разработки уроков по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Шоноев Тимур Иванович

уроки в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdu_vlastyu_i_obshchestvom.doc53 КБ
Microsoft Office document icon obshchestvennyy_progress.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом».

      Цели урока:

  1. развивающая: развитие у учащихся умения критически осмысливать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, в том числе из СМИ.
  2. образовательная: осознание  учащимися роли СМИ в современном информационном обществе, необходимости сохранения баланса между гласностью и общественными интересами.
  3. воспитательная: формирование ценностных ориентаций и установок.

Оборудование урока: учебник «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке». Под редакцией Л.В.Полякова. Электронное приложение к учебнику. Схемы, таблицы в электронном варианте, интерактивная доска.

Ход урока

 

I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и актуализация темы, и постановка учебной задачи урока (7 минут).

 

  Беседа с учащимися, актуализация понятия «критическое мышление». Для большей эффективности осознания учащимися проблемы, лучше предложить поиграть в «сломанный телефон». Несколько ребят передают друг другу предложенную учителем одному из них информацию. Последний озвучивает конечный результат, затем класс знакомится с оригиналом и делает выводы о том, что в результате обработки информации каждым участником она изменилась до неузнаваемости и о значимости субъективного в подаче различной информации. Вывод о необходимости извлекать из информации истинный смысл, дети делают с помощью учителя после обсуждения нескольких пословиц и поговорок (для этого необходимо вернуться к теме «Ненаучное познание» к разделу «Народная мудрость и здравый смысл»).  Например, «от добра, добра не ищут», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «утро вечера мудренее». В первой пословице, учащиеся должны найти два разных по смыслу понимания этого выражения. Первый ее смысл в том, что если тебе хорошо, то не следует искать еще лучшего, второй смысл, спрятан глубже и требует детального анализа пословицы, он в том, что, сделав добро не обязательно, нужно ждать такого же добра в ответ, что в этом, и есть подлинный смысл благотворительности.    Смысл этого упражнения в том, что каждая из них справедлива в определенной ситуации и осознание этого, помогает в осмыслении каждой из них, и в конечном итоге развивает критическое мышление.

II. Организация учебной деятельность (33 минуты).

  Беседа с учащимися о роли СМИ в современном обществе. Учитель задает вопросы о видах средств массовой информации, об их классификации по идеологической, политической, социальной направленности. Учащиеся приходят к выводу, что СМИ выполняют в обществе не только полезную, но и негативную функцию. После постановки учебной задачи, определить пользу и вред приносимые СМИ, учащиеся заполняют таблицу, данную на доске, в ней для правильного выполнения задания можно указать некоторые полезные и вредные стороны СМИ.

Польза СМИ

Вред СМИ

Способствуют развитию демократии и гласности в обществе.

Отнимают много времени на изучение ненужной и бесполезной информации.

Несут полезную и нужную информацию людям.

Пропагандируют жестокость и насилие.

Через формирование общественного мнения позволяют гражданскому обществу контролировать власть.

Растлевают молодое поколение, распространяя порнографию, распущенность и т.п.

Способствуют распространению нравственных ценностей.

Распространяют неверную информацию о политиках, артистах и других публичных людях.

Облегчают и упорядочивают управление общественными процессами.

Влияют на формирование общественного мнения, используя неверную информацию, что отрицательно сказывается на социальной и политической стабильности.

 

  (Возможны другие варианты ответов, верность которых определяется в ходе обсуждения с учащимися).

 

  После выполнения задания проводится обсуждение, и учащиеся, подталкиваемые учителем, делают вывод, что без СМИ современному человеку невозможно полноценно жить и работать. Поэтому, важно научиться правильно и быстро отбирать нужную информацию, анализировать ее,  делать объективные выводы и находить верное применение для нее.

 Для выполнения следующей учебной задачи, учащимся необходимо разделиться на три или более групп, в зависимости от численности и подготовки класса. Группы по жребию получают задание осветить через СМИ одну и ту же проблему (например, экономический кризис), но от лица различных политических сил.

 Первая группа коммунисты, должны с позиций левых высказать свое мнение о сложившейся ситуации. Вторая, с точки зрения партии, близкой к правящим кругам (единороссы). Третья, с точки зрения националистов. Форму подачи материала учащиеся выбирают сами.

  Учитель, оценивая выступления учащихся, учитывает все нюансы, от артистизма, до знания программ этих партий. Критическое мышление является одной из ключевых компетенций, из этого следует, что ответ учащихся обязательно должен формировать не только способность критически осмысливать информацию, но и ряд других компетенций, от коммуникативных до социокультурных.

   

  Далее учителем актуализируется проблема объективности информации получаемой из СМИ. Учащиеся должны под руководством учителя самостоятельно прийти к выводу о значимости нравственных качеств для работников в средствах массовой информации. На уроке или же на дом дается задание составить кодекс чести журналиста, исходя из основополагающих понятий общечеловеческой морали. При этом необходимо аргументировать значимость тех или иных качеств корреспондента, подтверждая примерами из собственного опыта, литературы, кино тех же СМИ.

  Если составление кодекса дается в домашнем задании, то в оставшееся на уроке время анализируется нормативно-правовые акты Российского законодательства и международные документы о деятельности средств массовой информации (параграф 20). Данный анализ необходим для завершения урока, то есть проведения этапа коррекции и контроля.

 

  III. Этап коррекции и контроля знаний (5 минут).

  На данном этапе целесообразно вынести на обсуждение следующие вопросы, требующие краткого, но взвешенного ответа (не беда, если эти вопросы будут обдумываться дома).

  1. Как вы понимаете демократический принцип свободы СМИ?  
  2. Означает ли это вседозволенность?
  3. Как можно определить, что совершен переход от свободы к вседозволенности?

Учитель должен обозначить направления мысли при поиске ответа на вопросы, выведя на интерактивную доску понятия и их соотнесения.

   

  Основные термины и понятия: гласность, соотношение свободы и ответственности, стереотипы, когнириат, гендер, коммуникация, «четвертая власть», манипулирование, «мягкая сила», соотношение вседозволенности и свободы.  

Самоанализ открытого урока

по теме «СМИ: между   властью и гражданским обществом».

   

  Урок направлен на развитие одной из важнейших ключевых компетенций – критического мышления. Учитывая информатизацию и компьютеризацию учебного процесса, целесообразно использовать ИКТ-технологии для проведения занятия по данной теме. Данная тема включена в программу нового учебника по обществознанию под редакцией Л.В.Полякова, в электронном приложении которого, есть значительный материал, расширяющий возможности применения компьютера, интерактивной доски, сетевого окружения.

   Урок проведен в 11-м классе, уровень подготовки ребят средний, однако имеется сильная группа детей, за которой непроизвольно тянется весь класс, это значительно облегчило задачу учителя довести до учащихся, через творческую работу в группах, основополагающие понятия, установки.

   Задания вводной части были хорошо продуманы, и поэтому с актуализацией проблемы не возникло сложностей. Участие заведомо слабых учеников в решение несложных, игровых задач, их значительно воодушевило, и дало им творческий импульс на весь урок. В целом ребята сразу же легко вышли на правильную постановку проблемы, сами нашли конфликтующие элементы и определили главную цель урока: выяснить роль СМИ в современном обществе, определить баланс между свободой слова и ответственностью за сказанное.

  Во втором задании, при заполнении таблицы у учеников возникли некоторые сложности, особенно при разделении понятий духовного и социально-политического характера. Но все же ребята, верно, определили вредные и полезные стороны СМИ, также нашли много новых сторон, и вредных, и полезных. При проверке этого задания необходимо выслушать устную аргументацию учащихся в определении пользы или вреда СМИ. В ходе обсуждения возникла дискуссия дискуссию, между детьми при обсуждении этой проблемы, учитель поддержал ее, задавая корректирующие вопросы.

  Следующее задание, освещение мирового экономического кризиса различными политическими изданиями должно на практике закрепить у учащихся понимание субъективности, конъюнктурности информации, ее зависимости от идеологических, политических воззрений людей, которые ее подают. Для проверки, целесообразно завязать дискуссию между сторонниками коммунистов, единороссов и националистами, тем самым формируются и развиваются логические, коммуникативные, когнитивные компетенции. В данном классе у учеников в ходе дискуссии возникли некоторые сложности при определении политических взглядов националистов, произошло смешение понятий национализм и патриотизм        

        На этапе контроля и коррекции  учащимся задаются вопросы, требующие краткого и точного ответа. Для этого требуется вспомнить знания предыдущих тем, основные понятия которых учитель выводит на доске и просит применить их для ответов на вопросы.  

        Тема для домашнего задания подобрана с учетом сложности поднятой проблемы, ее многогранности и неоднозначности. Его рекомендуется выполнить в виде эссе, итогом которого и послужит кодекс чести корреспондента.

План-конспект

открытого урока в 11 классе по теме

«СМИ: между властью и гражданским обществом».

выполнил: Шоноев Тимур Иванович  



Предварительный просмотр:

Тема: «Общественный прогресс». 2 часа. 10 класс.

     Цели: развивающая – развитие у учащихся умения критически и логически анализировать процессы, происходящие в современном обществе, определять противоречивость изменений происходящих в окружающей среде и человеческом обществе. Направить учащихся на поиск решения этих противоречий.

                образовательная – осмысление учащимися понятия «прогресс», установление его связи с человеком и обществом, определение противоречий этого процесса с точки зрения вреда для природы и человека. Знакомство с предметом изучения новых наук – футурологии, глобалистики, альтернативистики.

                воспитательная – формирование ценностных ориентаций и установок.

План урока.

  1. Прогресс и регресс.
  2. Противоречивость прогресса.
  3. Критерии прогресса.
  4. Прогрессивные силы современного общества.
  5. Возможные пути развития человеческого общества.

Ход урока

 I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и актуализация темы, постановка учебной задачи урока (вызов).

   Понятие «прогресс» целесообразно изучать с помощью словарей. Наиболее краткое и емкое дается в учебнике «прогресс – движение вперед, для которого характерно развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Предлагается учащимся привести пример подобного движения. Далее учащиеся знакомятся с взглядами на прогресс в разные исторические периоды (античности, Эпоху Просвещения, новое время).

  Далее учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, «Какие проблемы современного мира вы можете назвать?», «Почему эти проблемы появились?», «Как они решаются?». Целесообразно назвать глобальные проблемы современности, с которыми учащиеся знакомы из курсов истории, биологии, географии, СМИ.

Учащимся предлагается текст, следующего содержания: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для «истории» это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей» (Поппер К. Открытое общество и его враги. – М. 1992. – т. II. – с. 322).

   Вопросы учащимся:

  1. Признает К.Поппер прогресс или не признает?
  2. Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
  3. Если признает, то как понимает его?

    Понятие регресс поясняется учащимся, противоположно по смыслу прогрессу. Но необходимо, чтобы учащиеся критически отнеслись к оценке каких-либо явлений, процессов, с точки зрения их прогрессивности или регрессивности.

II. Организация учебного процесса (реализация).

 Целесообразно познакомить учащихся с взглядами мыслителей на общественный прогресс (Гесиода, Канта, экзистенциалистов ХХ века). Необходимо, чтобы началась дискуссия по этому поводу. Её достаточно легко начать, вынеся на обсуждение следующие вопросы: «Можно ли считать прогрессом развитие медицины, когда вследствие изобретения лекарственных препаратов, врачи вытягивают с того света слабых детей, которые впоследствии дадут еще более слабое потомство?» и т.п. Подобных вопросов можно задать большое количество вследствие противоречивости подобных процессов и явлений. Главное, направлять рассуждения  ребят в правильном русле, помня о том, что их легко сбить с правильного направления мысли софистическими рассуждениями.

   Далее учащимся предлагается заполнить таблицу «Противоречивость прогресса». Для правильного заполнения учителю рекомендуется корректировать деятельность учащихся, которые в ходе беседы заносят выводы в таблицу, причем она может постоянно дополняться, в зависимости от того, насколько учащиеся творчески и активно будут находить противоречия.   Графу, в которой нужно указать положительные стороны прогресса, учащиеся без труда заполнят сами. Третья графа заполняется  в ходе обсуждения. Таблица позволяет разбить данную тему на кластеры, и в результате работы над ними выявляются их связи.  

   Таблица может меняться, в зависимости от количества материала в ней содержащегося.

 

Область развития

Положительные стороны

Проблемы, вызванные развитием

Пути выхода

 Физика

Заполняется самостоятельно

Ядерная война, радиация и т.д.

Отказ от яд. оружия, создание междунар. системы безопасности и т.д.  Энергосбережение. Экологизация нашего сознания и поведения

Химия и биология. Медицина

Заполняется самостоятельно

Наркотики, оружие массового поражения, новые вирусы, непредсказуемость многих нововведений и т.д. Выживают даже самые слабые, что ведет к ослаблению генофонда и т.д.

Устойчивое развитие, ребалансирование мировых балансов, т.е. привести к балансу ключевые противоречия. Экологизация поведения и сознания.

Общество

Демократизация, признание прав и свобод личности как высшей ценности.

Алкоголизм и наркомания, тоталитарные секты, девальвация духовных ценностей и т.п.

Гуманизация образования и культуры.

     Для заполнения четвертой графы учитель знакомит детей с основами новых наук. Футурологии – науки, исследующей будущее, прогнозирующей возможные проблемы человечества. Глобалистики – науки, занимающейся современными глобальными проблемами. Альтернативистики – науки, ищущей возможные пути решения глобальных проблем.

    Началом работы по вопросу о критериях прогресса станет анализ текста из работы русского религиозного философа и историка Л.П.Карсавина (1882-1952гг.): «Анализ всякого исторического построения легко вскрывает лежащую в его основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается также и оценочный характер схемы, и условность оценки. Для историка революции, сосредотовчившего внимание на её политической стороне, апогей еще не совпдает с тем моментом, который является апогеем для историка её социальной и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное и национальное бытие, естественно признаёт эпоху Ренессанса прогрессом по сравнению с ХII-ХIII веками. Но историк, ценящий национально-государственное бытие Италии, видит в разделяющем её индивидуализме Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не началом возрождения, а началом вырождения человечества».

К этому тексту ставится вопрос: почему автор считает возможным различные оценки смысла и значения исторических событий и явлений? Делается вывод о том, что автор констатирует отсутствие единого критерия, который позволил бы оценить какое-либо явление с точки зрения прогресса.

  Учащимся предлагается сделать запись с перечислением критериев прогресса, выдвигавшиеся философами в разное время. Делается вывод, что все критерии схожи лишь в одном, они не универсальны, ни для человека, ни для общества.

  Для того чтобы вывести наиболее универсальный критерий прогресса, необходимо опереться на знание тем: «Свобода в деятельности человека» и «Человек, индивид, личность».

  Правильное соотнесение понятий «свобода» и «прогресс» придаст обсуждаемой теме «человеческое измерение», то есть рассмотрение всех происходящих в обществе изменений сквозь призму гуманности. Желательно чтобы учащиеся сами пришли к выводу, что чем шире реальная возможность выбора видов деятельности, тем свободнее человек и любые изменения в природе и обществе ведущие к свободе личности и общества в целом нужно считать прогрессивными.

  Последний вопрос плана может быть изучен в ходе обсуждения следующих вопросов: какие социальные групп, организации, деятели могут быть включены в понятие «прогрессивные силы»? Какие можно считать противниками прогресса? Главным ориентиром, в подготовке ответов учащихся, должен служить гуманистический критерий прогресса.  

   III. Этап коррекции и контроля знаний (рефлексия).

 На этом этапе целесообразно дать задание учащимся, написать синквейн на тему «прогресс».      

Например:  Движение (существительное)

          Неотвратимое, разное (два прилагательных)

       Рождающее, убивающее, вечное (три глагола)

              Без него невозможна жизнь (фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме)

                  Развитие (синоним из одного слова).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...