краевой конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучшую методическую разработку урока для школьников – будущих участников избирательного процесса
методическая разработка по обществознанию на тему

Шалунова Светлана Анатольевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_vybirayu_budushchee_.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Об участии в конкурсе»

(краевой  конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучшую методическую разработку урока для школьников – будущих участников избирательного процесса).

 

                                                          Выполнила:

                                                        Шалунова

                                                                             Светлана Анатольевна,

                                                                    учитель истории и

                                                                обществознания

                                                                   МОУ СОШ № 15

                                                                            села Преображенского

2012год

Тема: «Я – выбираю будущее».

Задачи: 

  1. Создание условий для приобретения старшеклассниками нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся.
  2. Формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим становлению Гражданина.
  3. Развитие навыков оценки политической ситуации, в том числе в собственном городе, принятие ответственности за свою гражданскую позицию.
  4. Воспитание толерантности.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;  раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса; содействовать формированию активной гражданской позиции;
  2. Развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию; развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике; развивать критическое  мышление, навыки  групповой работы, умения вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  3. Воспитывать  уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию, активной жизненной позиции у подрастающего поколения.

Тип урока: обобщающий

Форма урока: деловая игра

Материалы к уроку: 

  1. Предвыборные программы кандидатов.
  2. Подписные листы кандидатов.
  3. Листовки.
  4. Избирательные бюллетени.

Оборудование: 

  1. Учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9кл» М. «Русское слово» 2009;
  2. Презентация по теме урока;
  3. Папка с дидактическими материалами к урокам.
  4. Избирательная урна для голосования
  5. Мультимедийный проектор

Основные понятия:

  1. Местное самоуправление
  2. Муниципальные образования
  3. Муниципальная реформа
  4. Двухуровневая система местной власти
  5. Представительная власть
  6. Муниципальная собственность
  7. Местный бюджет Структура органов местного самоуправления
  8. Глава муниципального образования

Подготовительный этап:

 -Заходя в кабинет, учащиеся должны выбрать для себя по одному жетону: на

красных – надпись «недееспособен», на желтых – «до 18 лет», на синих – « старше 18 лет».

          -На прошлом уроке  класс разделили на 3 группы. Как называются ваши группы? («Молодость», «Максимум» и «Новое поколение»). Дети садятся на свои места.

-Для выборов кандидата  на пост главы выбирается наиболее подходящие кандидатуры из класса.

-Класс делится по подгруппам, и каждая подгруппа готовит агитационные листы презентации своего кандидата.

-Кандидат на пост главы готовит предвыборную программу.

-Проведение консультационных занятий учащихся с педагогом;

-Разработка правил игры и доведение до сведения команд-участниц;

-Назначение для проведения мероприятия ученика-ассистента учителя

Ход урока

I этап. Организационный момент

Учитель.- В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства.  Любой выбор- это принятие решения.

II этап. Мотивация. Фронтальное обсуждение.

Сегодня на уроке мы решаем задачи, задачи из жизни нашего села,

Задача первая. В ходе урока мы вместе должны сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Задача вторая. Перед Вами на столах тексты следующей задачи.

Текст задачи: «В селе Преображенском и поселке Херсонском на выборы

Президента РФ пришло 70 % избирателей, на выборы депутатов

Государственной Думы – 65 %, на муниципальные выборы – 53%.

На сколько меньше граждан пришло на избирательные участки в период муниципальных выборов, по сравнению с президентскими?

Учащиеся решают задачу. Ответы детей.

Учитель. В чем вы видите причину разницы в явке граждан на избирательные участки?

Учитель. Ребята, а Ваши родители ходят на выборы?

Учащиеся. Ответы разные.

Учитель. Ребята, почему так важно участвовать в выборах?

Учащиеся. Потому что необходимо избрать кандидатов на высокие государственные посты, например, президента, которые управляют нашим государством.

 Учитель.  О каком демократическом процессе идет речь в этой задаче?

Учащиеся. Речь идет о выборах.

Учитель. Выборам, важнейшему инструменту демократического общества, посвящен наш урок. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно

снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом  избирать.

Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

- С какими понятиями у вас ассоциируется слово «ВЫБОРЫ»? (Свобода, шанс, демократия, равноправие, референдум…)

Учитель. А сейчас закончите предложение «ВЫБОРЫ - ЭТО…..»

- Ребята, я предлагаю Вам следующую задачу. Вашим группам необходимо

составить синквейн на слово выборы.

1. Выборы

Сложные, необходимые.  

Определяет, устанавливает, участвует.

Выборы важны для демократии.

Государство.

2. Выборы.

Свободные,  необходимые.

Решают, устанавливают, назначают.

Выборы – свобода человека.

Демократия.

         3.Выборы.

Демократические, свободные.

Определяют, обязывают, направляют.

Выборы — право человека.

Борьба.

Каждая группа  зачитывает  свои изречения. Результаты обобщаются.

Учитель. Ребята, Вы  в своих работах отметили важность выборов для демократического государства, для подлинной свободы граждан. Молодцы!

-А когда   же проходили последние  выборы и какие?

(4 марта 2012 год-выборы президента России  - В.В. Путин)

 -Кто был первым  президентом России?

-На сколько лет  избирается президент и кем?

(на 4 года гражданами РФ,  на основе тайного голосования)

-2000  – 2008 гг. Президент РФ ПУТИН В.В.

-2008 – 2012 гг. Президент РФ Медведев Д.А.

Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем? (показать необходимость активной жизненной гражданской позиции;  неравнодушие к судьбе своей страны; выяснить как проходит процедура выборов). Если вы захотите получить более подробную информацию, то можете обратиться к Конституции РФ (показать документ) или сайт в Интернете (www.cikrf.ru). Поэтому  тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Голосование. Выборы. Референдум».

Учитель. Давайте обратимся к истории (рассказ учителя об афинской демократии и новгородской, с использованием презентации).

- А в чем в настоящее время заключаются интересы избирателей?

(Власть должна обеспечить мир, безопасность, нормальные условия для жизни).

II этап. Актуализация знаний учащихся. Избирательная система в Российской Федерации.

- Источники знаний об избирательной системе и выборах в России.

- Что вы знаете о современной избирательной системе России?

Учащиеся. Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.

Учитель. Что называется избирательной системой?

•   Совокупность установленных законом правил, принципов, приемов проведения голосования, определения его депутатов и распределения депутатских мандатов (порядок формирования выборных органов)

Учитель. Какие избирательные системы вы знаете? Их слабые стороны.

  • Мажоритарная  система, усиливающая связь между кандидатом и избирателями и на выборах побеждают сильные политические течения, вытесняя мелкие и средние .
  • Пропорциональная система – избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, а округа не выделяются

Какая избирательная система в РФ?

  • Смешанная система –

(часть депутатов избирается по мажоритарной, часть – по

пропорциональной системе)

  • Например: в Государственной думе-

225+225 депутатов

Чем по вашему является предвыборная агитация?

  • Давлением на сознание политически незрелых масс;
  • Помощью избирателям в определении позиции;
  • Политическим шоу для прикрытия давно предопределенных  результатов голосования ;
  • Способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс;
  • Как называют круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских , президентских или муниципальных  выборах.

ЭЛЕКТОРАТ

  • Что такое Референдум?

Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна  из форм непосредственной демократии.

Какие бывают референдумы?

  • Общефедеральные
  • Краевые
  • Местные
  • Конституционные (если Конституция выноситься на обсуждение)

Кто объявляет референдум?

  • Президент имеет право на объявление  референдума
  • В какой форме предполагается ответ на референдуме?
  • «да» или «нет»

Сколько, когда и по какому поводу проводились референдумы в РФ?

  • Три референдума.
  • 1) 17.03.1991г. – об учреждении института президентства, о сохранении СССР.
  • 2) 2.04.1993г – о доверии Б.Н.Ельцину, о досрочных выборах президента.
  • 3) 12.12.1993г. – о принятии Конституции РФ.

Расскажите как происходит процедура выборов?

Кого и что вы можете увидеть на избирательном участке?

  1. Голосование происходит на избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования. Присутствие других лиц в кабине в момент голосования недопустимо.
  2. В помещении для голосования  оборудуется специальный стенд, на котором помещается образец заполненного  избирательного бюллетеня  и информация о кандидатах.
  3. Голосование проводится с8 до 20 часов по местному времени.
  4. Каждый избиратель голосует лично, голосовать за других нельзя. Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине.
  5. Для голосования избиратель получает  избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в прямом верхнем углу должны стоять подписи  двух членов участковой избирательной  комиссии, заверенные её печатью.
  6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении      паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
  7. В избирательном бюллетени избиратель ставит любой знак в пустом   квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом он может голосовать только за одного кандидата). Избирательный  бюллетень, в котором этот знак проставлен  более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
  8. Для заполнения избирательного бюллетеня запрещается использовать карандаш.
  9. В случае совершения ошибки при заполнении избирательного  бюллетеня избиратель вправе получить новый бюллетень взамен испорченного.
  10. Заполненный избирательный бюллетень  избиратель  отпускает в   опечатанный ящик для голосования.
  11.  Во время голосования в помещении для голосования допускается присутствие наблюдателей. Агитация в день голосования запрещена. Размещение агитационных материалов в помещении для голосования не допускается.

Учитель. Сейчас каждая группа получит ситуации, и должна будет определить, было ли нарушение в ходе избирательной кампании.

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

 Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до сведенья – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведём. А они  узнают результаты районной избирательной  комиссии.

Ситуация №3

Из беседы  с  наблюдателем.

- Подхожу к выездной  группе, спрашиваю: « Сколько бюллетеней берете с собой ?».А они в ответ: « Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому – нибудь ещё заедем».Подсчёт голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Ситуация№4

Из разговора с избирателем.

-Пришёл на выборы рано, ещё и наблюдателей не было. А члены комиссии что – то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он – хороший человек.

ОСНОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация №1

  • непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
  • массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация №2

  • голосование за родственников.
  • устранение наблюдателей при подсчёте голосов.

Ситуация №3

  • халатность при учёте количества бюллетеней взятых выездной группой.
  • непредъявление наблюдателя бюллетеня при подсчёте в развёрнутом виде.
  • отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Ситуация №4

  • отсутствие наблюдателей.
  • выброс фальсифицированных бюллетеней.
  • агитация в день выборов.

III этап. Содержание деловой игры:

Как вы убедились процедура выборов – это не дело одного дня. Попробуем сымитировать выборы на следующем примере:

- Объявляю выборы главы администрации села. Я вам заранее назначала дату голосования на сегодняшнее число. Вы выдвинули от каждой группы своих кандидатов. Представьте программу своего кандидата (команда кандидата или он сам представляют кратко программу).

 Представление кандидатов и программ:

  1. Тарасов Максим Игоревич (кандидат на пост главы администрации села Преображенского).

Родился 03 ноября 1996 года в селе Преображенском, в семье интеллигентов. Свою будущую профессию связываю с военной карьерой. Хочу поступить в Академию ФСБ в городе Москве.

 Мы – инициативная группа “Молодость”, предлагаем следующую программу.

Особое внимание уделить проблемам молодёжи:

  • вернуться к действительно бесплатному образованию;
  • создать рынок рабочих мест в селе;
  • дать молодым семьям бесплатное жильё;
  • принять более строгие законы на распространение наркотиков, вплоть до пожизненного заключения;
  • организовать досуг молодёжи через развитие спорта, информационных технологий, расширение сети библиотек;
  1.  Аскеров Тимур Пулатханович (кандидат на пост главы администрации села Преображенского)

Родился 20 июня 1995 года в селе Преображенском, проживаю в селе 16 лет. За это время проанализировав “за” и “против”  решил, что можно сделать для благоустройства нашего села много полезного.

Главную задачу со своим штабом “Новое поколение” мы видим именно в изменении облика села, хотим сделать его самым красивым в районе.

Мы предлагаем следующую программу:

  • Строительство бесплатного жилья молодым семьям в селе за счёт средств местного бюджета
  • Оказание адресной помощи ветеранам войны и труда
  • Восстановление парковой зоны (посадка деревьев, очистка от мусора, реставрирование дорожек и скамеек)
  • Строительство современных спортивных сооружений
  • Ремонт дорог
  1. Я, Шалунова Анжела Анатольевна, родилась 07 мая 1996 г., являюсь гражданином РФ, веду активный образ жизни, занимаюсь волейболом, люблю кататься на лыжах. Неравнодушна ко всем изменениям, происходящим в стране, особенно в родном селе.

Считаю, что программа, разработанная штабом "Максимум" принесет пользу.

• Центр работы с трудными подростками; гак же возможна будет аренда помещения для молодёжных и общественных организаций.

• Строительство фитнес - центра в клубе. Он может включить в себя тренажёрный зал, бассейн, спортивный зал с зеркалами, душ и т.д.

• Строительство приюта для бездомных животных

• Уборка и поддержание порядка на территории села

Спасибо за внимание

IV этап. Дебаты

Как вы думаете, ребята, как можно назвать этот вид?

Учащиеся. Это была агитация. Когда она прекращается? Зачем нужны эти сутки? (чтобы люди могли обдуманно и спокойно сделать выбор).

Итак, настал день самих выборов.

- Когда они начинаются?

Учащиеся. Они начинаются с 8.00 и длятся до 20.00 по местному времени.

 (Избиратели приходят голосовать на избирательные участки).

Где они располагаются? В нашем селе, где они находились? (участки находятся в общественных местах). На избирательном участке каждому избирателю комиссия выдаёт бюллетень. Познакомьтесь с нашей избирательной комиссией (могут участвовать члены педагогического коллектива). В бюллетене указаны Ф. И. О. кандидатов.( Приложение1) Их там несколько, а не один. Почему их должно быть не менее двух? (выдаются бюллетени кандидатов в главы администрации). Приложение № 2

V этап. Голосование

Учитель. Таким образом, важнейшим этапом выборов является…….. голосование.  

А теперь вернемся к жетонам, выбранными  вами в начале урока. Переверните их и прочитайте надписи на обратной стороне. Поднимите руку, у кого красные жетоны. Вы имеете право голосовать?  Поднимите руку те, у кого желтые жетоны. Вы имеете право голосовать?  Поднимите руки те, у кого синие жетоны. Вы имеете право голосовать?   Как видим, половина не имеет права принять участие в выборах. Значит на оставшихся возлагается еще большая моральная ответственность. Проходит голосование. Пока половина класса голосует, остальным  задание - следить за правильностью  процедуры голосования (Приложение № 4). Избирательная комиссия: «Выборы прошли. Голосование окончено».

Пока избирательная  комиссия ведет подсчеты голосов, разбираем нарушения.

С 18-ти лет, ребята, выборы из школьной игры могут превратиться для вас в реальность, где выбранный кандидат будет заботиться о благосостоянии и процветании нашего города и его жителей.

VI этап. Заключительный

Учитель: избирательная комиссия оформляет итоги голосования соответствующим образом в документах и объявляет итоги выборов (Приложение 3).

Председатель избиркома: уважаемые кандидаты, избирательные штабы, избиратели! При подсчете избирательных бюллетеней голоса распределились следующим образом:

За Тарасова Максима Игоревича- ………… голосов;

Аскерова Тимура  Пулатхановича- ……… голоса

Шалунову Анжелу Анатольевну-………… голоса

Воздержавшихся - нет, не засчитанных бюллетеней - нет

Таким образом, большинством голосов избран кандидат от избирательногоштаба ………………………………………………………………………………………….

(ответ победившего кандидата)

VII этап. Итог урока

Учитель: выборы - дело государственного масштаба и требует от кандидата немало сил, упорства, ума, работоспособности, ответственности за свои деяния и поступки.

  • С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
  • По какой избирательной системе мы провели выборы сегодня?

Учитель. Спасибо за активное участие всем: кандидатам, штабам, избирательной комиссии, избирателям! Разместите в колонке свою фамилию и имя, выбирая утверждение.

Вопросы

Фамилии учащихся класса

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

Я могу работать в группе для достижения наилучшего результата в работе

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал в группе

 

Я знаю, что такое выборы

 

Учитель. Спасибо, ребята за урок, вы блестяще справились со всеми задачами. Надеюсь, что вы будете активными избирателями и поможете стране справиться со всеми трудностями.