Урок обществознания в 11 классе "Демография в России"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Шишкина Татьяна Евгеньевна

Конспект урока по обществознанию разработан для 11 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demografiya_v_rossii.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания  в 11 классе

«Демографическая ситуация в современной России»

Тип урока: проблемный

Форма урока: изучение нового материала

Тема. Демографическая ситуация в современной России

Цель: проанализировать демографическую ситуацию в современной России, выявить основные проблемы

Задачи.

Обучающие:

  1. Рассмотреть демографические проблемы в современной России;
  2. выявить основные тенденции решения проблемы повышения рождаемости, снижение уровня смертности, повышение имиджа многодетной семьи.

Развивающие:

  1. Развивать умения осуществлять комплексный поиск информации;
  2. формировать навыки критического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, находить факты и уметь их аргументировать;
  3. развивать умения рационально решать поставленные проблемы.

Воспитательные:

  1. Формировать отношение к демографическим проблемам современного общества.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

2.1. Тенденции развития семьи в современной России

2.2. Проблема неполных семей

2.3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов
  3. Домашнее задание

Продолжительность занятия (время реализации): 45 минут

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Обществознание. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Ивановой / авт.сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2007.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, ватманы, маркеры

Дополнительные материалы: Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения, демографическая ситуация в современной России.

демографической ситуации в Российской Федерации

Карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Время

реализации

I.. Организационный момент

Приветствует, организует учащихся на работу, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

1 минута

II. Изучение нового материала

40 минут

1. Стадия «вызов»

1. Организует прослушивание песни А. Тихоновича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет»

2. Задает вопросы.

3. Озвучивает вступительное слово.

1. Слушают, думают, анализируют, отвечают на вопросы. 2. Открывают тетради, записывают тему урока.

5 минут

2. Стадия «осмысления»

25 минут

1. Самостоятельная работа в группах

1. Организует самостоятельную работу в группах.

2. Курирует работу, направляет, консультирует.

1. Изучают самостоятельно текст.

2. Оформляют свою работу на листах ватмана, используя прием «Фишбоун» - рыбный скелет.

15 минут

2. Защита проектов

Комментирует, при необходимости поправляет выступающих.

Каждая группа представляет свою работу, защищая ее устно перед остальными учащимися.

10 минут

3. Стадия «рефлексия»

10 минут

1. Поиск решения проблемы – законодатели и социологи.

1. Организует практическую работу по решению демографических проблем в России.

2.  Консультирует «социологов» и «законодателей».

1. «Социологи» - используя технологию принятия решений – стратегию ПАКОР,  ищут пути решения данной выбранной проблемы.

2. Оформляют таблицу, в которой просчитывают наиболее подходящий вариант решения проблемы.

3. «Законодатели» предлагают свои законы для решения демографических проблем в стране.

5 минут

2. Выступления учащихся

Комментирует, при необходимости поправляет выступающих.

1. «Социологи» предлагают свой вариант решения проблемы, аргументируя свой выбор данными составленной ими таблицы.

2. «Законодатели» зачитывают свои законы.

5 минут

III. Подведение итогов.

Организует работу с раздаточным материалом.

1. Называют меры, которые принимаются правительством в настоящее время для улучшения демографической ситуации в России.

2. Используя раздаточный материал, называют дополнительные меры, которые учащимся были неизвестны.

3 минуты

Домашнее задание:

Задает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

1 минута

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

Стадия «вызов»

     Звучит песня А. Тихоновича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет».

     - Какая проблема озвучена в этой песне?

     - Как вы думаете, какую тему мы будем рассматривать сегодня на уроке?

     - Что вам известно о демографической ситуации России?

     Вступительное слово учителя: Песня «У меня сестренки нет» была написана в начале 80 – х гг. прошлого века, она красноречиво отражает новую тенденцию того времени в нашей стране – нежелание семей иметь более одного ребенка. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия. Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3–4 детей. По мнению западных демографов, Россия сегодня переживает демографический крах. Ученые Берлинского института народонаселения назвали Россию «Исчезающая мировая держава». Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью позволяет характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением. Именно поэтому в последние годы в нашем обществе идет целенаправленная пропаганда увеличения рождаемости.

 Стадия «осмысления».

     - Сегодня на уроке вам предстоит проанализировать демографическую ситуацию  в России, выяснить, какие проблемы сегодня существуют в нашей стране в социальной сфере. Для этого каждую проблему необходимо подтвердить фактами и примерами. Для решения этой задачи воспользуемся уже известным вам приемом «Фишбоун» - рыбный скелет (Приложение 1).

     1. Самостоятельная работа в группах.

     Класс делится на 3 группы. Каждая группа работает с текстом учебника и дополнительным материалом (Приложение 2), ищет проблему и доказывает ее, используя прием «Фишбоун». Работа оформляется на листах ватмана.

     1-я группа изучает текст в учебнике на с. 193-195 «Тенденции развития семьи в современной России».

     2-я группа изучает текст в учебнике на с. 195-197 «Проблема неполных семей».

     3-я группа изучает текст в учебнике на с. 197-199 «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации».

     2. Защита работ. Выступление каждой группы у доски.

 Рефлексия.

     - А сейчас давайте попробуем решить некоторые из этих проблем. Представьте, что вы   социологи и законодатели. Если вы законодатели – предложите свои законы для улучшения демографической ситуация в современной России. Если вы социологи – попробуйте решить одну из проблем на выбор, предложив различные пути решения. Для определения наиболее оптимального способа решения проблемы используйте стратегию ПАКОР.

П – проблема

А – альтернатива

К – критерии

О – оценка

Р – результат

Критерии – время, цена, риск, качество.

IV. Подведение итогов.

     - Какие меры сегодня принимаются правительством для улучшения демографической ситуации в нашей стране? (раздаточный материал) (Приложение 3)

Домашнее задание. Подготовить сообщения о демографической ситуации в Сибирском регионе и в Томской области.


Самоанализ урока

   Данный урок был задуман как самостоятельная творческая работа учащихся по умению работать с текстом, поиску проблем и умению решать эти проблемы. Урок проводился в рамках блока уроков по обществознанию «Проблемы социально-политической и духовной жизни».  Современная концентрическая форма обучения в средней школе требует от учащихся второго концентра, к которому относятся учащиеся 11 класса, умения думать, анализировать, находить пути решения проблем, слаженно работать в коллективе, творчески походить к выполнению задания, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Данная форма урока позволяет успешно развивать у учащихся необходимые навыки и умения, а также развивает творческие способности и самостоятельность. Современный ученик должен уметь отбирать в тексте фактический материал и уметь его аргументировать. Это умение проверяется при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Прием технологии критического мышления «Фишбоун» позволяет развивать именно эти умения. На данном этапе работы ребята успешно справились с заданием, выявив проблемы и доказав их существование приведенными фактами и аргументами.

     Например, первая группа учащихся обозначила проблему «Кризис семьи».

Факты:

     1) Увеличивается число разводов в стране. Аргумент – по данным статистики в среднем в России ежедневно регистрируется 3616 браков и 15345 развода, в результате без одного из родителей остаются 1288 детей.

     2) Численность женщин превышает численность мужчин. Аргумент – по переписи 2002 г. численность женщин превышала численность мужчин на 10 млн, что неизменно приводит к увеличению неполных семей, в которых мать воспитывает ребенка одна.

     3) Увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребенка. Аргумент – современные молодые люди откладывают рождение ребенка, стремясь сначала сделать карьеру, добиться материального благополучия.

     4) Увеличивается число людей, которые никогда не состояли в браке. Аргумент – по переписи 2002г из 1000 человек 210 никогда не состояли в браке (в 1989 г. – 161), состоят в браке 572 человека ( в 1989 г. – 653).

     Вывод: институт семьи в современной России переживает кризис. Сокращение среднего размера семьи, ослабление внутрисемейных связей негативно сказываются на ее стабильности. Кроме того, происходят функциональные сдвиги: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье в связи с изменениями в характере и размерах источников благополучия, снижение семейной воспитательной функции.

     На следующем этапе учащимся было предложено найти пути решения демографических проблем в стране, используя технологию принятия решения – стратегию ПАКОР (П-проблема, А-альтернатива, К-критерий, О-оценка, Р-результат). Выбрав определенную демографическую проблему, ребята искали пути ее решения, а затем, составляя таблицу, просчитывали наиболее подходящий вариант, учитывая различные критерии. Так, если основным критерием решения проблемы сокращения численности населения в России брать цену, то есть, во сколько государству обойдется решение этой проблемы в денежном эквиваленте, то выходило, что наиболее подходящий вариант – запрет абортов. Учащимися были предложены следующие варианты выполнения задания.

Проблема: сокращение численности населения

           Критерии

Альтернатива

Время

0,2

Цена

0,4

Риск

0,2

Качество

0,2

Итог

1.Привлечение эмигрантов

3

        0,6

2

 0,8

1

0,2

1

0,2

1,8

2. Повышение рождаемости.

1

      0,2

1

0,4

3

0,6

3

0,6

1,8

3. Оставлять граждан в стране.

2

 0,4

1

 0,4

3

0,6

3

0,6

2

4. Привлекать население к здоровому образу жизни (ЗОЖ)

2

0,4

1

0,4

3

0,6

3

0,6

2

5. Запрет абортов

3

0,6  

3

1,2

1

0,2

2

0,4

2,4

6. Повышение качества медицинского обслуживания

1

0,2

1

0,4

3

0,6

3

0,6

1,8

       Подобная технология учит ребят рациональному решению поставленной проблемы, и вполне может быть применима в простых жизненных ситуациях.

      Данная тема органично перекликается с предыдущими темами уроков обществознания при изучении политических и общественных аспектов современного общества, опираясь на модель общественного сознания, понятия «свободы» и «ответственности». Учащиеся получили знания, необходимые им при изучении вопросов экономики, а также на уроках истории при изучении современного этапа развития российского общества и существующих в нем проблем. Приобретенные умения и навыки учащиеся успешно могут применять на всех остальных уроках, а также при решении жизненных проблем, с которыми они могут столкнуться после окончания школы.

     Подобные формы уроков очень нравятся учащимся, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и творческий подход, высказать свою точку зрения. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, погружение в изучение проблемы, вследствие чего урок проходит для ребят быстро и незаметно. После таких уроков дети, как правило, испытывают эмоциональное  и творческое удовлетворение.

   


Приложение 1

                       

                                             Факты                          Факты                      Факты                                    

 

                                 Аргументы                      Аргументы                           Аргументы                          

         


Приложение 2

Демографическая ситуация в современной России

    Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С девяносто второго года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее. Этой проблемой озабочены и политики и простые люди, но, к сожалению, в целом бытует совершенно неверное мнение о причинах и методах входа из кризиса. Задача науки здесь - найти реальные причины и реальные способы решения проблемы. В мире сейчас очень многие люди и организации озабочены проблемой перенаселения. Боязнь перенаселения некогда имела под собой основания: в начале XIX века Т. Мальтус предсказывал удвоение населения Земли по экспоненте каждые 25 лет. И его прогнозы были достаточной причиной для беспокойства в XX веке, т.к. в XX веке численность населения действительно росла взрывообразно. Двухмиллиардный житель Земли родился совсем недавно - в 1925 году, когда как шестимиллиардный - в 1999 году. Движение «мальтузианцев», озабоченных проблемой населения ещё сильно, но они не желают замечать, что теперь, в наше время, на самом деле, такой проблемы не существует, а, наоборот, в мире, особенно в развитой его части, существует другая проблема - проблема снижения рождаемости. В 2000 году в 64-х странах, в которых проживает 44% всего мирового населения, уровень рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. И всё это те страны, которые мы называем развитыми. Между тем, в менее развитых странах ситуация обратная - в них население не снижается, а растёт, и если в десятку стран с наинизшим естественным приростом населения входят в основном восточноевропейские страны, то в десятку стран с наивысшим приростом населения входят беднейшие африканские страны, в большинстве из которых эпидемия СПИДа. То есть в то время, как население в развивающихся странах только увеличивается, население цивилизованного мира стареет и вымирает.

Депопуляция - прямая угроза всей европейской цивилизации. И хотя депопуляция - проблема не только для России, в России она стоит очень остро.

Среди 186 стран, Россия стоит на восьмом в числе стран с наиболее низкой рождаемостью, и на третьем в числе стран с наинизшим естественным приростом населения. Обычно смертность и рождаемость взаимосвязаны - в странах с высокой смертностью высока и рождаемость, и наоборот. Но в случае с Россией всё складывается крайне неудачно - в то время как рождаемость падает смертность остаётся на очень высоком уровне. В результате многих научных исследований получены данные, что процесс депопуляции практически не связан с реформами в нашей стране, а это значит, что когда в России всё более или менее наладится, демографический кризис не прекратится сам собой. Поэтому необходимо разработать эффективные меры борьбы с ним. Но прежде чем разрабатывать меры борьбы с демографическим кризисом, необходимо разобраться в его причинах. Для этого следует проанализировать все существующие основные концепции в этой области, а также имеющиеся статистические данные и данные различных социологических исследований.

Продолжительность жизни

     Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира эти показатели равны соответственно: 73-74 года и 79-80 лет. А для Японии-чемпиона по долгожительству - 75,90 и 81,6 лет.

     Итак, наши мужчины сегодня живут в среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов, более 13 лет. Такого нет, и не было нигде. «Нью-Йорк Таймс» пишет, что Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в условиях, которых не было нигде. За 100 лет (приблизительно 1838-1938г) продолжительность жизни мужчин и женщин выросла в 2 раза. Примечательно то, что с конца XIX века увеличивается разрыв показателей продолжительности жизни мужчин и женщин, достигающий в 1968-1971гг. почти девяти лет. Разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, на счет которых можно отнести четыре-пять лет такого рода различий. Остальные же четыре-пять лет разрыва вызваны с действием специфических факторов. Так сейчас в старшие возраста вступают люди, которые активно участвовали в Великой Отечественной войне, что не могло не сказаться на их здоровье. Есть и другие причины этого явления. Но в наши дни, как это уже было оговорено выше, разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает. При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.

Рождаемость

     Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости. Начало этого процесса приходится на послевоенные годы и продолжается в наши дни, причем с начала 90-х годов на рождаемость также оказывают влияние резкие сдвиги в политической и социально - экономической жизни страны. Снижению уровня рождаемости 50-х годах в немалой степени способствовала отмена в 1955 г. запрета на искусственное прерывание беременности. В следующее десятилетие динамика показателей рождаемости отражала продолжение перехода к новому типу репродуктивного поведения. С конца 60-х годов в России модель семьи, имеющая 2 детей, стала преобладающей. Рождаемость снизилась до уровня немного более нижнего, чем необходимо для обеспечения в будущем простого воспроизводства населения (для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 - 2,15). При этом суммарный коэффициент рождаемости городского населения был в пределах 1,7-1,9. В сельской местности уровень рождаемости был более высоким: от 2,4 до 2,9 рождения на 1 женщину.  В целом за годы предыдущего десятилетия (1991-1998 гг.) повторные рождения сократились в 1,9 раза. В настоящее время Россия заняла по этому показателю место в ряду стран мира с самой низкой рождаемостью.

     В масштабах страны, как уже отмечалось выше, рождаемость имеет четко выраженную тенденцию к уменьшению, что в конкретных исторических условиях и с учетом стратегических задач, стоящих перед Россией, не может расцениваться иначе как негативное явление. В обозримом будущем трудно рассчитывать на изменение репродуктивного поведения россиян.  

     В последние несколько лет за счет рождения вне брака ежегодно возникает около 300 тыс. неполных семей, дети в которых с первого дня рождения ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему психологическому самочувствию. При сложившейся тенденции можно предполагать существенное увеличение числа семей, которые изначально являются неполными со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями.

Статистика абортов

     Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8. Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв от остальных просто потрясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток количество абортов возрастает. В Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в Болгарии - 67,2. По негласным данным на конец 1994 г. из общего количества зарегистрированных беременностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты…

     Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении нескольких лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты.

     В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка. Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь, согласитесь, за последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки, понадобится не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.

Смертность

     С 1965 по 1980 гг. в России происходил устойчивый рост смертности взрослого населения, особенно мужчин. В то же время имела место крайне нерегулярная динамика младенческой смертности, которую в целом можно характеризовать как медленное снижение. В 1981-1984 гг. уровень смертности стабилизировался, причем продолжительность жизни мужчин составляла в среднем 61,8 года, а женщин - 73,2 года.

     Начавшаяся в 1985 г. антиалкогольная кампания в СССР обусловила рост продолжительности жизни и мужчин и женщин, которая составила в 1986 - 1997 годах 65 лет у мужчин и 75 лет у женщин. С 1988 г. рост уровня смертности возобновился, достигнув своего пика в разгар проведения "шоковой терапии". Переход к рыночной экономике в начале 90-х годов еще более обострил существующие проблемы. Накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье на протяжении предыдущих десятилетий в сочетании с резким снижением жизненного уровня большинства населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступностью высокоэффективных средств лечения для большинства населения, экологическим неблагополучием и ростом преступности усугубили ситуацию со смертностью в стране.

     В 1994 г. по сравнению с 1991 г. смертность населения (число умерших на 1000 населения) увеличилась в 1,3 раза - с 11,4 до 15,7. В последующие четыре года (1995-1998 гг.) смертность несколько уменьшилась, что, видимо, было связано с определенной социально-экономической стабилизацией. Однако наметившиеся позитивные перемены оказались краткосрочными и после очередного резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства населения, вызванного последствиями августовского кризиса 1998 г., последовал ее новый заметный рост (1998 г. - 13,6; 1999 г. - 14,7).

     Таким образом, в целом, 90-е годы отмечены в России самим высоким со времени окончания Великой Отечественной войны уровнем смертности населения. Анализируя причины этого явления, руководитель лаборатории системных исследований здоровья, доктор медицинских наук И. Гундаров высказывает следующую точку зрения: “Эпидемия сверхсмертности в России 90-х годов является результатом исторически и культурно чуждых для нас духовных ценностей.

     Западный тип мышления, всячески внедряемый в сознание русского человека, противоречит его нравственно-эмоциональному генотипу, и вымирание нации является специфической реакцией отторжения на чуждую духовность”. При этом необходимо отметить, что за последний период рост смертности отмечается по всем основным классам причин. Как видно, к 2006 г. первое место в структуре смертности населения в России заняла смертность от болезней системы кровообращения. За ней следуют следующие классы причин: от болезней органов дыхания; от новообразований; от инфекционных и паразитарных болезней; от несчастных случаев, отравлений и травм; от болезней органов пищеварения. Обращает на себя внимание рост патологии, такой как гипертоническая болезнь, смертность от которой только в последний год возросла в 1,7 раза. Значительно вырос уровень смертности от туберкулеза - с 7,7 в 1989 году до 20,0 на 100 000 тысяч населения в 2003 году. Выросли показатели смертности населения от заболеваний органов дыхания, пищеварения, новообразований.

     По-прежнему самой острой проблемой остается высокий уровень преждевременной смертности населения. За 10 лет он возрос более чем на 100 тыс. человек трудоспособного возраста и составляет свыше 520 тыс. человек в год. При этом главными причинами смерти лиц в трудоспособном возрасте являются неестественные причины - несчастные случаи, отравления, травмы и суициды. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин такой же, как был в России 100 лет назад. Он почти в 2,5 раза превосходит соответствующие показатели в развитых и в 1,5 раза в развивающихся странах. Так, более трети всех умерших в рабочих возрастах (202,0 тыс. человек, или 39%) в 2000 г. стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства).

    Одно из ведущих мест в структуре смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения - 114,1 тыс., или 28% умерших. В связи с ростом числа умерших во все более младших возрастных группах происходит омоложение среднего возраста наступления смерти от указанных заболеваний. У мужчин трудоспособного возраста он уже ниже 50 лет (49,5 года).

      Высокий уровень смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний, который превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Преждевременная смертность мужчин имеет отрицательные социально-демографические последствия - уменьшается число потенциальных женихов, растет число неполных семей. По состоянию на 1 января 2000 г. в органах социальной защиты состояло на учете 1,8 млн. детей, на которых были назначены пенсии по случаю потери кормильца.

     Уровень смертности мужчин значительно выше уровня смертности женщин не только от неестественных причин. От инфекционных и паразитарных болезней этот уровень выше - в 7 раз, болезней органов дыхания - в 6 раз, болезней системы кровообращения - в 5 раз. Это сформировало беспрецедентный - более чем в 10 лет - разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Причины повышения смертности.

Поскольку изменение уровня смертности в России было наиболее драматичным и было широко исследовано, то существует несколько различных гипотез на этот счёт.

Вот список наиболее популярных из них:

1. Потребление алкоголя

2. Экологические проблемы

3. Бедность и плохое питание

4. Развал системы здравоохранения

5. Реакция на сильные изменения социальных условий, стресс

Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что система здравоохранения играет достаточно важную роль, но всё же не решающую. Это объясняется тем, что большинство причин смерти в наше время определяются не качеством системы здравоохранения, а самосохранительным поведением.

Экологические проблемы можно исключить сразу - спад производства вызвал только улучшение экологической ситуации.

Потребление алкоголя может влиять достаточно важную роль, так как процент смертей от отравления алкоголем, а также его употребление, увеличились за время реформ. Но пьянство нельзя рассматривать как причину - это лишь следствие других факторов, в основном духовных.

Также повышение смертности может быть вызвано эффектом компенсации после антиалкогольной кампании - то есть те, кто должен был умереть от отравления алкоголем во второй половине восьмидесятых, стали умирать только сейчас, после отмены антиалкогольных мер того времени.

Детская смертность

Таблица детской смертности по данным Госкомстата

год

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

кол-во (тыс.ч)

26141

24840

22820

21735

21097

20731

     С первого взгляда кажется, что детская смертность уменьшается. Но ведь единственной причиной её уменьшения является меньшие численность населения и, следовательно, и меньшее количество беременностей.

     Учитывая, что коэффициент рождаемости уменьшается, такая статистика младенческой смертности в России пугает. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000 родившихся живыми. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире.

Самоубийства

     На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. С 1992 года по 1995г. количество самоубийств заметно возросло с 46125 до 61000 соответственно. Затем в период с 1995г по 1996г их количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992г. по 1995г. объясняется кризисным развитием экономики страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-экономического состояния России.

     Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств. Также ужасающ процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США, которые являются явными лидерами в этой области. Убийства влияют не столько на демографическое состояние России, сколько на социальное.

Здоровье населения

     Демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется не только прямой депопуляцией, но и резким ухудшением физического и психического состояния здоровья населения. Положение таково, что если в ближайшее время в этой области не произойдут положительные перемены, то через 20 - 30 лет значительная часть россиян будет иметь серьезные проблемы со здоровьем.

     За последние 10 лет рост заболеваемости отмечается среди всех возрастных групп и по большинству классов заболеваний. При этом основную долю составляют социально обусловленные заболевания. Вот оценка - начальника Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации: “Причины сверхсмертности мужчин среднего возраста - в нашей жизни, в нашей экономике. За минувшие годы на долю мужчин выпало столько, сколько не набралось бы за всю предшествующую жизнь... Мужчина у нас был главным человеком в семье, её кормильцем... Но в 1991 - 1992 гг. ситуация изменилась. Половина мужчин “за сорок”, потеряв зарплату и работу, а вместе с этим и свою социальную нишу, новой не нашли. Они стали потерянным поколением. Их подкосил постоянный стресс. Он спровоцировал массу недугов, и в первую очередь, сердечно - сосудистые болезни. От них в большинстве случаев и умирают наши мужчины среднего возраста...”

     Число учтенных больных наркоманией и токсикоманией за этот же период увеличилось в 9 раз и составляет 174 тыс. человек. Реально же распространение наркомании и токсикомании значительно больше. По оценкам подавляющего числа экспертов эта цифра должна быть увеличена как минимум в 10 раз. По данным Минздрава России, в 2000 г. в лечебно-профилактических учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза наблюдалось более 2,1 млн. больных.

     Среднедушевое потребление алкоголя в стране в 90-е годы увеличилось до 13 литров в год (в переводе на абсолютный алкоголь). По стандартам ВОЗ, ситуация считается опасной для генофонда нации, когда потребление превышает 8 литров. Говоря о социально-обусловленных болезнях, следует отметить и то, что на начало 2000 года на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло 836 тыс. человек, больных сифилисом. В расчете на 100 тыс. населения число этих больных превышает аналогичный показатель 1990 года более чем в 40 раз.

     Вдвое возросла заболеваемость туберкулезом, которая составляла в 2000 г. 80 человек на 100 тыс. населения. В соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения заболеваемость туберкулезом в России носит характер эпидемии.

     Особое беспокойство должно вызывать здоровье детей и беременных женщин. Показатели материнской и младенческой смертности в Российской Федерации резко превышают уровень развитых стран. Так по данным благотворительной организации “За спасение детей”, которая проанализировала данные о материнской смертности, физическом здоровье матерей и детей в 106 странах мира, Россия находится на 27 месте, причем нашу страну опережает Казахстан (24 место).

     Все большее число детей появляются на свет больными или заболевают еще в родильном доме.. За последние 10 лет заболеваемость новорожденных возросла более чем в 2 раза. Болезненное состояние новорожденных во многом определяет здоровье детей в более старших возрастах. О явном неблагополучии состояния здоровья подрастающего поколения свидетельствует и то, что в настоящее время примерно треть юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Каждый пятый ребенок дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми.

     Растет число инвалидов, причем доля лиц, получающих инвалидность в трудоспособном возрасте, также постоянно увеличивается. Из 1,1 млн. человек, впервые признанных инвалидами в 2000 году, 581 тыс. - люди в трудоспособном возрасте.

     

 


Приложение 3

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения

демографической ситуации в Российской Федерации

      Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

     Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

     Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

     Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

     Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона», "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

     На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с   угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

     Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

     В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году.

     На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”.

      План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь). В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания по теме "Конституция России"

Презентация к уроку обществознания для 6 класса...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

открытый урок обществознания в 5 классе «Россия – многонациональное государство»

        На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности уч...

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...