РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

 

 

Организация-разработчик: ОГаОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_filosofii_novaya.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

БЕЛГОРОД 2013г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Разработчики:

Савченко Валентина Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Козлова Оксана Владимировна, методист, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рекомендована методическим советом ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Протокол № 1___ от___30_августа___________ 20_13_ г.

Заместитель директора по учебной работе

____________________

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол № __1_ от__30 августа_____________ 20_13_ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 практические занятия 

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

в том числе:

  • подготовка к практическим занятиям по темам:

«Философия Древнего мира и средневековая философия»

«Основные направления философии ХХ в»

«Философия экзистенциализма и психоанализа»

«Русская философия 20 столетия. «Философия космизма».

«Значение этики»

«Философия о глобальных проблемах современности»

  • подготовка и защита рефератов по темам:

«Учение Сократа о нравственности»

«Учение Платона о государстве»

«Учение Аристотеля об обществе и государстве»

«Стоическая философия об идеале мудрой жизни»

«Средневековая философия. Августин Блаженный»

«Средневековая философия. Фома Аквинский»

«Пространство и время в современной научной картине мира»

«Законы и категории диалектики»

  • выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные проблемы современности»

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

28

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1

репродуктивный

2

Предмет и определение философии.

1

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

        Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

2

репродуктивный

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

4

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

2

Практическое занятие  «Философия Древнего мира и средневековая философия»

 «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы

 «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» -  устное задание

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Учение Сократа о нравственности», «Учение Платона о государстве», «Учение Аристотеля об обществе и государстве», «Стоическая философия об идеале мудрой жизни»,«Средневековая философия. Августин Блаженный», «Средневековая философия. Фома Аквинский».

2

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

2

репродуктивный

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

        Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

репродуктивный        

2

Особенности русской философии. Русская идея.

Практические занятия:

«Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание

«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем

«Русская философия 20 столетия. Философия космизма (семинар)».

1

1

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

2

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

28

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

репродуктивный

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающегося

-

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

2

4

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

продуктивный

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Пространство и время в современной научной картине мира», «Законы и категории диалектики».

2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

2

4

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

продуктивный

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Практические занятия:

«Значение этики» - семинар

«Философия о глобальных проблемах современности» - семинар

1

1

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные проблемы современности»

2

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

2

4

продуктивный

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тематика курсовой работы (проекта)                                                                                         не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)                            не предусмотрено

Всего:

56

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • стенды с требованиями к уровню знаний по дисциплине «Основы философии», к реферату по дисциплине, со структурно-логическими схемами по философии;
  • портреты европейских и русских философов.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Первоисточники:

  1. Августин. Исповедь [Текст]/ Августин Аврелий. - М.: 1999.
  2. Аристотель. Метафизика (кн. 1). // Соч. в 4 томах. Т. 1. М.:2010.
  3. Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст]: пер. с фр. / А. Бергсон. – М.: Канон, 1994. – 384 с.
  4. Бердяев Н. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М.: 2011.
  5. Бубер, М. Два образа веры [Текст]: пер. с нем. / М. Бубер. – М.: Республика, 2009. – 480 с.
  6. Гартман, Н. К основоположению онтологии [Текст]: пер. с нем. / Н. Гартман. – СПб.: Наука, 2008. – 639 с.
  7. Гегель Г. В. Философия истории. Введение. СПб.: 2009.
  8. Гейзенберг, В. Избранные философские работы [Текст]: пер. с нем. / В. Гейзенберг. – СПб.: Наука, 2006. – 576 с.
  9. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Соч. т. 1. М.: 2007.
  10. Жильсон, Э. Философия в Средние века [Текст]: пер. с фр. / Э. Жильсон. – М.: Республика, 2009. – 672 с.
  11. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 1. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 544 с.
  12. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 2. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 544 с.
  13. Ильенков, Э.В. К вопросу о природе мышления [Электронный ресурс] / Э.В. Ильенков. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_ilyen01.htm
  14. Кант, И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов [Текст]: пер. с нем. / И. Кант. – СПб.: Наука, 1999. – 528 с.

Основные источники:

  1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.
  2. Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.
  3. Введение в философию [Текст]: учебник / Под ред. М.М. Беляева. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 624 с.
  4. Губин, В.Д. Философия: Актуальные проблемы [Текст]: учебник / В.Д. Губин. – М.: Омега-Л, 2006. – 376 с.
  5. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учебник / П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, МОДЭК , 2007. – 1128 с.
  6. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  7. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  8. История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 496 с.
  9. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.
  10. История философии [Текст]: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.
  11. Калмыков, В.Н. Философия [Текст]: учебник / В.Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 432 с.
  12. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.
  13. Кармин, А.С. Философия [Текст]: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
  14. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
  15. Налетов, И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
  16. Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2009. – 272 с.
  17. Сербиненко, В.В. Русская философия [Текст]: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.
  18. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
  19. Философия [Текст]: учебник / Под рел. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2010. – 832 с.
  20. Философия [Текст]: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.
  21. . Хаврак, А.П. Философия: Учебное пособие/ А.П. Хаврак. – 3-еизд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 376 с.

Дополнительные источники:

  1. Аверинцев, С.С. Другой Рим: Избранные статьи [Текст] / С.С. Аверинцев. – СПб.: Амфора, 2009. – 366 с.
  2. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с.
  3. Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2010. – 400 с.
  4. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.
  5. Богомолов, А.С. Античная философия [Текст] / А.С. Богомолов. – М.: Высшая школа, 2008. – 384 с.
  6. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
  7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст] / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2009. – 784 с.
  8. Кравченко, В.В. Тесты по философии [Текст]: учебное пособие / В.В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.
  9. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия [Текст] / В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.
  10. Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2009. – 136 с.
  11. Мареев, С.Н. Философия XX века [Текст] / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2011. – 464 с.
  12. Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm 
  13. Руткевич, А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. [Текст] / А.М. Руткевич. – М.: ИНФРА-М, Форум, 1997. – 352 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, семинаров, тестирования, а также защиты обучающимися рефератов и результатов аналитической контрольной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

 домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146

1.  ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «ОСНОВЫ  ФИЛОСОФИИ»1.1. Область  применения  программы         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»

Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для группы специальностей 260807«Технологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС  поспециальностям:080114  Экономика и бухгалтерский учет  (п...

Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины, ...

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...