Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Филиппова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob-vo_8-9.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Обществознание».

Курс «Обществознание» для 8–9 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

 

       Изучение обществознания (включая экономику и право) 

в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 Методическое обеспечение программы:

  1. Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 8 класс, Москва, «Русское слово». 2008 г.
  2. Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  3. Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 9 класс, Москва, «Русское слово», 2009 г.
  4. Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-  на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных    критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

Самостоятельные, лабораторные и практические работы,

 выполненные учащимися.

Не менее 255 учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

8 класс

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Общество и человек

1.

Вводный урок. Что изучает курс «обществознание» в 8 классе

1

Сентябрь

2.

Что такое общество?

1

3.

Основные сферы общества

1

4.

Человек, общество, природа

1

5.

Типология обществ

1

Октябрь

6.

Современное общество

(Индустриальное, постиндустриальное)

1

7.

Социальный прогресс и развитие общества

1

8.

Повторительно-обобщающий урок

1

9.

Личность и социальная среда

1

10.

Потребности человека

1

Ноябрь

11.

Социализация и воспитание

1

12.

Общение

1

13.

Повторительно-обобщающий урок

1

Декабрь

Тема 2. Экономическая сфера общества

14.

Что такое экономика?

1

15-16.

Товар и деньги

2

17-18.

Спрос и предложение

2

Январь

19-20.

Рынок, цена, конкуренция

2

21.

Предпринимательство

1

Февраль

22.

Роль государства в экономике

1

23.

Налоги и налогообложение

1

24.

Бюджет государства и семьи

1

Март

25.

Труд. Рынок труда. Безработица.

1

26.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 3. Социальная сфера общества

27.

Социальная структура общества

1

Апрель

28.

Социальная стратификация

1

29.

Богатые и бедные

1

30.

Этнос: нации и народности

1

31.

Межнациональные отношения

1

Май

32.

Конфликты в обществе

1

33.

Семья

1

34.

Повторительно-обобщающий урок

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

9 класс

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Политическая сфера

1-2.

Власть

2

Сентябрь

3.

Государство

1

4-5.

Национально-государственное устройство. Форма правления.

2

Октябрь

6.

Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство.

1

7-8.

Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью.

2

9-10.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Политическая сфера.

2

Ноябрь

Тема 2. Человек и его права

11-12.

Право, его сущность и особенности.

2

Декабрь

13-14.

Закон и власть.

2

15.

Конституция – основной закон государства.

1

16-17.

Гражданское право. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права.

2

Январь

18-19.

Трудовое и семейное право.

2

Февраль

20-21.

Юридическая ответственность.

2

22-23.

Итоговый урок по теме: Человек и его права.

2

Март

Тема 3. Духовная сфера

24-25.

Что такое культура.

2

26.

Культурные нормы.

1

Апрель

27.

Формы культуры.

1

28-29.

Религия

2

30.

Искусство

1

Май

31-32.

Образование и наука

2

33-34.

Повторительно-обобщающий урок

1

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные    отношения.

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;  деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

            

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности

 и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения      гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

1.  Введение в обществознание. Актуальные проблемы: посо-бие.-М., 1991.

2. Введение в обществознание: учеб. пособие для 8—9 кл. общеобр. учреж. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М., 1997.

3.  Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995.

4.  Кравченко, А. И. Введение в социологию. - М., 1995.

5.  Кравченко, А. И. Обществознание: учеб. для 8 кл. Ч. 1. -М.: Русское слово, 2006. - 192 с.

6. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993.

7.  Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М., 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...