конспект урока обществознание в 8 классе "Потребности человека"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Подробный конспект урока обществознание "Потребности человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvo_8_klass.docx315.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО. Коряковцева Галина Алексеевна.

Место работы. МОУ « Лапшинская ООШ»

Должность. Учитель истории и обществознания.

Предмет. Обществознание

Класс. 8

Тема урока. «Потребности человека»

Базовый учебник. Обществознание: 8 кл. Кравченко, 3-е издание, М: «Просвещение», 2015 г.

Цель: Знакомство  с многообразием  потребностей человека.
Задачи:

- познакомить с понятием «потребности»;

- узнать, какие бывают потребности;

- узнать причины их возникновения;

- развивать умение анализировать иллюстрации.

- развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.

- развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.

- способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.

- стимулировать развитие познавательного интереса.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, толковые словари.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием презентации.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока

«У духа есть свои потребности,

Как и у тела».

Жан – Жак Руссо

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Рефлексия настроения

Выберите лепесток  цветка, характеризующий ваше настроение? Положите его на парту.

Идут слайды с картинками разных потребностей.

(Слайды 1-14)

2.   Выведение  темы урока.

- Что изображено на иллюстрациях,  которые я вам сейчас показала?

(Люди едят, пьют, спят, занимаются спортом, посещают выставки, музеи, общаются…)

- Сформулируйте тему урока, исходя из увиденного.

(Потребности человека)

(Слайд15)

3.  Постановка цели урока.

-Сформулируем цель нашего урока. Потребность у человека одна?

(нет, их много)

- Назовите цель урока.

(Знакомство с многообразием потребностей человека)

(Слайд16)

4. Постановка задач урока.

- А каковы же задачи нашего урока?

Вы знаете, что такое потребность? (нет)…

Значит, первая задача – это узнать, что такое потребность;

- Они возникают просто так? (нет, есть причины)

Значит, следующая задача – выяснить названия и причины их возникновения;

- А у вас есть потребности? (да)

И еще одна задача – определить свои потребности;

5.Мотивация к деятельности.

- Какие ассоциации у вас возникают со словом ПОТРЕБНОСТЬ?

(учеба, еда, сон, одежда, тепло….)

Ответы детей учитель записывают на доску.

А сейчас « Мозговой штурм»

-Сформулируйте и запишите на листочках ваше  определение слову ПОТРЕБНОСТЬ.

- А вот, что говорят разные философы о  понятии «потребность».

(Слайд18)

Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;

В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как ценность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер - потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным.

Найдите определение в «Толковом словаре».

Толковый словарь  «Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения».

- Давайте сравним ваше определение с тем, что предлагает нам « Толковый словарь»

- Вам интересно узнать о потребностях подробнее? ( да)

6. Проверка домашнего задания.

-  У каждого из вас есть любимое занятие, хобби. Домашнее задание – результат любимого занятия, который вы представите в течение урока.

7.  Изучение нового материала.

- Итак, сегодня мы с вами совершим путешествие в необычный город. Как вы думаете, каково его название?

Потребности

- Этот город особый. Он растет вверх, к небу. А связано это с тем, что люди города живут каждый на своем ярусе, этаже.( На доске нарисована пирамида)

- На что похож этот город? (на пирамиду)

В городе есть улицы и микрорайоны.

Наша задача понять, почему так называются улицы и микрорайоны. Определить, что в приоритете для жителей каждой улицы.

 Посмотрим на самую большую и многолюдную улицу. Как она называется?

Физиологическая

 Что такое физиология? (Найдите в  «Толковом словаре»)

Физиология - наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, его функционирования в единстве и взаимодействии с окружающей средой в его непрерывном приспособлении к меняющимся условиям среды и непрестанном развитии

- Как вы считаете, что в приоритете для жителей улицы физиологическая? Перед вами карточки, выберите нужные и прикрепите на территорию улицы (еда, одежда, обувь, вода, жильё, сон, продолжение рода)

- А нужно ли вам всё это? Зачем? (чтобы жить, учиться, трудиться, любить…)

- А сейчас обратимся к результатам вашего труда. Как выдумаете, что можно подарить жителям улицы  Физиологической? (дети рассказывают о том, что создали  и доказывают свою точку зрения.)

Поднимаемся выше. Прочитайте название следующей улицы.

 Улица Безопасная

-  Как вы думаете, что в приоритете для жителей этой улицы? ( безопасность жизни) Выберите  подходящие карточки и прикрепите на территорию улицы (защита от врагов, помощь в случае болезни, защита на дороге…)

- А вам нужна безопасность? Зачем?

( А сейчас обратимся к результатам вашего труда. Как выдумаете, что можно подарить жителям улицы  Физиологической? (дети рассказывают о том, что создали  и доказывают свою точку зрения.))

Перемещаемся на улицу Социальная.

Что такое социум?  (общество, общность)

Нужно ли людям жить в обществе? Может, легче жить одному где-нибудь в лесу? Почему?

- Выберите карточки, которые вы поместите на улицу Социальная.

(дружба, любовь, общение…)

- А вам это нужно? Для чего?

Таким образом, для жителей улицы Социальная главное –(общение, дружба, любовь, совместная деятельность…)

-Покажите результаты труда, которые вы подарите жителям этой улицы.

Идем на улицу Престижную. Что такое престиж?Найдите в словаре.

Престиж - влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь

Выберите карточки и поселите их на улицу (занять достойное место в жизни, пользовать уважением, статус, признание, карьера)

-Какую профессию вы считаете престижной? Почему?

-Вам важно быть признанными людьми?

(Некоторые люди дорожат  социальным статусом, стараются построить карьеру, хотят, чтобы их уважали, гордились ими.)

- Переходим на улицу Духовная.

Что такое  духовность?  Заглянем в « Толковый словарь».

Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

- Что главное для жителей улицы Духовная?

(Самовыражение, самосовершенствование,самореализация.  Дети объясняют суть данных понятий)

Самовыражение – это ( выражение себя в чём –либо, например, в создании эскизов одежды, в изготовлении скульптур.•Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.  Например, через танцы, причёску, мальчишки – посещение спортзала и т.п)

Человек может оставаться собой лишь в том случае,

если он неустанно стремится над собой возвыситься.

Жюль Лашелье( на слайде)

Как вы понимаете суть этого высказывания?( человеку нужно становиться лучше, самосовершенствоваться).

    Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой, стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом.

Как самосовершенствуетесь вы?

Самореализация  - это  раскрытие собственных возможностей, ведущее к счастливой и успешной жизни. Например, кто-то реализует себя как актёр, кто-то как художник…)

А вы кем бы хотели стать? Почему?

Перечислите любимые занятия улицы Духовной (посещать выставки, ходить в театры, кино, писать картины, стихи, сказки…)

    Выберите карточки и прикрепите на улицу  (театр, кино, музыка, картины, творчество, религия, стремление к знаниям, философия).

- Покажите результаты труда, которые мы подарим жителям этой улицы. Почему?

- Подумайте, почему две нижних улицы такие большие?

( Там проживает больше людей, все люди на земле нуждаются в безопасности и физиологических потребностях)

- А почему последняя улица на самом верху?

(Она главная, там живут настоящие личности).

А теперь поговорим  о микрорайонах этого города. Посмотрите на рисунок и скажите, какие микрорайоны вы видите? Где находится первый микрорайон? Как его назовем?

Низший

Где находится второй микрорайон? Как его назовём?

Высший

- На какую улицу поселились бы вы? Почему?

- С кем можно сравнить людей, которые живут в низшем микрорайоне? Почему?

(С животными)

7. Физкультминутка.

- Изобразите любимое дело.(один ученик изображает, другие за ним повторяют и отгадывают, затем изображает другой…)

   Наш город – это на самом деле «Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу, который все человеческие потребности поселил на эти улицы и микрорайоны и дал им такие названия.

    Вывод. Таким образом, мы с вами узнали, (что такое потребности и  какие они бывают). А сейчас я посмотрю, как вы запомнили то, о чем мы говорили.

(Слайд)

8. Закрепление изученного материала.

Жители города «Потребности» придумали для вас разные задания. Начнем?

1.Отгадайте загадки. О каких потребностях идёт речь? На какую улицу вы их поселите? ( Загадки читает учитель)

1) “ Я лежу, болею

 Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

2) Вот уже стоит Егорка

 У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

 У Егорки в дневнике…

(С. Михалков.Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

3) Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

 И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

(С. Михалков.Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

4) У далекой

 У заставы

 Часовой в лесу не спит.

Он стоит –

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

 Переходят облака.

(С. Михалков.Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

5.Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

 С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные.

2.  Вспомните пословицы о труде. Труд – это потребность или необходимость? Докажите свою точку зрения.

(Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.Дело мастера боится.Труд кормит, лень портит.Кончил дело — гуляй смело.Всякий человек на деле познаётся.Труд — дело чести, будь в труде на первом месте)

3  Работа в паре.

- Что такое ложная потребность? Нарисуйте  одну или две. (Показывают друг другу, угадывают и отвечают на вопросы:

- Нужны ли ложные потребности?

- Как от них уберечься?

4  Индивидуальное задание.

*Зависят ли потребности от времени года? Докажи. (Валя П.)

*Одинаковые ли потребности у людей разного возраста? Докажи. (Руслан М.)

*Объясни смысл пословицы «Не хлебом единым жив человек». (Серёжа Ф.)

*Вечные ли потребности? Докажи. (Полина Ц.)

5 . Продолжи фразу, связав её с темой урока.

Жизнь – это…

(непрерывный процесс удовлетворения потребностей человека.)

6 . Нарисуйте потребность, которую вы испытываете сейчас.

Объясняют свой рисунок. На какую улицу поместите?

7.  Помогите Андрею.

Решите ситуацию.

Восьмиклассник Андрей мечтал о том , чтобы стать самым сильным и самым умным в классе. Но он любил много поспать, много играть в компьютерные игры, смотреть развлекательные передачи, забывал об уроках. Что вы посоветуете  Андрею, чтобы его мечты сбылись?( заниматься спортом, не играть в компьютерные игры, поменьше смотреть телевизор, учить уроки…)

Подведём итог нашего урока.

- Достигли ли мы цели?

- Решили ли задачи?

- Почему я выбрала именно этот эпиграф к нашему уроку? Объясните.

- Составим синквейн по теме нашего урока. ( Например)

Потребность

Социальные, духовные

Удовлетворять, трудиться, стремиться

Потребности формируют личность.

Нужда.

Рефлексия деятельности

Закончите фразу. ( дети вытаскиваютбумажки )

На уроке я…

Мне стало известно …

Я понял, что…

Я не знал, теперь знаю…

- В какой момент урока ты почувствовал себя  наиболее успешным?

Рефлексия настроения

     А какое у вас сейчас настроение? Оторвите лепесток у цветка и сравните с настроением, которое было у вас в начале урока. Почему у вас такое настроение?

Оценивание самих себя.

У вас на партах лесенки, поставьте сами себе отметку. Почему ты оценил так свою работу?

Учитель ставит отметку ученикам. Объясняет. Сравнивают отметки.

- Что бы вы пожелали жителям нашего с вами города?

Расти  духовно, думать не только о еде, но и об искусстве, дружить друг с другом.

Домашнее задание. Индивидуальное.

Валя П. – пословицы на тему потребности;

Полина Ц. – провести социологический опрос 20 человек «Ваши потребности», сделать вывод с помощью диаграммы.

Серёжа Ф. написать эссе на тему «Как влияют потребности на развитие человека».

Руслан М. – создать диафильм «Потребности моей семьи»

Спасибо за урок. До новых встреч!