Образование
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Гизатуллина Гульнара Газимовна

Урок по обществознанию в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_8_klass.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  8 КЛАСС

Тема урока: «ОБРАЗОВАНИЕ»

Цели урока:

Обучающая: охарактеризовать понятие «образование», познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы РФ, с её местом в российском обществе, структурой образования.

Развивающая: развивать логическое и критическое  мышление через решение  познавательных и проблемных заданий, умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: формировать патриотические чувства, умение давать оценку современным процессам, происходящим в современном обществе, выражать свою позицию и отстаивать её, воспитывать позитивное отношение к процессу образования.

Тип урока: урок-открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Технологии: Проблемный диалог, проектная деятельность.

Оборудование для урока: мультимедийный проектор, листы оценивания для учащихся, памятки для выполнения заданий, пакеты документов для работы: Конституция РФ, Конституция РБ, ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Правительственная инициатива РФ  «Наша Новая школа», Стратегия развития образования в РФ до 2020 года.

СЦЕНАРИЙ  УРОКА

Учащиеся рассаживаются по группам, формируются три группы.

  1. Знакомство с учащимися, создание позитивного психологического настроя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульнара Газимовна, я учитель истории и обществознания, и сегодняшний урок  обществознания у вас проведу я. Вы со мной познакомились, а я буду знакомиться с вами в ходе нашей совместной работы. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем сегодня,  и наше сотрудничество будет взаимно приятным и полезным.

  1. Вспоминаем то, что знаем.

Итак, скажите мне, пожалуйста, какую сферу жизни  общества вы сейчас изучаете на уроках обществознания?

Ученики: Мы изучаем сферу духовной культуры.

Учитель: А что включает в себя духовная сфера?

Ученики: Мораль, образование, наука, искусство, религия и т.д.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение сферы духовной культуры общества и познакомимся с ещё одним  её важнейшим компонентом. А вот с каким—вы мне , я надеюсь, скажите сами. Внимание на доску. Перед вами информация, на основе которой сформулируйте тему нашего урока и выполните задания, которые вам предложены. (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ).

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование учащимися темы урока, целей урока.

Учащимся предлагается интеллектуальная задача:

В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперёд семимильными шагами, а люди отстают.

Глобализирующийся мир столкнулся с острым дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тысяч специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Уже изобретены передовые технологии, высокоточная аппаратура, новейшие методы производства. А тем, кому предстоит на всей этой технике работать, ещё только предстоит научиться это делать как следует.

Учащиеся получают памятки (алгоритм) решения задачи.

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ

  1. Какая важная информация представлена в данном источнике?
  2. Какая главная проблема обозначена в данной информации?
  3. Какие способы решения данной проблемы вы можете предложить?
  4. Какой из предложенных способов наилучший? Почему?

Учитель: Итак, ребята, исходя из ваших ответов – о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики: Мы будем говорить об образовании.

Учитель: Правильно! А какая проблема обозначена в данной информации?

Ученики: Несоответствие между развитием науки, техники, технологий и знаниями, навыками людей в современном мире.

Учитель: Молодцы! Вы правильно сформулировали проблему. А теперь предположите—что надо сделать, чтобы эту проблему решить. Ваши гипотезы, ребята!

Ученики: Необходимо что-то изменить в системе образования, провести реформы и т.д.

Учитель: Что мы с вами должны сделать, чтобы решить проблему? Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Ученики: узнать- что такое образование, какое значение оно имеет для человека, какую роль играет в жизни общества и государства. Что же нужно сделать, чтобы этого противоречия не было и т.д.

Учитель: Вот мы с вами и наметили план нашего сегодняшнего урока. Молодцы! … А теперь оцените свою деятельность на этом этапе урока. Для этого у вас есть на столах оценочные листы, поставьте в них себе оценку—насколько вы были активны. ( от 1до 5 баллов).

4.Этап открытия нового знания.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. Вам предстоит поработать с документом—ФЗ№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.  Этот закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Первая группа работает со статьёй 2 ФЗ

Задание:

  1. Что такое образование?
  2. В интересах кого осуществляется этот процесс?
  3. Какова цель образования?

           Вторая группа работает со статьёй 3 ФЗ

            Задание:

  1. Назовите основные принципы, на которых основывается государственная политика в области образования в РФ?

             Третья группа работает со статьёй 5 ФЗ

             Задание:

  1. Как наше государство гарантирует право на образование своим гражданам?

Презентация работы групп.

Первая группа:

Образование—это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.

Этот процесс осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства.

Цель образования: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека;

удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Вторая группа:

Основные принципы это:

  1. Приоритетность образования
  2. Доступность о.
  3. Гуманизм
  4. Единство образовательного пространства
  5. Интегративность о.
  6. Светский характер
  7. Свобода выбора форм получения о.
  8. Непрерывность о.

    Третья группа:

Государство гарантирует:

  1. Общедоступность о.
  2. Бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе—бесплатность высшего образования (если получает впервые).

Учитель: Молодцы, ребята ! Вы неплохо поработали в группах. Теперь оцените свою активность на этом этапе работы в оценочных листах.

Давайте мы с вами составим схему «Ступени образования в РФ», используя  учебник  стр. 82-83.

Учащиеся выстраивают схему в тетрадях.

Учитель: На какой ступени образования вы находитесь сейчас?

Ученики: Основное общее образование.

Учитель: Правильно! Вы учитесь  в основной школе. Этот этап обучения по праву называется основным. Здесь вы получаете первоосновы научных знаний по всем предметам, тем самым готовитесь для того, чтобы на следующих ступенях образования овладевать фундаментальными ( наиболее важными, базовыми) знаниями. Лишь на основе этих знаний возможны разработка и реализация нововведений, освоение новых профессий.

В основной школе вы изучаете информатику. Занимаетесь в компьютерных классах, осваиваете Интернет. Всё это способствует формированию информационной грамотности, без овладения которой вы не сможете эффективно работать. Обеспечивать благополучную жизнь себе и своим близким.

Чем ближе окончание основной школы, тем важнее правильно сделать первые шаги в выборе путей дальнейшего образования. Вы продолжите обучение в 10- 11 классах и сможете выбрать для углубленного изучения те предметы, которые вызывают у вас наибольший интерес или связаны с ориентацией на избранную вами профессиональную подготовку. У вас есть также возможность поступить в учебное заведение, дающее среднее профессиональное образование и принимающие окончивших основную школу. Выбор за вами!!!

Школа хороша, если в ней хорошо каждому—ребёнку и взрослому.

Давайте мы с вами попробуем разработать свой собственный проект «Наша Новая школа».

Для этого первая группа будет разрабатывать мини-проект «Новая школа глазами учеников»

Вторая группа: «Новая школа для общества»

Третья группа: «Новая школа для государства»

Для разработки своих проектов вы используете документы, а также материал учебника со стр.80-82. Ну и , конечно, своё мнение.

Презентация работы групп на ватманах.

Оцените, пожалуйста, свою работу в группах. Обсудите оценки.

  1. Первичное закрепление новых знаний+рефлексия+физ.минутка.

Я вам говорю утверждение, если оно верное—то вы хлопаете в ладоши и киваете головой. Если не согласны—топаете ногами, вертите головой  и при этом говорите: «Ай-ай-ай!!!» Итак… Начали!!!

  1. Образование—это ТОЛЬКО обучение. (НЕТ)
  2. Образование—это воспитание и обучение. (ДА)
  3. Учимся всю жизнь? (ДА)
  4. За посещение школы нужно платить деньги? (НЕТ)
  5. Хочу хожу в школу, хочу –нет. (НЕТ)
  6. Могу выбрать форму обучения? (ДА)
  7. Инвалид не может получить образование. (НЕТ)
  8. Имею право изучать родной язык? (ДА)
  9. Вы сейчас получаете начальное общее образование? (НЕТ)
  10. Второе высшее образование бесплатно? (НЕТ)
  11. В 9 классе заканчивается основное общее образование (ДА)
  12. Всё было понятно на уроке? (ДА!!!!)
  13. Много нового узнали на уроке? (ДА!!!!)

Учитель: Это я вам аплодирую, ребята, за вашу работу на уроке!

Выставите, пожалуйста, себе в своих оценочных листах итоговую оценку за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.
  1. Изучить параграф 10, выполнить задания на странице 86 с 1 по5.
  2. Написать небольшое сочинение-рассуждение по высказыванию А.С. Грибоедова на странице 86.
  3. Подготовить презентацию о каком-либо научном деятеле России и его научном открытии. (ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ).

УРОК ОКОНЧЕН! ДО СВИДАНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...