Урок – практикум «Дебаты»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Малина Елена Анатольевна

Уроки истории и обществознания могут и должны способствовать формированию гражданской позиции у подрастающего поколения. Интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме дебатов, способствуют этому. Дебаты помогают учащимся: - формировать лидерские качества; - брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей; - анализировать важные современные проблемы; - синтезировать знания; - слаженно работать с одноклассниками; - уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации; - быть критичными слушателями; - принимать хорошо продуманные решения; - развивать смелость и уверенность в себе.На уроке ребята старались критически подойти к проблеме участие в политической жизни страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_debaty_malina.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»

(МБОУ СОШ № 20)

607190, Нижегородская область, г. Саров, пр. Ленина, д. 52

тел./факс (83130) 7-56-10, E-mail: info@sc20.do.sar.ru

ОКПО 49779495 / ОГРН 1025202197624, ИНН 5254023184 / КПП 525401001

Конспект урока

Учитель истории и обществознания:

Малина Елена Анатольевна

( моб. 89040554357, эл. Почта - Malina708@yandex.ru)

Предмет: обществознание

 Класс: 10

Дата проведения 29.01.2015

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Урок – практикум  «Дебаты»

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Задачи:

1) помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2) сформировать  представления учащихся о политических демократических ценностях:

 демократическом политическом процессе, демократической  политической культуре;

3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и

находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства, расширению  политического  кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России

Оборудование:  документы, диаграммы, схема.

Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.

Ход урока:

Распределение ролей

Ведущий – учитель

1 человек, ответственный за соблюдение регламента

Члены команды «Утверждения»  - 6-7 человек, спикеры – 3 человека

Члены команды «Отрицания» - 6-7 человек, спикеры – 3 человека

Судьи -  4 человека

Эксперты – остальные учащиеся класса

 

Рассаживание в кабинете по группам:

Первые парты – судьи

Вторая парта посередине – 1 таймкипер

 парты по бокам:

6-7 человек - команда «Утверждения»

6-7 человек – команда «Отрицания»

Последние парты за командами:

эксперты

 « Какие ждут нас в будущем дела?

        Об этом думать вы должны всё чаще.

        И если гражданин ты настоящий,

        Большой отдачи ждёт от нас страна.

И подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может от одной твоей руки

Зависит всё, что будущим зовется...»

 

РЕГЛАМЕНТ ДЕБАТОВ ДЛЯ УРОКА

 

время

содержание

Организационная подготовка

1

2 мин

 Рассаживание в кабинете по группам  

2

3 мин

Подготовка команд - составляют  речь в защиту своей позиции

Ведущий инструктирует исполнителей других ролей.

Чаще первыми выступают команда «утверждения»

Первый раунд дебатов

3

3 мин

Выступление спикера команды №1 ( « Я спикер команды Утверждения……»; к основному докладу возможны  добавления

4

2 мин

Команда  №2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 1

5

2 мин

Выступление спикера № 2

6

2 мин

Выступление спикера № 3

7

2 мин

Ответ на критику команды №2

Второй раунд дебатов

8

3 мин

Выступление  спикера команды №2  « Я спикер команды Отрицания……» (к основному докладу возможны  добавления)

9

2мин

Команда  №1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 2

10

2 мин

Выступление спикера № 2

11

2 мин

Выступление спикера № 3

12

2 мин

Ответ на критику команды №1

Завершающий раунд дебатов

13

1 мин

Консультация команд с экспертами (Эксперты каждой команды помогают ей исправить свои ошибки и найти слабые места у противника)

14

1 мин

Обе команды готовят «каверзные» вопросы и замечания друг для друга.

15

1 мин

«Вопросы» команды №2

16

1 мин

Ответ команды №1

17

1 мин

«Вопросы» команды № 1

18

1 мин

Ответ команды № 2

19

2 мин

Подготовка обеих команд к подведению итогов (доказательство своих преимуществ) - финальная речь .

Порядок выступлений определяется по жребию.

Судьи готовятся подводить итоги.

Эксперты завершают оформление экспертных листов 

20

2 мин (1+1)

Выступление спикеров обеих команд  (порядок определяется по жребию)

Подведение итогов дебатов

21

3 мин

Выступление судей (по 1 минуте)

22

3 мин

Слово ведущего: рефлексия, Написать эссе на тему «Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс?», оценки

 

Критерии оценки для судей

1.     Число аргументов

2.     Содержание аргументов

3.     Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)

4.     Корректность (по отношению к противнику)

5.     Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)

6.     Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)

 Приложение1.

 

СУДЕЙСКИЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОТОКОЛ

 

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:

1)    Число аргументов 2) Содержание аргументов  3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6)  Речь

 

Команда №                            «ОТРИЦАНИЕ»

ПЛЮСЫ

 

 

МИНУСЫ

 

Команда №                            «УТВЕРЖДЕНИЕ»

ПЛЮСЫ

 

 

 

 

 

МИНУСЫ

Приложение 2.

Дебаты.

  1. Дать определение понятий, какой либо темы.
  2. Составить выступление, связав в единое целое аспекты и аргументы.
  3. Составить речь спикера на выбранную тему.
  4. Придумать и записать вопросы к тексту или выступлению товарища.
  5. Найти и сформулировать аргументы «за» и «против»  какого -  либо тезиса

Аргумент – основание, довод, который приводится в защиту какого – либо тезиса. Любой аргумент включает в себя 4 компонента:

Аргумент  -

  • Выдвигается
  • Объясняется
  • Доказывается
  • Делает вывод

П

Позиция

Я считаю,  что……

О

Обоснование

Потому что……..

П

Поддержка

Я могу подтвердить фактом, примером

С

Следствие

Следовательно………

Список используемой литературы.

  1. Учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений
  2. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №5 2008 «Технология подготовки и проведения дебатов»

  3. Е. Г. Калинкина. (Проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин, кандидат педагогических наук). 

Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов: Монография. – М., 2009. – 108 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...