Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию на тему

Рабочие программы по обществознанию 6 - 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

             по курсу «Обществознание»

                            6 класс

Рабочая программа разработана на основе программы министерства образования Российской Федерации: Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.  Москва «Дрофа» 2007

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

                  6 класс. Москва «Русское слово», 2010

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе

-Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных                                        

  документов. Обществознание сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год

-Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

-Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –

  Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.  М.: Дрофа, 2007.

-Приказа Минобрнауки  РФ об утверждении федеральных перечней

  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательном  

  процессе в  образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы

  общего  образования и имеющих государственную  аккредитацию, на 2011/2012 учебный

  год»

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов.

         Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания.

         Рабочая программа содержит 27 тем. Остальные 8 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

Цели и задачи  курса  обществознания.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Содержание тем учебного  курса

Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека                                                                                               Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества                                                                                 Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество                                                                                                                       Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений                                                                                                       Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

Глава III  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.                                                                                                                                                            Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.                                                                    Основное понятие темы: правосудие.

Глава V   ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.                                                                                                                         Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.                                                                                                                             Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники                                                                                                                          Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Основные понятия темы: дружба; верность

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

Форма организации учебных занятий

Вид контроля

теория

практика

1.

Введение

1

1

1.

Общество и человек

7

6

1

Проверочная  работа

2.

Экономическая сфера общества

7

6

1

Проверочная работа

3.

Социальная сфера общества

4

3

1

Тест

4.

Политика и право

6

5

1

Проверочная  работа

5.

Духовная сфера общества

4

3

1

Тест

6.

Ребенок в обществе

5

4

1

Проверочная работа

7.

Итоговое повторение

1

1

Тест

Итого

35

28

7

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и др.); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-   на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название главы, темы.

Кол-во часов

Сроки проведения

по плану

по факту

1

Введение.

1

2.09

1. Общество и человек.

7

2

Что такое общество?

1

9.09

3

Происхождение и развитие человека.

1

16.09

4

Исторические ступени развития общества.

1

23.09

5

Современное общество.

1

30.09

6

Человечество как сумма поколений.

1

7.10

7

Человечество, общество, природа.

1

14.10

8

Обобщение.

1

21.10

2. Экономическая сфера общества.

7

9

Что такое экономика?

1

6.11

10

Рынок.

1

13.11

11

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

20.11

12

Домашнее хозяйство.

1

27.11

13

Экономическая деятельность подростка.

1

4.12

14

Труд с точки зрения закона.

1

11.12

15

Обобщение.

1

18.12

3. Социальная сфера общества.

4

16

Социальная структура общества.

1

25.12

17

Семья.

1

15.01

18

Правила и нормы поведения в обществе.

1

22.01

19

Обобщение.

1

29.01

4. Политика и право.

6

20

Государство и граждане.

1

5.02

21

Право на службе человека.

1

12.02

22

Конституция – основной закон страны.

1

19.02

23

Право правопорядок.

1

26.02

24

Как защититься от несправедливости.

1

5.03

25

Обобщение.

1

12.03

5. Духовная сфера общества.

4

26

Наука и образование.

1

19.03

27

Мораль.

1

2.04

28

Идеал и ценности.

1

9.04

29

Обобщение.

1

16.04

6. Ребёнок в обществе.

5

30

Ребёнок и семья.

1

23.04

31

Взаимоотношения детей и родителей.

1

30.04

32

Ребёнок в школе.

1

2.05

33

Друзья и ровесники.    

1

9.05

34

Обобщение

1

16.05

35

Итоговое повторение

1

23.05

Литература и средства обучения

1. С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». -  

    М.: «Русское слово», 2008.

2. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово»,

    2008.

3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

    «Обществознание» для 6 класс. М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

4. И. С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. - М.: Русское слово, 2007.

5. Декларация прав ребенка;

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка»

8. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по

    праву.

9. Конституция Российской Федерации.

10. Кочетов Н.С. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко

      А.И., Певцовой Е.А. – Волгоград: Учитель, 2008

11. Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы России»

12. Настольная книга учителя обществознания.

13. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания.

14. Интернет-ресурсы.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

             по курсу «Обществознание»

                            7 класс

Рабочая программа составлена на основе программы министерства образования Российской Федерации: Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.  Москва «Дрофа» 2007

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

                  7 класс. Москва «Русское слово», 2010

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова. 
Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. обучить учащихся тому, что они часть окружающего мира, что у них есть личностные качества, что они являются часть общества.

В процессе учебы будут решаться следующие задачи: 
• Познакомить учащихся с понятием «подросток», «подростковый возраст». «коллектив», «личность».
 
• Почувствовать себя частью общества и его будущим.
 
• Научить выявлять отличительные черты характера.
 
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
 
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
 
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
 
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
 
• Выработать патриотические чувства.
 
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы.

Цель: повышение общекультурного уровня учащихся. 
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Содержание тем учебного курса.

ГЛАВА 1. Личность подростка.
В этой главе пойдет разговор о личности подростка — его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе.
Тема 1.Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Тема 2.Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Тема 3.Быть взрослым.
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Тема 4.Физические изменения у подростков.
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Тема 5.Психологический портрет личности: темперамент и характер.
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Тема 6. Психологический портрет личности: эмоции и чувства.

Способности и интеллект. Чувства и эмоции. Чувствительность, эмоциональность и возможность управлять этими качествами своей личности зависят т характера человека.

Тема 7. Самооценка подростка.

Одним из важнейших моментов в развитии личности является самооценка. Кто и что влияет на самооценку. Методы самовоспитания. Как самооценка стимулирует развитие подростка.

Тема 8. Выдающаяся личность.

Что необходимо, чтобы стать выдающейся личностью. Роль семьи, образования и общества в формировании выдающейся личности.

Тема 9. Лидер и его качества.

Кого считают лидером. Элементы лидерства.  Искусство общения. Знания и умения, необходимые лидеру.

Повторение по главе.

ГЛАВА 2. Подросток в социальной среде.

Тема 10. Социальная среда подростка.

Что такое социальная среда? Как влияют на подростка. Подросток всё время находится в окружении людей и информационного поля. Всё это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.

Тема 11. Подросток в группе.

Социальные группы - большие и малые, профессиональные, религиозные, национальные, политические и др. Законы группы.

Тема 12. Межличностные отношения.

Взаимопонимание в межличностных отношениях. Вне зависимости от категорий возникают малые группы на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность, и имеют эмоциональную окраску.

Тема13. «Мы» и «они».

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей.

Знакомые. Деловые отношения. «Значимые другие».

Тема 15. Социальный портрет молодёжи.

Молодёжь – большая социальная группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Ценности современной молодёжи.

Повторение по главе.

ГЛАВА 3. Подросток и закон.

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста.

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. Юридическая ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин.  

Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. Обязанности граждан РФ.

Тема 18. Подросток и его права.  

Гражданские права ребёнка. Социально-экономические и культурные права ребёнка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни.

Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.

Повторение по главе.

ГЛАВА 4. Образ жизни подростка.

Тема 20. Подросток в обществе риска.
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Тема 21. Проблема одиночества.

Одиночество. Как бороться с одиночеством.

Тема 22. Подростковая культура.
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.
Тема 23. Образ жизни.
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Тема 24. Досуг и отдых.
Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Тема 25. Спорт.
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Спорт в XX в.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Повторение по главе.

ГЛАВА 5. Подросток и его жилая среда.

Тема 26-27. Город и село.
Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

Тема 28-29. Мой дом, моё жилище.

В каком пространстве мы обитаем. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Дом, в котором мы живём. Эволюция жилища.

Повторение по главе.

Итоговое повторение.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Всего

часов

В том числе

теория

тестовые работы

1.

 Личность подростка

 10

9

1

2.

Подросток в социальной среде

7

6

1

3.

Подросток и закон

5

4

1

4.

Образ жизни подростка

7

6

1

5.

Подросток и его жилая среда

5

4

1

6.

Итоговое повторение

1

Итоговый контроль 1

Итого

35

29

6

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны 

знать: 
• Основные понятия и термины;
 
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
 
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
 
• Свои права и обязанности;
 
уметь: 
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
 
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
 
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
 
иметь представление:
 
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

Название главы, темы.

Кол.

часов

Сроки проведения

по плану

по факту

Глава 1. Личность и подросток.

10

1

Введение. Переходный возраст.

1

8.09

2

Задачи и трудности подросткового возраста

1

15.09

3

Быть взрослым.

1

22.09

4

Физические изменения у подростков.

1

29.09

5- 6

Психологический портрет личности: темперамент и характер, интеллект, эмоции.

2

6, 13. 10

7

Самооценка подростка.

1

20.10

8

Выдающаяся личность.

1

6.11

9

Лидер и его качества.

1

10.11

10

Повторение по главе

1

13.11

Глава 2. Подросток в социальной среде.

7

11

Социальная среда подростка.

1

20.11

12

Подросток в группе.

1

27.11

13

Межличностные отношения.

1

4.12

14

«Мы» и «они».

1

11.12

15

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

18.12

16

Социальный портрет молодёжи.

1

25.12

17

Повторение по главе

1

14.01

Глава 3. Подросток и закон.

5

18

Юридические границы подросткового возраста.

1

21.01

19

Подросток как гражданин.

1

28.01

20

Подросток и его права.

1

5.02

21

Опасный путь преступной жизни.

1

12.02

22

Повторение по главе

1

19.02

Глава 4. Образ жизни подростков.

7

23

Подросток в обществе риска.

1

26.02

24

Проблема одиночества.

1

5.03

25

Подростковая культура.

1

12.03

26

Образ жизни.

1

19.03

27

Досуг и отдых.

1

2.04

28

Спорт.

1

9.04

29

Повторение по главе

1

16.04

Глава 5. Подросток и его жилая среда.

5

30-31

Город и село.

2

23, 30.04

32-33

Мой дом, моё жилище.

2

2, 9.05

34

Повторение по главе

1

16.05

35

Итоговое повторение

1

23.05

Литература и средства обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г. 
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
 
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
 
4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.
 
Настольная книга учителя обществознания. Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
 
5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.
 
6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
 
7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. С. И. Козленко. М., 2002.
 
8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. С. И. Козленко М., 2003.
 
9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.
 
10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.
 
11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23.
 
Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

             по курсу «Обществознание»

                            8 класс

Рабочая программа разработана на основе программы министерства образования Российской Федерации: Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.  Москва «Дрофа» 2007

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

                  8 класс Москва «Русское слово», 2010

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское слово», 2010г

Цель курса:

- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера»,  «Социальная сфера»

- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста

- Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

Задачи курса:

- Изучить признаки, типологию и основные сферы общества

- Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом

- Познакомиться с признаками прогресса и регресса

- Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу

- Дать представление о социализации человека, формах общения

- Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике

- Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

- Сущность общества как формы совместной деятельности людей

- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

- Основные понятия и термины курса

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 35 часов в год.

Содержание тем учебного курса.

Глава 1. Общество и человек

Тема 1. Что такое общество

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек природа общество

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ

 Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка.  Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека

 Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Глава 2. Экономическая сфера

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.  Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов.  Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Глава 3. Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ  и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.  Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

Форма организации учебных занятий

Вид контроля

теория

практика

1.

Введение

1

1

2.

Общество и человек

9

8

1

Проверочная  работа

 3.

Экономическая сфера

10

9

1

Проверочная работа

4.

Социальная сфера

11

10

1

Тест

5.

Итоговое повторение

4

2

2

Проверочная  работа

Итого

35

30

5

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/ понимать:

1.Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

2.Закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;

3. Основные социальные институты и процессы;

4.Различные подходы к исследованию проблем  человека и общества.

Уметь:

 Характеризовать: научных позиций  основные социальные объекты (факты, явления, процессы), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

Анализировать: социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); переводить её из одной знаковой системы в другую.

Сравнивать: социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, сопоставлять различные научные подходы.

Объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

Название главы, темы.

Кол. часов

Сроки проведения

по плану

по факту

1

Введение.

1

3.09

Общество и человек.

9

2

Что такое общество.

1

10.09

3

Человек, природа, общество.

1

17.09

4

Типология общества.

1

24.09

5

Социальный прогресс и развитие общества.

1

1.10

6

Личность и социальная среда.

1

8.10

7

Потребности человека.

1

15.10

8

Социализация и воспитание.

1

22.10

9

Общение.

1

6.11

10

Обобщение.

1

13.11

Экономическая сфера.

10

11

Что такое экономика.

1

20.11

12

Товар и деньги.

1

27.11

13

Спрос и предложение.

1

6.12

14

Рынок, цена, конкуренция.

1

13.12

15-16

Предпринимательство. Бизнес.

2

20,27.12

17

Роль государства в экономике.

1

17.01

18

Бюджет государства и семьи.

1

24.01

19

Труд.

1

31.01

20

Обобщение.

1

7.02

Социальная сфера.

11

21

Социальная структура.

1

14.02

22

Социальная стратификация.

1

21.02

23

Богатые.

1

28.02

24

Бедные.

1

7.03

25

Этнос: нации и народности.

1

14.03

26

Межнациональные отношения.

1

21.03

27-28

Конфликты в обществе.

2

28.03, 9.04

29-30

Семья.

2

16, 23.04

31

Обобщение.

1

30.04

32-35

Итоговое повторение

4

7, 14, 21, 28. 05

Литература и средства обучения:

1.Кравченко А.И, А.И. Певцова Обществознание: учебное пособие для 8кл. -

   М: Русское слово, 2010г.

2.Рабочая тетрадь по обществознанию 8 класс - И. С. Хромова

3.Поурочные разработки по обществознанию- Е.Б. Биянова

4.Тестовые задания по обществознанию – С.А Нижников.

5. Использование мультимедиа - проектор,

6.Презентации:

1.Товар и деньги

2. Рынок

3.Общение. Конфликт.

4.Политический конфликт

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

             по курсу «Обществознание»

                            9 класс

Рабочая программа составлена на основе программы министерства образования Российской Федерации: Иоффе А.Н., Кишенкова О.В.  Москва «Дрофа» 2007

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

                  9 класс Москва «Русское слово», 2010

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе: программы: «Обществознание 9 классы»,    

 М; «Русское слово»,2010г Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих

 целей:

· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 35 часов в год.

Содержание учебного курса.

Глава 1. Политическая сфера

Тема 1. Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

Тема 2. Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета.  Внешние и внутренние функции государства. Причины  и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

Тема 3. Национально-государственное устройство

 Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм,  централизованное государство, империя.

Тема4. Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики.  Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Тема 5. Политические режимы

 Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство

 Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

Тема 7. Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Тема 8. Политические партии

Определение и признаки политических партий. Понятие о программе политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

Глава 2. Человек и его права

Тема 9. Право

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

Тема 10. Власть и закон

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.  Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.

Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.

Тема 11. Конституция России

Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности.

Тема 12. Право и имущественные отношения.

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Тема 13. Потребитель и его права

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.

Тема 14. Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

Тема 15. Право, семья, ребенок

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Тема 16. Преступление

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия.  Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.

Глава 3. Духовная сфера

Тема 17. Что такое культура

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура.  Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Основные понятия темы: культура,  культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 18. Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Тема 19. Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Тема 20. Религия

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Тема 21. Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Тема 22. Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

Тема 23. Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.

Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

Форма организации учебных занятий

Вид контроля

теория

практика

1.

Введение

1

1

2.

Политическая сфера

12

11

1

Проверочная  работа

 3.

Человек и его права

11

10

1

Проверочная работа

4.

Духовная сфера

10

9

1

Тест

5.

Итоговое повторение

1

1

Итого

35

31

4

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения обществознания  ученик должен:

Знать/понимать:

· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

· сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

· описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

· объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

· приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

· первичного анализа и использования социальной  информации;

· сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование

урока

Название темы

Кол. часов

Сроки проведения

по плану

по факту

1

Введение.

1

7.09

Политическая сфера.

12

2

Власть.

1

14.09

3-4

Государство.

2

21, 28.09

5

Национально-государственное устройство.

1

5.10

6-7

Формы правления.

2

12, 19.10

8-9

Политические режимы.

2

5.11, 6.11

10

Гражданское общество и правовое государство.

1

13.11

11

Голосование, выборы, референдум.

1

20.11

12

Политические партии.

1

27.11

13

Обобщение.

1

6.12

Человек и его права.

11

14-15

Право.

2

13, 20.12

16

Закон и власть.

1

27.12

17

Конституция.

1

17.01

18

Право и имущественные отношения.

1

24.01

19

Потребитель и его права.

1

31.01

20

Труд и право.

1

7.02

21-22

Право, семья, ребёнок.

2

14, 21. 02

23

Преступление.

1

28.02

24

Обобщение.

1

7.03

Духовная сфера.

10

25

Что такое культура.

1

14.03

26

Культурные нормы.

1

21.03

27-28

Формы культуры.

2

28.03, 9.04

29-30

Религия.

2

16, 23.04

31

Искусство.

1

30.04

32

Образование.

1

7.05

33

Наука.

1

14.05

34

Обобщение.

1

21.05

35

Итоговое повторение

1

25.05

Литература и средства обучения:

1.Кравченко А.И, А.И. Певцова Обществознание: учебное пособие для 9кл.

   М: Русское слово , 2009г.

2.Рабочая тетрадь по обществознанию 9 класс - И. С. Хромова

3.Поурочные разработки по обществознанию

4.Тестовые задания по обществознанию – С.А Нижников.

5. Словарь-справочник по праву. Никитин А.Ф. Новокузнецк 1995

6. Готовимся к ЕГЭ, Обществоведение. Боголюбов Л.Н. «Дрофа» Москва 2004

7. Конституция Российской Федерации. Москва 1996

8. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». Москва «Просвещение 2004

9. Как уберечься от преступника. Мошкин В. Н. Барнаул «Полиграфист»

10. Основы государства и прав России. Козюк М. Н. Волгоград «Учитель»

11. Оценка качества по обществознанию. «Дрофа» Москва 2001

12. Справочные материалы по обществознанию. «Астрель» Москва 2002

13. Государственные символы России. «Русское слово» Москва 2002

14. Задания по обществознанию. «Школа-пресс» Москва 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...