Урок повторения и обобщения на тему: "Личность и общество"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Макарова Наталия Юрьевна

Повторение и обобщение пройденного материала по главе 1 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Личность и общество»

Цель: Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

Задачи:

Развивающие:

  • продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);
  • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;
  • развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

  • углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;
  • формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, мы закончили изучение большой и интересной темы: о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (Личность и общество) Совершенно верно, на уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого. Сегодняшний урок не исключение.

 - Предлагаю вам мысленно вернуться на 2500 лет назад в Древнюю Грецию в город Афины. Знаменитый философ  Диоген идёт по улице, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улица полна людей: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Каждый из них человек.

Вопрос: - Кого искал философ Диоген? (ответы учеников)

- Почему Диогену было так трудно найти человека, отличающегося от других?

-Кого же он хотел найти индивидуальность или личность? (ответы детей) Вы неплохо справились с решением этой задачи.  

-В каких же ситуациях человека можно назвать личностью? На этот вопрос мы и попытаемся ответить более подробно, а для этого  вспомним всё то, о чём мы говорили на предыдущих уроках в рамках изучения темы Личность и общество.

У каждого из вас, на столе есть листочек с изображением шкалы. Определите свой уровень знаний по теме урока, как низкий, средний, высокий.  

            0        50 %           100%

          Низкий                        средний                             высокий

     Ну что ж, вы оценили свои знания, а теперь давайте поработаем так, чтобы повысить уровень.

  1. Актуализация знаний.

Разгадай анаграммы. Итак, ребята, предлагаю вам разгадать анаграммы и вспомнить некоторые понятия темы. В работе принимает участие весь класс, кто готов ответить, поднимает руку.

  1. Шлемыние (мышление)
  2. Якзы (язык)
  3. Векчело  (человек)
  4. Роприда (природа)
  5. Чнолисть (личность)
  6. Виддиин (индивид)
  7. Видуальинностьди (индивидуальность)
  8. Щевостоб (общество)
  9. Умцисо (социум)
  10. Ностьтельдея (деятельность) (Анаграммы на слайдах)
  1. Обобщение и повторение.  

Молодцы, вы справились с этим заданием, а сейчас давайте поработаем по определениям, нам необходимо выяснить о каких понятиях идёт речь, для этого предлагаю работу в парах.

  1. - социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности (общество)
  2. это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия (общество)
  3. это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам (общество)
  4. общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры (человек)
  5. высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры (человек)
  6. отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств (индивид)
  7.  отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств (индивид)
  8.  Это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями (личность)
  9. это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием (личность) 
  10. это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития (личность)
  11. совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность (индивидуальность)
  12. качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, - любое психологическое своеобразие и особенность индивида (индивидуальность)
  13. уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность (индивидуальность)

Хорошо, молодцы ребята и с этим заданием вы успешно справились. И прошу вас ещё раз обратить внимание на личность и индивидуальность, это нам понадобиться для решения следующих задач. Итак, в начале урока мы задали вопрос: В каких ситуациях человек становится личностью? Работать будем в группах. Для этого образуем четверки.  На это задание вам понадобиться 1 минута на осмысления и 1 минута для подготовки ответа.

Задача №1. Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спорта, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры. – Скажите ребята, характеризуют ли все эти качества Петра, как сильную личность?

Задача №2. Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложится спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб. – Что мы можем сказать о Валентине?

Задача №3. Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вины. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть или наврать». Действительно ли Оксана сильная личность?

Задача №4. Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём». – Как характеризует этот поступок Олега?

Задача №5. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, что хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково ваше мнение?

Итак, мы определили кто из ребят личность, а кто индивидуальность.

Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности.

Перед вами список характеристик: некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристики относящиеся к

личности

Индивидуальности

1, 4, 5, 7, 8

2, 3, 6, 9, 10

        Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение. – Обсуждение ответов.

Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями, а теперь, чтоб узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить тестовое задание Приложение №1. (выполнение теста)

Я предлагаю вам сделать взаимопроверку, обменяйтесь своими листочками, на доске верные ответы, проверьте и выставьте друг другу оценки.

  1. Логическое завершение.

Итак, ребят, можем ли мы ответить на вопрос, в какой ситуации человек становится человеком, в какой личностью?

(Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу).

  1. Домашнее задание. Высветить на доске слова – ответы из теста и предложить ученикам написать дома сочинение рассуждение на тему: «В какой ситуации я могу назвать себя личность?», в сочинении обязательно должны быть использованы понятия, о которых мы сегодня говорили на уроке.

А1. Человек как один из людей:

1) индивид         2) гражданин        3) индивидуальность             4) личность

А2. Характеристика человека в обществе:
1) индивид       2) гражданин     3) индивидуальность           4) личность

А3. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, является одним из определений:

1) Человека                  2) индивида     3) индивидуальности      4) личности

А4. Термин, определяющий человека как представителя общности людей:

1) индивид       2) индивидуальность       3) гуманизм      4) личность

А5.  Индивидуальность – это …    

1) специфические черты, присущие человеку, как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие, как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей;

А6. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

1) личность      2) индивид       3) деятель       4) субъект

А7. Человек, как личность, прежде всего, характеризует:

1) биологические особенности       3) умение обращаться с другими людьми

2) Тип нервной системы                   4) состояние здоровья

А8. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) 1) индивид      2) деятель     3) творец     4) индивидуальность

А9. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

1) личности       2) индивидуальности     3) индивиду      4) гражданину

А10. В процессе жизни человек формируется, как:

  1. биологическая особь;          2) индивид

3)  личность                                 4) особый генотип

_________________________________________________________________________

А1. Человек как один из людей:

1) индивид         2) гражданин        3) индивидуальность             4) личность

А2. Характеристика человека в обществе:
1) индивид       2) гражданин     3) индивидуальность           4) личность

А3. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, является одним из определений:

1) Человека                  2) индивида     3) индивидуальности      4) личности

А4. Термин, определяющий человека как представителя общности людей:

1) индивид       2) индивидуальность       3) гуманизм      4) личность

А5.  Индивидуальность – это …    

1) специфические черты, присущие человеку, как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие, как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей;

А6. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

1) личность      2) индивид       3) деятель       4) субъект

А7. Человек, как личность, прежде всего, характеризует:

1) биологические особенности       3) умение обращаться с другими людьми

2) Тип нервной системы                   4) состояние здоровья

А8. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) 1) индивид      2) деятель     3) творец     4) индивидуальность

А9. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

1) личности       2) индивидуальности     3) индивиду      4) гражданину

А10. В процессе жизни человек формируется, как:

  1. биологическая особь;   2) индивид    3)  личность       4) особый генотип



Предварительный просмотр:

 - это социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности

- это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия

- это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам

- общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры

- высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры 

- это отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств

-  отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств

- это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями

- это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием это человек, живущий в обществе, обладающий  сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития

- это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность 

- это качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, - любое психологическое своеобразие и особенность индивида

- это уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность

Задача №1. Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спорта, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры. – Скажите ребята, характеризуют ли все эти качества Петра, как сильную личность?

Задача №2. Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложится спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб. – Что мы можем сказать о Валентине?

Задача №3. Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вины. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть или наврать». Действительно ли Оксана сильная личность?

Задача №4. Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём». – Как характеризует этот поступок Олега?

Задача №5. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, что хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково ваше мнение?

Характеристики относящиеся к

личности

Индивидуальности

        Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

Характеристики относящиеся к

личности

Индивидуальности

        Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

Характеристики относящиеся к

личности

Индивидуальности

        Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

А1. Человек как один из людей:

1) индивид         2) гражданин        3) индивидуальность             4) личность

А2. Характеристика человека в обществе:
1) индивид       2) гражданин     3) индивидуальность           4) личность

А3. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, является одним из определений:

1) Человека                  2) индивида     3) индивидуальности      4) личности

А4. Термин, определяющий человека как представителя общности людей:

1) индивид       2) индивидуальность       3) гуманизм      4) личность

А5.  Индивидуальность – это …    

1) специфические черты, присущие человеку, как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие, как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей;

А6. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

1) личность      2) индивид       3) деятель       4) субъект

А7. Человек, как личность, прежде всего, характеризует:

1) биологические особенности       3) умение обращаться с другими людьми

2) Тип нервной системы                   4) состояние здоровья

А8. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) 1) индивид      2) деятель     3) творец     4) индивидуальность

А9. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

1) личности       2) индивидуальности     3) индивиду      4) гражданину

А10. В процессе жизни человек формируется, как:

  1. биологическая особь;          2) индивид

3)  личность                                 4) особый генотип

_________________________________________________________________________

А1. Человек как один из людей:

1) индивид         2) гражданин        3) индивидуальность             4) личность

А2. Характеристика человека в обществе:
1) индивид       2) гражданин     3) индивидуальность           4) личность

А3. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, является одним из определений:

1) Человека                  2) индивида     3) индивидуальности      4) личности

А4. Термин, определяющий человека как представителя общности людей:

1) индивид       2) индивидуальность       3) гуманизм      4) личность

А5.  Индивидуальность – это …    

1) специфические черты, присущие человеку, как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие, как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей;

А6. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

1) личность      2) индивид       3) деятель       4) субъект

А7. Человек, как личность, прежде всего, характеризует:

1) биологические особенности       3) умение обращаться с другими людьми

2) Тип нервной системы                   4) состояние здоровья

А8. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) 1) индивид      2) деятель     3) творец     4) индивидуальность

А9. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

1) личности       2) индивидуальности     3) индивиду      4) гражданину

А10. В процессе жизни человек формируется, как:

  1. биологическая особь;   2) индивид    3)  личность       4) особый генотип


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»

Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Урок обобщения по теме "Личность и общество"

8 класс. Боголюбов, обществознание...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...