Урок обществознания. Менталитет как социокультурное явление. 11 класс.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Ольбикова Надежда Лукинична

 «МЕНТАЛИТЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧

Сборник методических разработок педагогов

«УЧИМ, ВОСПИТЫВАЕМ, ТВОРИМ!»

❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧❧

Выпуск 2

Декабрь 2013 г. – Апрель 2014 г.

http://civiledu.ru/arhivproektov/

стр. 236 - 240

 

«МЕНТАЛИТЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Урок обществознания в 11 классе

Ольбикова Надежда Лукинична

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска

Республика Коми

Цель урока: сформировать представление обучающихся о менталитете как социокультурном явлении.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с сущностью и типами менталитета, факторами, определяющими тип менталитета.

2.Развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, умений анализировать, сравнивать.                      

3. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.

4.Нравственное воспитание обучающихся при рассмотрении различных разновидностей менталитета (национального, возрастного, профессионального и т.д.). Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.

Автор учебника: Л.Н. Боголюбов.

Место урока в системе уроков по теме «Духовная культура». В рабочей программе выделен 1 час,  так как проблема менталитета актуальна и расширяет знания обучающихся о мире, обществе, личности.

Тип урока – урок изучения нового материала с элементами практической (исследовательской) деятельности

Технологии: технология сотрудничества, информационно-компьютерная технология.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что духовный мир человека характеризуется единством чувств, разума и воли и зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета. Мы с вами подробно говорили о мировоззрении, о типах мировоззрения. Но рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета.

Фронтальная беседа:  Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрения вы знаете? Что такое характер? Что такое убеждения и вера, их место в мировоззрении?

  1. Основная часть урока.

Учитель: Понятие «менталитет» происходит от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение», «душевность». Многие ученые считают, что точного, однозначного перевода этого термина нет. Но сам он употребляется достаточно широко.

       В обществоведческой науке «менталитет» - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания,  личного жизненного опыта. Иными словами, это своего рода «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным практическим делам. Менталитет синонимичен слову «ментальность».

- Ученики записывают в тетрадь схему. (слайд №3)

Учитель: Менталитет формируется в результате воздействия на человека внешнего мира. Как вы считаете, что влияет на формирование менталитета человека?

Ответы обучающихся:

     Основными факторами, определяющими тип менталитета, являются

- литература, прочитанная в детстве и юности;

- биологические факторы (уровень физического и психического здоровья);

- менталитет родителей;

- воздействие со стороны отдельных личностей («сильных» личностей);

- теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

- СМИ;

- школа;

- иные формы искусства.

     Учитель: Данные факторы влияют на формирование системы ценностей данной личности, которую включает в себя менталитет. Психологи подчёркивают, что менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, нормы и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, ценностях, потребностях, а значит и характерные для данной общности убеждения, идеалы, интересы, социальные установки и т.д., отличающие указанную общность от других. Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет – явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами – в их менталитете. Как вы думаете, не зная человека, можем ли мы предположить, кем работает этот человек (беседуя с ним длительное время, когда едем в транспорте, стоим в очереди)?

Задание: Выявить общие черты, характерные для менталитета (склада ума, умонастроения) людей разных профессий. (слайд №4)

Работа в группах:      

            1 группа – учитель                                       2 группа – милиционер

            3 группа – военный                                      4 группа – бизнесмен

            5 группа – родители

Ответы обучающихся:

УЧИТЕЛЬ – толерантность, интеллектуальность, ориентация на общечеловеческие ценности, назидательность, прямолинейность, указательный тон, нравоучение везде. Будут работать за низкую зарплату. (слайд №5)

ПОЛИЦЕЙСКИЙ (МИЛИЦИОНЕР) – подозрительный, внимательный, жёсткий взгляд, выносливость, отсутствие ярко выраженной боязни смерти. (слайд №6)

ВОЕННЫЙ – выправка, четкое исполнение приказа, командный тон, высокий жизненный тонус, выносливость,  стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти. (слайд №7)

БИЗНЕСМЕН – дотошность и цепкость к мелочам и деталям, чтобы получить выгоду, готовность к риску ради постоянного развития и движения вперед. Стремление пустить пыль в глаза. Даже на отдыхе работают. Уверены в себе, они готовы рисковать своим бизнесом и полагаться на себя. Первое место занимает их компания, в особенности, если они не достигли достаточного, по их мнению, финансового благосостояния. (слайд №8)

РОДИТЕЛИ – назидательность, нравоучение, всепрощающая роль, стремление защитить своего ребёнка в любой ситуации. (слайд №9)

Учитель: Говорят о менталитете тех или иных народов. Но прежде всего выделяют западный и восточный менталитет.

    В ходе беседы на экране появляется схема. (слайд №10)

ВОСТОЧНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ                          ЗАПАДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Мышление эмоциональное, образное.                Мышление теоретическое,

                                                                                 рациональное, анализирующее.

Эстетическое восприятие мира.                           Творчество!

Познание обращено на себя, вовнутрь.               Наука!

Истина описательна.                                           Истина доказательна.    

                                                                               

Задание: Определить, к какому менталитету могут принадлежать следующие изречения? Почему? (исходя из характеристики).  СВОЙ ОТВЕТ АРГУМЕНТИРУЙТЕ.

Работа в группах:

1 группа.

К какому менталитету (восточному или западному) принадлежат следующие изречения:

А.  Несправедливость подчинена справедливости,

      Справедливость подчинена закону,

      Закон подчинен власти.

Б.  Господу – мою душу,

      Тело мое – королю,

      Сердце – прекрасным дамам,

      Честь – себе самому.

 2 группа.

Какое мышление (западное или восточное) иллюстрирует этот стихотворный отрывок:

...умей мечтать, не став рабом мечтаний,

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречай успех и поруганья,

Не забывая, что их голос жив…

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек!

3 группа.

Западный или восточный мыслитель мог бы, по-вашему, сказать: «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие»?

 «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»

4 группа.

Какому менталитету могут принадлежать следующие изречения:

«Человек измеряется не с ног до головы, а с головы до неба».

«Ни один человек не является островом, отделенным от других. Каждый – как часть континента, часть материка… Поэтому никогда не посылай узнавать, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».  

5 группа

Какому менталитету могут принадлежать следующие мысли:

 «Человек – ни ангел, ни животное».

«Человек сам в себе цель и не может быть средством».

Ответы обучающихся: (слайд №11)

1 группа.  

А. восточный: средневековая религия японцев, обожествляющая власть императора, с 1808 – 1946 г. – государственная религия Японии.

 Б. западный: старинный французский девиз.

2 группа.   западное: Р. Киплинг. «Заповедь» (английский писатель (1865 – 1936), автор «Книги джунглей» о жизни мальчика Маугли среди зверей).

3 группа. западный: Френсис Бекон (1561 – 1626) - английский философ.

4 группа.

А. восточный: Конфуций (551 – 479 г. до н. э.) - китайский философ, объявлял  власть правителя священной.

Б. западный: Джон Донни (1572 – 1631) - английский поэт, характерна жизнерадостная лирика в духе Возрождения.

5 группа

А. западный: Блез Паскаль (1623 – 1677) - французский философ, математик, физик. Считал, что человек мыслящий  найдет спасение  в христианстве.

Б. западный: Иммануил Кант (1724 – 1804) - немецкий философ.

Учитель: В литературе широко употребляется термин, который вы часто слышите – «РУССКАЯ ДУША». При этом имеется ввиду целый ряд психических качеств. Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что именно они являются типичными для русского народа. Какие это качества? (слайд №12)

 Задание: Обсудите в группе и запишите эти качества. Чтобы выполнить это задание, вам помогут знания из истории и литературы нашей страны.

Ответы обучающихся:

                            доверчивость                                       открытость для общения

                            готовность к самопожертвованию     бунтарство

                            доброта                                                 жалость

                            религиозность                                      миролюбие

                            жестокость                                            сострадание

                            безбожие                                               коллективизм

                            индивидуализм                                     самоотверженность и т.д.

Учитель:  Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. О чём говорят эти качества?

Ответы обучающихся: о двоичности сознания.

Учитель: Особенность русского менталитета – двоичность сознания подчеркивается философом Н. Бердяевым, который выстроил пары, характеризующие природу русского человека (слайд №13)

Смирение,                    - бунт, требующий

отречение                        справедливости

Сострадание,                            -  возможная

жалость                                       жестокость

Доброта,                         -  склонность к

мягкость                                 насилию  

Деспотизм                               - анархизм,

                                                        вольность

Национализм,              - всечеловечность,

самохвальство                      универсализм

Индивидуализм,                      - безликий

обостренное

сознание

личности                                    коллективизм  

                 Искание Бога, религиозность          –             внешнее благочестие или

                                                                                             воинствующее   безбожие

Ученики приводят примеры из курса истории, общественной жизни, личного социального опыта, подтверждающие двоичность сознания природы русского человека.

Учитель:                                                                    

     Максимилиан Волошин (1877 – 1932) в поэме «Россия» подчеркивает эту двоичность, полярность русского мышления:

                                                       «Мы

            ни в чем не знаем меры до средины,

            Все по краям да по пропастям блуждаем.

            И нет нигде такого безнародья,

            И власти нету более крутой…»

     История нашей страны показала колебания русского народа между тоталитаризмом и демократией, коллективным и индивидуальным, идеализмом и прагматизмом, верой в Бога и атеизмом.

Учитель: Как вы считаете, можно ли изменить менталитет? (рассуждения обучающихся).

     Поскольку менталитет есть результат программирования человека обществом, его теоретически можно изменить. Следует, однако, учесть, что формирование менталитета продолжается около 12 лет (с 3 лет до 14 – 16). Следовательно, если учесть, что способность мозга к обучению падает с возрастом, то на смену ментальности понадобится около 100 лет. Т.Е практически это невозможно, и для взрослого человека тип ментальности можно считать статической характеристикой. Устойчивость менталитета отнюдь не означает его неизменность. В условиях кардинальных социальных изменений менталитет может качественно меняться, и человеческие представления о жизни общества, подходы к оценке самих себя, других людей, социальных явлений могут претерпевать неожиданные деформации. Например, среди народных масс России долгое время была преобладающей и, как многим казалось, незыблемой монархическая традиция. Однако события XX века прочно вытравили пиетет царской монархии в душах миллионов  и миллионов людей. Другой пример: после октября 1917 года и в течение более 70 лет сформировались особенности менталитета советского человека, которые выразились по словам А.В. Петровского в целом комплексе специфических характеристик, таких, как «блокадное сознание» (ожидание, а иногда и уверенность в неизбежной агрессии со стороны внешнего врага), социальная «ксенофобия» (враждебное отношение к классовому врагу, к которому в разное время относили «белое офицерство», кулаков, дворянство, меньшевиков, эсеров и т.д.), «ханжеская десексуализация». Понятно, что после 1991 года начался и достаточно бурно проходит процесс разрушения подобной личностной ментальности. В то же время целый ряд социально-психологических личностных феноменов из только что перечисленных не изжит до конца и сегодня. (слайд №14)

    Учитель: Проблема менталитета - одна из самых острых и болезненных тем в научных дискуссиях. Существуют многочисленные концепции, в которые представлены различные типы. Познакомимся ещё с одной.

    Сообщение ученика:  Голландский учёный Герт Хофcтейд в результате исследования закономерностей менталитета пришёл к выводу, что многие различия объясняются национальной культурой. Одним из аспектов, характеризующих менталитет, Г. Хофстейд называет "мужественность-женственность". (слайд №15)

«Мужской менталитет» предполагает:

- наличие возможностей для продвижения по службе;

- требование хорошо оплачиваемой работы;

- наличие возможностей обучения или повышения квалификации;

- наличие возможности быть в курсе технических новостей.

Для женской же роли более важными являются следующие факторы:

- работа в дружеской атмосфере;

- возможность оставаться на данном рабочем месте так долго, как вам хочется;

- наличие приемлемых условий труда;

- наличие хороших отношений с руководством и хорошего взаимодействия с коллегами.

Учитель:  Как вы считаете, к какому типу менталитета относит Г. Хофстейд современную Россию? 

Ответы обучающихся.

Учитель: Г. Хофстейд отнес Россию к «женственному» типу менталитета, для которого характерны высокая степень толерантности, низкая степень дискриминации, социальная ориентация. на первом месте стоит установление хороших отношений между членами организации, а не конкуренция, карьера. Отношение руководства к своим работникам характеризуется как «патернализм». Тем не менее, за последние 10-15 лет происходят изменения в сторону «мужественности». Появилось достаточно много организаций, особенно в сфере услуг, торговли, где в большей степени преобладают традиционные «мужские», более агрессивные ценности. 

      У вас есть возможность при желании познакомиться с другими многочисленными концепциями.                                                                                                                                              

  1. Подведение итогов (вывод по уроку):  

Учитель: Менталитет - социокультурное явление. Менталитет русского народа формировался и развивается под непосредственным и определяющим влиянием его культуры, его образа жизни и мышления, сложившегося типа хозяйствования и соответствующего жизненного уклада, характера религиозности и государственного строя. Мы живём в интересное и противоречивое время. Поэтому очень важно духовное развитие человека.  

Рефлексия:  Обучающиеся высказывают своё мнение об уроке, достигнута ли цель урока, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание (слайд №16): 

1) записи в тетради

2) Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В ответе используйте соответствующие понятия обществознания и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции (подготовка к ЕГЭ, С 9).

  • «Русский народ – самый обаятельный, но и самый обманчивый и непредсказуемый» (французский историк Моно).
  • «Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва». (И. Бунин)
  • «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» (народная мудрость)
  • «Почему родители ругают школу?»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

конспект урока обществознания "Многообразие познания мира", 10 класс, профильный уровень.

план-конспект и презентация к уроку обществознания в 10 классе, профильный уровень. тема "Многообразие путей познания". данный урок предполагает групповую форму работы  и рассчитан на два часа....

Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс

Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс по учебнику Кравченко + задания из рабочей тетради...

План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...