программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Анохова Наталья Алексеевна

Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_9_.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

Протокол № 1

от  «28» августа 2015 г

Председатель ШМО

________ _______________

ФИО

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В.Л. Поляков

____________ ___

«1» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «Обществознание»

для  класса

на 2015-2016 учебный год

Всего часов по программе__34__, часов в неделю    _1_

Рабочая программа составлена на основе:  

  • Примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова  «Обществознание», издательство «Просвещение», 2009г.

Учебник:  Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 8-9 класса. допущено Министерством образования и науки РФ. ОАО Издательство «Просвещение» 2008

Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

34

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

8

7

10

9

КР - 4

1

1

1

1

Составитель:

Анохова Наталья Алексеевна

учитель истории

Категория –первая  квалификационная категория

МОСКВА, 2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 9 КЛАСС

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова.

  Цель данного курса: 

-     создание условий  для социализации личности;

- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

- формирования основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

-   содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Курс  включает в себя два раздела.

Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его ключевой идеей- идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.

Первый раздел- « Человек, природа, общество» изучается в 8 классе и опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру,  общество в целом. При этом человек характеризуется  и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность ,самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно  оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения  гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой поход призван помогать гуманизации  личности, её отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной среды.

Второй раздел- «Гражданин, мораль, право» изучается непосредственно в 9 классе - знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать своё поведение.

   Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации и социальной адаптации личности, формированию жизненной стратегии,  развитию познавательных способностей учащихся. Учебная деятельность предполагает   применение дифференцированного и личностно – ориентированного  подходов, учитывая уровень подготовки  учащихся.

 Программа  полностью соответствует Обязательному минимиуму содержания обществоведческого образования для основной школы, утверждённому Министерством образования  Российской Федерации.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расcчета 1 час в неделю.  Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ (тестирование) в соответствии с положением о проведении промежуточной аттестации.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека 
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы и средства контроля:

Предполагается  проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы.

Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания  и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся:

Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Календарно - тематическое планирование

по  обществознанию  в 9 классе

на 2014-2015 учебный год (34 учебных часа, 1 час в неделю).

урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Тема 1. Гражданин. Государство. Право .

1

1

Роль права в жизни человека общества и государства.

1

1

Беседа

2

2

Правовая ответственность.

1

1

Устный опрос.

3

4

3

4

Правовое государство. Право выше власти.

2

1,5

0,5

Проверка интеллект-карты по теме.

5

5

Гражданское общество и государство.

1

1

Устный опрос.

6

6

Конституция России.

1

0,5

0,5

Проверка синквейна по теме.

7

7

Основы конституционного строя России.

2

1,5

0,5

Рецензирование презентации.

8

8

9

9

Итоговое обобщение по модулю «Гражданин. Государство. Право».

1

1

Письменный опрос.

Тема 2. Права человека и гражданина.

10

10

Гражданин - человек свободный и ответственный.

1

1

Устный опрос.

11

11

Всеобщая декларация прав человека.

1

1

12

12

Международное гуманитарное право.

1

1

13

13

Частная и публичная жизнь гражданина.

2

1,5

0,5

Проверка интеллект-карты по теме.

14

15

14

15

Труд и трудовое право.

1

1

16

17

16

17

Собственность, предпринимательство и гражданское право.

1

1

Эвристическая беседа.

18

18

Духовная жизнь.

1

1

Рецензирование презентации.

19

19

Свобода совести.

1

1

20

20

Семейное право.

1

0,5

0,5

Фронтальный опрос.

21

21

Домашнее строительство.

1

0,5

0,5

Проверка тематического кроссворда

22

22

Социальные права человека.

1

0.5

0.5

Работа с нормативными актами.

23

23

Политические права и свободы.

1

1

Эвристическая беседа.

24

24

Право на образование.

1

1

Работа с законом об образовании.

25

25

Повторительно- обобщающий урок по теме «права человека и гражданина»

1

1

Тестирование.

26

26

Личность и личный выбор.

1

1

Эссе по теме.

27

27

Что такое мораль.

1

1

28

28

Добро и зло.

1

1

29

29

Долг и совесть.

1

1

Устный опрос.

30

30

Роль морали в жизни человека и общества.

1

0.5

0.5

Эссе по теме.

31

31

Нравственные основы любви, брака и семьи.

1

0,5

0,5

Письменный опрос.

32

32

Нравственная культура.

1

1

Беседа, письменный опрос.

33

33

Повторительно- обобщающий урок по теме. «Личность и мораль »

1

1

34

34

Итоговый урок за курс.

1

1

Итого: 34 часа.


Развёрнутое календарно-тематическое планирование

по обществознанию  на 2015-2016 учебный год

в 9 классе  (1час в неделю, 34 часа в год).

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Средства обучения,

демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

ТЕМА  I. ГРАЖДАНИН.ГОСУДАРСТВО. ПРАВО.

1.

Роль права в жизни человека, общества и государства.

Урок изучения нового материала.

Право, правовая норма, закон, система права, отрасли права..

     . Учебное пособие Л.Н.Боголюбова

«Обществознание». Ресурсы сети Интернет.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 сравнивать изученные социальные объекты.

Происхождение права.

Беседа

2.

Правовая ответственность.

Урок изучения нового материала.

Правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность и ее виды.

Учебное пособие Л.Н.Боголюбова

«Обществознание».

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им значимые признаки.

Устный опрос.

3-4.

Правовое государство. Право выше власти.

Комбинированный урок.

Понятие и основные признаки правового государства..

Компьютерная презентация.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить собственные  примеры, пояснять, изученные теоретические  положения и социальные нормы на соответствующих фактах.

.

Проверка плана-конспекта по теме.

5

Гражданское  общество и государство.

Комбинированный урок  с рассказом учителя и элементами  лабораторного занятия по тексту учебника.

Понятие гражданского общества и его проявления. Местное самоуправление.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

 Воспитание  в Спарте, Древнем Китае.

Р Киплинг «Заповедь».

Устный опрос.

6.

Конституция России.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Основные положения Конституции РФ.

Текст Конституции РФ.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, изученные социальные процессы.

Итсория возникновения конституции в РФ.

Проверка таблицы.

7-8

Основы конституционного строя России.

Урок-совершенствования умений и навыков.

 Основные принципы государственного устройства РФ

Компьютерная презентация.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

 

Рецензирование презентации.

9

Итоговое обобщение по модулю «Гражданин. Государство. Право».

Урок систематизации полученных знаний.

Ключевые понятия по модулю.

Разноуровневые карточки с заданиями.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

применять полученные знания при выполнении заданий тестового типа, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Письменный опрос.

 ТЕМА II. Права человека и гражданина .

Тема 6. Гражданин. Государство. Право.  (6 часов)

10

Гражданин- человек свободный и ответственный.

Урок изучения нового материала.

Поняти гражданин. Права и обязанности граждан.Гражданские свободы и борьба за них.

Учебное пособие Л.Н.Боголюбова

«Обществознание».

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты, их существенные свойства.

Письменный опрос.

11

Всеобщая декларация прав человека.

Урок изучения нового материала.

Естественные и неотъемлемые права человека и их международные гарантии.

Текст декларации.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать изученные социальные процессы.

Устный опрос.

12

Международное гуманитарное право.

Урок изучения нового материала.

Защита прав человека в условиях международных конфликтов.

Учебное пособие Л.Н.Боголюбова

«Обществознание».

Презентации.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

 

Проверка

кроссворда по теме.

13

Частная и публичная жизнь человека.

Урок-совершенствования умений и навыков.

.Частная жизнь, ее особенности. Частное и публичное право. Возникновение и развитие частного и публичного права. Значение права на неприкосновенность частной жизни.

 Понятие «публичная жизнь».

Учебное пособие Л.Н.Боголюбова

«Обществознание».

Знать: положения основного закона государства.

Уметь: соотносить и позиционировать себя как гражданина России, аргументировать свой выбор и свою позицию, работать с нормативным текстом.

 

.

Тест.

14

Труд и трудовое право.

Урок изучения нового материала.

Роль труда в развитии общества. Особенности трудового законодательства.

Таблица

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать изученные социальные процессы.

.

Устный опрос.

15

Труд и трудовое право.

Урок изучения нового материала.

Роль труда в развитии человека и общества.

Трудовой договор.

Знать: основные положения документа.

Уметь:

 работать с нормативным текстом, анализировать текст, делать выводы.

Трудовой договор.

Эвристическая беседа.

16

Собственность, предпринимательство и гражданское право.

Урок изучения нового материала.

Собственность. Основные виды собственности..

Компьютерная презентация.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

интерпретировать изученные социальные процессы.

Имущество и имущественные отношения

Рецензирование презентации.

17

Собственность, предпринимательство и гражданское право.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Предпринимательская деятельность. Особенности гражданского законодательства.

Таблица

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 анализировать  актуальную информацию  о социальных объектах, выявлять их общие черты и различия.

. Имущество и имущественные отношения

Устный опрос.

18

Духовная жизнь.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Духовная жизнь, достоинство, духовная свобода, убеждения. Право человека на духовную свободу. Духовное богатство человека. Человеческое достоинство

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать изученные социальные процессы.

Фронтальный опрос.

19

Свобода совести.

Урок-изучения нового материала..

. Свобода совести, вера, религиозное верование.

.

Знать: место и роль человека в системе общественных отношений;основные мировые религии.

Уметь:

 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия.

 

.Мировые религии.

Проверка тематического кроссворда.

20

Семейное право.

Урок изучения нового материала..

Права и обязанности членов семьи по законодательству РФ.

Компьютерная презентация.

Конвенция о правах ребёнка( текст

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать

Принципы обеспечения в семье прав ребенка.

Модели современной семьи

Письменный опрос.

21

Домашнее строительство.

Урок изучения нового материала.

. Основные аспекты домашнего строительства. Личный и семейный бюджет. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать

«Домострой»

Эвристическая беседа.

22.

Социальные права.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Социальные права, социальная политика государства. Право на жилище. Содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на социальное обеспечение и его гарантии.

Меловая схема: «Социальная политика РФ».

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

систематизировать, анализировать и обобщать информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Чем определяется социальное положение человека?

Эссе по теме.

23

Политические права..

Урок-совершенствования умений и навыков.

Юридические ограничения и гарантии гражданских и политических свобод. Свобода слова, собраний, ассоциаций

Раздаточный материал к уроку. Статьи Гражданского кодекса РФ

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, интерпретировать изученные социальные процессы.

Устный опрос.

24

Право на образование.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Образование, самообразование.

Требования информационного

общества. Гуманизация образования. Право на доступ к культурным ценностям.

Компьютерная презентация.

Текст «Закона об образовании».

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 работать с нормативным текстом, аргументировать свою точку зрения, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия.

Образовательная система в  условиях ИК.

Актуальность высшего образования.

Рецензирование презентации.

25

Повторительно-обобщающий урок.

Тестирование.

ТЕМА III Личность и мораль.

26

Личность и личный выбор.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Нравственно – правовая и социальная ответственность за свои дела и поступки.

Учебное пособие.

Знать: механизмы правового регулирования,

обществоведческие термины по теме.

Уметь:

 приводить примеры, пояснять, изученные социальные процессы.

.

Письменный опрос.

27

Что такое мораль.

Урок систематизации полученных знаний.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: анализировать  актуальную информацию  о социальных объектах, выявлять их общие черты и различия, объяснять причинно- следственные и функциональные связи изученных социальных объектов.

Эссе на тему..

28

Добро и зло.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

презентация.

29

Долг и совесть

Урок-совершенствования умений и навыков.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Фронтальный опрос.

30

Роль морали в жизни человека и общества.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Беседа.

31

Нравтсвенные основы любви , брака и семьи.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Учебное пособие.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Беседа.

32

Нравственная культура.

Урок-совершенствования умений и навыков.

Компьютерная презентация.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Задания в учебнике.

33

Повторительно- обобщающий урок.

Зачетное занятие

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Тестирование.

34

Итоговый урок

Задания по вариантам.

Знать: обществоведческие термины по теме.

Уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач,

интерпретировать изученные социальные процессы.

Тестирование.

Итого: 34 часа.

Учебно- методическое обеспечение:

Литература для учащихся:

  1. Обществознание.   Учебник для 8-9кл. общеобразовательных учреждений  под ред. Л.Н. Боголюбова,  М.: Просвещение, 2008

 Литература для учителя:

  1. Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
  2. Методические  рекомендации по курсу « Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией  Л.Н. Боголюбова,  2-е издание – М: Просвещение, 2001.

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция о правах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...