рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику А. И. Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch-nie_7_kl.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию (7 класс).

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией С.И. Козленко «Обществознание 6-7», издательство «Русское слово», 2008 г.

Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.

Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 7 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса являются:

 - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

 - воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

 - освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

 - овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

 - формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознание» в 7  классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География».

В 7 классе в основе содержания курса — раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к границе между детством и подростковым миром и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

— сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

— психологический портрет личности;

— самооценку подростка;

— образ жизни подростка;

— взаимоотношение подростка с законом;

— социальную и жилую среду подростка.

Курс состоит из 2 разделов: личность подростка, подросток в социальной среде.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 4+1.

Программа реализуется с помощью УМК:

- А.И. Кравченко. Обществознание. 7 класс. – М.: «Русское слово», 2009 г.

- И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 7 класс. – М.: «Русское слово», 2012 г.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

 - презентации по курсу обществознания 7 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных .оциальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность подростка

9

2

Подросток в социальной среде

6

3

Подросток и закон

4

4

Образ жизни подростков

6

5

Подросток и его жилая среда

4

6

Контрольно-обобщающие уроки

5

Итого

34

Распределение учебной нагрузки

Контрольно-обобщающие уроки

Тема

1

Личность подростка

2

Подросток в социальной среде

3

Подросток и закон

4

Образ жизни подростков

5

Итоговый контрольно-обобщающий урок

Содержание учебного предмета.

Раздел I. Личность подростка (9 часов+1)

 

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

 Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная – к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

 Тема 3. Быть взрослым

 Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

 Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

 Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

 Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

 Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

 Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

 Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

 Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

Одаренные дети. Умственная одаренность – биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

 Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

 

Раздел II. Подросток в социальной среде (6 часов+1)

 

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

 

Тема 11. Подросток в группе

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

 

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Взаимопонимания в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

 

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

 

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

 

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально- политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

Основное понятие темы: молодежь.

 

Раздел III. Подросток и закон (4 часа + 1)

 

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

 

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

 

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

 

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

 

 Раздел IV. Образ жизни подростка (6 часов+1)

 

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

 

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

 

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

 

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.

 

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.

История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.

Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

 

Тема 25. Спорт

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

 

Раздел V. Подросток и его жилая среда (4 часа)

 

Тема 26 – 27. Город и село

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.

Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.

Появление мегаполисов.

Плюсы и минусы городской жизни.

Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.

Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

 

Тема 28 – 29. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.

Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.

Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.

Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

 

 Итоговое повторение и обобщение (1 час)


№ п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

1.

2-6.09

Переходный возраст.

Возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинейджеры, юность.

Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл  понятий;   высказывать суждения о причинах различного   отношения   к подросткам в разные исторические эпохи

Беседа

§ 1

2.

9-13.09

Задачи и трудности переходного возраста.

Эмоциональная независимость, система ценностей.

Уметь выделять проблемы подросткового возраста и способы борьбы с ними.

Устный опрос

§ 2, вопросы

3.

16-20.09

Быть взрослым.

Взрослый

Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения   по   проблеме  разногласий  с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями

Опрос

§ 3, практикум.

4.

23-27.09

Физические изменения у подростков.

Самооценка

Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; высказывать личностное суждение о влиянии внешности на характер подростка.

Самостоятельная работа

§ 4, вопросы.

5.

30.09-4.10

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Личность, темперамент, характер.

Правильно использовать понятия и термины темы в своей речи; составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;

Беседа.

§ 5, практикум

6.

7-11.10

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

Способности человека, интеллект, настроение, эмоции

Характеризовать психологический портрет своей личности

Беседа

§ 6, вопросы.

7.

14-18.10

Самооценка подростка.

Самооценка, самовоспитание.

Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе; предлагать пути коррекции

Опрос

§ 7

8.

21-25.10

Выдающаяся личность

Выдающаяся личность, одаренность.

Характеризовать историческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности

Фронтальная беседа

§ 8, вопрос 2, практикум

9.

28.10-1.11

Лидер и его качества.

Лидер, искусство общения.

Называть черты лидера. Характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя материалы СМИ

Выполнение практикума

§ 9

10.

11-15.11

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Контрольная работа.

11.

18-22.11

Социальная среда подростка.

Социальная среда.

Объяснять смысл понятий.

Беседа

§ 10, вопросы, практикум

12.

25-29.11

Подросток в группе.

Знать классификацию групп, приводить  примеры  ситуаций, где решающее значение имеет группа. Сравнивать  межличностные отношения в разных группах

Устный опрос

§ 11

13.

2-6.12

Межличностные отношения.

Взаимопонимание, межличностные отношения.

Устный опрос

§ 12, практикум

14.

9-13.12

«Мы» и «они».

Свои, чужие, другие, иные.

приводить   примеры   становления своих 16-20.12чужими и чужи23-27.12х    своими;    излагать суждения о причинах и последствиях       конфликтов между   пришлым   населением  и  местным;  составлять    алгоритм    мирного сосуществования

Индивидуальная работа по карточкам

§ 13, вопросы

15.

16-20.12

Мир знакомых и незнакомых людей.

Знакомые, незнакомые.

Формулировать     правила поведения с незнакомыми людьми

Беседа.  

§ 14, практикум 1

16.

23-27.12

Социальный портрет молодежи.

Молодежь.

Описывать   ценности,   на которые       ориентируется молодёжь;      высказывать суждение     по     решению проблем  молодежи  в современном обществе

Беседа

§ 15, вопросы

17.

13-17.01

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Подросток в социальной среде».

18.

20-24.01

Юридические границы подросткового возраста.

Права, обязанности, ответственность.

Характеризовать правовой статус подростка;  рассказывать о путях и методах защиты     прав     ребенка; объяснять       взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека

Опрос.

§ 16, вопросы

19.

27-31.01

Подросток как гражданин.

Паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы, обязанности граждан.

Характеризовать      статус подростка как гражданина России на основе 2 главы Конституции РФ; называть основные      конституционные права и обязанностей граждан;  называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями

Словарный диктант

§ 17, вопросы 2,3

20.

3-7.02

Подросток и его права.

Права ребенка.

Объяснять значение понятия     «права     человека»; объяснять   пути   реализации прав подростка; называть документы, декларирующие   права   человека, права ребенка

Тест

§ 18, практикум

21.

10-14.02

Опасный путь преступной жизни.

Преступления, уголовная ответственность, административные нарушения.

Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; анализировать причины совершения преступлений

Беседа

§ 19, слова

22.

17-21.02

Контрольно – обобщающий урок на тему: « Подросток и закон»

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

23.

24-28.02

Подросток в обществе риска.

Здоровье, алкоголизм, наркомания.

Называть источники риска, характеризовать подростковые ситуации риска; высказывать предположения о путях преодоления негативного влияния источников риска

Беседа

§ 20, вопросы

24.

3-7.03

Проблема одиночества.

Одиночество.

Характеризовать пути выхода из состояния одиночества

Беседа

§ 21, практикум, вопросы.

25.

10-14.03

Подростковая культура.

Подростковая культура.

Знать понятие «подростковая культура» и правильно употреблять его в речи; рассказывать о подростковой культуре и ее особенностях; устанавливать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризовать систему ценностей подростка

Индивидуальная работа по карточкам

§ 22, вопросы

26.

17-21.03

Образ жизни

Образ жизни.

Определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменение; приводить примеры образа жизни людей разных слоев общества, используя примеры из художественных произведений

Устный опрос.  

§ 23, практикум

27.

1-4.04

Досуг и отдых

Досуг, свободное время, культурный досуг. Отдых, музей.

Объяснять понятия «досуг», «культурный досуг»; называть некоторые характерные черты человека на основе анализа его досуга; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек)

Фронтальный опрос

§ 24 практикум

28.

7-11.04

Спорт

Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.

Знать определение спорта; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; выявлять различие между любительским и профессиональным спортом; называть популярные среди подростков виды спорта; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни

Доклады

§ 25, практикум 2

29.

14-18.04

Контрольно – обобщающий урок на тему: «Образ жизни подростков»

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

30.

21-25.04

Город и село

§ 26-27, вопросы

31.

28.04-8.05

Город и село

Слова, практикум

32.

12-16.05

Мой дом, мое жилище

§ 28-29, вопросы

33.

19-23.05

Мой дом, мое жилище

Практикум

34.

26.30.05

Контрольно – обобщающий урок на тему: «Подросток и его жилая среда»

Обобщение ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом


Контрольно-измерительные материалы

Тест по теме: «Подросток и его права»

ВАРИАНТ 1

  1. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее, склонность во всем видеть дурное, неприятное, называется:

а) оптимизмом        б) пессимизмом

в) конформизмом     г) аффектом

  1. Малолетними наш закон называет детей в возрасте:

а) от 7 до 14 лет       б) от 6 до 14 лет

в) от 10 до 14 лет     г) от 8 до 12 лет

  1. Мнению ребенка придается юридический статус с:

а) 10 лет    б) 12 лет     в) 14 лет     г) 16 лет

  1. Административной ответственности подвергаются с:

а) 14 лет      б) 16 лет     в) 18 лет    12 лет

  1. Совместное присутствие людей в определенном месте для того, чтобы обсудить или решить какую-то проблему, называется:

а) собранием     б) митингом    в) демонстрацией     г) пикетированием

  1. Минимальный возраст граждан, которые могут быть избранными на выборные должности в России, равен:

а) 18 годам      б) 20 годам     в) 21 году      г) 30 годам

  1. Правоспособность человека наступает:

а) с момента рождения  б) при получении аттестата об общем образовании

в) при вступлении  в брак      г) при достижении совершеннолетия

  1. Продолжите фразу: «К личным правам человека и гражданина относятся…»

  1. Приведите пример того, как вы выполняете свои конституционные обязанности (не менее 3 примеров).

  1.  Дайте определение понятиям:

     а) дееспособность                б) гражданство

     в) КоАП РФ                          г) демонстрация

Тест по теме: «Подросток и его права»

                ВАРИАНТ 2

  1. Поведение, черты характера взрослого человека, свойственные более раннему  возрасту, называются:

а) интеллектом        б) аффектом    

 в) конформизмом      г) инфантильностью

  1. Совершеннолетним становятся:

а) с момента получения паспорта      б) с 18 лет

в) с момента вступления в брак          г) с 16 лет

  1. С какого возраста несовершеннолетние могут вносить вклады в кредитные учреждения?

а) с 10 лет    б) с 14 лет     в) с 16 лет      г) с 18 лет

  1. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с:

а) с 10 лет    б) с 14 лет     в) с 16 лет      г) с 18 лет

  1. Форма выражения мнения людей, которые собрались вместе для того, чтобы публично высказать свое мнение по конкретному вопросу, называется:

а) собранием     б) митингом    в) демонстрацией     г) пикетированием

6. Минимальный возраст граждан, которые могут быть избранными на должность президента России, равен:

а) 30 годам      б) 20 годам     в) 21 году      г) 35 годам

7. Дееспособность человека наступает:

а) с момента рождения  б) при получении аттестата об общем образовании

в) при вступлении  в брак      г) при достижении совершеннолетия

8. Продолжите фразу: «К политическим правам человека и гражданина относятся…»

9. Приведите пример того, как вы пользуетесь своими правами (не менее 3 примеров).

  1. Дайте определения понятиям:

а) правоспособность         б) ответственность

в) ГК РФ                             г) собрание

Контрольная работа по обществознанию 7 класс

Вариант 1.

 

  1. Тинейджер – это подросток, которому: 

А) от13 до 17 лет;

Б) от 13 до 19 лет;

В) от 12 до 18 лет;

Г) от 14 до 18 лет.

 

  1. Понятие подросткового возраста и юности впервые сформулировано: 

А) Руссо;

Б) Монтескье;

В) педагогами эпохи Просвещения;

Г) античными философами.

 

  1. Юноша становится взрослым, когда он: 

А) поступает на работу;

Б) поступает в институт;

В) помогает родителям по дому;

Г) совершает благородные поступки.

 

  1. Стержнем характера являются: 

А) способности;

Б) чувства;

В) внимательность и собранность;

Г) морально-волевые качества личности.

 

  1. Интеллектом обладает тот, кто: 

А) много читает;

Б) обладает гибкостью ума;

В) способен к логическому мышлению;

Г) обладает большим самомнением.

 

  1.  Уголовная ответственность за ложное сообщение об акте терроризма наступает с: 

А) 16 лет;

Б) 14 лет;

В) 18 лет;

Г) 21 года.

 

  1. К несовершеннолетним нельзя применять такой вид наказания, как: 

А) штраф;

Б) лишение права заниматься предпринимательской деятельностью;

В) пожизненное тюремное заключение;

Г) исправительные работы.

 

  1. Главной материальной чертой подростковой культуры является: 

А) музыка;

Б) танцы;

В) катание на роликах;

Г) одежда.

 

  1. Главным предназначением музеев является: 

А) хранение произведений печати;

Б) тщательный сбор, реставрация, изучение культурных ценностей. Выставочная деятельность;

В) специальная обработка печатной продукции;

Г) хранение уникальных документов.

 

  1. Когда подросток дает отрицательную оценку тому, что ему не нравится, чего он хотел бы избежать, то он прибегает к: 

А) осуждению;

Б) угрозе;

В) оскорблению;

Г) хвастовству.

Контрольная работа по обществознанию 7 класс

Вариант 2.

 

  1. 10-летний ребенок имеет право: 

А) заниматься предпринимательской деятельностью;

Б) покупать игрушки;

В) осуществлять права автора произведения литературы;

Г) распоряжаться деньгами.

 

  1. 16-летний подросток не имеет права: 

А) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Б) совершать мелкие сделки;

В) осуществлять права автора произведения науки;

Г) участвовать в выборах Президента РФ.

 

  1. Политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях, называется: 

А) правом;

Б) ответственностью;

В) гражданством;

Г) законодательством.

 

  1. Право выбирать представителя власти РФ наступает с: 

А) 16 лет;

Б) 17 лет;

В) 21 года;

Г) 18 лет.

 

  1. Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является: 

А) право на жизнь;

Б) право на свободу и личную неприкосновенность;

В) право на жилище;

Г) право на свободу передвижения.

  1. Реакцией организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку является: 

А) настроение;

Б) стресс;

В) чувство;

Г) аффект.

 

  1. Прекрасным средством борьбы со стрессом считается: 

А) смех;

Б) радость;

В) интеллект;

Г) темперамент.

 

  1. Самооценка ребенка зависит от: 

А) самого ребенка;

Б) его друзей;

В) братьев или сестер;

Г) от родительской оценки его достоинств.

 

  1. Для того чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение, необходимо обладать: 

А) талантом;

Б) решимостью;

В) знанием;

Г) жесткостью.

 

  1. Лучше всего окружающие и ровесники принимают людей, у которых

                        А) умеренная самооценка;

Б) высокая самооценка;

В) низкая самооценка;

Г) средняя самооценка.

 


Итоговая контрольная работа по теме «Подросток и среда»

1. Социальная среда бывает:

   а) ближайшая;           б) короткая;           в) длинная;            г) дальняя.

2. Навязывание отдельному человеку правил поведения, с которыми он не согласен, называется:

   а) конформизм;             б) групповое давление;               в) превышение власти.

3. Отношения, возникающие в малой группе между хорошо знакомыми людьми, называются:

   а) дружескими;               б) межличностными;                в) приятельскими.

4. Толерантность – это:

   а) терпимость к чужому образу жизни;           б) нетерпимость к другим;            в) равнодушие.

5.С кем из людей поддерживаются деловые отношения:

   а) с родителями;          б) с продавцом;             в) с одноклассниками;            г) с соседями.

6. Возрастные границы молодежи:

   а) 15-20 лет;             б) 16- 25 лет;               в) 14-30 лет;               г) 18-30 лет.

7. В какую группу молодежи входят студенты и молодые рабочие:

   а) младшую;              б) среднюю;              в) старшую.

8. Перечислите проблемы молодежи в современном мире (не менее3)

9. Соотнесите возрастные границы и статус :

   а) малолетние                б) несовершеннолетние                    в) совершеннолетние

    1. от 18 лет и старше               2. от 6 до 14 лет                 3. от 14 до 18 лет.

10. С какого возраста наступает уголовная ответственность:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет;               г) верно все перечисленное выше.

11.  С какого возраста подросток получает право голоса и становится полноправным гражданином:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет;               г) верно все перечисленное выше.

12. Какой закон является гарантом прав ребенка:

   а) Конвенция о правах ребенка;            б) Конституция;            в) Семейный кодекс.

13. В каком возрасте подросток получает паспорт:

    а) с 14 лет;              б) с 16 лет;              в) с 18 лет.      

14. К какому виду прав относится право избирать и быть избранным:

    а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

15. К какому виду прав относится право на свободу:

     а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

16. К какому виду прав относится право на образование:

     а)  гражданские;               б) политические;             в) культурные;            в) экономические.

17. К какому виду прав относится право на свободный выбор профессии:

    а)  гражданское;               б) политическое;             в) культурные;            в) экономические.

18. Опасное для других людей деяние человека называется:

    а) проступком;              б) преступлением;              в) правонарушением.

19. Перечислите способы поведения  подростка при его задержании органами милиции.

    Учебно-методическое обеспечение

Список для учащихся:

1. Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Е.А. Певцова  Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2008.

Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. (К учебнику Кравченко А.И.). – М.: «Русское слово», 2012

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002

Калинина Ю.М. Удивительные вещи: научно-популярное издание для детей. М.: 2005.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: ЮНИТИ, 1996.

Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. – М., 1998

Черникова Т.В. История России: учебник для 6-7 кл./ под редакцией А.Н. Сахарова. М.: дрофа, 1997

Шайхер В.Ю. Антология мудрости. М.: Вече, 2005

Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. – Харьков, 1998

Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.

Список для учителя:

  1. Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Хромова  И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2008.

Кравченко А.И., Е.А. Певцова  Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2008.

Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов – Волгоград, «Учитель», 2008

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., 2001

 Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.

 Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н., Держицкая Е.В. и др. Энциклопедия материалов. М, 2005

Короткова М.В. ,Студенкин М.Т. Методика обучения истории в таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. М., 1999

Кравченко А.И. Основы социологии. М.; Просвещение, 1998.

Практикум по обществознанию. Под редакцией Князевой В.Н., М.; «Айриспресс», 2002.

Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные  психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

                                                                       

Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com 

      Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/

E-mail: festival@1 september.ru

http://history-ap.narod.ru/Today/Programms/Soc/Kozlenko_6_7.htm

http://www.uchportal.ru/load/145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...