   Цена   как регулятор   спроса   и предложения

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы

19

Производство

Комбини-

рованный

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

20

Предпринимательство

Комбини-

рованный

Содержание и функции     предпринимательства. Предприниматель: экономический   статус,         поведение. Функции.  Цели фирмы, её организационно-правовые формы.      Малый бизнес и его роль в экономике

Фронтальный опрос, беседа по новому материалу

21

Роль государства в экономике

Комбини-

рованный

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами

Устный опрос по домашнему заданию. Терминологический диктант

22

Распределение

Комбини-

рованный

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения

Понятийный   диктант, решение экономических задач

23

Потребление

Комбини-

рованный

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Понятийный   диктант,  индивидуальное тестирование,    решение экономических задач

24

Доходы и инфляция

Комбини-

рованный

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит..

Понятийный   диктант, тестирование,    решение экономических задач

25

Безработица

Комбини-

рованный

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Понятийный   диктант, тестирование,    решение экономических задач

26

Обмен. Международная торговля

Комбини-

Рованный

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы

Социальная сфера(8 часов)

27

Социальная структура общества

Урок изучения нового материала

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Текущий: опрос по  новому материалу,

28

Социальный конфликт, пути его разрешения

Комбини-

рованный

Социальный конфликт, пути его разрешения

Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради

29

Социальный статус. Социальная роль

Комбини-

рованный

Строение общества. Социальный   статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы

30

Нации и межнациональные отношения

Комбини-

рованный

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Текущий: опрос по  новому материалу,

31

Отклоняющееся поведение

Комбини-

рованный

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания

32

Личность в современном мире.

Урок обобщения знаний

Основные сферы общественной жизни.. Личность в современном мире.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания. тестирование

33

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и общество».

Урок обобщения знаний

Основные сферы общественной жизни.. Личность в современном мире.

Текущий: опрос по д/з, индив. задания. тестирование

34

Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и общество».

урок проверки, оценки и контроля знаний

Основные понятия. Особенности взаимодействия человека, общества, природы

Текущий, фронтальный устный опрос

35

Резерв учебного времени

Материально-техническое обеспечение:

Методические и учебные пособия

Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; РАН, РАО, издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2012. – 227 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Список литературы              

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник/ П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ. Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 478 с.
  3. Бударина А.В. Основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/ А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,: Просвещение, 1998Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2012. – 32 с.
  4. Лакиер А. Б. Русская геральдика / А. Б. Лакиер. — М., 1990.
  5. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2012. – 368 с.
  6. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
  7. Обществознание: учеб.-справ. пособие / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 334 с.
  8. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.

Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

Техническое оснащение:

Мультимедийное оборудование

  • Интерактивная доска Hitachi Starboard.FX-77
  • Монитор BenQ TFT G2200W
  • ПК, системный блок USN NEON 703
  • Проектор BenQ MP 722
  • Клавиатура Genius KB-200
  • Мышь Genius KB-200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" (ФГОС ООО)

Рабочая программа по предмету "Естествознание  (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" разработана в соответствии с ФГОС ООО. В программе определены планируемые предметные и ме...

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...

Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"

Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......