Урок-дискуссия "Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы", 11 кл.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Беляева Наталья Кузьминична

 Общая тема «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и экономика», форма урока – урок дискуссия «Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы». Урок 24-й, завершающий изучение раздела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Обществознание. 11 класс

ФИО учителя

Беляева Наталья Кузьминична

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок  24 – завершающий в разделе 1 «Человек и экономика»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

1.Проверить усвоение основных понятий раздела «Человек и экономика» 2.Развивать навыки аналитического мышления. 3.Продолжить работу по формированию умений и навыков обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи, работать в группах.

Формы и методы.

Метод: проблемное изучение материала через решение проблемных задач и заданий. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова и др.;Рос.академ.наук, Рос.академ.образование, издательство «Просвещение». – 5-е изд. Обществознание: Проблемные вопросы, задания, задачи. Авт. – сост. Н.Г. Кривцова – Волгоград: издательство «Учитель» Повторительно – обобщающие уроки 8-11 классы. Автор – сост. Т.А. Корнеева. Москва. Издательство «Глобус» серия «Школьные уроки»

План урока

Основные понятия и термины

Экономика, рыночная и плановая экономика, безработица и ее виды,  факторы производства и факторные доходы, конкуренция и монополия, банковская система.

Планируемые образовательные результаты.

Объём усвоения и уровень владения компетенциями

Компетентность культурно – компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: решать ЕГЭ – вариант В, вести диалог и полилог, делать сравнительные и обобщающие выводы. Получат возможность научиться осуществлять поиск нужной информации в сети Интернет; выделять главное; проводить сравнение.

Предметная компетентность. Умеют: выполнять творческие задания; работать в группах; проявлять способность к взаимодействию, формировать и отстаивать собственную точку зрения, ИКТ - компетентность.

Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Универсальные учебные действия

Организационный момент

2 мин.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к уроку.

Знакомит с темой урока.

Обсуждение цели урока с учащимися и постановка цели учителем.

Высказывают предположения о цели урока.

Личностные: понимают значение экономики в жизни человека, общества. Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме; логические – поиск существенной информации

Актуализация знаний

7-8 мин.

Проверить знания учащихся по теме.

 Раздаёт тесты. Вариант В.

Работают с тестом по вопросам.

 Индивидуальная

Познавательные: Общеучебные –

Решение теста.

Работа над темой урока

20 мин.

Обобщить знания уч-ся в ходе дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1.  Особенности плановой и рыночной экономики.

2. Безработица: виды, причины, последствия.

3. Население поселка: ЕП и миграция.

4. Факторы производства и факторные доходы.

5. Конкуренция и монополия.

6. Банковская система, кредитование и электронные деньги.

7. Мировая экономика, наш поселок в мировой экономике.

1. Приводят примеры жизни п. Седаново  при плановой и рыночной экономике.

2. Приводят примеры видов безработицы в п. Седаново.

3. Приводят сравнительные примеры.

4. Приводят примеры.

5. Приводят примеры конкуренции в поселке.

6. Приводят примеры включения жителей поселка в систему кредитования и пользования электронными деньгами.

7. Приводят примеры участия п. Седаново в мировой экономике.

Фронтальная

Познавательные: Общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации. Логические – строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные:Б) Принимают и сохраняют учебную задачу; Коммуникативные: умеют работать в группе, находить компромисс.

Закрепление изученного материала

3-4 мин

Обобщить высказанное в ходе дискуссии виде мини-проекта

Раздает листы, фломастеры

1 группа фиксирует положительное для п. Седаново, 2 группа – отрицательное в условиях рыночной экономики.

Групповая

Познавательные: Общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Регулятивные:Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Итоги урока. Рефлексия

3-4 мин.

Раздаёт каждому учащемуся вопросы

Отвечают на вопросы, подсчитывают результат Отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная работа. Самоконтроль Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. Познавательные: формулирование ответов. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала

Домашнее задание

1 мин

Выполнить тест № 11 по теме «Экономика»

Объясняет домашнее задание, раздает тесты.

Запись д/з в дневник.

Индивидуальная



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ.

  1. Дать характеристику класса. В классе 9 учащихся, 3 девушки и 6 юношей. Класс имеет средний уровень обученности, можно сказать,  немного выше среднего уровня. Имеет средний уровень мотивации к обучению. Четыре ученика имеют высокий уровень мотивации, они уже определились, куда будут поступать, у трех учащихся будущее связано с профессией экономиста.

  1. Указать тему урока, охарактеризовать его положение в общей системе других уроков и тем. Общая тема «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и экономика», форма урока – урок дискуссия «Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы». Урок 24-й, завершающий изучение раздела.

  1. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса. Тема «Экономика» вообще сложна для учащихся, это отмечается в анализах ЕГЭ, мне в этом отношении легче преподавать тем, что у учащихся есть предмет «Экономика», некоторые темы этого предмета перекликаются с теми, которые есть в программе по изучению обществознания.

  1. Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы). Цель урока: 1.Проверить усвоение основных понятий раздела «Человек и экономика» 2.Развивать навыки аналитического мышления. 3.Продолжить работу по формированию умений и навыков обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи, работать в группах. По моему мнению в процессе урока  удалось достигнуть поставленной цели, учащиеся достаточно успешно справились с тестом, что явилось этапом подготовки к ЕГЭ. В ходе дискуссии учащиеся смогли показать теоретические знания по данному разделу, а также умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы, что свидетельствует об определенном уровне аналитического мышления. Также они смогли показать умения работы в группах и завершили обсуждение заявленной темы урока наглядным мини-проектом.

  1. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели. В рамках повторительно-обобщающего урока есть множество вариантов его проведения, я часто пользуюсь проведением контрольной работы в формате ЕГЭ, тем более, что третий год подряд 100% учащихся выбирают предмет для сдачи ЕГЭ. Но форма дискуссии тоже достаточно успешна в актуализации знаний у учащихся. Это третья по счету большая дискуссия, т.к. в этом классе подобная форма себя зарекомендовала с лучшей стороны. Элементы дискуссии в этом классе присутствуют почти на каждом уроке.

  1. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи. По плану урока.

  1. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся. Основной метод – личностное-ориентированный, а также проблемное изучение материала. Формы работы – индивидуальная, групповая, фронтальная. Были использованы на уроке, учащиеся получили возможность показать предметную компетентность, ИКТ-компетентность.

  1. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке. Удачные – дискуссия между группами.

Неудачные - тест, недостаточно времени для проведения.

  1. Общий вывод и оценка его. Урок состоялся. План рока выполнен. Я довольна его результатом.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы

Слайд 2

Рефлексия «Выбор» 1. Я считаю, что занятие было интересным скучным 2. Я научился многому - малому - 3. Я думаю, что слушал других внимательно - невнимательно - 4. Я принимал участие в дискуссии часто - редко - 5. Результатами своей работы на уроке я доволен - не доволен -



Предварительный просмотр:

Рефлексия «Выбор»

Поставьте   значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Рефлексия «Выбор»

Поставьте   значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Рефлексия «Выбор»

Поставьте   значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Рефлексия «Выбор»

Поставьте   значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

___________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...

Преподавание русского языка в условиях двуязычия. Плюсы и минусы.

Данная презентация познакомит Вас с плюсами и минусами в преподавании русского языка комиговорящим детям....

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Рыночная экономическая система. плюсы и минусы

Положительные и отрицательные характеристики рыночной системы...