рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику А. И. Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch-nie_8_kl.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., программы Кравченко А.И.«Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» М., «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Данная программа ориентирована на учебник:

  1.  Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. М., «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Цель курса: создание условий для формирования у учащихся 8 класса, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре и  экономического базиса. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественной жизни.

Задачи  курса обществознания для 8 класса заключаются в следующем:

  • обучить учащихся правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
  • продолжить формирование аналитического мышления школьника, способности самостоятельно разбираться в существе вопроса,
  • воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение,
  • подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив информацию об окружающем обществе.

Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:

  1. Умения работать с текстовыми источниками:
  • по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию;
  • делать выводы;
  • ставить к источнику продуктивные вопросы;
  • оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
  1. Умения работать с учебником:
  • объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника;
  • оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе;
  • самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения;
  • самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
  1. Умения работать с вещественными и изобразительными источниками:
  • осуществлять отбор иллюстраций по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию;
  • соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими данными;
  1. Речевые умения:
  • давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
  • владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
  • рецензировать сообщения одноклассников.
  1. Умение письменной фиксации материала:
  • делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты;
  • составлять развернутый план параграфа или иного текста.
  1. Интеллектуальные умения:
  • различать явления экономической и социальной  жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя;
  • относить новые факты и явления к известному понятию;
  • давать оценку фактов, явлений;
  1. Умения самостоятельной учебной деятельности:
  • готовить сообщение на основе источников разных видов;
  • выполнять художественно-творческие задания;
  • участвовать в ролевых играх-импровизациях, в проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий:  учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.

Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально – ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.

Основное содержание курса

34 часа

Раздел I. Общество и человек. (9 ч.)

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных. Кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности. Городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности. Особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретаемые) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное 9деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное. Межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.

Раздел II. Экономическая сфера. (10ч.)

Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие  ресурсы и их разновидности. Основные агенты  рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике  и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги – товар – деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая  и рыночная экономика.

Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы  и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

Раздел III. Социальная сфера. (9ч.)

Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государственными. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные  формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.  Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода.  Последствия развода, его социальная роль.

Повторение. Социальная структура российского общества:  проблема бедности и неравенства.

Итоговое повторение (1ч.)


Согласовано                                                                                                                                                                 Утверждаю

Заместитель директора по УВР                                                                                                                         Директор школы

_____________ А. А. Калакуток                                                                                                            __________ Н. Г. Евтых  

«____»_______ 20____ года                                                                                                                «____»_______20___ года

Республика Адыгея, Тахтамукайский район,

муниципальное бюджетное образовательное учреждение,

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  обществознанию

Класс 8

Учитель Тлий Зулия Батчериевна

Количество часов:          всего-34ч.;          в неделю 1 ч.

Календарно-тематическое планирование курса обществознание

для 8 класса (34 часа)

Дата

№ п/п

Тема урока

§ учебника

Тип занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

ЦОРы

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Раздел I. Общество и человек. (9 ч.)

Введение. Что такое общество.

§1

лекция

Знает понятия: общество, страна, государство.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация «Что такое общество»

Что такое общество.

§1

Комбин.

Знает понятия: экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, социальный институт, глобализация, мировое сообщество.

Человек, природа, общество.

§2

Комбин.

Знает понятия: природа,  Имеет представление о глобальных проблемах человечества, экологических программах.

Типология обществ.

§3

Лекция

Комбин.

Знает понятия:  дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Презентация «Типология обществ»

Социальный прогресс  и развитие общества.

§4

лекция

Знает понятия: закон ускорения  истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Презентация «Социальный прогресс и развитие общества»

Личность и социальная среда.

§5

лекция

Знает понятия: личность, индивид, человек.

Презентация «Личность и социальная среда»

Потребности человека.

§6

Комбин.

Знает понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.

Социализация и воспитание.

§7

Комбин.

Знает понятия: социализация, культурные нормы, воспитание.

Общение.

§8

лекция

Знает понятия: общение.

Презентация

Повторение раздела I «Общество и человек».

§1-8

Тест №1

Раздел II. Экономическая сфера. (10ч.)

Что такое экономика?

НРК. Экономические отношения в РА

§9

лекция

Знает понятия: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль.

Презентация

Комбин.

Товар и деньги.

§10

лекция

Знает понятия: товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация

Спрос и предложение.

§11

лекция

Знает понятия: спрос, предложение, равновесная цена, маркетинг, закон спроса.

Комбин.

Рынок, цена, конкуренция.

§12

лекция

Знает понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Презентация

Предпринимательство.

НРК.Развитие предпринимательства в РА

§13

лекция

Знает понятия: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Презентация

Роль государства в экономике.

§14

Комбин.

Знает понятия: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги.

Бюджет государства и семьи.

§15

Комбин.

Знает понятия: доходы, расходы. Бюджет, дефицит бюджета.

лекция

Презентация

Труд.

§16

 Комбин.

Знает понятия: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Повторение раздела  II «Экономическая сфера»

§9-16

Лабор.

12 часов

Социальная структура.

§17

Лекция

Знает понятия: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация

Социальная стратификация.

§18

Лекция

Знает понятия: социальная стратификация, класс, образ жизни.

Презентация

Богатые.

§19

Комбин.

Знает понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Бедные.

§20

Комбин.

Знает понятия: бедность, порог бедности, нищета.

Этнос: нации и народности.

§21

Лекция

Знает понятия: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Презентация

Межнациональные отношения.

НРК. Межнациональные отношения в РА

§22

Комбин.

Знает понятия: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Конфликты в обществе.

§23

Лекция

Знает понятия: конфликт. Имеет представление о стадиях конфликта и способах его решения.

Презентация

Семья.

§24

Комбин.

Знает понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семь, развод.

Повторение раздела III «Социальная сфера»

§17-24

Лабор.

Итоговое повторение

§1-24


Учебно – методический комплект

Литература

  1. Учебник Кравченко Обществознание. 8 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 кл., М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, «Обществознание. 8 класс». М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
  4. Е.А.Певова Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 класс». М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Цифровые – образовательные ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...