10 класс. Обществознание. Тема "Человек в системе социальных связей"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Урок - изучение нового материала с реализацией современных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._obshchestvoznanie.doc574 КБ
Office presentation icon 10_kl._obshchestvoznanie.ppt87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию. 10 класс.

Базовый уровень.

Программа: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев. "Обществознание. 10—11 классы. Базовый уровень.. (Сборник «Программы для  общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы».- М.: Просвещение, 2010 г.)

Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.Ю.Лазебникова  «Обществознание». Москва. «Просвещение». 2013 г.

Тема «Человек в системе социальных связей».

Тип урока: урок – изучение нового материала через  постановку проблемы.

Технология: системно – деятельностная.

Методы: проблемное изложение, метод представления материала одновременно в словесной, знаково – символичной формах, практико – ориентированное применение материала.

Цели:

- оптимизация учебного процесса;

- повышение уровня учебной мотивации;

- освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.

Компетенции:

 Предметная

- овладение понятиями «человек»,  «индивид», «индивидуальность», «личность». Ознакомление с социальной сущностью деятельности человека, с особенностями структуры личности, процессами устойчивости и изменчивости личности. Освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.

Метапредметная

-  развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические  положения и понятия, участвовать в дискуссии.

Личностная

-  способствовать:

  • формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.


Этапы урока

Содержание  этапа  урока

Деятельность   преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организацион-

ный момент

Преподаватель проверяет

готовность учащихся  к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

Староста  называет отсутствующих и причину отсутствия.

2

Этап подготовки учащихся к работе

Преподаватель: Сегодня мы  будем говорить о человеке в системе социальных связей.  Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала и  определимся с нашим главным проблемным вопросом.  Следуя алгоритму, необходимо сначала дать определение понятию, которое заложено в теме – это понятие…

Но понятие  «человек» многогранно и мы будем рассматривать человека как индивида, индивидуальность и личность.  Поэтому я предлагаю вам подумать над высказыванием  А.Н.Леонтьева «Личностью .

 Слай д  2

Вам необходимо аргументировать свой ответ: согласны вы или не согласны с мнением автора.

Ответы учащихся:

 - -человек

- не рождаются, а личностью становятся». Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и высказывание А.Н.Леонтьева.

3

Актуализация основного

вида деятельности на уроке.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Преподаватель:

Человек живет в обществе, взаимодействует с окружающим миром, его деятельность связана процессами познания. И для того, чтобы раскрыть сущность человека, мы  должны вспомнить то, что уже учили.

Вопросы учащимся:

- Дайте определение понятия «общества» в узком  смысле слова.

- Дайте определение понятия «общества» в широком   смысле слова.

- перечислите отличия деятельности человека от деятельности животных.

- что такое деятельность?

- перечислите известные вам духовные ориентиры личности.

Преподаватель:

Для того, чтобы понять как возможно изучить сущность человека, вспомним, что такое знание и познание?

Вопросы учащимся: Слайд 3

На доске письменно:

  1. Перечислить  особенности научного знания.
  2. Раскрыть смысл различных видов истины.
  3. Работа с тестами.

Устно:

1. Охарактеризовать основные формы познания.

Ответы учащихся:

- дают определения терминов, перечисляют отличия, дают определения деятельности  и духовных ориентиров  личности (мораль, ценности, идеалы).

Дают определение терминов «знание» и «познание».

Ответы учащихся.


4

Этап усвоения новых

знаний и способов действий

Преподаватель: итак, изучая сущность человека, мы должны придерживаться  принципов научного познания: объективности, обоснованности, системности и т.д.

Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.  

Вопрос учащимся:

- по вашему мнению, человек – существо больше природное или социальное?

Преподаватель: далее нам необходимо выяснить взаимосвязь  понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

Вопрос учащимся:

- Что на ваш взгляд характеризует человека как индивида?

Преподаватель:

- подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде.

Слайд 4

Ответы учащихся:

- обсуждение данного вопроса, в результате которого должны выяснить, что человек существо биосоциальное.

Данное положение записывается в тетрадь.

Ответы учащихся:

- единичный представитель человеческого рода;

- один из нас;

- отдельный человек.


Вопрос учащимся:

- Что отличает индивидуальность от индивида?

Преподаватель:

- подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде.

Слайд 5

Преподаватель:

- назовите известных вам людей (из истории), которых вы могли бы назвать личностями.

-  почему вы считаете этих людей личностями?

- можем ли мы назвать личностью  бомжа, алкоголика, наркомана? Почему?

- Когда, в каком возрасте можно стать личностью?

- А вы на сегодняшний день личности? Почему?

- нет не являетесь

- Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня?

Слайд 6

Преподаватель:

- подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде.

 Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7

Ответы учащихся:

-  интересы, характер, способности.

Учащиеся называют исторических деятелей.

Ответы учащихся:

- перечисляют качества: сильные, смелые, решительные, ответственные, самостоятельные и т.д.

Ответы учащихся:- нет, так  как он утрачивает ряд человеческих качеств: мораль, ценности, идеалы.

Ответы учащихся:

-в достаточно взрослом, но и в 60 лет можно не быть личностью.

Обсуждение вопроса

Ответы учащихся:

- да, нет

Ответы учащихся:

-  ответственность,   целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля  и т.д.


- Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня?

Слайд 6

Преподаватель:

- подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде.

 Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7

Ответы учащихся:

-  ответственность,   целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля  и т.д.

5

Этап применения новых знаний.

Итог урока, задание для самоподготовки.

Преподаватель:

- выполнить задание по типу задания ЕГЭ  №32.

Слайд 8

1 вариант:

-  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения: одно содержащее информацию о двух подходах в науке к  понятию «личность» и одно предложение , раскрывающее особенности одного  из подходов. (учебник стр. 69)

2 вариант

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения: одно содержащее информацию об основных сферах расширения и углубления социализации индивида и одно предложение , раскрывающее одну из перечисленных сфер. (учебник стр. 71).

Выставление оценок.

  1. Параграф 7.
  2. Составить  задание  по типу заданий КИМ № 32 с другими определениями из параграфа.

Учащиеся выполняют задания, затем  отвечают.

Запись домашнего задания в дневники.

Запись домашнего задания в дневники.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. Человек в системе социальных связей

Слайд 2

ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев

Слайд 3

Вопросы для ответа Письменно: Перечислить особенности научного знания. 2. Раскрыть смысл различных видов истины. Устно: 1. Охарактеризовать основные формы познания.

Слайд 4

ИНДИВИД Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т.е. единичный представитель человеческого рода Понятие «Индивид» употребляется : Один из нас - Общество не просто окружает индивида, а «живет внутри его». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на индивидуальное поведение.

Слайд 5

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Целостная характеристика определенного человека через Темперамент Характер Интеллект Потребности Интересы Способности Социальные отличия: - Место в социально – классовой структуре Отношение к собственности ; Философские отличия: - Неповторимое своеобразие

Слайд 6

ЛИЧНОСТЬ Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Социальная индивидуальность, неповторимость Формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может быть личностью Личностью становятся в процессе социализации Социализация – процесс усвоения человеком норм и правил поведения, сложившихся в обществе.

Слайд 7

ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев

Слайд 8

Выполнение задания по типу задания ЕГЭ - №32. Вариант 1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию о двух подходах в науке к понятию «личность» и одно предложение , раскрывающее особенности одного из подходов . (учебник стр. 69) Вариант 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию об основных сферах расширения и углубления социализации индивида и одно предложение , раскрывающее одну из перечисленных сфер . (учебник стр. 71).

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 7. Составить задание образцу № 32 с другими определениями из параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в системе социальных связей

Презентация по обществознанию для 10 класса...

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"...

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

План-конспект урока обществознания в 10 классе "Человек в системе социальных связей".В процессе урока у учащихся будет сформировано  представление  о соотношении в человеческом пов...

Человек в системе социальных связей.

Социальное действие – это такое действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других людей.Типы социального поведения обусловлены нравами и обычаями.Нравы – это социально предписанные ...

тест для 10 класса по темам "Деятельность, виды деятельности", "Мировоззрение, его виды и формы", "Человек в системе социальных связей".

Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких ...

презентация по обществознанию "Человек в системе социальных связей"

В данной презентации для 11 класса содержится материал по теме "Человек в системе социальных связей" - как теоретический, так и фактический. Вопросы, которые рассматриваются в презентации, отве...

Презентация по обществознанию 10 - 11 класс "Человек в системе социальных связей"

В презентации доступно и понятно рассматривается тема социальных связей человека, даны понятные определения и термины....