Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Филиппова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob-vo_10.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей Гуманитарный цикл

_________________

Протокол № ____ от

« ____ » ____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Хотиловская СОШ»

_________________

« ____ » __________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Хотиловская СОШ»

_________________

Приказ № ____ от

« ____ » ____________2013 г.

Рабочая программа по обществознанию

10 класс

Составлена на основе авторской программы

Боголюбов Л.Н. «Обществознание»

Составитель: Филиппова Екатерина Игоревна

2013– 2014 учебный год.


Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Обществознание».

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)  общего образования и, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень». Курс  для 10 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта двух учебных часов в неделю.

Содержание среднего (полного) общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

 

       Изучение обществознания

в средней (полной) общей школе направлено

 на достижение следующих целей:

  • развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 Методическое обеспечение программы:

  1. Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Обществознание : 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации : пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова, Волгоград: Учитель, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Календарно – тематическое планирование

  ( 68 ч)  10 класс

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Общество (4 ч.)

1

Вводное занятие.

1

Сентябрь

2

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

1

3

Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе

1

4

Структура общества.

(общество как сложная динамичная система, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества; социальные институты)

1

Тема 2. Человек (12 ч.)

5

Природа человека.

(человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции).

1

6

Цель и смысл человеческой жизни. Науки о человеке.

1

7

Человек как духовное существо. Мировоззрение. (духовная жизнь человека; ценностные ориентиры личности)

1

8

Патриотизм и гражданственность. Выполнение творческой работы по теме.

1

9

Деятельность как способ существования людей.

(деятельность е ее мотивация; многообразие деятельности; сознание и деятельность)

1

Октябрь

10

Человек в системе социальных связей

(личность и факторы, влияющие на ее формирование; самосознание и самореализация). Письменный опрос

1

11

Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности

1

12

Выполнение познавательных и практических задач по теме «Человек и общество». Тестирование по теме (подгот.ЕГЭ)

1

13

Познание и знание

(познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное)

1

14

Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания.

1

15

Социальное и гуманитарное знание. Урок-практическая работа

1

16

Обобщение по теме «Человек».

1

Тема 3. Духовная культура (8 ч.)

17

Духовная жизнь общества.

(культура и духовная жизнь; формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная;)

1

Ноябрь

18

Диалог культур. Средства массовой информации.

1

19-20

Наука и образование (наука, ее роль в современном мире; этика ученого; непрерывное образование и самообразование).

2

21

Мораль и религия

(мораль, ее категории; религия, ее роль в жизни общества; нравственная культура)

1

22

Искусство и духовная жизнь (искусство, его формы, основные направления; эстетическая культура)

1

23

Тенденции духовной жизни современной России. Урок-семинар.

1

24

Урок обобщения по теме «Духовная культура».

Тестирование по теме (подготовка к ЕГЭ)

1

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч.)

25

Роль экономики в жизни общества

(экономика как подсистема общества; экономика как основа жизнеобеспечения общества)

1

Декабрь

26

Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики

1

27

Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение.

1

28

Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления

1

Тема 5. Социальная сфера (14 ч.)

29

Социальная структура общества.

(многообразие социальных групп; неравенство и социальная стратификация)

1

30

Социальные интересы. Социальная мобильность.

1

31

Социальные взаимодействия.

(социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт)

1

32

Социальные аспекты труда. Культура труда.

1

33

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

(многообразие социальных норм; девиантное поведение, его причины и профилактика)

1

Январь

34

Социальный контроль и самоконтроль.

1

35

Национальные отношения.

(этнические общности; межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты)

1

36

Национальная политика. Культура межнациональных отношений

1

37

Выполнение познавательных и практических задач по теме «Социальная сфера». Тестирование по теме (подгот. к ЕГЭ)

1

38

Семья и быт. Семья как социальный институт

(семья в современном обществе)

1

39

Бытовые отношения. Культура топоса.

Подготовка к ЕГЭ: задания на обращение к понятиям.

1

Февраль

40

Молодежь в современном обществе.

Молодежь как социальная группа

1

41

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

1

42

Молодежная субкультура. Урок-презентация

1

Тема 6. Политическая сфера (11ч.+1ч.=12 ч.)

43

Политика и власть. Политика и общество.

Подготовка к ЕГЭ: задания на обращение к социальным реалиям.

1

44

Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды

1

45

Политическая система (структура и функции политической системы; государство в политической системе)

1

46

Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

1

47

Гражданское общество и правовое государство.

1

Март

48

Основные черты гражданского общества. Подготовка к ЕГЭ: задания на анализ двух суждений.

1

49

Правовое государство, его признаки (средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества).

1

50

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.

1

51

Многопартийность. Политическая идеология.

1

52

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс.

1

53

Политическое участие. Политическая  культура.

1

54

Обобщение по теме «Политическая сфера».

Подготовка к ЕГЭ: тестирование по теме.

1

Апрель

Тема 7. Право как особая система норм (10 ч.)

55

Право в системе социальных норм.

(система права: основные отрасли, институты, отношения)

1

56

Публичное и частное право.

1

57

Источники права. Правовые акты.

1

58

Конституция в иерархии нормативных актов.

1

59

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.

1

60

Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

1

61-62

Современное российское законодательство

(основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права; правовая защита природы).

2

Май

63

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

1

64

Обобщение по теме «Право как особая система норм». Подготовка к ЕГЭ: тестирование по теме

1

65

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.

1

66

Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

1

67-70

Резерв времени

3

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-   на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-   на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных    критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-   на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные    отношения.

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;  деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для старшеклассника социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения      гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

1.  Введение в обществознание. Актуальные проблемы: пособие. - М., 1991.

2.  Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995.

3.  Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993.

4. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии    разрешения. -М., 1995.

5. Пугачев В.П. Политология: учеб. Пособие для вузов/ В.П. Пугачев. – М., 2003.

6. Соловьев А.И.  Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М., 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...